Коррекция и развитие мелодико-интонационной стороны речи и эмоциональности через пение в работе с умственно отсталыми детьми.
(из опыта работы учителя музыкально-ритмических занятий Корнейчук Т. А.)
Одной из приоритетных задач, стоящих перед дефектологами, работающими с детьми с умеренной умственной отсталостью, является формирование связной, эмоционально окрашенной речи как полноценного средства общения в социуме. Методика формирования речи через пение делает обучение детей с интеллектуальной недостаточностью наиболее легким и доступным, так как музыка и в частности пение органично связаны со становлением мелодики и эмоциональности речи.
Роль музыки огромна в становлении голоса и интеллекта умственно отсталого ребенка. Не секрет, что для значительной части детей с ограниченными возможностями характерно нарушение эмоциональности, выражающейся в монотонности речи, неумении выражать свои чувства. Однако следует заметить, что ребята могут воспринимать интонацию учителя и подражать ей. Эти возможности существенно увеличиваются при эмоциональном восприятии музыки и исполнении совместно со взрослым различных песен и попевок.
Работа над формированием эмоциональной отзывчивости на доброе и прекрасное в окружающей жизни и отрицательное отношение к злу является одной из целей музыкально-эстетического воспитания. То есть можно провести одну черту под музыкальными и коррекционными задачами. Они являются как бы взаимодополняемыми.
Музыкально-ритмические занятия, основанные на взаимосвязи музыки и ритмики, повышают общий жизненный тонус детей с умственной отсталостью, помогают в формировании основных движений, регулируют деятельность многих систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной), вырабатывают правильную осанку, скоординированный мышечный тонус, формируют произвольность психических функций. А соединение движений под музыку со словом или пением оказывает коррекционное воздействие на формирование речевой функции детей с проблемами.
Влияние музыки бывает подчас более сильным, чем уговоры или наказания, поскольку она может непосредственно воздействовать на чувства ребенка через эмоционально-образное содержание музыкального произведения, побуждать ребенка к сопереживанию, формированию его внутреннего мира. Музыка, с которой ребенок с проблемами соприкасается с раннего детства, формирует его поведение и регулирует эмоциональные проявления в коллективе, семье. Коррекционные возможности музыкального искусства, по отношению к ребенку с проблемами, связаны с появлением у него позитивных переживаний, рождением новых творческих побуждений, удовлетворением познавательных, эстетических потребностей. А активизация потенциальных возможностей ребенка в практической, художественной деятельности и творчестве — это и есть реализация социально-педагогической функции искусства. Так, у детей с умеренной умственной отсталостью часто наблюдаются нарушения в развитии музыкального слуха, его ритмической и динамической основы. Так же отмечаются слабость и неустойчивость, прерывистость дыхания, хрипловатый, монотонный голос, часто с носовым оттенком, вялая размытая дикция. Однако, специально подобранный репертуар с учетом возможностей диапазона детей данной категории, применяемые в игровой форме, приемы вокально-хоровой работы обеспечивают коррекционную направленность пения и дают положительные результаты. У детей развивается мелодический слух, появляются голосоведение, интонационная выразительность.
Пение развивает голосовой аппарат детей с нарушением речи, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, формирует вокально-слуховую координацию. Врачи, логопеды используют пение при лечении заикания и наблюдают выраженную положительную динамику в коррекции данного дефекта речи.
Трудности певческой деятельности у умственноотсталых детей, имеющих различные нарушения речи, связаны, прежде всего, с несовершенством вокально-слуховой координации, звукопроизносительной стороны речи, слабостью праксиса. Вокально-хоровая работа с такими детьми является очень важной стороной логопедической коррекции, поскольку она и способствует налаживанию работы артикуляционного аппарата детей данной категории, и развивает музыкально-слуховое восприятие, что, в свою очередь, помогает в становлении фоно-фонематической стороны речи, ее мелодики, выразительности.
Развитие певческого голоса начинается с пения слогов фонетической ритмики, попевок, детских песенок, прибауток. Пение укрепляет голосовые связки, способствует увеличению диапазона голоса – от одного звука до полутора октав, обогащается эмоциональная и тембровая окраска голоса, улучшается дикция, дыхание. И что особенно привлекательно – через пение песен, романсов педагог имеет возможность приобщить ученика к музыкальной культуре, научить сопереживать, эмоционально откликаться на то или иное музыкальное произведение, и, тем самым вывести на более высокую ступень духовного развития. Именно музыка учит ребенка сочувствовать, сопереживать – это те редкие качества, которых не хватает нашему обществу сегодня.
Всякая музыка – прежде всего язык чувств. Вокальная музыка легче, доступнее обнажает чувства через словестно-поэтический образ, формируя эмоциональный облик человеческой души.
Дети с интеллектуальной недостаточностью, как правило, не улавливают на слух интонационное богатство речи, особенно самые тонкие, тихие интонации и эмоции. Зато этот ребенок может уловить и подражать ярким, бурным интонациям музыкального произведения.
«Мне сегодня очень грустно
Белый кролик заболел,
Даже вкусный лист капустный
Бедный кролик мой не ел…»
Если петь эту песню выразительно с ребенком – разве она не развивает такие нежные чувства, как жалость, привязанность, сочувствие, сострадание!? Но, исполняя эту песенку, нужно обязательно подготовить умственно отсталого ребенка восприятию эмоционального содержания текста песни, а позже – пение песен, попевок исполнять с обязательным разбором оттенков чувств (жалость, сопереживание, любовь, нежность, гордость и пр.). Надо отметить, что вообще вокальная литература содержит в себе полное собрание различных оттенков человеческих чувств, и освоение этой палитры эмоций – незаменимое качество для формирования детской и юношеской души.
Еще одним важным аспектом развития мелодико-интонационной стороны речи через пение является улавливание и соблюдение (музыкальный самоконтроль) особенностей собственного исполнения – выразительности, метроритмического склада речи, который выявляется в мелодии. При постоянном систематическом пении у умственно отсталого ребенка формируется навык выразительной, содержательной и верно акцентированной речи. Особенно полезны народные, фольклорные песни, кюи, прибаутки. Они сложены из распевных интонаций речи и содержат в себе верную, а порой вариативную, акцентировку родной речи. С пением легче и естественнее запоминаются все нормы орфоэпии языка.
Благодаря пению улучшается качество произношения речи умственно отсталого ребенка, и речь становится похожа на обычную речь человека «в норме». А это то, к чему мы стремимся в нашей работе.
Эмоционально окрашенная речь умственно отсталого ребенка является и условием полноценного развития коммуникативной функции речи и его социализации.
«Умственная отсталость» как состояние существует не обособленно, а в комплексе с физическими изменениями организма. Одной из причин, или результатом этих физических изменений является нарушение дыхательной функции. Умение правильного использования диафрагмального дыхания умственно отсталыми детьми – это основа для формирования как вокальных, так и речевых навыков. Поэтому большую часть времени, особенно на начальном этапе, на музыкальных занятиях нужно уделять динамическим дыхательным (направленным на укрепление и развитие диафрагмы) и музыкально-ритмическим упражнениям. Систематизируя вокально-хоровую работу с детьми, страдающими умеренной умственной недостаточностью, совершенствуется навык «взятия» правильного дыхания при разговоре и пении, что является важной частью при работе над «мелодикой» речи, слитным произношением фраз и предложений.
Правильным диафрагмальным дыханием в разговоре и в пении является:
при естественном, непринужденном, глубоком вдохе через нос (упражнение «Понюхаем цветочек») раздвигаются нижние ребра, опускается диафрагма, вследствие чего выпячиваются стенки живота (упражнение «Надуваем шарик»), а плечи и верхняя часть груди неподвижны. При выдохе происходит активное торможение диафрагмы, ребра и стенки живота постепенно возвращаются в исходное положение. В это время работает голосовой и артикуляционный аппарат. Выдох должен быть максимально упругим, плавным (сопровождаемый ощущением его активного торможения) в результате чего экономится дыхание, и воздух при фонации весь превращается в звук.
Таким образом, умения и навыки правильного дыхания охватывают все стороны разговорного или певческого процесса (дыхание, деятельность связок и резонаторов).
Музыку можно применять не только на музыкальных занятиях. Этим замечательным видом искусства может воспользоваться любой педагог на своих занятиях и совсем не обязательно владеть инструментом (что в идеале было бы замечательно) в ином случае возможно использование фонограмм, записей музыки различных жанров и стилей. Совершенно не нужно замыкаться только на детских песнях. Напротив, использование классических произведений: маршей, вальсов, полек и др. позволит расширить гамму воспринимаемых ребенком звуковых и ритмических рисунков.
Разнообразные музыкальные упражнения можно использовать на первоначальном этапе работы с неговорящим ребенком, когда традиционно проводится работа по развитию понимания речи и активизации словаря за счет ввода звукоподражаний. Активное использование музыкального сопровождения позволяет превратить учебные занятия в увлекательную интересную игру. Можно просто изображать голоса различных животных, а можно сопровождать это пропеванием четверостиший под несложную мелодию, например:
«К нам пришла собачка, добрая собачка.
С детками играет, очень громко лает.
Ав-ав, ав-ав, очень громко лает.
Ав-ав, ав-ав, очень громко лает».
Или
Ручками мы хлопнем? Да-да-да-да!
Ножками мы топнем? Да- да- да- да! И т.д.
Ребенок имитирует мелодический рисунок, появляются вокализы, затем новые звуки, лепетные слоги. Педагог использует те песни, в которых есть многократно повторяющиеся слоги (ля-ля-ля, та-та-та, да и др.), периодически делая паузы, стимулируя ребенка самостоятельно продолжать пение.
Музыку и пение также можно и нужно применять во время хороводов, дидактических и подвижных игр.
Благотворно влияет на ребенка игра на музыкальных инструментах: губной гармошке, металлофоне, маракасах и т.п.
Итогом мелодического воспитания ребенка с интеллектуальным недоразвитием является осмысленное восприятие мелодии голосом. Однако такому восприятию умственно отсталого ребенка еще надо научить. Поэтому фундаментальным разделом развития мелодико-интонационной стороны речи является пение и восприятие музыки и неречевых звучаний, развитие слухового восприятия (определение на слух).
«Баю, баюшки баю,
Не ложися на краю…»
Какая мама не пела эти слова своему малышу? Или чуть позже:
«Сорока-белобока, где была?
Далеко.
Кашу варила, деток кормила…»
И загибая маленькие детские пальчики, приговаривала: «Этому дала, этому дала…» Но у мамы беда. Ее ребенок не понимает: не откликается на песню, слабо реагирует на мамины эмоции при пении. Пение, музыка кажутся ей кощунственными – ведь музыка не для ее ребенка.
Но это не так!
Музыка и пение содержат нежную ласковую интонацию, дают ребенку чувство радости, защищенности, покоя.
Да, умственно отсталый ребенок воспринимает музыку не так, как обычный его сверстник. Его мыслительные анализаторы поражены недугом и поэтому ответная реакция наступает не сразу. Понять и услышать ее помогают специальные слуховые упражнения:
Систематическое пение с тщательным проговариванием звуков и слов.
Пение с многократным повторением для запоминания.
Побуждение к самостоятельному эмоциональному исполнению песен.
Мелодии должны звучать одноголосно, без музыкального сопровождения (ведь и ребенка в «норме» вы не стали бы учить пению хором, а тем более на разные голоса). Ребенок должен ясно слышать только одну мелодическую линию, чтобы потом подражать услышанному.
Таким образом, обобщая вышесказанное, хочется подчеркнуть, что использование музыки и пения в работе над формированием мелодико-интонационной стороны речи существенно повысит эффективность коррекционной работы и дети, страдающие умеренной умственной недостаточностью, постепенно из мира ограниченных придут в мир говорящих и очень хочется увидеть их в мире играющих и поющих.