МОУ «Грицовский ЦО имени Д.С. Сидорова»
Областной конкурс учебно-исследовательских работ, посвящённых 30-летию аварии на Чернобыльской АЭС «Мы за радиоэкологическую безопасность»
Номинация.
«Чернобыльская катастрофа: знай и помни!»
Тема.
Очерк о жизни людей, подвергшихся радиоактивному заражению от аварии на ЧАЭС в 1986 году
Цепная реакция добрых дел.
Автор: Халитова Алия Наильевна.
30.04.2002. года рождения. 7 класс.
Руководитель: учитель физики Проворова Валентина Ивановна
Посёлок Грицовский Тульской области Венёвского района.
Пос. Грицовский. Март 20016 год.
Цепная реакция добрых дел.
Наши герои.
Шахтёры – ликвидаторы.
В 1986 году произошла самая страшная техногенная катастрофа за всю историю человечества. В Чернобыле взорвался «радиоактивный вулкан» - четвёртый блок атомной электростанции.
Первыми столкнулись с этой трагедией наши шахтёры. Градообразующими предприятиями посёлка были шахты, большая часть населения работала на добыче угля. В это время самые опытные шахтёры шахты «Бельковская» , «Подмосковная», «ШППК» № 1 были командированы на шахту «Никулинская», что расположена в Алексинском районе Тульской области, для освоения ресурсов этой шахты. В эти трагические дни руководство шахты обратилось к шахтёрам: «Нужна помощь шахтёрам Украины». Лишних вопросов задавать было не принято, надо, значит, надо. О страшной радиоактивной аварии информации было мало, о её угрожающих последствиях население не было оповещено. Родные даже не знали, куда именно отправляют командированных шахтёров, тем более, что помощь коллегам других шахт была обычным делом. 38 человек из нашего посёлка прибыли на шахту «Никулинская», затем автобусом их отправили в Москву, далее самолётом на Украину. Никто не знал точно, чем придётся заниматься. 13 мая шахтёры «Мосбассшахтстроя» прибыли на Чернобыльскую АЭС. Работали в непосредственной близости от четвёртого реактора, пробивали под аварийным реактором туннель для дальнейшего установления датчиков, с помощью которых хотели наблюдать за состоянием реактора. Учёные предполагали, что на дне реактора оставалось ещё большое количество радиоактивного топлива, при делении ядер уранового топлива происходило дальнейшее выделение тепла, что могло привести к повторному взрыву ещё большей мощности. Меняя друг друга каждые три часа, шахтёры круглосуточно долбили штрек под днищем радиоактивного реактора. При повышении температуры под дно реактора надо было закачать охлаждающие реагенты. Наши шахтёры имели большой опыт различных подземных работ, поэтому и были незаменимыми среди ликвидаторов на Чернобыльской АЭС. Об опасности радиации тогда вовсе не думали, а привычно выполняли свою работу. Из средств защиты имели только простейшие респираторы, температура под реактором была свыше 30 градусов. Все действия выполнялись очень быстро, организм перегревался, дышать было тяжело, респираторы мешали, их часто просто срывали. Вручную выбирали грунт, вручную толкали вагонетки, всё быстрее и быстрее. Три часа непрерывного, смертельно опасного труда. После работы — тщательный душ, а для работы каждую смену выдавался новый комплект одежды. Жили ликвидаторы в помещении школы-интерната в городке, где проживал весь персонал, обслуживающий атомную станцию.
Вернувшись из командировки, проходчики, продолжили работу на своей шахте. Прошло 30 лет с того трагического события, многие ликвидаторы, получив предельно допустимые дозы облучения, уже ушли из жизни. Те, кто ещё жив, немногословны. Говорят: « Не жалеем, что вызвались добровольцами. Кто-то ведь должен был сделать эту опасную работу!»
Гражданская ответственность – спасённая вода!
«Вода! Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Ты — величайшее в мире богатство, но и самое непрочное. Можно умереть подле источника, если в нем есть примесь магния. Можно умереть в двух шагах от солончакового озера. Можно умереть, хоть и есть два литра росы, если в неё попали какие-то соли. Ты не терпишь примесей, не выносишь ничего чужеродного, ты — божество, которое так легко спугнуть...»
Антуан де Сент-Экзюпери
Многое пережили жители посёлка с момента ядерной катастрофы, но не опустили руки, продолжая верить в лучшую жизнь. Закрылись шахты, шахтёры стали искать работу в Москве на строительстве метро. Когда совсем на предприятиях не платили зарплату, люди выживали за счёт своих дачных участков, выращивая свои овощи, фрукты, ягоды, стараясь следить за гамма фоном земли, применяли меры по её обеззараживанию. Радиофобией не болели. И вот над посёлком, пережившем радиационное заражение, нависла новая экологическую беда. Крупные предприниматели с отсутствием совести приметили карьеры Грызловского разреза для размещения в них отходов непонятного происхождения. В 2011 году на территории бывшего Грызловского разреза ООО «НПО ЭКБС» пыталось размещать производственные отходы. Местные жители организовывали рейды на территорию « подпольных работ», требовали показать документы на размещение отходов, узнать химический состав зловонного вещества. Активисты посёлка обратились к представителям местной администрации Голодаевой Л.Н. и Комиссарову С.Н. за помощью. С их поддержкой в Тульскую природоохранительную прокуратуру был направлен запрос, в котором было указано следующее.
«Наша деревня Воейково расположена на берегу речушки Шатец и мы пользуемся водой из этой речушки круглый год. Река Шатец течёт мимо нашей деревни, огибая горные отвалы разреза Грызловский Венёвского района, подпитываясь из водоёмов, образовавшихся в результате ведения горных работ.
Коллективные садоводческие товарищества «Грушенька» и «Романтика» расположены вдоль реки Шатец и пользуются водой для полива участков. В этой реке мы и купаемся в летнее время, ловим рыбу. Начиная с 2011 года, какая-то организация привозит отходы с резким химическим запахом и сваливает в траншеи, оставшиеся после добычи угля. Нигде нет ограждений, указателей. Отходы, явно, не бытовые и не пищевые. Нас это очень настораживает. Ведь эти карьерные выработки поросли подлеском, кругом зелень и голубые чистейшие озёрца, в которые завезли мальков рыб. Уже несколько лет мы в этих местах собираем ягоды и грибы. Здесь уже много обитает животных: бобры, лисы, косули, зайцы, лоси и и др. За разъяснениями мы обратились к руководителям местной администрации, они, соответственно, дальше. Нам прислали ответ, что на территории угольного разреза ведёт работы ООО «Научно-производственное объединение экологической безопасности окружающей среды» - генеральный директор В.Д.Корнеев г. Тула, Тургеневская 50. Какое красивое название и только. Всё, что написано ими – это ложь. Во-первых, они , просто уничтожают разрастающийся подлесок, никаких экранов не устанавливают, никакого запыления на месте карьеры уже давно нет, вскрышные породы поросли травой и деревьями. Результатов анализа отходов ответственные за это люди нам не представили. Значит их никто и не делает. Просим Вас проверить, соответствует ли экологическим требованиям деятельность организации, производящей складирование и хранение отходов на указанной территории. Надеемся, что Ваше вмешательство остановит этот беспредел».
Под обращением подписались 20 неравнодушных к природе родного края человек и отстояли своё право на красивые и чистые места отдыха. Прокуратура запретила незаконную деятельность алчных предпринимателей.
Если бы представители местной администрации Голодаева Л.Н. и Комиссаров С.Н. не отреагировали на поставленную жителями посёлка проблему, то «кладбище» неизвестного происхождения отходов могло бы потянуть за собой цепь устрашающих проблем. Во-первых, это могло бы вызвать загрязнение грунтовых вод. А это уже смертельно опасно для наших жителей. Ведь недалеко от разреза находятся скважины, из которых поступает питьевая вода в дома посёлка, и расположены они на территории Воейковского водозабора. Любому школьнику известно, что вода, проходя через неотработанные отходы, образует ядовитый фильтрат, в состав которого входят остатки разлагающейся органики, различные красители, моющие средства, соли тяжелых металлов: железа, ртути, свинца . Вода, которую пьют жители посёлка, и без вредоносного вмешательства отвратительного качества, она содержит и железо, и известь, в десятки раз превышающие норму. Население постоянно требует от администрации решить вопрос по очистке воды. И вот четырнадцатого февраля мы прочитали в районной газете : «Для улучшения качества питьевой воды в поселке [link] Веневского района разработан план мероприятий, по которому выполнены работы по замене кварцевого песка на станции обезжелезивания. Завершена очистка и промывка резервуаров питьевой воды, проведена телеинспекция ствола артезианской скважины Воейковского водозабора: очистка ствола скважины от ила и окислов железа, откачка воды и определение гидрогеологической характеристики скважины. Администрацией муниципального образования Веневский район в первом квартале 2016 года планируется выполнить разработку проектно-изыскательных работ на реконструкцию водопроводных сетей поселка Грицовский Веневского района» (газета «Красное Знамя» от 14.02.2016г).
Наши земляки, перенесшие на себе тревогу от неожиданного взрыва на ЧАЭС, настойчиво и последовательно борются с теми, кто пытается навредить нашей хрупкой экологии. На реке Шатец, о которой так были обеспокоены люди посёлка, любят отдыхать наши жители вместе с детьми. Удивительный по доброхотству житель посёлка Комиссаров Сергей Николаевич своими руками сделал мостик у реки, ребятам он пришёлся по душе, здорово с него нырять жарким летом в воду.
Если бы люди не проявили свою гражданскую позицию, то любимое место отдыха жителей нашего посёлка - водоёмы, образовавшиеся на месте вскрышных работ Грызловского разреза, превратилось бы в безжизненную и зловонную помойку. А ведь искусственные водоёмы привлекали всегда не только местных жителей, но и жителей городов. Полюбили эти места и москвичи, приезжают к нам на подводную рыбалку. Вода здесь чистая, без запаха, глубина в некоторых местах достигает сорока метров.
Природа и человек союзники в борьбе за выживание.
Жители посёлка по прежнему испытывают тревогу за состояние радиационной обстановки в крае. Всем хотелось бы жить на чистой земле, дышать чистым воздухом, пить чистую воду, иметь рядом красивые и безопасные места отдыха. Не все верят официальным источникам, что, уже спустя десять лет, наши земли естественным образом очистились от радиации. Мы, ученики школы, чтобы успокоить жителей, обследовали территорию бывшего разреза с помощью бытового дозиметра, проверяли воду и растительность на гамма- активность излучения. Показания приборов соответствовали норме. Мы изучили состав пород, из которых сложены отвалы разреза. В результате пришли к выводу, что сложены они из гетерогенной смеси вскрышных пород, покровных суглинков. Рельеф разреза бугристый с перепадом высот до двух метров, «возраст» отвалов до сорока лет. На местах, где добывали уголь, образовались водоёмы. На берегах водоёмов рекультивация не велась. И тогда, не дождавшись помощи от человека, природа сама взяла на себя функции биологической рекультивации. На отвалах разреза идёт естественное возобновление растительности. Без вмешательства человека повсеместно происходит естественное поселение древесных и кустарниковых видов. Первыми на склонах разреза поселились березы, затем осины, ивы, рябины. На пониженных сырых местах появились черемуха, калина, смородина. На отвалах, сложенных из рыхлых покровных суглинков, самосев этих видов произошёл через четыре года после отсыпки породы. На отвалах из глубинных горных пород, представленных каменистыми фракциями песчаников, появление самосева древесных и кустарников видов произошло после частичного разложения камней и образования мелкозема: этот процесс затянулся на пять-семь лет. На крутых откосах отвалов появление самосева также было затруднено из-за осыпания грунта и эрозионного смыва. И все же, несмотря на неблагоприятные почвенные условия, даже на крутых откосах, спустя 30 лет после их отсыпки, образовались березовые и осиновые молодняки разной густоты с кустарниковым подлеском.
В этих лесочках, расположенных на берегах водоёмов, нам на удивление, появились новые обитатели – бобры. Водоёмы разреза имеют большую протяжённость, при этом в некоторых местах они соединяются между собой, образуя протоки. Бобры селятся в протоках водоёмов, в них они строят плотины. Из маленьких протоков, благодаря их трудолюбию, появляются, наполненные жизнью озерки. Запруды и плотины, находящиеся в местах обитания бобров, приносят огромную пользу окружающей среде, нормализуя ее внутренние процессы. Запруды неплохо прогреваются на солнце, что становится основанием для развития бурной подводной жизни. Те деревья, которые сваливают бобры, привлекают внимание копытных и мелких грызунов, а это, в свою очередь, притягивает хищных животных. Постройка плотин помогла улучшить условия для нереста рыб, так как уровень воды стал постоянно находится на одном и том же уровне. Через запруды вода течёт медленнее, на дне образуются мелкие частицы перегноя и песка, формируются пойменные почвы. Бобровые запруды стали сдерживать дождевые и талые воды, а это поспособствовало развитию и восстановлению ручьевой и родниковой систем. Грызуны теперь защищают водоем от «эвтрофирования» – накопления в воде биогенных элементов, так как они очищают дно водоемов, выталкивая лишнюю подводную растительность на берег, благодаря своей очень интенсивной подвижности обогащают воду кислородом. Из водоема, где обитают бобры, уходит поток сравнительно чистой пресной воды, которая заново пригодна для того, чтобы там жили рыбы и другие водные существа. Бобры, поселившись в наших краях, выстроили очень важную и длинную цепь самовосстановления природы, потому что стали помогать самоочищению водоёма, воды которого сообщаются с водами мелкой речушки Шатец - притоком Шата, а Шат уже своими водами связан с Доном, тем самым помогая в очищении всей речной системы страны.
Там, где живут бобры, там - интенсивный рост биологического разнообразия, вот и у нас появились стабильные водно-береговые комплексы, в которых теперь обитают всевозможные виды рыб и животных. Здесь нередко можно встретить кабанов, зайцев, лис и даже косуль. Мир птиц стал намного обширнее: перепёлки в большом количестве, перепела, глухари. Этим летом ребята видели цаплю. Птицы - разносчики семян большинства ягодных кустарников. Облепиха на карьере появилась, только благодаря птицам. «Посеянные» птицами кусты облепихи встречаются на отвалах из мелкоземной фракции горных пород, сохраняющих запасы влаги. Возле каждого куста разрастается обильная корневая поросль, занимающая площадь до двадцати квадратных метров. В результате площадь под облепихой разрастается всё больше. Приезжих из городов поражает доступность этой ягоды, гости приезжают на эти водоёмы даже в холодное время года не только на рыбалку, но и для того, чтобы полюбоваться солнечными кустиками на фоне белого снега.
Естественное восстановление природы нас радует, вселяет надежду, что её живительная помощь человеку будет возвращена в полном объёме. Только бы человек природе не навредил снова.
[pic] [pic]
Разрез. Подводная рыбалка Речушка Шатец
[pic]
Водоёмы Грызловского разреза
[pic] [pic]
Отвалы породы поросли подлеском
[pic] Мостик на реке Шатец
Построил один, радуются все.
Живи родник
Подземные разработки оставили нашим землям проблемы в виде проседания почвы. Это отразилось на водоснабжении посёлка. Некоторые скважины до закрытия шахты Подмосковной, были полностью заполнены чистой, питьевой водой. Теперь они пусты. Посёлок последние годы регулярно испытывает недостаток в чистой воде. Часто подачу воды неожиданно останавливают. И тогда жителей выручает родник. Рядом с посёлком расположена деревня на месте бывшей 2-й Грызловской шахты, которая уже выработала свой ресурс, в этой деревне и прописался наш родник. Заботливые люди сделали ступени для спуска к роднику, укрепили деревянный помост, сделали крючки для подвешивания канистр. В рождественскую ночь к роднику тянется длинный человеческий ручеёк за святой водой, кругом горят свечи , обстановка - сказочная. Ученики брали пробы воды из родника, исследовали на чистоту, содержание тяжёлых металлов, железа, микроорганизмов. Результаты своих исследований сверяли с результатами Венёвской санпинстанции, ответ успокоил – вода питьевая. Нам очень дороги эти родники, они не только поят нас, но ещё и подпитывают своей водой реку Шат. Ещё недавно невозможно было рядом с рекой стоять, от неё шёл ядовитый запах. В 70-80-е годы река использовалась для приема загрязненных сточных вод. К середине 80-х годов содержание вредных веществ, включая радиоактивные, в воде превысило допустимую норму, что сделало её необитаемой. Река Шат относится к малым рекам. Именно малые реки формируют общие водные ресурсы страны, водный и гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяют их экологическую специфику, создают уникальные природные ландшафты. Именно такие маленькие речушки наиболее легко истощить и загрязнить, поэтому с них начинается количественное и качественное изменение водных ресурсов. С развитием химкомбината наш маленький Шат стал не только источником водопотребления, но и местом сброса сточных вод химического предприятия. А ведь ещё в 70-х по берегам этой реки пышно цвели весной яблоневые сады, но под влиянием хозяйственной деятельности эта река преждевременно вступила в заключительную стадию своего развития - фазу вымирания. Резко снизилась её водность, русло заилилось, река деградировала. С 1995 года в области стали вестись работы по созданию и использованию автоматизированной системы обработки данных (АСОД) "ВОДА", в которую составной частью вошла компьютерная модель Шатского водохранилища. Теперь в реку сливают воду частично очищенную и положительный процесс пошёл. Почти вымершая река, протекающая на расстоянии 500 м от окраины посёлка, возвращается к жизни, жители запустили в неё карпа. Природа сама пытается себе помочь. Сейчас на реке появились чистые заводи, ребята нашей школы стали выбирать её берега для места отдыха во время экскурсий на природу. На дне реки появились раки.
Чистая вода спасает, грязная – убивает
[pic] [pic]
[pic]
Приглашаем к нам в гости.
Гостеприимство и хорошую погоду гарантируем, потому что «у природы нет плохой погоды»