Конспект родительского турнира на региональную тему Итиль

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


«Итиль», «Симбирцит»

Родительский турнир ( региональная тема)

Цель: привитие чувства любви и гордости за свой край, свою малую Родину.


Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово учителя.

  2. Проведение викторины

Памятники архитектуры и культового зодчества города


1. Где в г. Симбирске в 18 - 19 вв. находилась Соборная площадь и почему она так называлась?

[pic]

Вид Соборной площади с водопроводной башни. Начало XX века

"Соборная площадь находится на венце, в пределах старинного „рубленнаго города"; и занимает 3 дес. 150 кв. саж. На этой площади два городских кафедральных собора: Троицкiй (летнiй) и Николаевскiй (зимнiй). До 1836 года эта площадь была значительно больших размеров: восточной стороной она подходила к самому гребню Симбирской горы, а северной — к губернаторскому дому. Император Николай Павлович первый обратил вниманiе на то, что, при таком расположенiи площади, большой собор (тогда еще только строившiйся) совершенно исказил правильность ея, а потому приказал занять площадь, почти до половины, публичным садом для гулянiя, разбив его так, чтобы старый собор находился в саду и лишь один боковой подъезд его выходил бы наружу. (Записки И. С. Жиркевича („Русскiя Старина", 1890 г. июль, стр. 125). Когда указанiя Государя были приведены в исполненiе, новый собор действительно оказался в центре площади. Затем, после пожара 1864 года, когда устраивался бульвар на венце, восточная часть соборной площади обращена в красивый цветник, с фонтаном."

На месте Соборной площади находится площадь Ленина и прилегающие к ней территории. Соборной она называлась потому, что на ней размещались два собора.

2. В честь какого события был построен Троицкий собор? Назовите имя архитектора этого памятника.

После изгнания наполеоновских войск из пределов Отечества симбирское дворянство решило посвятить существующий Троицкий собор имени Александру Невскому, "с приобщением к нему двух приделов: одного для сохранения имени существующего храма, а другого - для вмещения полковой церкви Симбирского ополчения, как памятника чести, славы и чрезвычайных проишествий времени, и в котором преимущественно в определенное время отправлялось бы поминовение о воинах, положивших жизнь за Веру, Царя и Отечество".

Были спроектированы план и фасад перестройки старого Свято-Троицкого собора, но Строительный комитет Министерства внутренних дел после рассмотрения проекта предложил симбирскому дворянству выстроить новый храм. Разместить новый храм было решено несколько южнее старого, в центре площади, выходящей к волжскому обрыву. Впоследствии эта площадь получила название Соборной.

Троицкий собор был построен в 1827-1841 гг. Автор проекта - архитектор Михаил Петрович Коринфский (Варенцов) (1788-1851 гг). Он учился в Арзамасской школе живописи, затем в Академии художеств. Проходил практику на строительстве Казанского собора в С-Петербурге у известного зодчего А.Н. Воронихина, дома графа Строганова, дачи Зиновьева и др. Свыше десяти лет молодой зодчий проектировал и сооружал церкви, казенные и частные здания в родном Арзамасе, других местах Нижегородской и Пензенской губерний. В 1823 году М.П. Коринфский принял предложение занять место архитектора симбирского дворянского собрания. В действительности же одаренного архитектора пригласили для срочной разработки проекта величественного храма, который был заложен 7 сентября 1824 г. в присутствии императора Александра I, который собственноручно положил в его основание первый камень и известку, "нарочно приготовленною для сего случая серебряною золоченою лопаткою", поднесенною князем М.П. Баратаевым.

К 1832 году каменная кладка собора была окончена. Архитектор мог гордиться своим творением: получилось благородное по общему силуэту сооружение, более зрелое и законченное, чем Воскресенский собор в Арзамасе. 22-23 августа 1836 года Симбирск посетил император Николай I. Во время посещения города он сделал много указаний по возведению новых построек города, особенно центральной его части с недостроенным собором. Через пять лет, 15 сентября 1841 года новый кафедральный Свято-Троицкий собор был освящен.

Построенный в стиле классицизма, крестообразный в плане и окруженный четырьмя коллонадами, над которыми возвышался один купол, своим видом он несколько напоминал Исаакиевский собор в Петербурге. Собственной колокольни при новом соборе не было. Внутри Свято-Троицкий собор поражал своим обширным пространством и яркой настенной живописью. Со времени старого города в нем сохранялся Образ Спаса Нерукотворного, первоначально находившейся на главных воротах Симбирска. В отношении к ближайшему окружению собор представлял собой объект архитектурного ансамбля, включающего ряд зданий, выполненных, как и собор, в стиле классицизма. При его помощи удалось сформировать в середине XIX века в центральной части Симбирска целую систему памятников архитектуры и градостроительного искусства. В эту систему вошли дома [link]







13. Назовите другие известные вам памятники И.А. Гончарову в Ульяновске.

Памятник-бюст И. А. Гончарову, Ульяновск

Бюст Ивана Александровича Гончарова установлен па гранитном постаменте, ранее принадлежавшем открытому 1 сентября 1913 г. памятнику-бюсту П. А. Столыпину (по проекту скульптора Эттора Ксименеса (Ettore Ximenes)), снесенного с пьедестала в марте 1917 г.
Автор памятника-бюста И. А. Гончарову — скульптор А. В. Ветров. Бюст был отлит на Мытищинском заводе художественного литья в 1948 г.
Торжественное открытие памятника состоялось 12 сентября 1948 г., в день празднования 300—летнего юбилея Симбирска-Ульяновска.
В 1967 г. памятник реставрировался московским мастером-реставратором Л. М. Урисом (на бюст была нанесена искусственная патина).
В апреле 1986 г. памятник И. А. Гончарова был перенесен от здания библиотеки к зданию Краеведческого музея и ориентирован лицевой частью на восток (ранее был ориентирован на юг). В ходе работы по переносу памятника с бюста механической чисткой была удалена искусственная патина. В 1989 г. памятник был возвращен на прежнее место.

14. Перечислите известные вам здания, построенные во второй половине 19 в., в "русском стиле".

Подъем массового строительства казенных зданий последней четверти XIX века совпал с поисками русского национального своебразия, основанного на использовании архитектурных форм и мотивов XVI-XVII веков. В Симбирске образцом этого направления является комплекс домов уездного земства, где сейчас располагается гарнизонный дом офицеров.




[pic]

Уездная управа Архитектор М.Г. Алякринский 1888-1889 гг.

[pic]


Духовное училище к колокольней домовой Кирилло-Мефодьевской церкви
Архитектор М.Г. Алякринский 1891-1893 гг.

Духовное училище - учебное заведение для подготовки к поступлению к духовную семинарию и псаломщиков. Возникло в 1818 г. на базе русского училища, переведнного в 1803 году из Саранска.

В 1918 году училище было закрыто. В годы Великой Отечественной войны в здании располагался военный госпиталь.

В настоящее время в здании размещен медицинский факультет Ульяновского госуниверситета,

[pic]

На месте нынешнего сквера Гончарова со второй половины XVII века, располагалась Вознесенская церковь, сначала деревянная, а с 1729 г. двухэтажная каменная, без колокольни. В 1809 году началось строительство четырехярусной колокольни (окончено в 1829 г.) К середине XIX века после неднократной перестройки церковь стала шестипрестольной и получила статус собора.






Вознесенский собор в начале XX века



15. Какой архитектор в начале 20 в. изобрел систему строительства домов из бетонных пустотелых блоков?

Федор Осипович Ливчак был не только ярким художником-архитектором но и талантливым инженером, разработавшим новые строительные методы и материалы. Из пустотелых бетонных блоков, технологию производства которых разработал и освоил архитектор, только за три года было построено более полусотни зданий. На окраине города он построил школу огнестойкого строительства, где отрабатывалась технология производства бетонных блоков и обучались рабочие.

[pic]

Здание школы огнестойкого строительства.

Архитектор О.Ф. Ливчак 1910-е гг

16. В каком году было построено здание Крестьянского поземельного банка? Что находится сейчас в этом здании


Здание построено в 1911 г. по проекту Ф. Ливчака и предназначалось для Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков. Здание – яркий представитель национально-романтической ветви модерна. Его фасад и интерьеры, выполненные как большая и нарядная русская изба, в основном сохранились в первоначальном виде. Вот как сам автор писал о своем творении: “В идее осуществленного проекта лежало олицетворение Крестьянского банка в виде колоссальной русской избы с характерной двускатной коньковой крышей. Гладкость плоскостей, массивность деталей, отсутствие вычурных тяг, пилястр и прочие подчеркивающие основную идею легкие фасадные украшения, состоящие из бронзовых лепных вставок, майоликового фриза и мозаичного панно над входом – по своему содержанию аллегорически дополняют общий мотив”.

В настоящее время в здании располагается один из учебных корпусов Ульяновского государственного университета.


17. Назовите церковь, построенную в начале 20 в. архитектором Ф.О. Ливчаком, сохранившуюся до настоящего времени.

Воскресенская церковь расположена на старом городском кладбище. Это единственная дореволюционная каменная церковь, сохранившаяся в Ульяновске до наших дней. Церковь являлась кладбищенской и размещалась на так называемом Новом кладбище (сейчас уже "Старом") по улице Дворцовой. Архитектор Ф. О. Ливчак. 1911 г.




Одна из самых молодых церквей города Симбирска. Она возведена в 1911 году в качестве кладбищенской, по проекту гражданского инженера Ф.О. Ливчака. Дело в том, что при каждом новом составлении плана города в связи с его ростом и расширением обязательно предусматривалось размещение за его границами новых кладбищ с церквями. Относительно старых кладбищ, остающихся в черте города и закрытых для новых захоронений, запрещалось из-за уважения к святости места уничтожать могилы, надгробия, застраивать или распахивать эти места.

Рассматриваемая церковь возникла на кладбище, предусмотренном планами города 1866 и 1887 годов. Это кладбище в общем инвентарном описании недвижимого имущества города Симбирска за 1882 год обозначено как новое с часовней.

Согласно Уставу строительному 1900 года и более раннему указанию 1841 года предписывалось «при составлении проектов на построение, починку и распространение церквей необходимо соблюдать достоинство и приличие в архитектурном отношении с предпочтительным сохранением византийского стиля».

[pic]

Воскресенский храм имеет конструктивное сочетание центрального купола, опирающегося на цилиндрический объем с окнами, называемый барабаном, и парусных сводов, передающих всю тяжесть сводов и купола на отдельные опоры. В целом достигался классический тип византийского храма позднего периода XIII — XV веков. Отличительной особенностью этого храма является максимальное раскрытие главного объема за счет минимальных объемов боковых частей, так что прихожане сразу оказываются перед иконостасом, и горизонтальное перемещение, почти не задерживаясь, переводит взгляд вертикально вверх от ярусов иконостаса к потолочным росписям, хорошо освещаемым верхним естественным светом через окна барабана.

Декоративное убранство фасадов церкви и их символика полностью соответствуют идее Воскресения и ее назначению.

Рядом решений облисполкома за 1957, 1960 и 1973 годы несколько могил этого кладбища, включая могилы участников Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, поэтов отца и сына Дмитрия Ивановича и Дмитрия Дмитриевича Минаевых и других, взяты под охрану государства как памятники истории и культуры города. (122). И невольно вспоминаются слова А.С. Пушкина:

Два чувства дивно близки нам — 

В них обретает сердце пишу –

Любовь к родному пепелищу, 

Любовь к отеческим гробам. 

На них основано от века 

По воле Бога самого 

Самостоянье человека, 

Залог величия его.

Конец формы


ГАЛЕРЕЯ "ИСКУССТВО ХХ ВЕКА"

филиал ульяновского областного художественного музея (УОХМ). Открыт 1.03.1992. Размещается в здании-памятнике архитектуры начала 20 в. (архитектор А. Шоде).

19. Кому принадлежал особняк в г. Симбирске, в котором сегодня располагается Дворец бракосочетания?

Удачливому купцу и крупному фабриканту Н.Я. Шатрову усадьба на Никольской улице принадлежала с 1887 по 1917 годы. Городской усадебный дом конца 19-начала 20 вв. характеризовался усилением пластики объемов, живописностью и асимметричностью композиции, самостоятельностью завершений. Дом купца Шатрова выполнен в стиле поздней эклектики. Документально не подтверждено, но очень вероятно, что автором проекта дома Шатрова является А.А. Шодэ – самый востребованный архитектор в среде зажиточных симбирян начала ХХ века.

В 1901 г. Н.Я. Шатров начал капитальную реконструкцию усадьбы. Со стороны двора к дому был пристроен двухэтажный корпус. Над дворовой частью старого дома надстроен второй этаж с открытой верандой (на западе) и эркером (на востоке). Силуэт главного дома после перестройки приобрел затейливый и живописный характер. Дом купца Н.Я. Шатрова - символ старого Симбирска, поражающий красотой своего внешнего и внутреннего убранства, с зимним садом и великолепной решёткой, напоминающей волжскую волну. На гребне каждой, словно появляясь из пены, находится Рог изобилия в сочетании с листьями дуба и желудями (символ твёрдости и прочности), розой (нежность и красота) и нарциссом (любовь и супружеское счастье). В настоящее время здесь находится Дворец бракосочетания.

20. В каком году было построено каменное здание театра и как его называли в народе? Чье имя носит Ульяновский драматический театр теперь?

Энтузиаст театра М.Ф. Прянишников выстроил комплекс каменных зданий под одной крышей — гостиницу, ресторан, театр. Внешне театр выглядел скромно, но внутри — асфальтовые полы, громадное фойе, зал, вмещавший свыше тысячи человек, большая сцена, просторная оркестровая. Надпись на театральном занавесе предупреждала скептиков: «Сделал, что мог; кто может лучше — пусть сделает».

Этот, по словам современников, «лучший из всех губернских театров» распахнул свои двери 23 ноября 1879 года.


21. Когда в городе была открыта первая электростанция и кто автор проекта этого здания?

Здание городской электростанции спроектировано и построено архитектором Ф.Е. Вольсовым в 1913 году. В начале века некоторые богатые домовладельцы, например К.И. Юргенс, уже пользовались электрическим освещением своих зданий посредством установки индивидуальных генераторов. Первоначально электрическую станцию предполагалось построить на берегу р. Свияги и использовать только для нужд водоснабжения города, но городской инженер В. Воронцов-Вельяминов, отстаивая интересы города, составил экономический расчет и соответствующее обоснование размещения станции ближе к центру электрических нагрузок города. Два дизель-мотора питали 10 тыс. лампочек первых 330 абонентов, а в городе было установлено 75 фонарей.

[pic]

22. Модель какого памятника завоевала высшую награду "Гран-при" на Брюссельской международной выставке в 1957 году?

Это модель памятника В.И. Ленину. Памятник помещен на площади Ленина. Вариант этой скульптуры в 1958 г. на Брюссельской международной выставке получил высшую награду - Гран При. Материал - бронза и гранит. Скульптура отлита в Ленинграде. Ее высота - 6 метров. Высота всего монумента - 14,5 метров. Открыт 22 апреля 1940 г., в день 70-летия со дня рождения В.И. Ленина.  Авторы - скульптор народный художник СССР, вице-президент Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий профессор М.Г. Манизер и архитектор профессор В.А. Витман. Монументальная скульптура В.И. Ленина явилась итогом двадцатилетней работы Манизера над образом вождя Октябрьской революции. Идея скульптуры - "Ленин в Октябре, в бурном окружении, твердо стоящий и уверенно смотрящий вдаль, в будущее". 

 24. С возведением какого здания-памятника было увековечено место рождения В.И. Ленина?

Музей-мемориал В.И. Ленина учрежден в результате реорганизации Ульяновского филиала Центрального музея В.И. Ленина, открытого в г. Ульяновске в суровые дни Великой Отечественной войны, 2 ноября 1941 года. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина был построен Ленинский мемориал. В основе проекта – идея возвести на месте рождения вождя революции сооружение, которое служило бы одновременно памятником, музеем и культурным центром. Мемориальный комплекс объединил филиал Центрального музея В. И. Ленина (ныне Историко-культурный центр В. И. Ленина), киноконцертный зал на 1300 мест, общественно-политический центр. Неотъемлемой частью композиции стали также дома, связанные с рождением и ранними годами жизни В. И. Ульянова.

[pic]

Авторам проекта Мемориала удалось найти оригинальное решение задачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным, учебным, зрелищным. Совместное расположение Музея-мемориала В.И. Ленина, Общественно-политического центра, Большого концертного зала в одном архитектурном объёме позволяет комплексно эксплуатировать огромное сооружение Мемориала, которое имеет форму квадрата с размером сторон 110 метров. Максимальная высота - 35 метров. Сооружение покоится на 50 колонах семиметровой высоты. Его полезная площадь 19,2 тысячи квадратных метров, общий объем - 133,1 тысячи кубических метров. Авторский коллектив проекта под руководством доктора архитектуры Б.С. Мезенцева (архитекторы и инженеры: Б.С. Мезенцев, М.П. Константинов, Г.Г. Исакович, В.А. Шульрихтер, Л.Б. Фабрикант, И.С. Рогашев; скульпторы: Н.В. Томский и П.И. Бондаренко) был отмечен Ленинской премией 1972 года в области архитектуры. 16 апреля 1970 г. в Ульяновске состоялось торжественное открытие Ленинского мемориала. Авторам проекта удалось найти оригинальное решение задачи возведения здания с многофункциональным назначением: музейным, учебным, зрелищным. Здесь располагаются сохранённые и отреставрированные дома, связанные с рождением и ранним детством Владимира Ульянова. Южное крыло здания занимает Музей-мемориал В. И. Ленина. В его состав входят как структурные подразделения три мемориальных музея:

Дом, в котором 22 апреля 1870 г. родился В. И. Ульянов (Ленин);

— Квартира-музей В. И. Ленина в доме, где прошло его раннее детство (эти дома являются составной частью Ленинского мемориала);

— Дом-музей В. И. Ленина, расположенный по ул. Ленина, 68, открытый 10 декабря 1923 года.

Ленинский торжественный зал. Высота его 17 м, ширина —14 м. В центре зала — пятиметровая скульптура В. И. Ленина, выполненная народным художником СССР П. И. Бондаренко из белого уральского мрамора. Торжественность залу придаёт монументальная мозаика из цветной смальты, автор которой — московский художник-монументалист Г. И. Опрышко. В этом зале проводятся различные ритуальные акты и мероприятия.

 

Коллекции музея богаты и разнообразны. Уникальны подлинники семьи Ульяновых, коллекция печатных источников, в которую входят прижизненные издания Ленинских работ, сатирические журналы 1905—1907 гг., издания русской нелегальной и запрещённой печати XIX - нач. XX вв., книги, вернувшиеся из спецхранилищ.

Интересны коллекции нумизматики, филателии, филокартии.

Особое место занимают скульптура, живопись, графика — произведения советских и зарубежных, профессиональных и самодеятельных художников, начиная с 1920-х гг., отражающие дореволюционную и советскую историю, жизнь и деятельность В. И. Ленина, семьи Ульяновых. Среди них работы: М. Манизера, А. Пластова, Н. Андреева, Н. Жукова, Д. Архангельского и др

Научная библиотека музея хранит свыше 32 тысяч книг и периодических изданий, отражающих политическую, экономическую, социальную, культурную историю России XIX—XX вв., международного коммунистического и рабочего движения, общественной и философской мысли XX столетия.

Со дня основания музея в нём побывало 17 млн. человек. Его почётными гостями были президент России Владимир Путин и Председатель и председатель Совета федерации Сергей Миронов.

В состав Ленинского мемориала входит Дом, где родился В. И. Ленин. Это была первая квартира инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова, его жены Марии Александровны и двух малолетних детей Анны и Александра. Они поселились здесь, на бывшей Стрелецкой улице, осенью 1869 года, приехав из Нижнего Новгорода. В этом доме 22 апреля 1870 года родился Владимир Ульянов (Ленин).

Рядом располагается Квартира-музей В. И. Ленина, в доме, где семья Ульяновых жила в 1871—1875 годах. Благодаря воспоминаниям сестры Ленина Анны Ильиничны и кропотливой работе краеведов, удалось воссоздать основные детали домашней обстановки и быта семьи Ульяновых. Рядом с домом скульптурная композиция «Мария Александровна Ульянова с сыном Володей». Её создал коллектив скульпторов во главе с П. И. Бондаренко.

И [pic] з всех памятных мест, связанных с детством и юностью Владимира Ильича, особую ценность представляет дом на ул. Ленина (бывшей Московской). В этом доме семья Ульяновых жила в 1878 - 1887 гг. Здесь Володя Ульянов испытал безоблачное детское счастье в кругу дружной семьи. Здесь же он познал и горечь первых утрат: смерть отца и казнь любимого брата Александра. Здесь готовился к сдаче экзаменов на аттестат зрелости. В 1923 году при непосредственном участии родных и близких В. И. Ленина в доме Ульяновых был открыт музей. Дом-музей Ленина является своеобразным историческим документом, дающим представление не только о жизни семьи Ульяновых, но и в целом провинциальной интеллигенции конца 19 века.



25. В честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. был открыт памятник-обелиск Славы. Где он расположен, кто его автор? Сравните, как он выглядел при открытии и в настоящее время?