550 летия Казахского хантсва

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Школа-гимназия №10

[pic]













Классный час:

[pic]

[pic]





Классный руководитель:Кунтуган А.

Класс: 6 «Г» класс







Астана-2014 год



День проведения: 16.02.2015

Время и место: 22 кабинет

Участники 6 «Г» класс









Цель:

  • - рассмотреть вопрос о происхождении казахских жузов и образовании Казахского ханства.

Задачи:

  • изучить возможные предпосылки появления системы жузов;

  • показать значение жузов в жизни казахского народа;

  • рассмотреть историю Казахского ханства.


С конца XV века начинается эпоха собственной династической государственности казахов с образованием в 1465-1466 г. Казахского ханства итог противоречивого многовекового воздействия и взаимопроникновения политических и этносоциальных процессов, происходивших на территории нынешней Центральной Азии.

В силу действия многих этнополитических и хозяйственных факторов на территории Казахстана возникли три основных этнотерриториальных объединения - Старший, Средний и Младший Жузы. Существование жузов отразило сложность процесса образования казахской народности, наложило свою печать на локальные культурно-бытовые особенности ее развития.

Жузы являлись специфической формой социально-политической организации казахской народности. В истории казахов жузами принято называть определенные союзы племен, осознающих свою принадлежность к единой казахской народности и населяющих фиксированную традицией часть общеказахской территории. В дореволюционной исторической литературе вместо слова жуз употреблялся в давние времена вошедший в русский язык термин орда.

Принадлежа к одной казахской народности, каждый из жузов имел свои особенности, которые делали их отличными друг от друга.

Основываясь на исследованиях, проведенных учеными историками Казахстана, можно обобщить и дать характеристику каждому из казахских жузов.

Всего жузов - три: Улы жуз (Старший, или Большой, жуз), Орта жуз (Средний, или Cрединный, жуз) и Киши жуз (Младший, или Малый, жуз).

Кочевья жузов располагались в порядке с юго-востока на северо-запад: Улы жуз занимал юго-восточную часть Казахского ханства, Киши жуз - самую западную, а Орта жуз - серединную территорию.

Не сразу и не повсеметно этот образ жизни заменялся иным - перекочевки небольших семейных групп (аулов), связанных между собой не только родственными, но и соседскими и иными отношениями, на ограниченных территориях с относительно короткими маршрутами передвижения. Кибитки на арбах, "шатры на колесах" сменяет разборная юрта, навьючиваемая на верблюдов: к началу XVII века относятся последние по времени известные сообщения об использовании жителями Кипчакской степи четырехколесных домов-повозок, а в более поздних источниках упоминаются только двухколесные арбы и содержатся лишь описания, хотя и нередко, и больших по размерам, но разборных юрт и переносных кибиток.

Переход от кочевания в кибитках на колесах к разборным юртам был крупным изменением быта кочевого населения Дешт-и Кипчака, и этот фактор предопределил наряду с родственными и генеалогическими связями племен и родов внутри единой политической общности еще и связи территориальные в границах относительно устойчивых зон постоянных перекочевок. Такого рода зоны никак не совпадали с улусным (административным) или тюменным (военным) дроблением общегосударственной территории, и отношения внутри этих зон не могли регулироваться возглавлявшими улусы царевичами-чингизидами. Новые территориально-родовые связи требовали иных регуляторов, и ими стали "большие люди" пастбищных общин - бии, "национальная" аристократия, элита социальной группы кара-суйек (черная кость), почитаемые за знания и умение интерпретировать многовековое народное право, многовековые обычаи, позволяющие сохранять в степи присущее кочевым скотоводам мироустройство. Именно вокруг биев начало формироваться межродовые внутритерриториальные связи, которые постепенно превращали стихию кочевых племен в хозяйственное и культурное сообщество, агрегация которого осуществлялась единственно возможным тогда способом - через установление генеалогических и иерархических взаимоотношений между родами и племенами, между аульными пастбищными общинами.

Образование ханства[ [link]  раздробленность страны ввиду опасности, грозящей от воинствен­ных соседей казахов —джунгар. После смерти Тауке-хана Казахское государство снова распалось на три самостоятельных жуза. Младший и Средний жузы и меньшая часть Большого жуза в XVIII в. доброволь­но присоединились к России. Во второй половине XIX столетия в со­став России вошел весь Казахстан.

Несмотря на колониальный гнет царизма, присоединение Казах­стана к России имело прогрессивное значение. Оно избавило Казахс­тан от разорительных и истребительных нашествий агрессивных сосе­дей. Под влиянием более передовой русской экономики и культуры ускорилось развитие производительных сил Казахстана, были лик­видированы феодальные междоусобицы, усилился переход казахов к оседлому образу жизни, стали возникать промышленность и формиро­ваться рабочий класс. Возникли первые светские очаги культуры и просвещения, и вместе с ними зародилась и окрепла национальная прогрессивная и демократическая интеллигенция.