Мастер – класс
«Игровые технологии как средство обучения грамоте».
Своё выступление мне хочется начать с высказывания:
«Без игры, нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.
Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В.А.Сухомлинский
Цель моего выступления: показать педагогам эффективность использования игровых технологий в обучении грамоте и передать педагогический опыт в проведения игр.
Проблема подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению грамоты является, одной из наиболее важных в коррекционной педагогике. Игровые технологии помогают эффективно решать задачи по обучению грамоте, строить интересный педагогический процесс. Мною организована развивающая образовательная среда, стимулирующая речевое развитие и творческую активность детей. Такая среда позволяет проводить групповые и подгрупповые образовательные деятельности в игровой форме с детьми и решать различные задачи. Применение игр помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.
1.Образовательную деятельность я начинаю с сюрпризных моментов.
сказочная форма позволяет вести необычные сказочные ситуации. Посмотрите у меня посылка, я её смогу открыть только с вашей помощью.
Я приглашаю вас коллеги мне помочь, мне нужно 6 человек. Возьмите по 1 волшебному камушку. У кого красный садятся за стол, где лежат красные камушки, у кого голубой за стол с голубыми камушками. Тем самым вы поделились на две команды.
2. Итак, мы сможем отрыть волшебную посылку выполнив 1- е задание «Слоговые домики».
На картинках сказочные герои. Гном, Карлсон, Незнайка, Буратино, Мальвина, Кот в сапогах, Дюймовочка, Фунтик.
Логопед: Гостей нужно поселить в домики. Определи количество слогов в каждом слове и «посели» героя в нужный домик.
1, 2, 3, 4, 5, пора соревнование начинать.
Пока участники готовятся, у меня для вас коллеги тоже есть игра.
Послушайте стихи. Добавь подходящие по смыслу слова:
Горько плачет бедный Гарик Заяц серый – берегись!
Улетел воздушный…(шарик) Я – большая кошка… (рысь).
Лошадь ведёт жеребёнка Всю ночь капелям не до сна.
Медведица… (медвежонка). Растаял снег. Пришла …(весна).
Кошка любит сметану лизать, Друг позвал меня на пир.
А ещё на печке … (лежать). Ел я торт и чая я … (пил).
Ответы участников мастер - класса.
3. Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 2 - е задание «Волшебные цветы».
На подносе перед вами картинки, в названии которых звуки находятся в разных позициях (в начале, в середине и в конце слов).
Вы берёте по одной картинке, выходите к доске, называете, что изображено на картинке и определяете позицию заданного звука в словах. И находите нужный цветок для пчёлки. Итак, начинаем с первой команды.
Молодцы с заданием справились!
4. Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 3 - е задание «Подарки».
В конвертах картинки, и две коробки, над которыми висят колокольчики, один из них зачёркнут, в один кармашек нужно положить картинки в названии которых мы слышим звонкий звук «З» (колокольчик), а в другой кармашек картинки в названии которой мы слышим глухой звук «С» ( колокольчик зачёркнут).
А для вас коллеги новая игра, что бы вы не скучали.
Игра «Подбери родственное слово к слову снег» перекидываем мяч.
(снегурочка, снежный, снеговик, подснежник, снежинка, снегирь, снегокат, снегопад).
К слову зима (зимний, зимник, зимовье, зимовище, зимовщик, зимовка).
Ответы участников мастер – класса.
Отлично с задание справились!
5. Открываем посылку, а в ней посмотрите, коробочка и 4 - е задание «В гостях у Маши и Милы»
- Посмотрите на матрёшек Машу и Милу в чём их отличие? ( Отличаются цветом фартучков).
- Назовите первый звук в имени Маша? Звук [М]
- Назовите первый звук в слове Мила? Звук [Мь]
Подарите матрёшке Маше картинки, в названиях которых есть твёрдый звук [М], а Миле картинки – в названиях которых есть мягкий звук [Мь].
Задание выполнено правильно!
6. Открываем посылку, а в ней посмотрите коробочка и 5 - е задание «Карандаши».
- Произошла беда, пока я шла, уронила карандаши, и они сломались. Помогите склеить их и прочитать слова, которые на них были написаны.
- Если слово прочитаете правильно, можете взять золотой ключик.
- С заданием справились!
- А теперь посмотрите на каждом ключике цифра. Давайте встанем по – порядку. А наши гости прочтут, что написано на ключиках. А теперь мы открываем коробочку и наконец узнаем, что же в ней было.
Использование игровых технологий в процессе обучения грамоте является одним из основных требований в работе с дошкольниками и позволяет поддерживать интерес детей к данному разделу, помогает избежать школьных трудностей и повысить речевые и интеллектуальные возможности детей
Я желаю, чтобы показанные мною игровые технологии успешно использовались педагогами в практической работе.