Экскурсия . Путешествие Крымом

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Экскурсионный маршрут однодневной автобусной экскурсии : Джанкой- Феодосия – Коктебель – Джанкой.

Технологическая карта экскурсии

Тема экскурсии : Знакомство с историей и литературой Крыма.

Продолжительность : 12 часов

Протяженность (км) -240км.

Автор-разработчик- Никитина Алина Сергеевна

Содержание экскурсии:

-знакомство с географическим расположением г. Джанкой , г.Феодосия, п.Коктебеля;

-посещение музея А. и М. Цветаевых В Г. Феодосия;

-посещение дома-музея М. Волошина в Коктебеле;

-пешая прогулка по набережной Г. Феодосии;

-пешая прогулка по набережной Коктебеля.

Маршрут экскурсии :г. Джанкой , автовокзал- г. Феодосия, ул.-п.Коктебель , дом –музей Волошина –г. Джанкой.


Остановка 1. Джанкой , железнодорожный вокзал.

1.Индивидуальный текст экскурсовода.

Уважаемый гость или житель Крыма!

Нет красивее края и уникальнее , потому что за день мы с вами увидим степные просторы и леса, море и горы. Добро пожаловать на экскурсию!

[pic]

  1. Географическая карта Республики Крым.

А. С Пушкин писал о Крыме:

Волшебный край! очей отрада! 
Все живо там: холмы, леса,
 
Янтарь и яхонт винограда,
 
Долин приютная краса,
 
И струй и тополей прохлада...
 
Всё чувство путника манит,
 
Когда, в час утра безмятежный,
 
В горах, дорогою прибрежной,
 
Привычный конь его бежит,
 
И зеленеющая влага
 
Пред ним и блещет и шумит
 
Вокруг утесов Аю-дага...
 

[pic]

  1. Знак при въезде в Крым.

Крым – уникальный историко-культурный заповедник, поражающий древностью и разнообразием.

В его многочисленных памятниках культуры отражены исторические события, культура и религия разных эпох и разных народов. История Крыма – это сплетение Востока и Запада, история греков и Золотой Орды, церкви первых христиан и мечетей. Здесь на протяжении многих веков жили, воевали, заключали мир и торговали разные народы, строились и разрушались города, возникали и исчезали цивилизации. Кажется, сам воздух тут  [link] , полная уютных семейств, дружеских праздничных сборищ, ожидания гостей, наивного восхищения талантом».— воспоминания Анастасии Цветаевой

Ощущение Феодосии Мариной Цветаевой можно понять по её стихотворению, созданному ей в это время.

Феодосия, 14 февраля 1914

И платья шелковые струи
Колеблются вокруг колен.
И скромен ободок кольца,
И трогательно мал и жалок
Букет из нескольких фиалок
Почти у самого лица.
Иду вдоль крепостных валов,
В тоске вечерней и весенней.
И вечер удлиняет тени,
И безнадежность ищет слов.

Это пребывание Цветаевых в Феодосии продолжилось около восьми месяцев (с октября 1913 года по июнь 1914 года).

В жизнь Марины вошли праздник и радость, она узнала счастье преданной дружбы и настоящей любви. Сергей Эфрон, с которым она познакомилась у Волошина, через год стал ее мужем. Вот как описывает их встречу дочь Ариадна Сергеевна Эфрон в «Страницах воспоминаний»: «Она собирала камешки, он стал помогать ей — красивый грустный юноша — с поразительными, огромными… в поллица глазами; заглянув в них и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж! Конечно, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых,— и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный камень, который она хранила всю жизнь…».

За несколько летних месяцев Марина так изменилась, что Анастасия Цветаева, приехавшая погостить в Коктебель, не узнала свою старшую сестру в этом «загорелом тоненьком мальчишке в шароварах, оживленном и радостном».

[pic]

12.. Марина Цветаева. 1911 год. Фото Максимилиана Волошина

Остановка 3. п. Коктебель, дом –музей М. Волошина. [pic]

13. Дом –музей М. Волошина в Коктебеле ( 2016 г.)

[pic]

14. Дом М. Волошина в Коктебеле .

Индивидуальный текст экскурсовода.

Небольшой поселок на берегу Черного моря, расположенный у подножья древнего вулкана Карадаг – излюбленное место художников, поэтов, писателей, в общем, творческих людей. Мистическая красота Коктебеля воспета талантливыми литераторами и запечатлена на полотнах известных живописцев. Для одного из них «страна голубых вершин», так переводится с тюркского слово «Коктебель», стала источником вдохновения, домом и, в конечном счете, последним пристанищем. Речь, как можно догадаться, идет о поэте Максимилиане Волошине.

Моей мечтой с тех пор напоены 
Предгорий героические сны 
И Коктебеля каменная грива; 
Его полынь хмельна моей тоской, 
Мой стих поет в волнах его прилива, 
И на скале, замкнувшей зыбь залива, 
Судьбой и ветрами изваян профиль мой,

написал однажды Волошин. И правда, обрыв горы Кок-Кая своими очертаниями напоминает мужской профиль. Побывавшая в 1911 году в Коктебеле Марина Цветаева поделится впечатлениями: «Взлобье горы. Пишу и вижу: справа, ограничивая огромный коктебельский залив, скорее разлив, чем залив, каменный профиль, уходящий в море… Максин профиль». Поэт и сам ассоциировал скальный лик с собственным.

Правда, еще до переезда Волошина в Крым в Коктебельском профиле узнавали лицо другого известного поэта. Существует открытка с видом поселка, изданная в Феодосии в 1910 году, на которой написано: «Коктебель. Гора профиль Пушкина». В путеводителях 1911 и 1914 годов также указывается, что это «профиль Пушкина». 

Что ж, каждый имеет право видеть в каменных глыбах то, что ему близко. Но вряд ли кто-то поспорит с тем, что Коктебельский лик можно по правду назвать памятником поэту – человеку с мятежной, страстной душой, слившему в творческом порыве со стихией, творцу, создающему самого себя.

Мой кров убог

Одним из первых из русских интеллигентов красоту Коктебеля оценил известный врач-окулист профессор Э. А. Юнге. Будучи энергичным и разносторонним человеком, он приобрел кусок земли в Коктебельской долине и решил превратить его в цветущий сад. Юнге мечтал построить здесь водохранилище, на склонах холмов разбить виноградники, проложить удобную дорогу в Феодосию. Однако на осуществление грандиозных планов не хватило средств. После смерти профессора, его наследники продали часть земли, на которой в начале XX века появились первые дачи. Один из участков у моря приобрела Елена Оттобальдовна, мать поэта Волошина. Соседями Волошиных стали Детская писательница Н. И. Манасеина, поэтесса П. С. Соловьева и оперный певец В. И. Касторский. Таким образом, Коктебель стал курортом интеллигенции.

Судьба Максимилиана Волошина тесно связана с Крымом. Среднее образование Макс получил в Феодосийской гимназии, затем поступил на юридический факультет Московского университета. После революции поэт поселился в Коктебеле, в семейной даче у моря. Здесь поэту суждено пережить трагические события гражданской войны. Дом Волошиных становится прибежищем, как для красных, так и для белых. Не приемля насилие, независимо от его происхождения, Максимилиан помогал при белогвардейцах коммунистам-подпольщикам, а при большевиках – белым офицерам. Немаловажную роль сыграл поэт в освобождении Мандельштама, схваченного врангелевцами.

Послереволюционное время – период смены идеалов и тотальной переоценки ценностей кардинально менял мировоззрение людей. Не избежал этой участи и Макс Волошин. Будучи по природе демократом он с воодушевлением принял пролетарские настроения. Внешний вид поэта подчеркивал его близость к народу. Волошин ходил босиком, в холщовой рубахе с подпояской, волосы подвязывал ремешком. Таким же образом художник относился и к собственному быту. 

Дому, в котором будут гостить Цветаева, Брюсов, Булгаков, Вересаев, Максим Горький, Кончаловский, Грин, поэт посвятит такие поэтические строки:

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров убог. И времена — суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

Что же представляет собой дача Волошина? Дом был возведен в 1903 году под руководством и по чертежам поэта. Его архитектура отражает противоречивые взгляды и нестандартность мышления хозяина. Сооружение асимметричной формы состоит из двух отдельных сооружений, соединенный в единое целое. Если посмотреть на строение с левой стороны, можно обнаружить обычный сельский дом с белыми стенами и балкончиком. Выложенная из оранжевого кирпича правая часть здания отличается выступающей трехгранной трапецевидной стеной с высокими окнами. Она напоминает фрагмент старинного замка. Глядя на эту часть дома, создается романтическое впечатление. Все-таки дом строил поэт. Кстати, Волошин яростно критиковал дурной вкус российской буржуазии. В одной из статей, посвященной архитектурному облику Феодосии, поэт напишет: «Екатерининская набережная с ее дворцами в стиле турецких бань, Публичных домов и лимонадных киосков, с ее бетонными Эрехтейонами, гипсовыми «Милосами», голыми фисташковыми дамами с декадентских карт-посталей представляет совершенно законченный «Музей Дурного Вкуса». Большевики и анархисты, в руках которых Феодосия побывала дважды, не захотели оказать ей единственной услуги, на которую были способны: они не взорвали этих вилл».

К счастью, большевики взывали не все виллы. Однако все более-менее приличные здания были национализированы, такой же участи чуть было не избежала и дача Волошина. В советское время благодаря помощи А. Луначарского поэту удалось сохранить свою коктебельскую обитель. Выходом из положения оказалась организация дома творчества. После прохождения всех разрешительных процедур, в 1924 году Волошину была выдана охранная грамота, которая гласила: «Максимилиан Волошин с полного одобрения Наркомпроса РСФСР устроил в Коктебеле в принадлежащем ему доме бесплатный дом отдыха для писателей, художников, ученых...».

Весной 1927 года Максимилиан Волошин женился на Марии Степановне Заболоцкой. Верная подруга поэта мужественно разделит с ним трудные годы и станет настоящей опорой в жизни. После смерти Волошина Мария Степановна сохранит его творческое наследие, а также предметы интерьеров и быта, которые окружали писателя при жизни.

Волошин скончался 11 августа 1932 года и был похоронен вблизи Коктебеля на горе Кучук-Янышар. На похоронах присутствовали Н. Чуковский, Г. Шторм, Артоболевский и  А. Габричевский.

Остановка 4. г. Джанкой.

Индивидуальный текст экскурсовода.

Завершаем экскурсию по Крыму словами П. Вяземского:

Слуху милые названья,
Зренью милые места!
Светлой цепью обаянья
К вам прикована мечта.
Вот Ливадия, Массандра!
Благозвучные слова!
С древних берегов Меандра
Их навеяла молва.
Гаспра тихая! Красиво
Расцветающий Мисхор!
Ореанда, горделиво
Поражающая взор!
Живописного узора
Светлый, свежий лоскуток -
Кореиз, звездой Босфора
Озаренный уголок!

До новых встреч в Крыму! 

16