Программа по внеурочной работе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.

ГБОУ СПО СО «Каменск-Уральский педагогический колледж»





















ПРОГРАММА ТЕАТРАЛЬНОГО КРУЖКА


Срок реализации программы – 4 года








Автор программы:

студентка 46 группы

специальности 44.02.05

«Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Автор программы:

Грибановой Анастасии Павловны







Каменск-Уральский

2015 год



1.Пояснительная записка


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра.

Направленность данной программы театрального кружка по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 4 года:

первый год обучения – учащиеся первого класса;

второй год обучения – учащиеся второго класса;

третий год обучения - учащиеся третьего класса;

четвёртый год обучения – учащиеся четвёртого класса.

Участниками группы являются ученики одной параллели.

Количество учебных часов в неделю – 1час, в год- 34 часа.

Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.

Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к. именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.

Начинать обучение театральному мастерству целесообразнее в начальной школе. Младшие школьники, играя или выступая перед публикой, в отличие от учеников 5 – 11 классов, почти никогда не думают о том, как они выглядят со стороны, и что о них подумают окружающие. В начальной школе ещё не сложились определённые стереотипы отношений детей со сверстниками и взрослыми, имеющие место в более старшем возрасте. В 5 – 7 классах появляются малоприятные слова «всегда» и «никогда» («Он всегда такой рассеянный!», «У меня никогда так не получится!» и пр.) Такие негативные реакции по отношению к себе и к другим людям, как правило, отсутствуют у школьников 7 – 10 лет, и театральные занятия помогают предотвратить их и в будущем. Поэтому так важно, начиная с первого класса, приобщать маленького человека к театру.

Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:

- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;

- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;

- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;

- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

Цель образовательной программы – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению.эстетическое воспитание участников,

Задачи:

  1. Способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.

  2. Создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, внимание, память, речь, чувства ритма, координацию движения, воображение, фантазию, самостоятельное мышление,воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.

  3. Создатьблагоприятные условия для детского творчества и сотрудничества.

  4. Способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.

В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.


2. Учебно-тематический план


часов

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

Аудиторные

Внеауди

торные

I год обучения

1.

Введение в театральную деятельность

2

1

1

Познавательная;


2.

Основы театральной культуры

3

1

2

Познавательная;

проблемно-ценностное общение

3.

Культура и техника речи

3

1

2

Познавательная;

практическая

4.

Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими

2

1

1

Познавательная;

практическая

5.

Работа над кукольным спектаклем

14

1

13

Художественнее творчество; социальное творчество

6.

Особенности изготовления кукол

5

4

1

Трудовая;

игровая;

познавательная

7.

Изготовление декораций и бутафории

2

1

1

Трудовая;

игровая;

познавательная

8.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

3

1

2

Художественнее творчество; социальное творчество

Итого:

34

11

23


II год обучения

1.

Особенности организации работы театра

2

1

1

Познавательная;


2.

Основы театральной культуры

3

1

2

Познавательная;

практическая

3.

Культура и техника речи

3

1

2

Познавательная;

практическая

4.

Ритмопластика

4

1

3

Познавательная;

практическая

5.

Театральная игра

4

1

5

Художественнее творчество, социальное творчество

6.

Работа над спектаклем

15

1

14

Познавательная;

Практическая;

Художественнее творчество, социальное творчество

7.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

3

1

2

Художественнее творчество, социальное творчество

Итого:

34

7

27


III год обучения

1.

Основы театральной культуры

3

1

2

Познавательная;


2

Сценическая речь

4

1

3

Познавательная;

Практическая;

3.

Актерское мастерство

4

1

3

Художественнее творчество, социальное творчество

4.

Ритмопластика

3

1

2

Познавательная;

Практическая;


5.

Театральная игра

3

1

2

Художественнее творчество, социальное творчество

6.

Работа над спектаклем

15

1

14

Художественнее творчество, социальное творчество

7.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

3

1

2

Художественнее творчество, социальное творчество

Итого:

34

7

27


IV год обучения

1.

Основы театральной культуры

3

1

2

Познавательная;

2.

Сценическая речь

4

1

3

Познавательная;

Практическая;

3.

Актерское мастерство

4

1

3

Познавательная;

Практическая;

4.

Театр миниатюр

5

1

4

Художественнее творчество, социальное творчество

5.

Работа над спектаклем из миниатюр

15

1

14

Художественнее творчество, социальное творчество

6.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ

3

1

2

Художественнее творчество, социальное творчество

Итого:

34

6

28




3. Содержание программы

  1. год обучения.

Введение в театральную деятельность.

Особенности работы театрального кружка. Техника безопасности на занятиях. Особенности театральной терминологии. Особенности организации работы театра. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Понятие о пьесе, персонажах, действии, сюжете и т. д.

Основы театральной культуры.

Виды театрального искусства. Правила поведения в театре. Посещение театра кукол.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Кукольный театр. Виды кукол и способы управления ими.

Знакомство с кукольным театром. Виды кукол. Особенности управления куклами-марионетками, куклами-перчатками, ростовыми куклами.

Работа над кукольным спектаклем.

Выбор пьесы/сказки. Распределение ролей/персонажей. Работа с текстом. Репетиции.

Особенности изготовления кукол.

Изучение особенностей изготовления кукол. Изготовление и подготовка кукол к спектаклю.

Изготовление декораций и бутафории.

Подготовка ширмы, изготовление декораций и бутафории, принципы оформления афиш.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.

Установка ширмы и размещение всех исполнителей (актёров). Звуковое, цветовое и световое оформление спектакля. Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции.

2-3 год обучения.

Основы театральной культуры.

Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Культура и техника речи.

Артикуляционная гимнастика. Логическое ударение, пауза, интонация. Разучивание скороговорок. Произношение, артикуляция, быстрота и четкость проговаривания слов и фраз. Ключевые слова в предложении и выделение их голосом.

Ритмопластика.

Создание образов с помощью жестов, мимики. Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Воображение детей, способности к пластической импровизации Выразительность действия. Закрепление умения детей создавать образы героев номера через возможности своего тела.

Театральная игра.

Развитие смелости, сообразительности. Закрепление понятий «Если бы» и «предлагаемые обстоятельства»; умение верить в любую воображаемую ситуацию. Оценка действия других и сравнение их с собственными действиями. Этюдный тренаж. Этюды с придуманными обстоятельствами.

Актерское мастерство.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Работа над спектаклем.

Выбор пьесы. Чтение пьесы, её анализ. Распределение ролей. Работа над характерами героев. Отработка чтения каждой роли. Разучивание ролей. Репетиции. Импровизация. Подготовка костюмов, бутафории, зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ.

Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Выстраивание перспектив.

  1. год обучения.

Основы театральной культуры. Понятие о театральных профессиях (актёр, режиссёр, художник, костюмер, гримёр, осветитель и др.). Правила поведения в театре. Поход в театр с целью просмотра детского спектакля и закрепления теоретических знаний.

Сценическая речь

Роль. Озвучивание пьесы. Словодействие, намерение, подтекст. Манипуляции голоса. Разучивание ролей с применением голосовых модуляций. Сценическая речь в миниатюрах.

Актерское мастерство.

Понятие об актёрском мастерстве и о художественных средствах создания театрального образа. Соединение словесного действия (текст) с физическим действием персонажей. Взаимодействие актеров на сцене. Тренинг по взаимодействию действующих лиц в предлагаемых обстоятельствах на сцене. Вживание в текст.

Работа над спектаклем

Разработка сценария спектакля миниатюр. Репетиции. Подготовка зала к спектаклю. Изготовление декораций и афиш.

Генеральная репетиция. Спектакль. Коллективный анализ выступлений.

Установка оборудования для музыкального и светового сопровождения спектакля (имитация различных шумов и звуков). Управление светом, сменой декораций. Разбор итогов генеральной репетиции. Выявление наиболее удачных моментов спектакля. Анализ и выработка рекомендаций для исправления ошибок. Целеполагание.


  1. Предполагаемые результаты реализации программы

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатов (1 год)приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).

У ученика будут сформированы:

  • внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

  • умение строить речевое высказывание в устной форме.

Второй уровень результатов (2-3 год)— получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

У ученика будут сформированы:

  • познавательные интересы, учебные мотивы, уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.

Ученик получит возможность для формирования:

  • чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

  • умения вносить необходимые коррективы;

  • умения планировать работу и определять последовательность действий.

Третий уровень результатов (4 год)— получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

У ученика будут сформированы:

  • умения оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;

  • целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.

Ученик получит возможность для формирования:

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

  • активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.

  1. Формы и виды контроля:

  • участие в творческих конкурсах для детских театральных коллективов;

  • постановка спектаклей на каждом году обучения;

  • подготовка миниатюр для показа на школьных мероприятиях и родительских собраниях.


  1. Методические рекомендации

Одним из непременных условий успешной реализации курса является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

  • включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

  • создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;

  • моральное поощрение инициативы и творчества;

  • продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

  • регулирование активности и отдыха (расслабления).

  • На занятиях широко применяются:

  • словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);

  • метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи и пр.;

  • наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, просмотр пьесы, показ образца движения куклы и пр.);

  • работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).

  • Ребята с удовольствием участвуют в проведении конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр. Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто указание условий конкурса.

Значительное место при проведении занятий занимают театральные игры, способствующие развитию фантазии, воображения, мышления, внимания детей, помогающие устранить телесные и психологические зажимы, которые могут возникнуть во время выступления перед зрителями.

Большинство игровых упражнений выполняется коллективно, часто в кругу. Все они строятся согласно нескольким принципам:

  • игрового самочувствия;

  • от простого к сложному;

  • от элементарного фантазирования к созданию образа.

Существует большое разнообразие театральных игровых упражнений, благодаря чему педагог может подбирать и варьировать их по своему усмотрению.

Примеры театральных игр.

  1. «Существительное – прилагательное». Группа делится пополам. Участники садятся друг против друга, на некотором расстоянии. Члены первой команды по очереди бросают небольшой мяч соперникам. При броске каждый называет любое существительное. Ребёнок, поймавший мяч, бросает его участнику другой команды, называя при этом подходящее по смыслу прилагательное. Например: «Солнце – хрустальное». Важно не правильно ответить, а придумать первый возникший образ. В дальнейшем игра усложняется. Используется литературный материал, литературные образы, что помогает детям разобраться в своём отношении к персонажам, «вскрыть» их внутренний мир. Например: «Муми мама – тёплая».

  2. «Звучащие игрушки». Все участники игры равномерно распределяются по пространству помещения, выбирают для себя воображаемую звучащую игрушку: погремушку, машинку, пищалку и пр., садятся на пол. У каждого игрушка со своим звуком. По команде ведущего играющие «превращаются» в маленьких детей. Их задача заключается в том, чтобы, воспроизводя звучание своего инструмента, доползти, как это делают малыши, до ближайшего соседа и обменяться с ним игрушками. Главная задача этого упражнения – развитие актёрской смелости.

  3. «Конкурс инсценированной песни». Дети делятся на команды. Каждая команда выбирает песню на определённую тематику и на фоне музыки и слов песни, инсценирует её. Получается маленький музыкально-пластический спектакль.

Обязательный элемент каждого занятия - этюдный тренаж.Этюдный тренаж – это своеобразная школа, в которой дети постигают азы сценического мастерства, основы кукловождения. Это работа актёра над собой. Она помогает развить память, внимание, воображение детей, их умение двигаться на сцене (ширме), общаться с партнёрами.

Этюдный тренаж включает в себя:

  • этюды (упражнения) на развитие внимания;

  • этюды на развитие памяти;

  • этюды на развитие воображения;

  • этюды на развитие мышления;

  • этюды на выражении эмоций;

  • этюды по развитию сценической речи («разогрев суставов»; дыхательные комплексы; артикуляционная гимнастика; упражнения по активному использованию междометий, слов, фраз, стихов, поговорок; упражнения на развитие диапазона голоса);

  • этюды на выразительность жеста;

  • этюды на воспроизведение отдельных черт характера;

  • этюды на отработку движений кукол различных видов.

Театр не может существовать без творчества, поэтому на занятиях кукольного кружка большая роль отводится импровизации. Импровизация позволяет уйти от рутинного труда, от зубрёжки, от необходимости заучивать реплики, позы, движения. Творческий подход к работе с младшими школьниками даёт возможность развивать одновременно всех детей, независимо от уровня их подготовленности. Каждый ребёнок имеет возможность импровизировать индивидуально, так как он умеет. Например, при создании танцевальной характеристики Снежной Королевы у одних девочек танец получился ярче, выразительнее, менее подготовленные дети стремились им подражать, используя в своей импровизации то, что им понравилось. Такими общими усилиями рождалась танцевальная характеристика персонажа.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


1

Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». № 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

1

Савенков А.И., Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

1

Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997

1

Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

1

2. Печатные пособия

карточки с игровыми упражнениями

20

плакаты

20

шаблоны для оформления

20

шаблоны для изготовления кукол

20

3. Технические средства обучения


Презентации:


История театра. Виды театра

1

Мир театральных профессий

1

Правила поведения в театре

1

Кукольный театр. Виды кукол

1

Артикуляционная гимнастика

1

Скороговорки

1

Декорации и оформление афиш

1

Миниатюра

1

Театр малых форм

1

Построение сценарного плана по системе Станиславского К.С.

1

4. Экранно-звуковые пособия

аудиокниги

1 комплект

видеозаписи с русскими народными сказками, театральными представлениями для детей

1комплект

аудиозаписи звуков природы, крика птиц, животных и т.п.

4 комплекта

5. Игры и игрушки

куклы-марионетки

5

куклы-перчатки

5

6. Оборудование класса

мультимедиа аппаратура

1

компьютер

1

музыкальная аппаратура, микрофоны (комплект 4 шт.)

1



Рекомендуемая литература для учащихся

1-2 год обучения:

  1. Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей».

  2. Э. Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

  3. Г. Цыферов «Что у нас во дворе».

  4. М. Зощенко «Самое главное» (рассказы).

  5. Е. Чарушин «Никита и его друзья» (рассказы).

  6. П. Бажов «Уральские сказы».

  7. П. Ершов «Конек - Горбунок».

  8. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».

  9. А. Милн «Винни Пух».

  10. Дж. Р.Р. Толкин «Хоббит».

  11. А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

  12. А. Экзюпери «Маленький принц».

  13. Т. Янссон «Шляпа Волшебника и другие сказки».

  14. В. Одоевский «Сказки»

  15. Рассказы о животных: В. Бианки, Н. Сладкова, Е. Чарушина

  16. «Всё наоброт» Весёлые стихи Д. Хармса, Б. Заходера, С. Маршака, В. Берестова..

  17. Литературные сказки зарубежных писателей (Ш. Перро, Г.Х. Андерсен, братья Гримм)



3-4 год обучения:

1. Жюль Верн «Пятнадцатилетний капитан»
2. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»
3. Стивенсон «Остров сокровищ»
4. М. Горький «Рассказы и сказки для детей»
5. «Мифы и легенды «Боги и герои Древнего Рима»
6. М. Пришвин «Кладовая солнца»
7. В.Губарев «Королевство кривых зеркал»
8. «Мифы и герои Древней Руси»
9. А. Чехов Рассказы: «Ванька», «Мальчики», «Каштанка Белолобый», «Лошадиная фамилия»
10. В. Бианки «Сказки»
11. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
12. А. Куприн «Белый пудель», «Слон»
13. Аверин «В погоне за ураганом»
14. Алексин «Веселые повести»
15. Короленко «Дети подземелья»
16. В. Гауф «Сказки»
17. Д. Купер «Последний из могикан»
18. Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес», «Алиса в Зазеркалье»
19. Дж. Свифт «Путешествие Гулливера»
20. А.Гайдар «Тимур и его команда»
21. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
22. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
23. С. Лагерлеф «Приключения Нильса с дикими гусями»
24. Р. Киплинг «Маугли»
26. Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»
27. В. Скотт «Айвенго»
28. Ф. Бернетт «Маленький лорд Фонтлерой»



Рекомендуемая литература для педагогов

  1. Альхимович С.М. Театр Петрушек в гостях у малышей. - Минск, 1969.

  2. Алянский Ю.Л. Азбука театра. - Ленинград , 1990.

  3. Баряева Л.Б. и др. Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии. – С-П., 2001.

  4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. – Ярославль, 1998.

  5. Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.

  6. Безымянная. О.Н., Школьный театр. - М., 2001

  7. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.

  8. Иванцова Л., Коржова О. Мир кукольного театра. – Ростов - на – Дону, 2003.

  9. Караманенко Т.Н., Караманенко Ю.Г. Кукольный театр – дошкольникам. - М., 1982.

  10. Каришев-Лубоцкий., Театрализованные представления для детей школьного возраста/ Журнал «Педсовет», № 3. - М., 2005

  11. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. № 14 – М.: Школьная пресса, 2000

  12. Михеева Л.Н., Изготовление реквизита в кукольном театре. Молодёжный любительский театр / Л. Н. Михеева. — М., 2006.

  13. Понсов А.Д., Конструкция и технология изготовления театральных декораций. – М., 1999.

  14. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». № 12 – Москва, «Школьная пресса», 2000.

  15. Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.

  16. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия». – М.: АРКТИ, 1997.

  17. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.

  18. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1997.

  19. Синицина Е.И. Умная тетрадь. – М., 1999.

  20. Субботина А.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  21. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  22. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.

  23. Трофимова Н., Кукольный театр своими руками. – М.: Рольф, 2001.

  24. Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.

  25. Чурилова Э.Т., Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. – М., 2001.

  26. Источник: http://womanadvice.ru/emocionalnaya-ustoychivost#ixzz3RhcrTexI

Журнал WomanAdvice - советы на все случаи жизни

Примерный репертуарный перечень

  1. Берестов В.  «Сказка», «Дракон» и др. стихи.

  2. Заходер Б. «Кит и кот», «Бочонок-собачонок» и др. стихи.

  3. Маршак С. «Кошкин дом», «Дом, который построил Джек», «Сказка о глупом мышонке», «Двенадцать месяцев» и др. стихи.

  4. Михалков С. «А что у вас?», «Одна рифма».

  5. Остер Г. «Вредные советы» и др. стихи.

  6. Сеф Р. «Ключ от сказки» и др. стихи.

  7. Самойлов Д. «Жил-был слонёнок», «Слонёнок идет учиться».

  8. Синявский Б. «Веселая квампания» и др. стихи.

  9. Успенский Э. «Память» и др. стихи.

  10. Хармс Д. «Врун», «Очень-очень вкусный пирог», «Кораблик».

  11. Чуковский К. «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Айболит» «Котауси и мауси», «Телефон»; др. стихи и загадки.

  12. «Волк и семеро козлят» – по мотивам народной сказки и сказки Ю. Энтина.

  13. «Приключения Буратино» – по мотивам сказки А.Н. Толстого.

  14. «Красная Шапочка» – по мотивам сказки Ш. Перро.

  15. «Белоснежка и семь гномов» – по мотивам сказок братьев Гримм, А.С. Пушкина и У. Диснея


Приложение


Тест:

Предлагаем вам оценить свою личную эмоциональную устойчивость. Необходимо ответить на ряд следующих вопросов:


1. На самом интересном моменте ломается телевизор. Что вы будете делать?

кину в него что-нибудь - 3;

вызову мастера - 1;

починю сам - 2.


2. Вы можете назвать три книги, которые запланировали прочесть?

конечно - 2;

не могу - 3;

точно не знаю - 1.


3. Наличие любимого занятия?

да - 1;

отдыхаю дома, гуляю - 2;

нет времени - 3.


4. Предпочитаете отдых на природе?

только на картинках - 3;

очень люблю - 1;

если это не вызовет трудностей - 2.


5. У вас появилось свободное время. Вы:

ничего не делаю и наслаждаюсь - 2;

выбираюсь куда давно хотел - 1;

испытываю дискомфорт, не знаю чем заняться - 3.


6. Выходной. Вы ждете звонка, который задерживается на двадцать минут.

жду и занимаюсь полезным делом - 1;

злюсь - 3;

смотрю телевизор - 2.


7. Выберите подходящий вариант:

лотерея, карты, автоматы - 3;

нарды, шахматы, настольные игры - 2;

ничего из перечисленного - 1.


8. Способны распланировать рабочее время?

да, даже трудно выбрать вид занятия из-за разных интересов - 1;

поработаю - 2;

кому какое дело - 3.


9. Незнакомый человек вам нагрубил.

отвечу ему тем же - 3;

смолчу - 2;

не придам значения - 1.


10. На кассе вас обсчитали.

буду стоять на своем - 2;

попрошу привести начальство - 3;

не придам значения - 1.


Анализ полученных результатов

Ваши результаты:

От 10 до 14 очков. Вы очень спокойны, полностью можете контролировать свои эмоции.

От 15 до 25 очков. Спокойны, но иногда срываетесь. Почаще расслабляйтесь и меняйте увлечения.

От 26 до 30 очков. Чувствительны. Учитесь сохранять спокойствие при непонятных ситуациях.

Эмоциональная и психическая устойчивость очень важна для нормальной жизни каждого человека. У всех бывают ситуации, когда жизнь награждает ударами, но каждый должен уметь быстро реагировать на это и сразу восстанавливаться. Это непросто, но стать сильнее крайне необходимо. Это можно сравнить со спорт-залом, ведь для физического развития необходимо приложить много усилий, в противном случае наступит полная атрофия.



Диагностика типа темперамента дошкольника.


Предложите ребенку ответить на 12 вопросов. Отвечать нужно либо «да», либо «нет».

Сначала анализируются ответы на вопросы № 1—6, затем — № 7—12. Если ребенок затрудняется ответить на вопрос, или его ответ не соответствует действительности, взрослые могут отвечать на вопросы вместо ребенка, основываясь на своих наблюдениях за его поведением.


1. Ты больше любишь ходить в гости, чем сидеть дома?

2. Тебе больше нравится играть с ребятами, чем одному?

3. Тебе больше нравится играть на улице, чем дома?

4. Тебе нравится ходить в садик?

5. Ты можешь заговорить первым с незнакомыми тебе детьми?

6. Тебе больше нравятся игры, где можно побегать, чем спокойные?


После того как ребенок ответил на эти вопросы, посчитайте количество положительных ответов. За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем более этот ребенок открыт окружающему миру, новой информации, тем больше его интересуют внешние обстоятельства, тем он общительнее (экстраверсия). Чем меньше положительных ответов, тем в большей степени ребенок сконцентрирован на себе, своих чувствах, ощущениях, переживаниях. Он не испытывает особой потребности в частом и активном общении (интроверсия).

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к интроверсии, наибольшее — к экстраверсии.


Интерпретация результатов

1 балл — интроверсия выражена ярко.

Ребенок имеет очень узкий круг общения, не стремится обзаводиться новыми приятелями. В свой внутренний мир впускает только близких людей. Он малоэнергичен, медлителен в своих действиях.

2—3 балла — умеренная интроверсия.

Этот ребенок тоже не испытывает особой потребности в общении (круг друзей ограничен), но может пообщаться, если в какой-то ситуации это необходимо. Он не участвует в коллективных мероприятиях. Отличается ровным настроением, эмоции проявляет сдержанно.

4—5 баллов — умеренная экстраверсия.

Ребенок не испытывает затруднений в общении, легко устанавливает контакты с незнакомыми людьми. Охотно участвует в коллективных мероприятиях. Слишком сильные эмоциональные реакции может сдерживать, тормозить.

6 баллов — экстраверсия значительная.

Ребенок общителен, имеет большой круг друзей. Сам стремится к контактам, в том числе и с новыми людьми. Любит играть, гулять со сверстниками. Ребенок активен, стремится к новым впечатлениям, может дать волю чувствам.


Приступаем к следующим вопросам.


7. Когда ты рисуешь, а на тебя кто-то смотрит, тебе это мешает?

8. Когда тебя дразнят, ты сильно обижаешься?

9. Ты часто просыпаешься по ночам?

10. Ты часто болеешь?

И. Ты боишься оставаться один дома?

12. Когда тебя толкают, ты тоже толкаешься?


За каждый положительный ответ дается 1 балл. Чем больше положительных ответов в тесте ребенка, тем он чувствительнее, тем более склонен к переживаниям (эмоциональная неустойчивость). Чем меньше положительных ответов, тем его нервная система устойчивее к нагрузкам (эмоциональная устойчивость). Эмоциональная нестабильность может сопровождаться еще и плохим самочувствием.

Итак, наименьшее количество положительных ответов говорит о том, что человек ближе к эмоциональной стабильности, наибольшее — к эмоциональной нестабильности.


Интерпретация результатов

1 балл — высокая эмоциональная устойчивость.

Ребенок отличается невозмутимостью, из-за пустяков не расстраивается. Он сдержан в общении, в поведении, контролирует свои поступки.

2—3 балла — средняя эмоциональная устойчивость.

Ребенок эмоционально устойчив, поведение спокойное, непринужденное. Он хорошо понимает действительность, охотно подчиняется правилам, групповым нормам.

4—5 баллов — эмоциональная неустойчивость.

Поведение ребенка в значительной степени зависит от текущего состояния: в спокойном состоянии он уравновешен, в

возбужденном может реагировать бурно. Возможны импульсивность, вспыльчивость, агрессия.

6 баллов — очень высокая эмоциональная неустойчивость.

Ребенок тревожен, эмоционально возбудим. В поведении и поступках часто руководствуется импульсами. Реакции на события могут быть неадекватными: сила реагирования часто не соответствует силе раздражителя. В состоянии утомления, обиды реагирует бурно, гневно.


Для  [link] Ответьте на вопросы и подсчитайте баллы. В скобках после вопроса указаны баллы: первый – за ответ «да», второй – за ответ «нет»)

  1. Увлекается ли ваш ребенок рисованием? (2, 1)

  2. Часто ли он грустит? (1, 2)

  3. Когда он рассказывает какой-нибудь подлинный случай, прибегает ли к вымышленным подробностям для украшения? (1, 0)

  4. Проявляет ли он инициативу в учебе? (2, 1)

  5. Размашистый ли у него почерк? (1, 0)

  6. Спорит ли он с вами по поводу одежды, опираясь на собственный вкус? (2,1)

  7. Когда ему скучно, рисует ли он одни и те же фигурки “от скуки” (0, 1)

  8. Любит ли он импровизировать под музыку танцы и стихи? (1, 0)

  9. Он пишет длинные сочинения по литературе? (2, 1)

  10. Ему снятся необыкновенные сны? (1, 0)

  11. Он легко ориентируется в обстановке, знакомой только по описанию? (1, 0)

  12. Плачет ли он под впечатлением просмотренного фильма или прочитанной книги? (1, 0)

Посчитайте полученные очки. Если ваш ребенок набрал:

14-16 очков: У него буйная фантазия. Если ее умело направлять, то жизнь ребенка станет гораздо богаче и принесет много радости и ему, и окружающим его людям.

9-12 очков: Фантазия ребенка не из самых слабых, однако нуждается в тренировке и доразвитии.

5-8 очков: Скорее всего, ваш ребенок реалист, он не витает в облаках. В определенной степени это обедняет его жизнь в данном возрасте. Вы можете ему помочь, грамотно стимулируя развитие его фантазии.