Исследовательская работа на тему Особый инструмент

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


V краевой конкурс учебно-исследовательских работ «Муравьишка» 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Осинская средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя РФ В. П. Брюхова»



НАПРАВЛЕНИЕ: культура



ОСОБЫЙ ИНСТРУМЕНТ







Автор: Богомягкова Алена,

МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В. П. Брюхова»

3 «А» класс



Руководитель: Пирогова Наталья Васильевна

МБОУ «ОСОШ №1 имени Героя РФ В. П. Брюхова»

учитель начальных классов

89519402369













Оса – 2016







Оглавление

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Краткая история появления и развития фортепиано….3-5

Глава 2. Музыкальные возможности фортепиано……………….5-9

2.1. Фортепиано и великие композиторы…………………5-6

2.2. Преимущества и недостатки инструмента…………..7-8

2.3. Анализ результатов анкетирования…………………8-9

Заключение…………………………………………………………9

Список использованной литературы………………………………11

Приложение…………………………………………………………12

















Введение.

В моей семье очень любят музыку. Мы поём, танцуем, играем на музыкальных инструментах. Самый любимый – фортепиано. На нём играет мама и я, потому что учусь на фортепианном отделении в детской школе искусств. Пианистов в школе искусств учится больше, чем музыкантов других специальностей. А инструмент фортепиано стоит во многих кабинетах, где изучают разные предметы. Почему? Почему этот инструмент так популярен? В чем особенность фортепиано? Стало интересно узнать, что было до фортепиано, почему, где и когда оно появилось, используют ли известные музыканты фортепиано в своем творчестве.

Так определилась тема моей работы: «Особый инструмент».

Объект исследования: фортепиано

Предмет исследования: музыкальные возможности фортепиано

Цель работы: изучение истории развития фортепиано.

Задачи:

- узнать историю появления фортепиано, проследить путь его развития;

- найти информацию об отношении композиторов к этому клавишному инструменту;

- выявить преимущества и недостатки фортепиано;

- провести анкетирование среди одноклассников с целью ответа на вопрос: «Считают ли они фортепиано самым популярным музыкальным инструментом и почему?».

Методы исследования: сбор информации по теме, беседа, анкетирование, опрос, анализ и синтез.

Практическая значимость работы: материал по данной теме может быть интересен и полезен ученикам музыкальных школ, использован на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Глава 1. Краткая история появления и путь cовершенствования фортепиано.

У каждого инструмента есть своя история, есть она и у фортепиано.

Изучив всю найденную литературу, я узнала, что самым ранним предком фортепиано считается монохорд, который, по преданию изобрел Пифагор и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Это был не музыкальный инструмент, а прибор, представляющий собой прямоугольный ящик с натянутой одной струной.

Пока Пифагор продолжал свои опыты, находчивые музыканты понастроили музыкальные инструменты и назвали их полихордами ″многострунами″, так как вместо одной струны было несколько. А играли на них так: били палочками по струнам.

Но одним из важнейших шагов на пути к созданию современного фортепиано был клавишный механизм. Клавиатуру мастера позаимствовали у органа, а механизм, соединяющий клавиши со струнами, – у полихорда. Клавикорды появились примерно к ΧΙΙΙ-ΧΙV векам и имели устройство, похожее на устройство современного фортепиано. Но гораздо проще. При нажатии на клавишу маленький медный квадратик под названием тангент ударял струну. У клавикорда было по одной струне на каждую клавишу (в то время как у современного фортепиано на каждую клавишу бывает до трёх струн). Клавикорд ставили на стол и играли стоя. Звук клавикорда был нежным и певучим. Современники писали о клавикорде: «Он более пригоден для домашней и нежной музыки, нежели для эстрады или больших помещений…» Исправить этот недостаток не получилось, большей громкости так и не удалось добиться.

Другой клавишный инструмент – клавесин - был изобретён в Италии в XV веке. Клавесин был не только домашним инструментом. Его включали в различные ансамбли и даже в оркестр. За клавесином сидел дирижер. Левой рукой он играл аккорды, а правой руководил оркестром. Но звуковая картина клавесинной музыки была довольно тусклой и малоинтересной. Исполнитель не мог играть громче или тише: с какой бы силой он не ударял по клавише, делал это резко или мягко – звук не менялся и всегда получался громким. Кроме того, при слабом нажатии на клавишу механика не срабатывает и инструмент не звучит.

Композиторам и музыкантам необходим был инструмент, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком. И вот в один прекрасный день 1709 года появился необычный музыкальный инструмент. Изобрёл его итальянский мастер Бартоломео Кристофори. Мастер назвал его «Гравичембало коль пиано е форте», что означает "клавишный инструмент, играющий нежно и громко". Это название затем было сокращено, и появилось слово "фортепиано". За свою 300 – летнюю историю инструмент постепенно совершенствовался. Появились разновидности: пианино и рояль. И на пианино, и на рояле играют совершенно одинаково, одни и те же пьесы, на нотах которых написано: фортепианные. В 20 веке появились электромузыкальные клавишные инструменты – электромузыкальные пианино, синтезатор. Они применяются как в домашних условиях, так и для больших аудиторий.

Глава 2. Музыкальные возможности фортепиано

    1. Фортепиано и великие композиторы.

Фортепиано – удивительный инструмент. На нём можно сыграть песенку и симфонию, исполнить оперу и пьесу, написанную для скрипки или арфы. А сколько прекрасных произведений создано специально для фортепиано! За прошедшие триста лет почти все великие композиторы писали фортепианную музыку, и многие из них знамениты именно своими фортепианными произведениями. Это Бетховен и Шуберт, Шопен и Лист, Глинка и Чайковский, Рахманинов, Прокофьев, Шостакович и ещё многие-многие композиторы. Их привлекали огромные, почти безграничные возможности инструмента. Сила звука может быть самой различной, от легчайшего пианиссимо до мощного фортиссимо. На фортепиано исполняют и певучие мелодии, и многозвучные аккорды, и виртуозные пассажи. Инструмент может звучать нежно, как флейта, а может и мощно, как целый оркестр.

Если Гайдн и Моцарт еще использовали иногда для своего творчества клавесин, то Бетховен признавал только фортепиано. Он не только виртуозно владел этим инструментом, но и постоянно добивался его усовершенствования. Музыканты говорят, что если б сегодня вдруг исчезло всё, что сочинено для фортепиано за всю его историю, но остались бы лишь сонаты Бетховена, инструмент бы не погиб.

Не было на свете более «фортепианного» композитора, чем Фридерик Шопен. Они, можно сказать, были созданы друг для друга. Шопен был первым и долгое время единственным композитором, писавшим музыку почти исключительно для одного инструмента — фортепиано. «Душа фортепиано» — так называли польского композитора Фридерика Шопена.

Очень большую роль в раскрытии возможностей этого инструмента сыграл венгерский композитор Ференц [link]

 по Скрябину



















13