Классный час ко Дню матери

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


23




«КАЗАЧКА, КАЗАЧКА…ЛЮБИМОЕ СЛОВО!»


Мы ушли... и песни мы сложили,

Глубоко казачество любя.

И тебя, казачка, мы любили

И пою я нынче про тебя.

Павел Поляков


I. Образ казачки в истории Дона.



[pic] Многие иностранцы, побывавшие в России, восхищались русскими женщинами, но казачки отличались особенной красотой, умом и силою. Немало тому свидетельств находим и в записках наших соотечественников. Художник В. Суриков, по происхождению из старинного енисейского казачьего рода, оставил такие воспоминания: «Сестры мои двоюродные - девушки совсем такие, как в былинах поется про двенадцать сестер. В девушках была красота особенная: древняя, русская. Сами крепкие, сильные. Волосы чудные. Все здоровьем дышало». А. Ригельман, первый историк казачества, описывал женщин Дона, живших в XVIII веке: «Жены их лица круглого и румяного, глаза темные, большие, собою плотные и черноволосые, к чужестранцам неприветливы». Казачество утверждало себя в истории могучими человеческими характерами. Образно говоря, в России, да и в других странах мира, привыкли к тому, что на берегах казачьих рек время от времени рождались гении отваги и подвига, и в этом, прежде всего, заслуга матерей-казачек – воспитательниц грозных казаков прошлого.

[pic]

Если в образе казака история запечатлела такие свойства, как лихость, отвагу и вечную неустрашимость, то в образе казачки – сильный неукротимый нрав, деловитость, преданность семейному очагу. Это верная, преданная жена, заботливая мать и экономная хозяйка. Она сумела достойно встать вместе с казаками с оружием в руках на защиту своих детей, куреня и станицы. И, несмотря на все это, она не теряла основных черт, присущих слабому полу: женственности, сердечности, кокетства, любви к нарядам. В «Статистическом описании Области Войска Донского, изданном в 1884 году, писалось: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины - неустанной труженицы, смело и энергически принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей.

[pic] Забота молодайки, жившей у батюшки с матушкой без горя и нужды, в том и состоит, чтобы не с голыми руками встретить мужа по его возвращении со службы. Уронивши хозяйство, она роняет свое человеческое достоинство в глазах честной станицы и своих собственных». Наверное, как ни к кому больше, к казачке относится изречение древних, что «Женщина приходит в мир, чтобы возвеличить его своей красотой, материнской добротой и любовью». Вся внешность казачки дышит изяществом и сознанием своей очаровательности, и что первое видится в казачке – это быстрота и проворность в действиях и поступках.

Всем известно, как казачки гордились своим происхождением – «не боли болячка – я казачка», как они избегали браков с иногородними, и с чужестранцами были неприветливы. Казаки упорно берегли свое племенное лицо, больше всего при помощи женщин, ревнивых хранительниц древних обычаев и чистоты крови. Казачка – свободная, воспитанная в среде, не знавшей ни рабства, ни крепостных господ, закрытых теремов и гаремов, она сознательно, как полноправный член семьи отдавала свои силы, а часто и кровь, для благосостояния и благополучия. Девушка-казачка была свободна в личной жизни. Родители не посягали на ее волю и не выдавали замуж помимо ее согласия. В случае неудачного брака, она могла добиться поддержки общества о разводе. Оберегая вдов и сирот от нищеты, общественное Право позаботилось о них, существовал социальный земельный надел «вдовий» и «сиротский».

Весь дом, все имущество, все хозяйство приобретено и держится только ее трудами и заботами. Постоянный труд и заботы, легшие на ее руки, дали особенно самостоятельный мужественный характер и поразительно развили в ней физическую силу, здравый смысл, решительность и стойкость характера. За внешней ее застенчивостью, как отмечают многие авторы, зачастую скрывается сильный и неукротимый нрав, сознание хранительницы семейного очага и хозяйки дома.

[pic]



Казачки из станицы Отрадной

Женщина в казачьем обществе пользовалась вниманием и исключительным уважением. Недаром, в некоторых казачьих областях даже девочек называли «родительницы». Казак был уверен, что его вольные и невольные грехи замолят Родительницы (мать и жена). В своих воспоминаниях о казачьем быте И.И. Георги писал: «У казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».

Наши «прабабки» до революции, а в некоторых казачьих семьях вплоть до отечественной войны 1941-1945 гг. на производстве не работали. Им хватало работы и дома. Для казака, если у него жена, кроме дома, еще где-то работала считалось позором – не в состоянии обеспечить семью – не заводи.

[pic] Всем известно, какое большое значение имела женщина в казачьей семье, как она умела посвящать себя семейной жизни и воспитывать в своих детях любовь к родной земле, родному краю, к своему народу. С малых лет ребенок впитывал от матери чувства национальной гордости и кровной близости к одноплеменникам, чувство собственного достоинства, наряду с уважением человеческой личности и к старшим. Особо ревниво казачка относилась к привитию детям сознания о единстве этносоциологических черт казачества, как народа. С малых лет казачонок и девочка-казачка с гордостью относили себя к казачьему народу и твердо усваивали – все казаки – братья, казак казаку брат. В этом могли убедиться: в казачьем взаимоотношении, взаимовыручке, верности, взаимопомощи – кубанец, донец, терец, уралец, усуриец и т.д., как внутри своего войска, как и оказавшись в других казачьих районах.

Казачке было чуждо чувство подражания в поведении действий, поступках, одежде. Она всегда подчеркнуто проявляла свою принадлежность к казачьему народу и в одежде, и в разговоре, и гордилась этим. Выход замуж не за казака считалось позором.

Мать-казачка, и никто другой, прежде всего, отвечала перед Богом за религиозную и нравственную крепость детей. Трудолюбие, неприятие лодырничества, бесхозяйственности, было основой морали казачества, к которой приучала мать-казачка детей. С малых лет будущую мать – девочку-казачку – бабушка или мать в период созревания трав брала с собой в степь или в горы для сбора лечебных трав, цветов, и объясняла какая трава или цветок от какого недуга. Не было казачки, которая бы не могла шить, кроить одежду, вязать чулки, носки, кружева, вышивать рушники, салфетки, окаймление рубашек и кофт, стегать одеяла. Всю рабочую одежду для семьи, в основном, шили сами казачки. Особенно казачки славились кулинарным талантом приготовления блюд, свойственных казачьему укладу жизни. В некоторых казачьих областях казаки проводили по сегодняшним понятиям смотр-конкурс на лучшую встречу и угощение гостей – чья жена лучше умеет принять и угостить вкусной пищей. Из поколения в поколение передавалось казачке от матери и бабушки секреты каждой семьи приготовление опары и прибелки для теста под выпечку хлеба и других печных изделий.

«Бойцовские» качества – это не типичный образ казачки, как в прошлом, так и, очевидно, в будущем. Жизнь казачки с далеких времен полна тревог, забот, мук, утрат и встреч, но не всегда радостных – война на то и война, чтобы убивать. Кроме тяжести физического труда, казачка, в немалой степени, проводив сыновей, а нередко и вместе с мужем, ощущала душевную тяжесть, как бы ни привычна была казачка ко всякому роду неожиданностям, думы о возможных потерях ближних тяготили ее. Женский организм весьма чувствителен к восприятию негативных последствий, и весьма раним к несправедливости. Народная молва утверждает, а практические случаи подтверждают, что сердце матери чувствует беду своего дитя и ближнего на далекие расстояния до тех пор, пока оно бьется, независимо от ее здоровья и возраста.

О любви к родному краю, к братству, которую воспитывала мать-казачка существует много сказов, легенд и преданий. Восхваляли казачку и поэты казачьего зарубежья. Эта страстная любовь к родному краю пронизывает весь сборник стихов «Прости, родная».

II. Поэты- эмигранты казачьего зарубежья.


[pic] В конце 1919 - начале 1920 годов многие десятки тысяч казаков Дона, Кубани, Терека и ряда других казачьих войск, в том числе несколько тысяч подростков и юношей из казачьих кадетских корпусов, военных училищ и других учебных заведений, с болью и горечью обняли на прощание родных и близких, получили благословение матерей и, поклонившись им до самой земли, покинули родные хутора.

Экспозиция Музея Казачьего Зарубежья

в станице Старочеркасской.

Через несколько месяцев большая часть из них разными путями переправилась в Крым для продолжения борьбы, а некоторые, в основном больные и раненые, оказались и за границей.


Уходили они из родных мест, в большинстве своем искренне веря в то, что всё происходящее в России и захватившее казачьи земли, временно, преходящее, что раньше или позже все изменится, вновь станет на свои места, и они, хотя, вероятно, уже и не все, вернутся в покинутые ими хутора и станицы; надеялись, что найдут живыми и невредимыми большинство своих родных и близких и вновь, но теперь уже со слезами радости по случаю благополучного возвращения, обнимут заждавшихся их жен и детей, постаревших отцов и матерей.




[pic] Однако большинство никогда не вернулось!



Но и позже, и ноябре 1920 года, плывя из Крыма как на российских, так и на многочисленных чужеземных кораблях на юг, а также уходя в 1920-1921 годах другими путями с родной земли в неизвестное и малогостеприимное зарубежье.

Подавляющее большинство казаков полагало, что поражение в гражданской войне и вынужденный уход в изгнание временны, надеялись, что в ближайшие годы при поддержке Англии, Франции и ряда других государств, бывших союзников Государства Российского, борьба продолжится и победа со временем обязательно придет. В связи с этим многие сохраняли в душе надежду на возвращение на Родину, на грядущую, пусть теперь уже не столь скорую, но такую желанную встречу с милыми, дорогими их сердцу, истомившимся в ожидании родными и близкими.


Однако большинство никогда не встретилось!


Мемориал казачьей славы в Сент-Женевьев-де-Буа.

[pic] Но даже и через многие годы и десятилетия, вынужденно разойдясь в 20-30 годы, а затем вновь, во второй половине 40-х годов, по разным странам и континентам, в поисках добывавшегося тяжким трудом крова и хлеба насущного, и постепенно с грустью и болью душевной всё в большей мере осознавая, что состоявшееся расставание надолго, а может быть, как для многих и оказалось, навсегда, они в большинстве, как величайшую ценность, цепко хранили и передавали потомкам светлую память о своей Родине малой (тихий Дон, быстрая Кубань, пенистый Терек) и Родине большой - многострадальной Великой, Единой и Неделимой Матери-России.

[pic] Глубоко и искренне, как завещали предки, продолжали казаки зарубежья лелеять память о своем вынужденно покинутом Отечестве, жили верой и надеждой на то, что все же когда-то доведется им еще увидеть свои родные казачьи края, обнять сильно постаревших отцов и матерей, поседевших любимых жен, повзрослевших детей и народившихся в их отсутствие внуков, пройти с ними утром по росяной траве, вдохнуть неповторимый степной аромат, полюбоваться редким по красоте закатом солнца и серебряным переливом вод Дона, Кубани, Терека и других казачьих рек.

Однако большинству не довелось!


Туроверов Николай Николаевич,

поэт казачьего зарубежья

[pic] Но понятные и святые для каждого российского патриота чувства: вера, надежда и любовь помогли казакам зарубежья выстоять, выжить, сохранить и передать детям и внукам, родившимся и выросшим на чужбине, память о покинутом Отечестве, верность заветам седой старины, создать и завещать потомкам и будущей возрождающейся России богатое литературно-художественное, культурно-историческое, духовное наследие. Эти присущие большинству русских людей и, в частности, казаков, но не всегда понятные иностранцами сильные чувства: вера, надежда, любовь, впитанные с молоком матери, удивительно ярко, образно отразились, особенно в 20-30-е годы, в произведениях многих десятков поэтов, прозаиков и публицистов казачьего зарубежья.



Краснов Пётр Николаевич, атаман,

поэт казачьего зарубежья


Ими высказано множество теплых, глубоко проникновенных слов не только о Родине, незаслуженно их отторгнувшей и на многие годы забывшей Матери-России, но и о своих прославленных, обильно политых кровью и потом десятков поколений предков родимых казачьих краях, о милом и дорогом казачьему сердцу отеческом доме и особенно о его верной хранительнице гордой и красивой, мужественной и терпеливой, страстно любящей, но незаслуженно много настрадавшейся и натерпевшейся Женщине-Казачке.

Жизнь в степи, в постоянной тревоге и опасности от набегов воинственных соседей закаляли казачку быть бесстрашной и храброй. Она умела владеть ружьем и луком, как в хозяйстве кочергой и чаплей, чтобы в любой момент, за уходом казаков в поход, защитить свой городок от горцев и других степняков. В исторических документах мы находим описание подвигов казачек: как 800 женщин, наравне с казаками, отчаянно отбивались от турок в Азове в 1642г., как наурские казачки одни отбили от черкесов свою Наурскую станицу, а также моздокские казачки городков Быстрянского и Раздорского отбились от татар, а амурские казачки - от китайцев.

[pic] В мае 2010 года в станице Старочеркасской усилиями некоммерческого фонда «Казачье Зарубежье» был создан Музей Казачьего Зарубежья.











По мнению создателей, музей вновь откроет имена казаков-эмигрантов и напомнит потомкам о роли казачества в мировой истории.

[pic]



[pic] В экспозициях музея представлены уникальные фотографии, картины, карты, книги, газеты, журналы. Сотни экспонатов повествуют о жизни и достижениях казаков, вынужденных в советское время жить за пределами России.





III. Художественные особенности стихотворений сборника «Прости родная!» поэтов казачьего зарубежья.

[pic] В сборнике стихов «Прости, родная!», составителем которого является К.Н. Хохульников,

[pic] большое место занимают стихи и поэмы о женщине-казачке и, особенно, о Матери-казачке. Объединённые, они могли бы составить добротный цикл. В стихах П.С.Полякова о казачках, в частности, через образы матери и бабушки поэта, и в поэмах, звучит восхищение их физической и духовной красотой, -

К.Н. Хохульников

Благословен Господь, что в жизни неприветной

Вложил в сердца огонь и влил живую кровь,

Благословен, что дал своим донским казачкам

И стройный, гибкий стан и соболину бровь, -

преклонение перед вековечной нелёгкой судьбой Матери-казачки, вырастившей, воспитавшей и проводившей сыновей на ратный подвиг, на защиту Отечества и родного Казачьего Присуда:

Провожали сынов на войну...

Поп молитвы читал на морозе,

И катились из старческих глаз

Бриллиантом горевшие слёзы…

Н.В. Альникин в стихотворении " Ненаглядной", написанном в 1922 году, пишет своей любимой:

Расскажи, мой друг, хоть во сне ты мне.

Как живешь одна ты в родной стране?..

Дивной грёзою, сказкой нежною

Ты приснись мне, безмятежною.


Из-за гор-морей мне блесни сюда,

Путеводная ты моя звезда.

Ветерок чуть-чуть шелестит листву,

Не твою ли здесь слышу я молву?


Облака вверху с яркой синевой

Bсё рисуют мне образ милый твой.

А года не ждут, - как стрела, летят,

Счастья нашего, видно, не хотят...

Расставшись с родными и близкими в результате трагических событий жестокой братоубийственной гражданской войны в России, войны, инспирированной и развязанной силами, градационно враждебными исторической и нацио­нальной России и Казачеству, подавляющее большинство ушедших в изгнание казаков никогда уже больше не вернулись на родимую землю. Они уже никогда, к глубокому сожалению, не встретились с родными и близкими, десятилетиями ждавшими их. Вместе с тем, они и никогда, буквально до последнего дня и часа своей скитальческой жизни, сколь бы материально обеспеченной в зарубежье она ни была, не забывали об Отечестве, о родимых казачьих краях, об отчем доме и особенно о вырастившей и благословившей и последний paз Матери-Казачке:

Мама, плачешь?.. Плачь, родная... Брат убит?.. Безусый?.. Знаю...

Тихий мальчик синеокий где-то там, в степях далеких?..

Твой единый?.. Знаю, мама... Знать, судьба... Россия, мама,

Просит жертв. Нельзя закрыться, отвернуть лицо от милой -

Нужно биться... Смело биться за нее с чужою силой...

Вспомни, мама, - за Россию девятнадцать своих вёсен

В разоренную стихию брат с улыбкой бросил!..

Не забудут павших в битвах в нашу русскую разруху -

Будут в песнях и молитвах славу петь стальному духу...

Имена их в душу навек будут врезаны живыми,

Русь их подвиги прославит. Русь гордиться будет ими...

Плачь от радости, родная! Плачь от счастья, что наш милый,

Край родной оберегая, пал в бою с чужою силой...

Н.В. Альникин (Франция)


В произведениях поэтов казачьего зарубежья нет никакой злобы, ненависти, отчаянья. Чувством глубокой тоски пронизаны стихотворения, посвящённые женщинам-казачкам, оставшимся на родине. Великая любовь к ним передаётся прежде всего в разнообразных обращениях к любимым женщинам: матерям, жёнам, сёстрам.

[pic] Это и "дорогая", и "ненаглядная", и "незабвенная", и "милая", и "любимая", и "мамочка", и "мой друг". Но наиболее употребительным стало обращение "родная". Причём, хочется заметить, что оно чаще всего стоит рядом со словом "прости".

В этой фразе "прости, родная" слышится и боль, и надежда на встречу, и мольба о прощении за долгую разлуку. Именно так и называется сборник стихов, вышедший в 1998 году. Он издан при финансовой поддержке проживающего в США донского казака, профессора В.Г. Улитина и его супруги.

Надо отметить, что молитва часто звучит в стихотворениях поэтов казачьего зарубежья:

Отче наш... звенят слова молитвы...

Трупы турок покрывают вал...

Ты в Азове не боялась битвы

И в руке дымился самопал.


Веря свято Покрову Пречистой,

Ты за мужем на валы пошла.

И, шипя по склонам травянистым,

Полилась кипящая смола.


А потом... Ах, сотни, сотни вёсен

Сыновей ты снаряжала в бой;

Знала ты, что пули их покосят,

И немела от тоски глухой.


Сколько слёз твои пролили очи,

Сколько болей затаила грудь...

Отче наш... В грядущей страшной ночи

Освети ей, мученице, путь.

П.С. Поляков (Югославия)

.

[pic] И это не случайно. Каждому, живущему на Дону, известно, что Вера, Царь и Отечество - это три ипостаси, от которых казаки никогда не отрекались Образ женщины-казачки часто появляется на фоне донских пейзажей, поражающих своей красотой, неповторимостью, широтой размаха:

[pic]



Ты знаешь край, где струи Дона

Текут к лазурным берегам,

Где долы некрутого склона

Достались рощам и лугам;


Где в рощах прячутся озера,

А вкруг - синеющий простор,

И многоликого узора

Цветов раскинулся ковер;

Где шум таинственной березы

И шелест стройных тополей

Рождают сладостные грезы

О красоте грядущих дней...

М. Скальдов (США)

[pic]

Жанровая специфика произведений поэтов казачьего зарубежья также имеет свои особенности. Чаще всего стихи, посвящённые женщине-казачке, представляют собой послание, письмо:



Казачки из станицы Отрадной

Мамочка, милая! Каждый я час вспоминаю

Образ твой ласковый, светлый, твой голос печальный.

Мыслью туда я несуся к родимому краю,-

С раннего детства мне дорог он, многострадальный...


Мамочка, милая! Счастлива ль ты, дорогая,

Там, где снаряды свистят и трещат пулемёты?..

Пусть сохраняет тебя божья воля святая,

Пусть о тебе Он проявит святые заботы...


Скоро ль увидеть придётся тебя мне, родная?

Скоро ль пройдут все невзгоды, печали, напасти,

Высохнут слёзы, минует пора боевая?..

Знает один только Бог, всё в Его только власти...


Верь и надейся, родная, на лучшее время.

Радость пошлёт нам Господь после всех испытаний!

Скатится с душ наших горестных тяжкое бремя,

нынешних ужасов бремя, невзгод и страданий.


Снова ль увижу я наши местечки родные,

Снова ль увижусь с тобой, незабвенная мама,

Нашей станицы домишки увижу простые,

Благовест снова услышу родимого храма!..

Г.М. Александрин (Болгария)


П.С. Поляков (Югославия)


[pic]

Казаки - эмигранты, выросшие на Донской земле, вместе с молоком матери впитали в себя и обычаи, и речь, и уважение к женщине, свойственные вольному народу. Встречаются стихотворения и других жанров: элегии, песни, колыбельные, мадригалы. Все они позволяют поэтам наполнить свои произведения глубоким лиризмом, выразить мучительные страдания, боль, которые переполняют их сердце и душу.

Казаки и казачки поселка Черняевского

Вот одна из колыбельных песен:

Спи, мой маленький, спи, крошка,

Спи, мой аленький цветок,-

Мама плачет, маме горько:

Ты ж усни, закрой глазок...


Просишь сказку, просишь песню,

Просишь ласки и забот-

Мама песенку споёт...

Сердцу душно, сердцу тесно -

Спи, мой милый, спи, сынок.


У тебя глазёнки - звёзды -

Съест их горькая роса.

Горький мой ты, несчастливый,

Казачонок - сирота...

Л. Самсонова (Чехословакия)

В стихотворениях поэтов казачьего зарубежья много прямой речи, но это обычно не диалог, а скорее внутренний монолог лирического героя, который либо видит во сне, либо рисует в своём воображении женщину-казачку, которая отвечает ему. Её речь наполнена диалектными словами, так знакомыми поэтам с детства.

Казачья легенда

Давно, страсть давно, ах, и в те времена

Морила, губила, сжигала война.


Несчетные вражьи сходились полки

И шли безудержно до Дону-реки.


Казачья им сила навстречу пошла

И в схватке неравной в степи полегла.


А враг, нагруженный добром не своим,

Шляхами небитыми тронулся в Крым.


И вышла Наталья, казачая мать,

Ах, сына Степана по полю искать.


В соседней станице, сожженной дотла,

Мать мертвого сына под вязом нашла.


А рядом, сраженный казачьим копьем,

Татарин израненный, с мертвым конем,


Метался в предсмертной борьбе на траве

И кровь, ох, на бритой его голове.


Он шепчет чегой-то су-бер аль су-бар...

Напиться так просят у них, у татар.


И кинулась мать, чтобы сына обмыть,

Татарина хочет она напоить,


Могилку бы вырыть да руки дрожат,

И катятся горькие слезы, как град.


И бредит татарин. И солнышко жжет.

А ворон-могильщик и кружит, и ждет.


И кинулась снова казачая мать,

Татарина хочет она приподнять,


Он в латы закован, подбитый орёл,

И ей не под силу. Тяжёл, ох, тяжёл!


Татарскою саблею слабой рукой

Мать роет могилку, а слёзы - рекой.


Но дело своё до конца довела,

И сына зарыла, и Отче прочла.


И снова к татарину: "Боже ж ты мой!

Никак не поднять - агромадный такой!



[pic] Поди, у него-то маманя его

Всё ждёт - не дождётся сынка своего.



Хоть нет его, Стёпушки, Господи, нет,

Нехай хучь татарка дождётся сынка!"






Образ женщины-казачки нередко ассоциируется со слезами, поскольку тяжёлой была её доля.

Поэтому, наверное, появляется рядом с ней и другой немаловажный образ - Тихого Дона, который ещё в песенном донском фольклоре связывался со слезами.


"Широкий славный Дон! Куда струишь ты воды?...

На юг?... Туда, где милые мои сыны?!

Скажи, живы ль они?.. Свершают ли походы?...

И скоро ли окончатся невзгоды

Братоубийственной войны?..


Скажи, что жду я их и днями , и ночами,

Что ночи напролет тоскую и томлюсь.

Что истекаю я горючими слезами...

Но сжалится Великий Бог над нами,

Недаром я Ему молюсь!"


И на глазах старушки слёзы выступают...

На небе и в воде уж не заря, а кровь!..

Весь Дон кровавые потоки наполняют...

И не журчат уж струйки. а рыдают!..

И молится старушка вновь.





IV. Чествование казачек.


Памятник Матери-Казачке

"Казачьему Роду - Нет Переводу"

в станице Еланской Шолоховского района.



[pic] 25 ноября в России отмечается "День матери". Многие считают, что этот праздник появился в советское или постсоветское время. Однако на Дону его праздновали в дореволюционное время, только 21 ноября. Он назывался "День донской казачки". Отмечали его в станицах, а в ХІХ - начале XX века широко и в городах. Главный бал - донской бал проходил в собрании Армии и Флота. Туда приглашали живших в столице казаков всех войск, юнкеров, офицеров казачьих гвардейских полков, чиновников, студентов, ученых. Программа праздника включала участие артистов казаков: исполнялись донские песни, танцевали казачьи танцы. Как видно, несмотря на столичную жизнь и новомодные танцы и песни, в праздничные дни правление Войска Донского уделяло большое внимание народному творчеству.

Дончихи-курсистки организовывали богатый и изысканный буфет со станичными деликатесами. На донских балах своей красотой всегда выделялись казачки. На Дону сложился особенный образ женской красоты. Известный историк Д. Сухоруков с восхищением описывал казачек: "Представьте красавиц роскошной Азии, смешанные вместе черты черкешенок, турчанок, татарок, русских и тогда получите общее понятие о красоте обитательниц Дона. Пламенные черные глаза, щеки, полные свежей жизни, величайшая опрятность и чистота в одежде. Они, как и все женщины, любили наряды, румянились, когда выходили в гости или в церковь"

П.Н. Краснов в произведении "Домой" описывает казачку: " …казачка. Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина… Грудь была очерчена желтоватым шелком легкой блузки. Английская суконная юбка цвета пыли легко облегала стройные длинные ноги. Совершенно черные громадные глаза, в них темно-коричневый агатовый раек с черным глубоким зрачком в темном обводе смуглых трепещущих век с длинными ресницами под широким размахом черных бровей. Под красным бархатом губ видны ровные белые зубы. Смуглые щеки обнаружили глубокие ямочки у рта." /"Казачкам"/.

29 мая 2011 на Дону, в станице Еланской, что недалеко от легендарной Вешенской прошел большой казачий праздник.

На территории усадьбы, почти легендарного в казачьих кругах предпринимателя, собирателя казачьей старины и казачьей истории Владимира Мелехова, состоялось торжественное открытие памятника «Казачке – матери», на который съехались казаки со всей страны. Несмотря на жаркий майский день, в отличие от многочисленных гостей праздника, казаки были по полной форме. Красные лампасы донцов, желтые – астраханцев и забайкальцев, синие бешметы терцев и «кубанки» с красным верхом вызывали ощущение, что история России, и ее верных сынов – казаков воплотилась в этом торжественной строе. Статью и формой выделялись казаки, одетые в форму казачьих подразделений позапрошлого столетия, для участия в реконструкции жарких баталий былых времен. Но ни у кого, глядя на них, не повернулся бы язык пренебрежительно бросить – «ряженые». В этом строю не было реестровых и нереестровых. Не было разделения на поколения старых усатых казаков, не утративших в двадцать первом столетии тот неповторимый образ и осанку мужчины – землепашца и воина, и молодых казаков, подтянутых, и явно гордящихся тем, что они принадлежат к этому, проверенному временем братству. Не вызывали снисходительной улыбки даже подростки, на чьих угловатых плечах форма выглядела мешковато, а усы еще не могли подчеркнуть то особое выражение лица – слава Богу, что мы казаки.

Памятник «Казачьему роду нет переводу» символизирует трагическую судьбу казачьих семей. Его создание свидетельствует о тех днях, когда казачество было последним народным защитником чести и достоинства России, напоминает всем, что семейный подвиг казачества является примером подвига, которым нужно гордиться.

Создатель этого памятника - скульптор Константин Чернявский. За самоотверженный и бескорыстный труд, личное мужество и беззаветную преданность казачеству Владимиру Мелихову присвоен казачий чин «войсковой старшина». Кроме того, его наградили казачьим крестом «За верность казачеству России» 4-й степени.

«Мы не просто мы участвуем в открытии памятного знака, мы участвуем в возрождении станицы, которая была больше, чем Вешенская, здесь был огромный храм для казаков в то время, - сказал на церемонии открытия председатель Ростовского регионального отделения всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кожин.

[pic] Особо отличившихся женщин – казачек награждают особой медаль, которая называется". Слава женщинам - казачкам". Медаль "Слава женщинам - казачкам" изготовлена из светлого металла и имеет форму круга диаметром 32 мм с выпуклым бортиком с обеих сторон. На лицевой стороне: рельефное изображение казака на коне, левое стремя которое держит казачка, провожающая казака в поход. По краю медали надпись по кругу "Слава женщинам-казачкам". На оборотной стороне медали надпись по кругу "Союз казаков Ставропольское казачье войско". Медаль при помощи ушка и кольца, соединяется с пятиугольной колодкой, обтянутой шелковой муаровой лентой цветов флага Ставропольского края. Ширина ленты - 24 мм. Разработана атаманом Ст.КВ СКР Стригуновым Д.В. и утверждена Советом Правления Ставропольского казачьего войска СКР № 17 от 23 мая 2008 г.

[pic]

V. Выводы.

Нас часто упрекают, что мы не интересуемся своим прошлым, не знаем корней нашего народа. Нас называют ИВАНАМИ, не помнящими родства. Это , наверное, не случайно. Почему мы пытаемся забыть «чёрные пятна» истории? Нам, живущим на дону, необходимо знать свои истоки, свои корни.

В последнее время идёт возрождение казачества. На мой взгляд, это играет большую роль в патриотическом воспитании молодёжи.

Материал, представленный в данной исследовательской работе можно использовать на уроках литературы в разделе «Региональный компонент», на факультативе «Литература Дона и о Доне», при подготовке литературных гостиных, заседаний круглого стола филологов, тематических праздников и вечеров.

Список использованной литературы.



1. "Родине покинутой молюсь". Сборник стихов. Ростов-на-Дону, Рост. ОБЛИУУ. 1994

2. Поляков П.С. "Дон поднебесный". Журнал "Дон" №2. 1997

3. "Прости, родная".Сборник стихов. Ростов-на-Дону. "Гефест". 1998

4.Газета "Новочеркасская неделя" № 48 (345), 5-11 декабря 2005 г.: