Методические приёмы работы с литературными произведениями. (2-3 классы)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методические приёмы работы с литературными произведениями.

Профилактика и устранение дислексии.


В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества учащихся начальных классов, которые испытывают трудности в овладении и становлении процесса чтения. Затруднения вызывают и технический, и смысловой аспекты формирования продуктивных способов чтения. Опираясь на работы Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой была разработана система заданий и упражнений для становления навыков правильного чтения.

Для учащихся 2-х и 3-х классов были подобраны различные художественные произведения, включающие рассказы о природе В.Бианки, Н.Сладкова, М.Пришвина, К.Паустовского, рассказы для детей, которые не изучаются на уроках литературного чтения по программе «Школа России», но рекомендованы для самостоятельного чтения. Работа над каждым произведением строится по одинаковой схеме, состоящей из 5 заданий. Это позволяет осуществить системный подход к полноценному усвоению каждого произведения, уделяя достаточное внимание и технической, и смысловой стороне чтения.

После самостоятельного прочтения текста учащимся предлагается из двух представленных небольших отрывков определить тот, который встречается в данном произведении. Отрывки подобраны так, что второй фрагмент тоже принадлежит этому же автору и перекликается с первым темой, действующими лицами или событиями. Таким образом, создаётся первая проблемная ситуация, когда ребята вновь обращаются к исходному тексту, перечитывают его и решают поставленную задачу. Например, для учеников 2 класса по рассказу Н. Сладкова «Медведь-дармоед» первое задание сформулировано так:

Какой отрывок из рассказа «Медведь-дармоед»?

1. На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он был один и делал то, что хотел. Делал он что-то очень странное. То вдруг взмахивал головой, а лапишками и носом тыкался в землю. То переваливался через тощий задок и скрёб когтишками землю. Он явно что-то ловил и никак не мог поймать.

2. Глядь – яма с водой. Бочажина! Лесная – чёрная. Посреди две кувшинки золотые, как совиные глаза. Так и смотрят. Загляделся я в бочажьи глаза. А позади кто-то и скажи звериным голосом: «Мам-м!» Я так и отшатнулся! Медведь! Стоит и смотрит.

Заявленному произведению принадлежит второй отрывок, первый отрывок из рассказа Н.Сладкова «Тень», а героем в обоих рассказах является медведь. Фрагмент подобран так, чтобы сразу можно было провести работу над разъяснением лексического значения незнакомого слова «бочажина».

Второе и третье задания предполагают углублённое, детальное и последовательное изучение содержания рассказа, составление краткого письменного ответа. Здесь нужно найти и записать предложение, часть предложения из определённого отрывка. Задания и отрывки подбираются таким образом, чтобы решать специальные речевые задачи: работать над различными лексико-грамматическими компонентами. Например, при работе над рассказом Н.Сладкова предлагается такое задание:

Медведь – лакомка. Найди в тексте и запиши, как называет его автор?

Тут-то мне и стук в голову: а уж не нарочно ли тогда мишка пугнул меня? Он ведь тоже … (заядлый грибник да ягодник).

В скобках указано пропущенное словосочетание, которое детям необходимо найти и записать. Знакомое слово «грибник» позволяет ребятам самим попытаться объяснить аналогично образованное слово «ягодник» - «любитель собирать ягоды», вспомнить другое значение этого слова - «место произрастания ягод». Используя эту словообразовательную модель, ребята самостоятельно называют слова, обозначающие места произрастания конкретных ягод «малинник», «брусничник», «черничник».

Содержание выбранных произведений позволяет привлечь внимание ребят к выразительным средствам языка, которые наиболее полно раскрываются именно в произведениях художественной литературы. Например, ученики 2 класса, выполняя задание по рассказу Н.Носова «Метро» выписывают из текста фразеологические обороты: Искали рукавицы, а они за поясом. В трёх соснах заблудились. События рассказа позволяют ребятам самостоятельно решить проблемную ситуацию: понять и объяснить значение этих фразеологизмов, их синонимичность. Собственный речевой опыт, полученный учащимися таким активным способом, позволит им в дальнейшем адекватно использовать эти устойчивые образные выражения в собственной речи.

Четвёртое задание в каждом блоке самое трудное. Учащимся необходимо самостоятельно дать письменный (или устный) ответ на проблемный вопрос. Вопрос формулируется так, чтобы у ребят были чёткие ориентиры и «подсказки» для аргументации своего суждения, обоснования своего мнения. Например, в рассказе В.Драгунского «Главные реки» третьеклассникам предлагается внимательно перечитать конец рассказа и написать, какую клятву сам себе дал главный герой Дениска Кораблёв и объяснить его решение.

Для закрепления положительной мотивации и поддержания интереса к чтению пятое задание наоборот предлагается самое лёгкое и простое. Оно направлено на осознание значимости внимания к деталям, сосредоточенности при чтении. Но и здесь можно создать для учащихся интересную исследовательскую проблемную ситуацию. Например, читая рассказ Н.Носова «Метро», вместе решаем литературную головоломку: на какой станции метро разворачиваются события этого произведения.

В процессе работы над выполнением заданий, учащиеся многократно возвращаются к тексту рассказов, перечитывают их, отрабатывая тем самым техническую составляющую процесса чтения. Работа над литературными произведениями решает не только обучающие и развивающие задачи, но и реализует важные воспитательные моменты. Она формирует личностно-нравственные ориентиры.

Уроки всё-таки надо учить. Любишь, не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. (Из рассказа В. Драгунского «Главные реки»)

Предложенная система заданий формирует и поддерживает у учащихся интерес к чтению, помогает им осознать важность правильного и внимательного чтения, создавая для этого тренировочную базу, развивает их кругозор, даёт верные, чёткие и яркие речевые образцы, способствует нравственному воспитанию, полноценному формированию гармоничной личности.