Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Копейского городского округа
Мастер-класс
«Народные игры башкир»
Номинация: «Добрым людям на загляденье»
Исмагилова Язиля Шамгуновна
учитель начальных классов,
отличник образования,
республики Башкортостан
В культуру каждого народа входят созданные им игры. На протяжении веков эти игры сопутствуют повседневной жизни детей и взрослых, вырабатывают жизненно важные качества: выносливость, силу, ловкость, быстроту, прививают честность, справедливость и достоинство.
Народные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Помимо сохранения народных традиций игры оказывают большое влияние на воспитание характера, силы воли, интереса к народному творчеству у молодежи и развивает физическую культуру
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям и их родителям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития.
Следовательно, изучение в дальнейшем и возрождение народных игр будет способствовать развитию традиций семейного воспитания, направленного на формирование здорового образа жизни, внедрению форм и методов активизации спортивно-массовой работы в школе , умений использовать народные игры для формирования позитивных взаимоотношений между людьми.
Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
По содержанию башкирские народные игры выразительны и доступны детям. Они способствуют расширению их кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В играх присутствуют все виды движений: бег, прыжки, метание, а так же в них много юмора, шуток, соревновательного задора.
Традиционно в играх башкирские дети готовились к будущей трудовой деятельности. С четырех-пятилетнего возраста мальчиков обучали верховой езде. Мальчики чуть постарше тренировались в стрельбе из лука, постигали премудрости охотничьего мастерства. Башкир - охотник, воин, отличный наездник, должен передать свои умения и навыки сыновьям, воспитать в них ловкость, меткость, выносливость. Поэтому и игры для мальчиков подвижны, воспитывающие меткость, быстроту, ловкость.
Некоторые из игр сохранились по наши дни.
Шаk hуғыу - бить звонко.
Ранней весной, когда поляны только раскрываются от снега, окрестности деревни наполняются детскими голосами. Мальчишки выходят на поляну близ деревни, чтобы играть в свою любимую игру «шак hугыу» - подобие русской лапты или европейского бейсбола. В отличие от лапты, в эту игру играют деревянным шаром, и у каждого игрока своя бита.
В начале игры участники игры делятся на команды. К командирам (башлык) попарно подходят остальные участники и называют любые 2 предмета, например ручка или карандаш. Башлык называет один из предметов, тем самым набирает себе команду.
Потом происходит жеребьевка, какой из команд ловить шар, кому бить . Башлык бросает на определенное растояние шар, затем из каждой команды по одному участнику кидают свои биты. Чья бита ложится ближе к шару, та команда водит, другая команда ловит (пасет).
Суть игры заключается в том, что один человек из противоположной команды подбрасывает высоко шар,участник из водящей команды бросает свою биту, стараясь попасть в шар в воздухе . Все участники водящей команды бьют по очереди, пока кто-то не попадет в шар. В случае удачного броска, все, кто кинул биты, должны принести их и задеть ими лунку. А противоположная команда должна быстрее поймать шар и кинуть его своему игроку, который подбрасывал шар, а он в свою очередь, схватив шар должен наступить на лунку, тем самым прекратив попытки водящей команды принести биты.
Если не успели принести палки, то кидают их обратно, и ждут, пока опять кто-то не попадет в шар. Если кто-то из команды, которая ловит, поймает биту, то они автоматически становятся победителями и команды меняются местами.
Национальные игры девочек отличаются от игр мальчиков. Если у мальчиков это подвижные игры, развивающие меткость, ловкость, скорость, силу рук, нацеленные на воспитание будущего воина, защитника своей земли, то у девочек это малоподвижные, сидячие игры, с маленькими предметами, которые удобно носить в карманах.
Это связано с тем, что хозяйственная работа лежала на плечах у женщин. Девочки играли в свободное от работы время. Да и детство девочек было коротким. Их рано выдавали замуж. Поэтому этой ненаигравшейся молодой женщине, приходилось играть, зачастую со своими сверстницами, только, когда мужа не было дома. И даже куклы (курсак) у них были маленькие, карманные Делали свои куклы девочки из пуговиц, палочек и лоскутков. .
Одна из девичьих игр – Ашыk - косточки.
Количество игроков не ограничено. Кто быстрее без ошибок закончит все этапы игры, тот выигрывает.
Игрок держит в ладони пять косточек, выбрасывает их на землю.
1этап. Подбрасывая одну косточку вверх, нужно поднять вторую косточку и поймать первую, проделывая все это одной рукой. Таким образом, собрать все остальные косточки.
2 этап. Вновь подбрасывая косточку, нужно поднимать уже по две косточки одновременно.
3 этап. Из четырех оставшихся косточек, сначала поднимаешь одну, затем одновременно три косточки.
4 этап. Подбросив одну, нужно поднять все четыре косточки одновременно.
5этап. Четыре косточки держишь в кулаке, одну косточку сложить на кулак и подбрасываешь её. За это время нужно положить четыре косточки на землю. Поймав ту косточку, опять подкидываешь ее вверх и поднимаешь четыре косточки все вместе и ловишь первую.
Были и совместные игры.
Ак тирек, кук тирэк (Белый тополь, синий тополь)
Дети стоят в две шеренги напротив друг друга. Причем на одной стороне два игрока, остальные на противоположной стороне. Они хором говорят следующие слова:
Ай, батманым, батманым
Hэнэрсэктэ ятманым
Ак тирэк, кук тирэк
Беззэн hезгэ кем кэрэк? (От нас вам кто нужен?)
Те отвечают:
- Безгэ (называют имя) кэрэк. (Нам …. нужна.)
Выбранный ребенок бежит навстречу соперникам, которые стоят, сомкнув крепко руки, и старается разорвать «цепь» соперника. Если он разорвет «цепь», то соперники должны поймать его. Если догоняют, то этот ребенок встает с ними, если нет, то убегает в свою команду. Играют до тех пор пока на другой стороне не останется два игрока. Потом игра начинается с начала.
Ун ике таяк – двенадцать палочек.
Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.
Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.
Таким образом, традиции, обряды, обычаи, привычки башкир, как и у других народов, складывались веками. Они служили формированию мировоззрения, восприятию мира, уклада жизни, норм морали. Из них выросли и развивались народное искусство, народные учения и религиозные взгляды, отношение к природе, народная медицина, кулинария и т.д. Веками закреплялось, утверждалось то, что соответствовало здравому смыслу, национальному характеру, природным условиям, то, что служило сохранению и продолжению жизни народа.
Башкирские детские игры - школа воспитания. Игра воспитывает детей. В мире детей воспитательная школа строже, чем у взрослых. Самое тяжелое, когда отвергает коллектив. Того, кто хочет занять лидерствующее положение или проявить излишнюю обидчивость, того в следующий раз не примут в игру. Для этого, чтобы быть участником игры, ребенок старается не спорить, не обижаться, не ябедничать, быть терпимым, выучить много считалок, песен, т.е. незаметно для себя приобретает хорошие качества.
Приложение
[pic] [pic]
Рис 1. Кадры игры “Шак хугыу
[pic]
Рис 2. Мальчишки должны принести биты.
[pic]
Рис 6. Ашык - Косточки