«Нетрадиционные методы в дефектологии, метод биоэнеропластика»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[pic]

Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі

Шығыс Қазақстан облысы Семей қаласы

ЖШС « Yu kids Іsland » « Zhuldіz- Ardak » балабақшасы

Минитерство образования и науки Республики Казахстан

Восточно- Казахстанская область город Семей

ТОО « Yu kids Іsland » Детский сад « Zhuldіz- Ardak »












Доклад

«Нетрадиционные методы в дефектологии,

метод биоэнеропластика»



[pic] Подготовила: педагог- дефектолог

Айтказина М.О.





г. Семей







Основным методом формирования артикуляционной моторики является артикуляционная гимнастика. Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом хорошо развитой связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школе!

Произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикулярного аппарата. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляции помогает не только проведение артикуляционной гимнастики в традиционном её виде, но и разнообразные нетрадиционные формы. Рассмотрим нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного аппарата к постановке и закреплению, чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это взаимодействие руки и языка.

Термин “биоэнергопластика” состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Для коррекционной работы логопедов и дефектологов наиболее значимым является соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой дошкольника и педагога на протяжении всего занятия.

Изученная литература позволяет говорить о том, что совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти руки.

Применение бионергопластики способствует достижению положительных результатов в короткие сроки. У детей дошкольного возраста:

-нормализуется мышечный тонус органов артикуляции;

-стимулируются двигательные функции артикуляционного аппарата;

-активизируется речевая функция

-повышается работоспособность,





На первом занятии дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по стандартной методике, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом педагог упражнение сопровождает показом движением кисти одной руки.

На третьем-четвертом занятии и у детей подключается к артикуляции движение сначала одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой работают правой кистью, леворукие дети – левой. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Такая пальцево-речевая гимнастика продолжается весь учебный год. Педагог следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. При этом двумя руками педагог и воспитатель продолжают давать четкий образец движения.

Требования к проведению биоэнергопластики

Для развития и совершенствования чувства ритма и размеренности выполнения упражнений взрослым используется счёт от 1 до 10, отстукивание ритма, стихотворные строки или метроном.

При выполнении артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой необходимо следить за синхронностью движений губ, языка и кистей рук.

Движения кистей рук должны быть раскрепощёнными, необходимо следить за тем, чтобы рука в кисти не напрягалась.

Артикуляционную гимнастику необходимо проводить эмоционально, в игровой форме. Для этого можно использовать куклу-перчатку, можно на ведущей руке ребёнка нарисовать глазки и ротик воображаемого человечка. Данный приём способствует эмоциональному подъёму и повышению интереса к выполнению гимнастики с биоэнергопластикой.

Начинаем с упражнения “Птенчики”, поскольку важно научить ребенка открывать рот – это залог произнесения многих звуков и общей внятности речи.

Темп выполнения – медленный.

Рот открыт – счет до пяти. Рот закрыт – счет до пяти.

Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный педагогом, на его счет и образец движения руки.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.

На счет – один – челюсть опускается на ширину двух пальцев, язык лежит свободно, кончик у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются.

Во время тренировки необходимо следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти.

На счет – два – фиксируем открытое положение рта. На счет – три – рот закрыт.








Показ кистью руки:

Четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Когда рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх.

Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти

Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее.

Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик" - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

"Иголочка"- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставляется вперед в момент высовывания "иголочки". "Иголочка" убирается - указательный палец убирается в кулак.

Футбол” - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики"- движения языком вправо-влево.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается вправо - влево

"Качели" - движения языком вверх-вниз.

Ладонь с сомкнутыми пальцами, тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается – 'качели" вверх.

Круговые движения языком.

Круговые движения кистью руки, пальцы в кулаке.

"Лошадки" - щелканье языком.

Кисть руки на столе. Приподнимание и опускание пальцев.

"Грибок" - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые края прижаты к коренным зубам, уздечка натянута.

Надавливания подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

"Чашечка" - широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх

"Накажем непослушный язык" - покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу

Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.

Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.







Комплекс включает в себя пять упражнений: два упражнения статических на удержание и три динамических, двигательных упражнения. В течение недели комплекс не менялся. Каждый понедельник одно хорошо усвоенное упражнение заменялось новым, незнакомым.

В биоэнергопластике даются хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все пять упражнений комплекса выполнялись с движением рук. Система применялась в занятиях с детьми любых возрастных групп.

В зависимости от возраста менялась только мотивация упражнений, игровые приемы, атрибуты.

Биоэнергопластика улучшает синхронизацию работы над речевой и мелкой моторикой вдвое сокращает время занятий, не только не уменьшая, но даже усиливая их результативность. Она позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.

Все дефектологи и логопеды в своей работе с успехом применяю артикуляционную гимнастику, включающую совокупность специфических упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Но ежедневные занятия гимнастикой, к сожалению, снижают интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводит к уменьшению эффективности выполнения артикуляционных упражнений. Поэтому моё обращение к нестандартному выполнению артикуляционной гимнастики с использованием биоэнергопластики вполне закономерно.