Авторская программа дополнительного образования во внеурочное время в 1 классе
«Кукольный театр»
Введение
В настоящий момент актуальным является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно - образовательный процесс. Сплочению коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышению культуры поведения.
С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу такую, чтобы дети смогли выразить свои чувства, разбудить фантазию, попытаться максимально реализовать свои способности.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию, сопереживанию - это театрализованная деятельность.
С древнейших времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Благодаря мощному потоку информации кругозор ребёнка значительно расширился, но осведомленность только первая ступень развития духовного мира. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут.
Пояснительная записка
Кукольный театр - это форма искусства. Искусство кукол совмещает различные виды искусства: куклы - это скульптура, декорации - живопись, пьеса - литература, музыка.
Кукла требует игры. Кукла есть « оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.
Знакомство с позицией актёра - творца накапливает у детей эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его.
Особое место занимают игры со словом, где звучание, произнесение, целенаправленное высказывание занимают центральное место. Работа с таблицей гласных и артикулярных упражнений на её базе даст возможность тренировать не только речь ребёнка, но и навыки коллективной работы, где требуется с одной стороны одновременность, с другой стороны, необходимы тренировка, раскрытие, активизация своеобразия, самобытности, самостоятельности каждого ребёнка.
Театр кукол - способ пластического мышления в пространстве, развитие ассоциативного мышления.
Актуальность:
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуальности.
Организационно - педагогические основы:
- программа рассчитана на 2 года обучения
- возраст детей 7-10 лет
- занятия проводятся 2 раза в неделю
Основные цели:
- развитие творческих способностей воспитанников, зачатков художественного вкуса;
- создание условий для повышения общего, культурного и интеллектуального уровня воспитанников.
Основные задачи:
- последовательно знакомить детей с различными видами театра(кукольный, драматический, оперный, балет, музыкальной комедии, народный балаганный театр);
- через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических комплексов;
- через творческую работу развивать: логическое мышление, способность определять мораль, основную мысль произведения, образное мышление;
- через постановочную работу развивать: чувство ответственности, чувство коллективизма, коммуникабельность, адекватность мышления, дисциплинированность, художественный вкус.
Прогнозируемый результат:
- постановка спектаклей в школе;
- участие в фестивале детского творчества.
I СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (дети 7-8 лет)
Дети должны :
- знать происхождение куклы и её виды;
- уметь распределять дыхание во время произношения текста;
-уметь произносить скороговорки, выдержаннее в темпе, четко по ритму, ясно по дикции;
- владеть элементами пластики рук;
- владеть вождением перчаточной куклой;
- анализировать пьесу;
- давать характеристику героям.
Распределение учебных часов
Содержание курса
Происхождение кукол
кук
Вера первобытного человека в существование духов. Изготовление фигурок духов и поклонение им. Театр кукол в Древней Греции. Вифлеемский ящик (показ иллюстраций). Италия - самая кукольная страна в Европе.
3
Виды кукол:
Перчаточная
Планшетная
Марионетка
Тростевая
Театр теней
Перчаточная кукла - история Пульчинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки.
Кукла, танцующая на доске.
От фигурки Девы Марии к кукле марионетке.
Куклы Востока - Индокитай.
Япония, Индия - театр теней.
4
Развитие образного мышления. Речевая гимнастика.
1. Слова и эмоции.
2. Форма, содержание, сходство.
3. Музыка и образ.
4. Рассказ по рисунку.
Игра в слова: называя ряд слов, дети должны тут же ответить, какие эмоции вызывают у них эти слова. Как может выглядеть эмоция, образ эмоции, зафиксировать эмоцию в рисунке.
Каждый предмет рассматривается отдельно, ищем сходство данного предмета с чем-то ещё. содержание в определённой форме. По форме предмета даем характеристику. Коллективное сочинение « Что было бы, если…». Показываем этюды.
Знакомство с классическими произведениями: “ Картинки с выставки» Мусорского; « Времена года» Вивальди. Прослушивание первое: сделать зарисовку первого эмоционального впечатления в любой форме (цветовые пятна, графика и т. д.). прослушивание второе : кинолента видения (мысленно).
Ответить на вопросы и зарисовать:
-место действия
-кто герой?
-какие отношения между собой у героев?
- происходит ли борьба? Как она заканчивается?
5
Перчаточная кукла.
1. Основное положение куклы.
2. Характер и образ в передаче интонации.
3. Вождение куклы.
4. Этюды.
Итоговое занятие.
Работа пальцев в перчаточной кукле. Кисть и локтевая точка перпендикулярны полу. Держать уровень воображаемого пола, голова куклы смотрит на зрителя, не запрокидывается назад.
Для передачи точного характера интонацией голоса сравниваем образ героя с предметом издающим звуки(например, ворчун, точилка для карандаша, однородный монотонный звук, весельчак, гармонь, разнообразные звуки).
Выстраиваем предварительно разговор двух героев и проверяем этот разговор в работе с предметами. В дальнейшем в работе с куклой этот образ сохраняется в памяти.
Упражнения на ширме, на счёт обрабатывая походку. Оценка происходящего через куклу. Остановка в движении:
- увидел, услышал, почувствовал;
- осмысление (собрание признаков);
- принятие решения;
- конкретные действия.
Примеры « Лиса и заяц», «Медведь - хозяин», « Заяц- хваста» и т.д.
Отработка походки, жеста, оценки, общения.
Показ этюдов.
6
Работа над кукольным спектаклем.
1. Работа над постановкой голоса.
2. Дикция.
3. Гимнастика пальцев и рук.
Дыхательные упражнения стоя и сидя.
Гимнастика губ и языка. Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок, от простых к сложным с определенной интонацией, разным темпом произношения.
Круговое вращение кистей. «Волны», «Восьмёрка», «Лепка», «Веер», «Миксер», «Кнопочки», «Замочки». Музыкальный инструмент, игра.
II СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ (ДЕТИ 9 - 10 ЛЕТ)
Дети должны уметь:
- анализировать пьесу;
- давать характеристику героям;
- анализировать роль, определять «зерно» характера;
- использовать выразительные возможности куклы;
- сочинять простые сказки, а также использовать метафору и ассоциации для нахождения образа - символа;
- владеть темпо-ритмом, чувством пространства сцены;
- общаться со зрителем и партнером через куклу;
- владеть тембровой и интонационной окраской голоса;
- владеть техникой вождения куклой.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНЫХ ЧАСОВ
Содержание курса
2 | Работа над ролью (индивидуальные занятия). -анализ роли; - “зерно» характера, образ. | Ради чего ты будешь играть эту роль? Какие человеческие стороны характера ты защищаешь в этой роли и какие отрицаешь, высмеиваешь? За что борется твой герой, ради чего он совершает свои поступки и действия в пьесе так, а не иначе? Найти похожие ситуации в жизни и как бы твой герой поступил? Соответствие героя, основная черта характера, как она выражается в пьесе, с чем ассоциируется? |
3 | Репетиция в «выгородке». Индивидуальные занятия. Этюды с импровизацией. | Через характерность персонажа путем ассоциаций находим точный образ - символ, который служит на момент этюдных репетиций с куклой. Делаем этюды. |
4 | Работа с текстом. (индивидуальные занятия) - деление на речевые такты; - паузы; - читка по ролям. | Главная мысль в предложенном «куске». Паузы: логическая, психологическая, люфт-паузы. Главное слово: ударное - сильное, среднее, слабое. Интонационные знаки(препинания). |
5 | Репетиции на сцене. (частично индивидуально). - вождение куклы | Походка, жест, поворот головы, корпуса. Оценка факта. Физическое и психологическое самочувствие актера в роли через куклу. Что делают? (действие) Для чего делаю? (хотение). Как делаю? (приспособление). Приспособления к реквизиту, декорации. Общение через куклу. Музыка и движение куклы. Речь актера, жест, характеризующий отношение к происходящему, через пластику к сверхзадаче роли, пьесы. Показ спектакля. |
Календарно- тематическое планирование 1 клас
1
Работа над спектаклем « В гостях у тёти Кошки»
Разновидности театров (беседа). Театр картинок, игрушек, «Волшебные пальцы», теневой театр, драматический, балет. Правила поведения во время занятий.
2
Кукольный театр. Из истории возникновения кукольного театра. Знакомство с куклами. Упражнения на развитие фантазии.
3
Знакомство театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре(режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель). Чтение пьесы.
4
Виды кукол. Перчаточная кукла. История Пульчинеллы. Упражнения на развитие фантазии. Оживи предмет. Чтение пьесы по ролям.
5
Виды кукол. Планшетная кукла, танцующая на доске. Упражнения для артикулярного аппарата «Одуванчик».чтение пьесы по ролям (выразительность, умение передать характер героя голосом.)
6
Виды кукол. Тростевая кукла. Упражнения на развитие памяти «Кто летает?» простейшие движения с куклой - приседание поклон. Чтение пьесы по ролям - чёткость реплик, очерёдность.
7
Виды кукол. Марионетки. Упражнения на тренировку артикулярного аппарата»Радужные шары», «Сдуваем пылинку». Работа с куклами без ширмы. Правило № 1 - правильное положение руки рука с кистью - прямая линия.
8
Театр начинается с вешалки, а кукольный театр - ширмы (беседа ширме, о работе за ней). Уровень куклы над ширмой - задний план , передний план. Правило № 2 игры с куклой. Упражнения дыхательной гимнастики - выдыхание воздуха при чтении букв»ф», «с», «з».
9
Чтение пьесы по ролям. Работа над выразительностью, определение акцентов, интонации. Правило №3 - вождение куклы - походка куклы - походка кукловода.
10
Чтение пьесы по ролям. Индивидуальная работа с участниками. Упражнения, развивающие грудной резонатор: медленный глубокий вдох через нос, короткий выдох через сомкнутые губы(ПФФОР).упражнения для губ и языка: «Хоботок». Репетиция пьесы на ширме.
11
Правила №№ 1-3 игры с куклой. Дыхательные упражнения. Работа над текстом .упражнения на тренировку артикуляционного аппарата «Задуй свечу», «Задуй 2 -3 свечи». Проговаривание скороговорки «Сшила Саша Сашке шапку»
12
Чтение книги Образцова « Всю жизнь я играю в куклы». Движение кукол. Работа над выразительностью. Речевые упражнения «Самолет», «Поезд», «Лошадки».
13
Чтение книги Образцова « Всю жизнь я играю в куклы». Движение кукол. Работа над выразительностью. Упражнения для губ и языка «Орешек» - крепко сжать зубы, разжать челюсти, все расслабить. Рисуем настроение «Солнышко»
14
Этюды с куклами на ширме: «Важная походка», «Прогулка», « Пляска». Отработка этюдов пьесы на ширме в сопровождении музыки. упражнения для губ и языка «Сердитый язык», «Горка».
15
Правило №4 вождения кукол - повороты кукол. Переход куклы с переднего план на второй план. Репетиция спектакля, очередность реплик, акценты. Упражнения на развитие двигательных способностей: « Самолеты и бабочки», «Мокрые котята», «Шея есть и шеи нет».
16
Правило № 5 вождения куклы -направление глаз куклы. Этюды с куклами на ширме «Важная походка», «Прогулка», «Пляска». Сопровождение музыки.
17
Репетиция спектакля на ширме. упражнения на развитие двигательных способностей, упражнения на свободу дыхания
18
Создание эскизов и декораций
19
Отработка спектакля в целом с музыкальным сопровождением, бутафорией, декорациями.
20
Показ спектакля.
21
Реакция зрителей - коррективы, изменения в спектакле.
22
Работа над спектаклем « Как Снеговики солнце искали»
Повторение правил вождения кукол. Упражнение на тренировку артикуляционного аппарата «Одуванчик», «Задуй свечу». Этюды на развитие кистей рук: «Волна», «Восьмерка». Чтение пьесы руководителем. Обсуждение пьесы: цепь событий, взаимоотношения действующих лиц, их характер, отличительные черты.
23
Виды кукол. Упражнение «Оживи предмет».упражнения для укрепления мышц рук. Распределение ролей между детьми.
24
Чтение пьесы по ролям. Определение интонаций и реплик. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата «Радужные шары», «Сдуваем пылинку». Чистоговорки «Бу-бу-бу, бу-бу-бу, сидит ворон на дубу».
25
Чтение пьесы по ролям. Работа над выразительностью, умением передавит характер героя голосом( медведь-медлительный, ёж-рассудительный, кот - бесшабашный и т.д.). гимнастика для языка и губ. Проговаривание скороговорки.
26
Чтение пьесы по ролям отработка выразительности сцен, определение акцентов, очередности реплик. Упражнения дыхательной гимнастики - выдыхание воздуха при чтении букв «ф», «с», «з».
27
Работа по содержанию над ширмой - задний план, передний план. Отработка действий куклы со словами героя. Закрепление правил вождения кукол. Упражнения для языка и губ «Орешек»
28
Отработка этюдов спектакля на ширме: очередность реплик, акценты. Музыкальное сопровождение.
29
Занятия сценическим движением.
30
Занятия техникой речи.
31
Генеральная репетиция.
32
Показ спектакля.
33
Реакция зрителей - коррективы, изменения в спектакле.
34
Итоговое занятие. Планы на будущее.