|
Рабочая программа по внеурочной деятельности Дискуссионный киноклуб 7-9 класс
Автор публикации: Кузнецова Е.В.
Дата публикации: 2016-11-15
Краткое описание: ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Дискуссионный киноклуб»
Составила: Кузнецова Е.В. – учитель математики-физики МКОУ «Минская ООШ»
Кострома
Пояснительная записка В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести именно современная школа. Воспитание гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании» и в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ». Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его. Целью программ по гражданско-патриотическому воспитанию в школе является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение одних из основных задач: формирование чувства гражданского долга, любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни; воспитание толерантности.
Воспитание патриотичности и толерантности – сложная задача, которая может решаться разными педагогическими способами. Искусство учит и воспитывает, расширяя жизненный опыт личности, включая в него освоенные при помощи искусства новые ситуации и отношения. В нынешний век повсеместного распространения массовой культуры кинематограф как самый популярный и распространенный ее носитель представляет собой богатейший источник информации. В мире стремительно развивающихся технологий и высокого темпа жизни, когда печатное слово, к сожалению, отходит на второй план, кино приобретает особую роль в формировании мировоззрения целых поколений. Социально-педагогический потенциал киноискусства определяется многообразием его функций, из которых применительно к задачам использования кино как средства формирования у учащихся патриотичности и толерантности, особое значение имеют познавательная, коммуникативная, развивающая и воспитательная. Помимо того, что кинематограф всегда был и остается одним из самых популярных средств массовой информации, нацеленных на самую широкую аудиторию, с первых минут своего существования он причисляется к искусству, коим остается до сих пор. Кино воспитывает у молодого человека определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, симпатии и антипатии, т. е. способствует формированию внутренних образцов, регуляторов поведения, которые в будущем сравнительно устойчивым образом будут влиять на его поведение. Причем, усвоение экранных моделей поведения и формирование ценностных отношений сопровождаются интенсивными переживаниями, затрагивающими глубинные структуры личности. Цель курса внеурочной занятости: реализовать возможности кино как фактора социализации для формирования патриотичности и толерантности у школьников. Задачи: Способствовать формированию общей культурной компетентности учащихся Способствовать воспитанию зрительской культуры Способствовать развитию коммуникативной культуры Создать условия, способствующие формирования познавательного процесса, оценочных суждений.
Специфика цикла занятий: Цикл занятий предназначен для учащихся средней школы. Занятия проходят во внеурочное время. Они не ограничены рамками временными и прохождением программы. Цикл основан на принципе добровольности и личной заинтересованности учащихся. В работе должна осуществляться: Опора на деятельностный подход в образовательном процессе, преобладание практических занятий. Работа с первоисточниками («текстами культуры»), а не с их опосредованным описанием. Система развивающих, творческих заданий, ориентированных на использование личного опыта ученика.
По окончании цикла занятий учащиеся умеют: Выражать в различных формах (диалог, диспут, анализ, сообщение)) собственное отношение к кинофильму. Находить нужную информацию о произведении, пользуясь различными источниками (литература, электронные ресурсы) Имеют понятие о зрительской культуре
Для успешного прохождения курса необходимо выполнение дидактических принципов обучения: Использование эвристического метода как важного инструмента работы с произведением искусства и развития когнитивной, эмоциональной и творческой сферы личности позволит создать ситуацию межличностного взаимодействия и осуществления самооценки учащихся. До просмотра создается у учащихся эстетический и психологический настрой на восприятие картины, пробуждается интерес к фильму, формируется исторически-культурный контекст восприятия. Создается установку на восприятие и обеспечивается ориентирование на внимательный просмотр и на постижение замысла. Создается соответствующий эмоциональный настрой и предрасположенность к восприятию фильма. При необходимости дается краткая фильмографическая справка (название, страна, режиссер, актеры и другое), указывается место фильма в современном кинопроцессе (участие в кинофестивалях, премии, резонанс в печати, мнения критиков). Это способствует формированию отношения к кино как к искусству и позволяет лучше ориентироваться в кинопроцессе. Задача посткоммуникативной фазы просмотра – помочь учащимся в осмыслении идеи фильма, авторского замысла, проблематики картины, в формировании собственного отношения к этой проблематике путем организации обсуждения. Грамотно организованная и проведенная после просмотра дискуссия может сыграть не меньшую роль, чем воздействие самой картины. Обсуждение фильма в группе позволяет каждому четче сформулировать свою точку зрения, обогатить свои впечатления и понимание смысла произведения мнениями других участников просмотра и, в конечном счете, глубже понять фильм. Кроме того, групповое обсуждение помогает воспитывать культуру мышления и речи, культуру ведения диалога. Примерный художественный материал предполагает его вариативное использование в учебно-воспитательном процессе. При отборе художественного материала применяются такие критерии как его художественная ценность, воспитательная значимость, педагогическая целесообразность, востребованность современными школьниками, множественность его интерпретаций.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ на I год - Тема занятий
Кол-во занятий Срок План Факт 1 Вводная беседа об истории кинематографа и его значении в жизни людей. 1
2 Просмотр и обсуждение м/ф «Ежик в тумане» Ю.Норштейна, 1975. (В любой ситуации найдутся те, кто поможет тебе "выплыть" и ничего не потребует взамен...) 1
3 м/ф «Голубой щенок» 1976, СССР, режиссёр Е.Гамбург (принятие различий, «непохожести») 1
4-6 «Гора самоцветов» - сборник из 52 мультфильмов для детей, 2005, Россия, режиссёр А. Татарский (сказки народов России дают представление о единстве в многообразии) 3
7-8 «Заколдованный мальчик» - Союзмультфильм, 1955 (о взаимовыручке, необходимости понимать друг-друга) 2
9 « Ёжик должен быть колючим?» мультипликационный фильм для детей, 1990, СССР, режиссёр М. Каменецкий, (принятие различий, « непохожести») 1
10-14 «А зори здесь тихие» Год: 1972 Режиссер: Станислав Ростоцкий. Жанры фильма: драма, военный, история – 2 серии 5
15-16 «Морозко», Год: 1965. Режиссер: Александр Роу. Жанр: сказка 2
17-22 «Молодая гвардия» Год:1948. Режиссер: Сергей Герасимов. Жанры фильма: драма, военный, история – 2 серии 6
23-24 «Офицеры», год 1971. Режиссер: Владимир Рогов. Жанры фильма: драма, военный, история 2
25-26 «Небесный тихоход» Год 1945. Режиссер: Семен Тимошенко. Жанры фильма: военный, музыкальный 2
27-29 «В бой идут одни «старики», Год 1973. Режиссер: Леонид Быков. Жанры фильма: драма, военный, история 3
30-32 «Судьба человека», Год 1959. Режиссер: Сергей Бондарчук. Жанры фильма: драма, военный, история 3
33 Подведение итогов 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ на II год - Тема занятий
Кол-во занятий Срок План Факт 1 Вводная беседа об истории кинематографа и его значении в жизни людей. 1
2-9 Просмотр и обсуждение к/ф «Приключения Электроника» Константин Бромберг, 1979. 8
10-12 Доживем до понедельника – С.Ростоцкий, 1968 3
13-15 Я шагаю по Москве – Г.Данелия, 1963 3
16-18 Бриллиантовая рука – Л.Гайдай, 1968 3
19-21 Волга-Волга – Г.Александров. 1938 3
22-24 Республика Шкид – Г.Полока, 1966 3
25-27 «Розыгрыш» —В. Меньшов, 1976. 3
28-30 Подвиг разведчика – Б.Барнет, 1947 3
31-33 Александр Невский – С.Эйзенштейн, 1938 3
34 Подведение итогов 1
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ на III год «Дискуссионный киноклуб» - Тема занятий
Кол-во занятий Срок План Факт 1 Вводная беседа об истории кинематографа и его значении в жизни людей. Определение фильмов для просмотра в учебном году 1
2-4 Просмотр и обсуждение к/ф «Начало» – Г.Панфилов, 1970 3
5-7 Просмотр и обсуждение к/ф «Неуловимые мстители» – Э.Кеосаян, 1966 3
8-9 Просмотр и обсуждение к/ф «Берегись автомобиля» – Э.Рязанов, 1966 2
10-14 Просмотр и обсуждение к/ф «Собачье сердце» – В.Бортко. 1988 5
15-16 Просмотр и обсуждение к/ф «Золушка» – Н.Кошеверова, М.Шапиро, 1947 2
17-19 Просмотр и обсуждение к/ф « А если это любовь?» – Ю.Райзман, 1961 3
20-22 Просмотр и обсуждение к/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» – Э.Климов, 1964 3
23-25 Просмотр и обсуждение к/ф «Путевка в жизнь» – Н.Экк, 1931 3
26-28 Просмотр и обсуждение к/ф «Смелые люди» – К.Юдин, 1950 3
29-31 Просмотр и обсуждение к/ф «Обыкновенный фашизм» – М.Ромм, 1966 3
32-33 Просмотр и обсуждение к/ф «Школьный вальс» – П.Любимов, 1978 2
34 Подведение итогов 1
Список литературы: Тер-Минасова С.Г. Язык и мужкультурная коммуникация.- М.: Слово, 2000. С.146 Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации // Учебник.- М.: Издательский дом «Социальные отношения», Издательство «Перспектива», 2002. С.246 Бондаренко Е.А. Путешествие в мир Кино. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003. Братченко С.Л. Образование: ненасилие, толерантность и гуманистическая экспертиза // Век толерантности. 2001. № 3-4. С. 112-124. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е изд. - М.: Политиздат, 1988. Культуроориентированные модели внеурочной деятельности школьников: учебно-методическое пособие / науч.ред.: Л.М. Ванюшкина; авт.-сост. С.В. Подгорнова. – СПбАППО, 2011. Жмырева Е.Ю, Монастырский В.А. Киноискусство как средство воспитания толерантности у учащейся молодежи.- Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2012.
|
|