Выступление для учителей-логопедов на тему Сказки при подготовке к обучению грамоте

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Выступление для учителей логопедов: «Сказка при подготовке к обучению грамоте»

Дети поступая в наш детский сад по мышлению еще приближенны к уровню 3-летних детей, у многих 1, 2 уровень ОНР. Они только начинают говорить, а им уже необходимо различать гласные и согласные звуки, составлять структуру слова и предложения. Для них все это проходит болезненно и стремительно. Они с протестом воспринимают требовательность педагога и, вообще, по структуре дефекта, не заинтересованы в познавательной деятельности. Им совершенно не интересны звуки. Фонематический слух их не достаточно сформирован. Им интересны детские потешки и звукоподражания животных. Детям с ЗПР приходится стремительно коррегировать речь, и психические процессы, приближаясь к познавательному уровню их сверстников и, одновременно, не отставая от них проходить подготовительный к школе этап. Дети с ЗПР могут проявлять некоторую познавательную активность исключительно в игровой форме.

Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия сказки, которое оказывает значительное коррекционное влияние, комплексно воздействуя на детей. Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.

Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребенка.



Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева выделяет шесть видов сказок: художественные, народные, авторские народные, дидактические, психокоррекционные сказки и психотерапевтические сказки.

1.Художественные сказки

К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Собственно, именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2.Народные сказки

Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Сюда входят: Сказки о животных, взаимоотношениях людей и животных, Страшные сказки, Волшебные сказки.

3.Авторские художественные сказки

Чтобы помочь пациенту осознать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ним авторскую сказку, несмотря на большое количество личностных проекцией (они-то и ценны на тот момент!).

4.Дидактические сказки

В форме дидактических сказок подаются учебные задания.

По мнению Зинкевич-Евстигнеевой Т. Д.

5. психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. ^ Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Надо сказать, что применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике.

6.Психотерапевтические сказки

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — мертвый груз. Дидактические сказки, используемые на занятиях, дают хороший результат.

Интерес может быть вызван неожиданной для детей постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычайной формой ведения занятия.

Приняв во внимание мнения В.А. Сухомлинского, что «сказка - это свежий ветер, раздувает огонек детской мысли и речи, потому что ребенок мыслит образами» [5, с. 33] и то, что «клетки детского мозга настолько нежны и нормально работать могут только при условии, когда объектом восприятия, осмысления является образ» [5, с. 34], логопед может использовать сказки как средство обучения. Исследования и убеждения выдающегося педагога о сказке, как возбуждающее силу умственной работы ребенка и «что в периоды большого эмоционального подъема мысль ребенка становится особенно ясной, а запоминание происходит наиболее интенсивно. Сказочное, игровое восприятие окружающего мира, которое переносится дошкольниками с раннего детства в школьные годы и волшебная ниточка сказочности, помогает детям входить в страну знаний.

Сказка способна выполнять развивающую и адаптационную функции в обучении дошкольников и помогать в решении таких педагогических проблем:



- Преодолении трудности в интенсивной коррекционной работе.

- Установлении взаимопонимания между педагогом и ребенком;

- Овладении необходимыми знаниями, лучшим их усвоением и запоминании и формировании умения самостоятельно применять усвоенное на практике;

- Поддержании интереса к занятиям, развития познавательной активности;

- Развития мыслительных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления;

- Снятии усталости во время умственного труда и в получении положительных эмоций;

- Развития творческих возможностей, индивидуальных способностей каждого ребенка;

- Содействии обогащению активного словаря, развитию связной речи.

Используя сказки, игровую деятельность, убеждаешься, что целесообразно создавать определенные условия для ее эффективного использования.

Остается только подобрать нужные и походящие сказки для обучения грамоте:

Разделила сказки по видам:

1. сказки о веселом язычке или артикуляционные сказки. Их огромное множество на любой вкус и можно их придумывать самостоятельно с той скорость с какой они появляются в интернете.

2.фонематические сказки (Александровой Т.В.

«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.). они как и другие сказки способны оказывать помощь в формировании морально- нравственного облика ребенка. Формируют понятия звук, буква, предложение. Помогают в формировании фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. К фонетическим сказкам так же подбираются и письменные задания для детей уже с буквами, например, проведи дорожки к домикам, какая буква заблудилась ит.д.

Пример: Шла по улице буква Я и плакала. К ней подошли буквы А, О, У и Ы. Они спросили ее:

- Чего ты плачешь? Ты же должна, как и мы быть веселой и счастливой.

Ответила буква Я:

- Да, вы вот можете обозначать один звук, а я все время должна обозначать два. Например, яблоко, янтарь, ясли, ягода. Даже обидно.

Стали звуки думать, как ей помочь. Ведь и правда, во всех этих словах два звука.

И тут они поняли!

- Слушай! – сказали они. – Ты все время думаешь о тех словах, которые с тебя начинаются. Но ведь есть и другие слова с Я. Например, пять или мясо. Там ты обозначаешь один звук. Обрадовалась Я и перестала плакать. И даже немножко заважничала: «Вот Я какая!»

3. фонетические сказки с лего - человечками или другими персонажами - игрушками. Персонажи – игрушки могут служить для дифференциации звуков (тома и тема, миша и маша, и.т.д)

4. сказки – инсценировки. Дети выступают в роли любимых и знакомых персонажей. Повторения детьми приветствуются. Им спокойно и комфортно играть в знакомые игры. Они не вызывают у них страха. У детей таким образом формируется чувство стабильности. Инсценировки помогают оперировать такими понятиями, как звук, буква, слово, предложение, гласные, согласные звуки… и т.д.

5. народные сказки используются при подготовке к обучению грамоте. Например, как зовут деда и бабу из сказки «курочка ряба» - узнать по первым звукам названий ряда картинок. А так же герои народных сказок (допустим, подобранных по лексическим темам) встречаются с героями фонетических сказок и получается новая – интересная история. Например, по теме: посуда - идея: звуки пьют чай. Каким звукам подать синие чашки, а каким красные (зеленые – синие, с квадратиком или с треугольником) или по теме мамин праздник – сделаем цветы для мамы (с красной серединкой для гласных букв, с синей – для согласных).

6. сказки – путешествия, которые мы часто используем на открытых занятиях.

7. электронные сказки по обучению грамоте. Их можно разработать самостоятельно (легкий вариант – в виде слайдов, презентаций) либо приобрести готовые. Информация на видео носителях особенно привлекает и удерживает внимание детей.



Детям интересны сказки. Они с удовольствием занимаются и постепенно начинают усваивать программу по обучению грамоте.







Список литературы:

Александровой Т.В.

«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)



Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.. Формы и методы работы со сказками. СПб.: Речь, 2005. — 220 .

Кальчук М.И. Педагогический дискурс: сб. наук. трудов / гл. ред. И.М. Шоробура. — М.: ООО Балюк И.Б., 2011. — Вып. 10. — 559 с.

Коломийченко О.А. Сухомлинский в контексте современной действительности / Ольга Коломийченко / Начальная школа. — 2009. — № 9. — С. 1—2.

Савченко О.Я. Современный урок в начальных классах / А.Я. Савченко. — М.: Магистр-S, 1997. — 256 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский / Избранные произведения: в 5-ти т. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 3. — С. 15, 36, 68, 76—79.

Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. — М., 1990. — 366 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский / Избранные произведения: в 5-ти т. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 2. — С. 479.

Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа / В.А. Сухомлинский / / Избранные произведения: в 5-ти т. — М.: Просвещение, 1976. — Т. 4. — С. 384.

Сухомлинская О.В. Идея свободы во взглядах В.А. Сухомлинского / В. Сухомлинская / Начальная школа. — 2005. — № 9. — С. 1—19.