Проект «Логопедические технологии по формированию монологической и диалогической речи с детьми ТНР посредством авторских и народных сказок»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...















Педагогический проект

«Логопедические технологии по формированию монологической и диалогической речи с детьми ТНР посредством авторских и народных сказок»




Выполнила: учитель-логопед

Яковлева Наталья Евгеньевна


Место работы: МБДОУ №45

«Журавлик» г.Димитровграда


Образование: высшее дефектологическое

Мордовский государственный педагогический

институт им. М.Е. Евсевьева


Стаж работы: 21 год.






[pic]


[pic]


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА


Название проекта

Волшебный мир сказок

Автор проекта

Учитель - логопед Н.Е. Яковлева

Авторы блоков:

«Музыка и сказки»



«Русские народные сказки»



«Логопедические сказки»



«Мы рисуем сказки»



« Сказкотерапия»

Зам.зав. по УВР A.M. Ганиева

Муз. руков. Н.В. Качалова



Зам. зав. по УВР A.M. Ганиева

Воспит. В.А. Трошина


Зам. зав. по УВР A.M.. Ганиева

Учитель - логопед Н.Е. Яковлева


Зам. зав. по УВР Ганиева

ПДО по изо А.В. Берендакова


Зам. зав. по УВР Ганиева A.M. Педагог - психолог О.В. Тойгильдина

Основная идея

Объединить усилия родителей и педагогов по формированию коммуникативных средств общения и социальной адаптации детей с ТНР через театрализованную деятельность

Тип проекта

Комплексный

Участники проекта

Дети подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР; педагоги, родители, руководители объектов социума.

Цель проекта

Взаимодействие специалистов в организационно - педагогическом и учебно - методическом обеспечении по развитию связной речи в рамках проекта социально - моделирующие игры театрализации «Волшебный мир сказок».

Содержание деятельности

Образовательные мероприятия

Диагностика

Праздники

Совместная деятельность

Семинары-практикумы

Анкетирование

Консультации

Наглядная агитация

Предполагаемые результаты


Дети:

Получают новые знания и навыки,
развивается речь детей;

Имеют возможность реализовать свои способности в совместном творчестве;

Получают опыт сценических
выступлений;

Участвуют в общесадовских

мероприятиях

Педагоги:

Осваивают новые методы и принципы работы;

Расширяют знания в области традиции культуры народов Поволжья.

Родители:

  • Работают в тесном контакте с педагогами ДОУ;

  • Проводят тематические семейные встречи;

  • Участвуют в творческих мероприятиях ДОУ и города; посещают городские культмассовые мероприятия.



Срок реализации


2009 – 2011 год





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

НАПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ В ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА


Раздел театрализованная деятельность


Одним из главных источников познания действительности (событий, существующих и действующих лиц, образца поведения, характера героев и т.д.) являются сказки и их персонажи. Сказочные образы полны эмоциональной насыщенности, красочны и необычны, и в то же время просты и доступны для детского понимания, правдоподобны и реалистичны.

Первые, с кем в своей жизни встречается ребенок, это его родные и близкие люди и достаточно стереотипный набор игрушек. Образы зайчиков и мишек прочно входят в жизнь малыша. Однако игры-действия с ними ограничены, требуют постоянной «подпитки» новыми знаниями и впечатлениями. Недаром русские народные сказки часто главными персонажами представляют животных, которым приписываются черты характера людей, а такой перенос образа, аллегория доступны и понятны детям любого возраста.

Взрослые охотно читают сказки, дополняют их элементами собственного сочинения, формируя у детей элементы образного мышления, расширяя представление об окружающем. Постепенно ребенок сам включается в чтение сказок: вначале рассматривает картинки, затем пытается звукоподражаниями назвать героев и повторяющиеся в сказках присказки, договаривает конец знакомой фразы и, наконец, пересказывает сказку. Позднее малыши способны сравнивать несколько сказок, давать характеристику героям, замечать изменения в сюжетной линии. Именно эти этапы познания ребенком сказочного мира с опорой на его жизненный опыт используют в своей работе педагоги и логопеды.

Развитие речи детей — одна из главных педагогических задач.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей раннего возраста, особенно при задержке их речевого развития (при более сохранном понимании происходящего), логопед сначала сам рассказывает знакомые сказки, прося ребенка лишь звукоподражаниями сопровождать свой рассказ. Для лучшего запоминания и произнесения слов логопед использует различные приемы, помогающие неговорящему ребенку больше действовать и меньше говорить: настольный театр, куклу бибабо, различные настольно-печатные пособия. Логопед просит ребенка воссоздать знакомую для него сюжетную линию сказки с помощью фигурок персонажей, поддерживая высокий положительный эмоциональный фон игры-сказки. Перевоплощаясь в сказочных героев, ребенок принимает на себя их роль. Постепенно задания и требования к ребенку усложняются: он начинает воспроизводить все доступные ему речевые единицы.

Использование сказочных сюжетов помогает развитию речевой активности детей (накоплению словарного запаса, развитию связной речи, автоматизации звуков). Кроме того, в игры-сказки и сказки-инсценировки легко и органично включаются задания на формирование психофизической сферы детей: психогимнастика (покажи, как зайка испугался, как волк рассердился, как Машенька обрадовалась и т.д.); релаксация (села птичка на веточку, расправила крылышки, стала греться на солнышке); голосовые и дыхательные упражнения, игры и задания на внимание (что изменилось в знакомой сказке, чего не бывает, какие сказки перепутались) и т.д.

У детей, перевоплощающихся в героев сказок, активнее развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи. Занятия ориентированы на психологическую защищенность ребенка, его потребность в эмоциональном общении с логопедом. Это могут быть сказки-инсценировки, дидактические сказки-игры, сказки-спектакли, где дети одновременно и участники и зрители происходящего. При этом не обязательно использовать дословно общеизвестные сюжеты и темы. При совместном творчестве с ребенком логопед может частично или полностью изменять сюжет, развивать и дополнять его по ходу занятия, При подготовке к занятию он продумывает различные формы подачи материала: костюмы и шапочки персонажей сказки, специально изготовленные панно с сюжетом сказки, элементы сюжетно-дидактической игры, подбор сюжетных и пейзажных картин и т.д. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Это очень важно, если учесть, что дети с различными видами задержки речевой деятельности часто обладают неустойчивой психикой, нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью.

Использование сказок в коррекционной работе с детьми раннего и младшего до­школьного возраста способствует как целенаправленному, так и спонтанному развитию словаря и связной речи, развитию причинно-следственных отношений событий и отражению их в речи, включает в работу все анализаторные системы. Наступает переход образов-представлений в образы-понятия, что важно для последующих этапов обучения.

[pic]


[pic]

Структура

построения работы по ознакомлению дошкольников со сказками

Раздел театрализованная деятельность


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]













[pic]












[pic]











Структура взаимодействия специалистов по ознакомлению дошкольников с ТНР со сказками

Раздел театрализованная деятельность


[pic]

Организация и технология работы с детьми по развитию монологической речи детей 5-7 лет

(работа со сказкой)


На современном этапе одним из актуальных вопросов педагогики является поиск новых форм и методов обучения и воспитания детей.

С повышением вниманием к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Более 60% педагогов считают необходимым возрождать лучшие образцы современных моделей народной педагогики.

Педагоги в недостаточной степени владеют знаниями о методике работы над сказками, потешками и песнями.

Одна из основных трудностей это отсутствие программ по приобщению детей дошкольного возраста к народной культуре, адаптированной к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Педагогический коллектив ДОУ разработал Проект концепции инновационной деятельности, который прошел экспертизу. И с 01.09.2010 года детский сад работает по теме «Развитие монологической и диалогической речи посредством авторских и русских народных сказок». Разработанные материалы предполагают взаимосвязь и взаимопроникновение всех составляющих компонентов народной педагогики: фольклора, изобразительной деятельности, традиций, потешек, песен, юмор, образность языка и основан на 6 блоках.

  • Музыка и сказки

  • Русские народные сказки

  • Логопедические сказки

  • Сказкатерапия

  • Мы рисуем сказку

  • Мы и театр










Русские народные сказки



1. Диагностирование детей.

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы.

  • Чтение и рассказывание потешек, пословиц, сказок.

  • Прослушивание в грамзаписи сказок, аудиозаписи.

  • Просмотр видеозаписи сказок.

  • Рассматривание детьми иллюстраций и картинок к сказкам.

  • Работа с пословицами и поговорками.

  • Свободное рисование персонажей, героев сказок.

3. Развитие социальной активности.

  • Участие в организации выставки рисунков.

  • «Выставка героев сказок»

  • Посещение библиотеки

Работа с педагогами

  1. Консультация: «Мы и театр» Трошина В.А.

  2. Семинар-практикум: «Организация детской продуктивной

деятельности в изготовлении книжки - самоделки»

Работа с родителями

Консультация «Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка старшего возраста с THР

[pic]

Музыка и сказки


Направление работы

Образовательные мероприятия

Работа с детьми

1. Диагностирование детей.

2. Виды Музыкальной деятельности.

Слушание песен и народных мелодий: в записи, в живом исполнении (педагогов и детей, профессиональном
исполнении)

Пение: закличек, попевок, прибауток и т.д.

Музыкально-ритмические движения: хороводы, игры, элементы танцевальных движений.

Музиционирование: знакомство с народными инструментами, игра на музыкальных инструментах.

3. Развитие социальной активности.

«Песня душа народа» (участие в театрализованном
представлении, орг. Байбаков Р.А.)

«Симбирёнок» (областной фестиваль детского творчества)

Театрализованная постановка «В гостях у сказки» ведущий музыкальный руководитель Качалова Н.В.

Работа с педагогами

1. Консультации:

«Организация музыкально-развивающей среды в группе»

«Воспитательное значение народной песни. Классификация
народной песен»

2. Семинар - практикум:

«Театрализованная деятельность в ДОУ»

«Изготовление музыкальных инструментов для детского шумового оркестра»

Работа с родителями

1. Родительское собрание: «Мир сказки»

2. Анкетирование: «Пойте вместе с нами»

3. Консультации:

«Пойте детям перед сном»

«Маленькие актёры»

4. Посещение концерта в Д/К «Восход»

«Мой друг - Баян»

«В гостях у сказки»

5. Наглядная агитация:

Фото - выставки, памятки, информационно - познавательный материал


[pic]


[pic]

Логопедические сказки


Направление работы

Образовательные мероприятия

Работа с детьми

1. Диагностирование детей.

2. Проведение разнообразных форм работ в рамках темы.



Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением героев
сказок

Пальчиковые сказки

Сказки о весёлом язычке

Произношение слов сложной слоговой структуры

Понимание пословиц и поговорок

Заучивание скороговорок и чистоговорок

Чтение логосказок

3. Развитие социальной активности.

Встречи с интересными людьми

Посещение библиотеки

Работа с педагогами

1. Консультации: «Мастеяство Воспитателя - одно из условий
увлечённости детей театрализованной деятельностью» Яковлева Н.Ем учитель - логопед.

2. Семинар - практикум: «Обучение рассказыванию сказок детей с ТНР» Яковлева Н.Е. учитель - логопед

Работа с родителями

1.Консультация: «Чаще бывайте в театре» 2.Посещение: Культурно - выставочного центра «Радуга»



Мы рисуем сказки


Направление работы

Образовательные мероприятия

Работа с детьми

1. Диагностирование детей.

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы.



Рассматривание иллюстраций и картинок с изображением героев сказок.

Рисование и аппликация детьми масок сказочных героев.

Рисование персонажей сказок

Иллюстрационное рисование
3. Развитие социальной активности.

Участие в организации выставки рисунков

Встреча с интересными людьми

Посещение библиотеки

Работа с педагогами

1. Консультация: «Мы лепим» ПДО по ИЗО Берендакова А.В.

2. Семинар - практикум: « Использование орнаментов в русском народном костюме» Берендакова А.В.

Работа с родителями

1. Консультация: «Красота народного орнамента»

2.Анктированне: «Игрушка»

3.Посещение: культурно — выставочного центра «Радуга»


[pic]


[pic]

Сказкотерапия


Направление работы

Образовательные мероприятия

Работа с детьми

Развитие словесно логического мышления на примере русских народных сказок

Запоминание поговорок и пословиц из сказок.

Объяснение пословиц

Развитие воображения «Придумай к сказке конец»

Грустные и весёлые сказки

Развитие выразительности мимики

Этюды

Работа с педагогами

1. Консультация: Сказкотерапия с детьми ТНР.

2. Консультация: «Детские Эмоции» Педагог психолог Тойгильдина О.В.

Работа с родителями

Взаимосвязь специалистов в ДОУ компенсирующего вида


[pic]


[pic]

Мы и театр


Направление работы

Образовательные мероприятия

Работа с детьми

1. Диагностирование детей.

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы.



Рассматривание иллюстраций, картин

Чтение художественных произведений

Организация театрализованной деятельности

Подвижные игры

3. «Уроки доброты»

4. Праздники;

Настольный театр «Репка»

Театрализованная постановка «Во саду, иль в огороде»

Драм театр «Рукавичка»

Театрализованная постановка сказка «Подарок маме»

Спектакль «По грибы»

Спектакль «У самовара»

Спектакль «Русская красавица»

Театрализация сказки «Весняночка»

Работа с педагогами

1. Консультация: «Куклы»

2. Просмотр видеофильма «По дорогам сказок»

Работа с родителями

1.Общее родительское собрание:

«Мы актёры»

2. Семинар-практикум:

«Празднуем Масленицу»

3. Совместные досуговые мероприятия

«Птичий перезвон»

Читаем сказки

4. Наглядная агитация:

Фотовыставки, информационно - консультативный материал







Планирование театрализованной деятельности в группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР

2009-2011 г.г.


1. Диагностирование детей

2. Виды музыкальной деятельности

- слушание песен и народных мелодий в записи, в живом исполнении;

- пение закличек, попевок, прибауток и т.д.;

- музыкально-ритмические движения: хороводы, игры, элементы танцевальных движений;

- музицирование: знакомство с народными инструментами, игра на музыкальных инструментах.

3. Развитие социальной активности:

- «Песня – душа народа» (участие в театрализованном представлении, орг. Байбаков Р.А.);

- «Симбирёнок» (областной фестиваль детского творчества).

Театрализованная постановка «В гостях у сказки», ведущий: музыкальный руководитель Качалова Н.В.

сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

февраль

апрель

май

Музыкальный руководитель Качалова Н.В.

1. Диагностирование детей

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы:

- чтение и рассказывание потешек, пословиц, сказок,

- прослушивание в грамзаписи сказок, аудиозаписи,

- просмотр видеозаписи сказок,

- рассматривание с детьми иллюстраций и картинок к сказкам,

- работа с пословицами и поговорками,

- свободное рисование персонажей, героев сказок.

3. Развитие социальной активности:

- участие в организации выставки рисунков,

- «Выставка героев сказок»,

Посещение библиотеки

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

воспитатель

Трошина В.А.


1. Диагностирование детей

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы:

- рассматривание иллюстраций и картинок с изображением героев сказок,

- пальчиковые сказки,

- сказки о веселом язычке,

- произношение слогов сложной слоговой структуры,

- понимание пословиц и поговорок,

- заучивание скороговорок и чистоговорок,

- чтение логосказок

3. Развитие социальной активности:

- Встречи с интересными людьми

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Учитель-логопед Яковлева Н.Е.


1. Диагностирование детей

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы:

- рассматривание иллюстраций и картинок с изображением героев сказок,

- рисование и аппликация детьми масок сказочных героев,

- рисование сказочных персонажей,

- иллюстрационное рисование

3. Развитие социальной активности:

- Участие в организации выставки рисунков,

- встречи с интересными людьми

Посещение библиотеки

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

ПДО по ИЗО

Берендакова А.В.


1. Диагностирование детей

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы:

- развитие словесно-логического мышления на примере русских народных сказок,

- запоминание поговорок и пословиц из сказок,

- объяснение пословиц,

- развитие воображения «Придумай к сказке конец»,

- грустные и веселые сказки,

- развитие выразительной мимики,

- этюды

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

март

апрель

май

Педагог-психолог Тойгильдина О.В.

Работа с детьми

1. Диагностирование детей

2. Проведение разнообразных форм работы в рамках темы:

- рассматривание иллюстраций картин,

- чтение художественных произведений,

- организация театрализованной деятельности,

- подвижные игры

3. «Уроки доброты»

4. Праздники:

- настольный театр «Репка»,

- театрализованная постановка «Во саду, иль в огороде»,

- драм театр «Рукавичка»,

- театрализованная постановка сказки «Подарок маме»,

- спектакль «По грибы»,

- спектакль «У самовара»,

- спектакль «Русская красавица»,

Театрализация сказки «Весняночка»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Зам.заведующей по УВР


Музыкальный руководитель


Учитель-логопед


Педагог-психолог


ПДО по ИЗО


воспитатель



1. Консультации:

- «Организация музыкально-развивающей среды в группе»,

- «Воспитательное значение народной песни. Классификация народных песен»

2. Семинар-практикум:

- «Театрализованная деятельность в ДОУ»;

- «Изготовление музыкальных инструментов для детского шумового оркестра».


сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Музыкальный руководитель Качалова Н.В.

1. Консультация: «Мы и театр»


2. Семинар-практикум «Организация детской продуктивной деятельности в изготовлении книжки-самоделки»

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

воспитатель

Трошина В.А.

1. Консультация:

- «Мастерство воспитателя – одно из условий увлеченности детей театрализованной деятельностью»

2. Семинар-практикум:

- «Обучение рассказыванию сказок детей с ТНР»

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель


Учитель-логопед Яковлева Н.Е.


1. Консультация:

- «Мы лепим»

2. Семинар-практикум:

- «Использование орнаментов в русском народном костюме»

- «Игрушка»

3. Посещение культурно-выставочного центра «Радуга»

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

ПДО по ИЗО

Берендакова А.В.

Взаимосвязь специалистов в ДОУ компенсирующего вида

Сентябрь май

Педагог-психолог Тойгильдина О.В.


1. Родительские собрания:

- «Мир сказки»

2. Анкетирование:

- «Пойте вместе с нами»

3. Консультации:

- «Пойте детям перед сном»;

- «Маленькие актеры».

4. Посещение концерта в ЦКиД «Восход»:

- «Мой друг – Баян»

- «В гостях у сказки»

5. Наглядная агитация:

- фотовыставки, памятки, информационно-познавательный материал

сентябрь

январь

май

Музыкальный руководитель Качалова Н.В.

1. Консультация: «Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка старшего дошкольного возраста с ТНР»



сентябрь

октябрь

ноябрь

январь

февраль

апрель

май

воспитатель

Трошина В.А.

1. Консультация:

- «Чаще бывайте в театре»

2. Посещение культурно-выставочного центра «Радуга»


сентябрь

январь

май

Учитель-логопед Яковлева Н.Е.


1. Консультация:

- «Красота народного орнамента»

2. Анкетирование:

ноябрь

декабрь


ПДО по ИЗО

Берендакова А.В.

1. Консультация

«Сказкотерапия с детьми с ТНР»,

2. Консультация «Детские эмоции»

октябрь

ноябрь

январь

февраль

апрель

май

Педагог-психолог Тойгильдина О.В.

[pic]


Развитие монологической и диалогической речи посредством авторских и народных сказок




Подробнее остановимся на блоке «Логопедические сказки».

Цель: Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства, раскрытие ценности совместного творчества детей и родителей.

Народная сказка в системе воспитания решает следующие задачи:

  1. Донесение в доступной форме до сознания детей общих для всех народных ценностей;

  2. Расширение кругозора и представлений о мире;

  3. Воспитание любви ко всем людям и природе и закладывание нравственных основ и начал;

  4. Развитие связной речи.

Использование сказки в системе логопедических занятий.

  • Коммуникативная направленность каждого слова и высказывания ребенка;

  • Совершенствование лексико-грамматических средств языка;

  • Совершенствование звуковой культуры речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

  • Развитие диалогической и монологической речи;

  • Эффективность игровой мотивации детской речи;

  • Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов.

  • Сотрудничество логопеда и детей друг с другом;

  • Создание на занятиях благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-волевой сферы ребенка;

  • Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры и фольклору.








Построение работы соответствует базовым педагогическим принципам:

  1. Принцип непрерывности и последовательности;

  • Непрерывное формирование основ творческой личности

  • Последовательность усложнения задач по всем разделам ;

  1. Целостный подход в решении педагогических задач:

  • Обогащение детей впечатлениями через слушание сказок, игры, формирование нравственно-этического словаря детей;

  • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;

  • Приобщение к народной культуре.

  1. Принцип интегрирования:

  • Речевые дидактические пособия, игры, слушания.

  1. Принцип соотношения авторского материала с народным, светским, природным календарем;

  2. Принцип вариативности:

Разнообразие вариантов использования различных методов в различных видах деятельности, а также решать одну задачу с помощью различных методов.

  1. Принцип гигиеничности и охраны жизни и здоровья детей (прочность, гибкость материалов, возможность их обработки, отсутствие колющих, режущих элементов).


Первоначально речевой материал осваивается на коррекционно-развивающих занятиях (одно занятие в месяц), затем закрепляется в ходе совместной деятельности логопеда и воспитателей групп. Далее в процессе подготовок и проведении праздников и развлечений.


Для достижении поставленных задач необходимо создать условия, помогающие взрослым и детям погрузиться в волшебный мир сказок:

  • Создание речевой среды и обеспечение возможности детям слушать сказки;

  • Наличие костюмов и атрибутов для проведения речевых занятий;

  • Подготовка педагогов ДОУ к активному ознакомлению с народными традициями.











Содержание


Введение

1. Концепция деятельности

2. Теоретическая база

2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР

2.2 Общие основы формирования связной речи детей с ОНР

2.3 Театрализованная игра – как одна из видов игр

3. Практическая часть

3.1 Обследование состояния связной речи детей с ОНР

3.2 Цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи

Заключение

Литература

Приложения


Введение


Исходная ситуация


Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности в работе логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР.

Дети с ОНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких.

Но такое направление отчасти затеняет другие – не менее важные формы работы. Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Проблемы

Проанализировав исходную ситуацию и проведя обследования речи (см. Приложения №1,2) я пришла к выводу, что помимо занятий с логопедом, необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые способствовали бы преодолению ОНР. Ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Но так как в учебной деятельности достаточное количество занятий по развитию речи и коррекционных занятий, то необходимо было найти другие формы работы. В ходе исследования, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности. Поэтому в ходе своей инновационной деятельности я решила исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи.

Причины

Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Среди факторов, способствующих возникновению ОНР речи у детей, различают неблагоприятные внешние и внутренние факторы, а также внешние условия окружающей среды. Эти факторы могут воздействовать как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка.

Среди патогенных факторов, действующих на нервную систему во внутриутробном периоде, возможны токсикозы, интоксикации, нарушения обмена веществ матери и во время беременности, действие некоторых химических веществ, радиоактивное излучение. Возможны различные поражения вследствие резус – несовместимости крови матери и плода.

Существует отчетливая связь между временем патогенного воздействия на развивающийся организм и клиническими проявлениями: чем раньше в эмбриогенезе повреждается мозг плода, тем более выражены последствия вредоносных влияний.

Особая роль в возникновении речевого недоразвития принадлежит генетическим факторам. При наличии так называемой речевой слабости или наследственной предрасположенности к речевым нарушениям, ОНР может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействиях.

Другими неблагоприятными факторами, вызывающими повреждение речевых функций, являются природовые и послеродовые поражения. Ведущее место в данной группе патологий занимают асфиксия и внутричерепная родовая травма. Асфиксия (кислородная недостаточность) приводит к тяжелым поражениям многих отделов нервной системы. К внутричерепной родовой травме относят кровоизлияние в вещество мозга и его оболочки, а также другие расстройства мозгового кровообращения, вызывающие структурные изменения нервной системы. Возникновению внутричерепной травмы способствуют разные виды акушерской патологии, а также неправильная техника проведения родоразрешающих операций. Внутричерепные кровоизлияния во время родов возникают в связи с механической травмой головки плода, в результате чего повреждаются сосуды.

К послеродовым факторам, вызывающим нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем, относятся перенесенные в раннем детском возрасте заболевания. К этим заболеваниям относятся инфекционные болезни нервной системы: менингит, энцефалит и полиомиелит.

Обратимые формы ОНР могут возникнуть на фоне отрицательного социально-психологического влияния: недостаток речевой мотивации со стороны окружающих, конфликтные взаимоотношения в семье, неправильные методы воспитания и т.д.

Обобщая представленные данные, можно сделать вывод о сложности и многообразии комплекса различных причин, вызывающих ОНР. Наиболее часто имеет место сочетание наследственной предрасположности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка.

Ключевая проблема

В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно преодолеть общее недоразвитие речи детей и развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Опыт решения сходных проблем

Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флёрина, А.Н. Гвоздев, А.П. Усова, О.И. Соловьева и многие другие.

Своеобразие развития словарного состава и грамматического строя языка при общем недоразвитии речи показано в исследованиях Т.Б. Филичевой, Р.Е Лёвиной, Г.В. Чиркиной и многих других. Р.Е. Лёвиной описаны особенности словаря на каждом уровне речевого развития. В отечественной логопедии накоплен достаточный теоретический, практический и методический материал по изучению и развитию лексико-грамматической стороны речи у дошкольников с ОНР. В существующих программах обучения и воспитания детей с ОНР подробно описаны содержание и структура фронтальных занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи. В программе Филичевой, Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей пятилетнего возраста с ОНР» (М., 1991) задачи обучения представлены по периодам. Для детей шестилетнего возраста в программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. приводится планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам в определенной последовательности.

Помимо программ обучения и воспитания детей с ОНР существуют общеизвестные авторские рекомендации по развитию лексико-грамматических средств языка.

Жукова Н.С. предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

Ефименкова Л.Н. предлагает методические приемы по формированию фразовой и связной речи в соответствии с уровнями общего недоразвития речи, дает краткую характеристику речевых процессов детей с различными уровнями развития. Ткаченко Т.А. представляет методические рекомендации к проведению занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений в виде планов-конспектов занятий.

Формирование словообразовательных навыков в виде планов-конспектов представлены в методических рекомендациях Шаховской С.Н., Худенко Е.Д., Филичевой Т.Б., Тумановой Т.В.

Все методические пособия учитывают уровень речевого развития ребенка с ОНР, программу коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета патогенеза и индивидуальных особенностей детей.

Актуальность.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности.

К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР.

1. Концепция деятельности


Целями моей работы являются:

1. Развитие речи (монологической, диалогической) детей через театральную деятельность;

2. Создание цикла сценариев, спектаклей в совместной деятельности.

Гипотеза: если использовать систематически в своей работе в совместной деятельности детей и воспитателя показ постановок сказок, спектаклей, то речь ребенка с ОНР улучшится.

Диагностический инструментарий:

Диагностика развития речи детей (в начале и в конце года) – различные задания

Проведение спектаклей, творческих вечеров, утренники, развлечения.

Я ставлю перед собой следующие задачи:

1) Изучить литературу по данной проблеме;

2) Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года;

3) Создать цикл сценариев, тематических вечеров, спектаклей.

Критерии оценки ожидаемого результата:

1. Уровень сформированности развития речи;

2. Степень активности детей на спектаклях, тематических вечеров.

[pic] М [pic] одель деятельности:

[pic]


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]

2. Теоретическое обоснование содержания опыта


2.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР


В теории и практике логопедии под общим нарушением речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В целом для детей с ОНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Речевое недоразвитие детей дошкольного возраста может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутой речи с проявлениями лексико-граммматических и фонетико-фонематических нарушений. В зависимости от степени тяжести речевого дефекта различаются три уровня речевого развития (Р.Е. Левина и др.), выделяемые на основе анализа степени сформированности различных компонентов языковой системы.

1 уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием средств общения у детей с ОНР в том возрасте, когда у нормально развивающегося ребенка навыки речевого общения в основном сформированы. Фразовая речь у таких детей почти полностью отсутствует; при попытке рассказать о каком либо событии они способны назвать лишь отдельные слова или 1–2 сильно искаженных предложения.

Основной контингент дошкольников в группах ОНР составляют дети с 2 и 3 уровнями речевого развития.

На 2 уровне речевого развития общение осуществляется не только с помощью жестов и несвязных слов, но и путем употребления достаточно постоянных, хотя и очень искаженных в фонетическом и грамматическом отношении речевых средств. Дети начинают пользоваться фразовой речью и могут ответить на вопросы, беседовать со взрослым по картинке о знакомых событиях окружающей жизни. Однако дети с этим уровнем речевого развития связной речью практически не владеют.

Наиболее распространен у детей 5–6 летнего возраста с ОНР 3 уровень речевого развития. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи – описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

Специально проведенными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с ОНР, имеющие 3 уровень речевого развития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего монологической речи. У детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, различные виды рассказов) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. В связи с этим формирование связной монологической речи старших дошкольников с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. На полноценное овладение детьми монологической речью должна быть направлена и работа по развитию у них лексических и грамматических языковых навыков. О необходимости специальной систематической работы по формированию у детей навыков связных высказываний свидетельствуют и данные изучения состояния связной речи учащихся младших классов коррекционной школы для детей с нарушениями речи. К началу школьного обучения уровень сформированности лексико-грамматических средств языка у них значительно отстает от нормы. Самостоятельная связная контекстная речь у младших школьников долгое время остается несовершенной. Это создает детям дополнительные трудности в процессе обучения.

Важнейший принцип отечественной логопедии – дифференцированный подход к анализу и преодолению речевых нарушений. При проведении коррекционной работы с детьми с ОНР этот принцип находит свое выражение в установлении причин, лежащих в основе речевого недоразвития, учете специфики речевой патологии, установлении взаимосвязи между речевыми нарушениями и особенностями психического развития ребенка. Дифференцированный подход основывается также на определении наиболее сформированных сфер речевой деятельности, с опорой на которые строится коррекционная работа. Этот принцип лежит в основе работы по формированию связной речи.


2.2 Общие основы формирования связной речи детей с ОНР


Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью связной речи в обучении детей как старшего дошкольного, так и в особенности школьного возраста.

Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии.

Навыки диалогической речи развивается и закрепляются на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка, связной речи и при проведении всех видов воспитательской работы с детьми (учебные занятия, тематические беседы, организованные игры, прогулки и экскурсии и др.). Развитие монологической формы речи осуществляется прежде всего на логопедических занятиях по формированию связной речи.

При обучении детей с 3 уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи.

Во многих трудах по дошкольной педагогике обучение детей рассказыванию рассматривается как одно из основных средств формирования связной речи, развития речевой активности и творческой инициативы. Отмечается влияние занятий по обучению рассказыванию на формирование психических процессов и познавательных способностей детей. Подчеркивается важная роль обучения рассказыванию в развитии монологической формы речи. К основным методам обучения детей связной монологической речи исследователи относят обучение пересказу, рассказыванию и устному сочинению по воображению.

В зависимости от психологической основы содержания детских рассказов в педагогической литературе выделяют: рассказывание по восприятию (рассказы описания предметов, рассказы по картинам и пересказ); рассказывание по памяти (из коллективного и индивидуального опыта детей) и рассказывание по воображению, или творческое рассказывание.

При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:

- Закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации;

- Формирование навыков построения связных монологических высказываний;

- Развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний;

- Целенаправленное воздействие на активацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия, разработанных в отечественной коррекционной педагогике. Ведущими из них являются следующие:

- Опора на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства;

- Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;

- Осуществление тесной взаимосвязи работы над различными сторонами речи – грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.

Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей.

Работа по формированию связной речи строится также в соответствии с общедидактическими принципами (систематичность и последовательность в обучении, учет возрастных и индивидуально-психологических особенностей детей, направленность обучения на развитие их активности и самостоятельности).

Основными задачами, стоящими перед логопедом при обучении детей грамматически правильной связной речи, являются:

- Коррекционное формирование и включение в «речевой арсенал» детей языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связных высказываний;

- Усвоение норм смысловой и синтаксической связи между предложениями в составе текста и соответствующих языковых средств ее выражения;

- Обеспечение достаточной речевой практики как основы практического усвоения важных закономерностей языка, освоения языка как средства общения.

Основной формой работы являются учебные логопедические занятия, проводимые малогрупповым методом (5–6 чел.).Занятия проводятся 1–3 раза в неделю по 20–30 мин., в утренние часы.

Человек формируется в деятельности, чем она разнообразнее, тем разнообразнее его личность. Игра, общение, учение, труд – вот основные ступени, являющиеся основными для развития ребенка.

Существуют различные игры. Одни развивают мышление и кругозор детей, другие – ловкость, силу, третьи – конструкторские навыки. Есть игры, направленные на развитие творчества у ребенка, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. Одним из видов таких творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры – театрализованная игра.


2.3 Театрализованная игра – как одна из видов игр


Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, – сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

Настоящая творческая игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. Ведь текст произведения как канва, в которую дети сами вплетают новые сюжетные линии, вводят дополнительные роли, меняют концовку и т.д. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения.

Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во много зависит от личного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т.п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательно-образовательной работы.

Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно-образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание. Ребенок осознает себя, учиться желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.

Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.

Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый – типа петрушки – театр петрушки (в практике часто называется театр бибабо), где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, танцевальное, сценическое, певческое. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.

Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера. Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело – спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.

Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы).

Таким образом, в процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время выступления, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т.д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.

Роль педагога в организации и проведении таких игр очень велика. Она заключается в том, чтобы поставить перед детьми достаточно четкие задачи и незаметно передать инициативу детям, умело организовать их совместную деятельность и направить ее в нужное русло; не оставлять без внимания ни одного вопроса, как организационного плана, так и вопросов, касающихся лично каждого ребенка (его эмоций, переживаний, реакции на происходящее); на трудности, с которыми дети сталкиваются. Педагогу очень важно осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Таким образом, игра должна являться школой такой деятельности, в которой подчинение необходимости выступает не как навязанное извне, а как отвечающее собственной инициативе ребенка, как желанное. Театрализованная игра по своей психологической структуре является прототипом будущей серьезной деятельности – жизни.


3. Практическая часть


3.1. Обследование состояния связной речи детей с ОНР


Для изучения состояния связной речи детей дошкольного возраста с ОНР используются следующие методы:

- Обследование словарного запаса по специальной схеме;

- Исследование связной речи с помощью серии заданий;

- Наблюдения за детьми в процессе учебной, предметно-практической, игровой и обиходно-бытовой деятельности в условиях ДОУ;

- Изучение медико-педагогической документации (данные анамнеза, медицинских и психологических исследований, педагогические характеристики и заключения и т.п.) логопедом.

Для обследования словаря может быть применен специально составленный обследующим словарный минимум в объеме 250–300 слов. При этом рекомендуется использовать наглядный материал из соответствующих пособий Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой, Т.Б. Филичевой и А.В. Соболевой, О.Е. Грибовой и Т.П. Бессоновой, О.Н. Усановой и др. лексический и соответствующий иллюстративный материал отбирается с учетом следующих принципов:

- Семантического (в словарь – минимум входят слова, обозначающие разные предметы, их части, действия, качественные характеристики предметов; слова, связанные с определением временных и пространственных отношений, например: «далеко-близко», «вверху-внизу», «сначала – потом» и др.;

- Лексико-грамматического (в словарь включаются слова разных частей речи-существительные, глаголы, прилагательные, наречия, предлоги – в количественном соотношении, характерном для словарного запаса старших дошкольников с нормальным речевым развитием);

- Тематического, в соответствии, с которым в пределах отдельных разрядов слов лексический материал группируется по темам.

Составление словаря-минимума проводится в соответствии с Типовой программой воспитания и обучения в ДОУ, с учетом лексического материала, который должны усвоить дети, поступающие в старшие возрастные группы. При обследовании словаря используется прием назывании изображенных на картинках предметов, действий и т.д.

Наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и учебной деятельности (логопедические занятия и различные виды предметно-практических занятий, воспитательские занятия по родному языку).

Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей навыков фразовой речи (умение дать краткий и развернутый ответы, задать вопрос педагогу), на особенности речевого поведения.

Проводится запись ответов детей на занятиях монологической речи в виде отдельных высказываний, коротких сообщений, рассказов. В целях комплексного исследования связной речи детей используются серия заданий, которая включает:

- Составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки – действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);

- Составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;

- Пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);

- Составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;

- Сочинение рассказа на основе личного опыта;

- Составление рассказа-описания.

С учетом индивидуального уровня речевого развития ребенка программа обследования может быть дополнена доступными заданиями с элементами творчества:

- Окончание рассказа по заданному началу;

- Придумывание рассказа на заданную тему.

См. приложение №1.

Цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи

В течение всей недели, мы вместе с детьми готовимся к театральной пятнице: разучиваем роли, готовим костюмы, декорации. Театральная пятница проходит 1 раз в неделю. Я разработала цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи детей с ОНР:

Октябрь:

1. Инсценировка русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

2. Праздник красок

Цель: воспитывать у детей интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.

3. Осенний праздник

4. Инсценировка по мотивам сказки К. Чуковского «Муха-цокотуха»

Ноябрь:

- «Как у наших у ворот»

- Театрализованное представление «Оранжевая сказка»

- Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»

- Вечер развлечений «Книга дружит с детворой»

Декабрь:

- «Кисонька-мурысонька»

- Инсценировка украинской сказки «Рукавичка» (цель: воспитывать у детей интерес к устному народному творчеству)

- Инсценировка по мотивам сказки В. Сутеева «Кто сказал Мяу?»

- Новогодний праздник

Январь:

- Инсценировка произведения К. Чуковского «Путаница»

- Инсценировка сказки «Жадина»

- Инсценировка сказки «У телефона»

- Праздник вежливости

Февраль:

- Инсценировка «Заяц-хвастун» (по мотивам русской сказки)

- Инсценировка сказки С.Я. Маршака «Кто колечко найдет»

- Спортивный праздник, посвященный 23 февраля

- Инсценировка сказки «Поросята»

Март:

- Сказка в подарок маме «Принцесса и бабочка»

- «Самый красивый наряд на свете» (по мотивам японской сказки)

- Инсценировка «Давайте искать весну» (по рассказу Е. Яниковской)

- Инсценировка сказки «Лесные новости»

Апрель:

- «Привяжу я козлика к белой березке»

- Инсценировка по мотивам сказки М. Горького «Воробьишка»

- Инсценировка по стихотворению К. Чуковского «Черепаха»

- Инсценировка сказки «Где солнышко?»

Май:

- Инсценировка по мотивам сказки В. Берестова «Как найти дорожки?»

- «Про мышку-воришку и Кота-ротозея» (по мотивам сказки Г. Ладонщикова)

- «Мышь и воробей» (по мотивам удмуртской сказки)

- Инсценировка по мотивам сказки Сутеева «Под грибом».


Заключение


Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с ОНР. В ходе исследования, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности

Моя гипотеза подтвердилась, так как у детей с ОНР улучшилась речь. Я в своей работе, в совместной деятельности детей и воспитателя, систематически проводила театрализованную игру. Театрализованные игры являются играми-представлениями. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализованным играм, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для коррекции личностного развития. В группе сложилась традиция – театрализованная пятница и дети с нетерпением ждали этого дня. Они готовились всю неделю: подготавливали костюмы, готовили декорации. Сначала показывали спектакли среди своей группы, а затем другим группам и родителям.

В своем опыте работы я достигла поставленные задачи и цели. Я показала в своей работе, что благодаря театрализованным играм можно улучшить степень речевого развития детей с ОНР.

Моя работа будет интересна воспитателям, логопедам, родителям.


Литература


1. Антипина А.Е. «Театрализованная деятельность в детском саду». - М., 2006.

2. Артемова Л.В. «Театрализованные игры дошкольников» – М., 1991.

3. Вакуленко Ю.А. «Театрализованные инсценировки сказок в детском саду». - Волгоград, 2007. 4. Гвоздев А.Н. «Вопросы изучения детской речи». - М., 1961.

5. Глухов В.П. «Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики.   М., 1985

6. Глухов В.П. «Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи. М., 1987

7. Глухов В.П. «Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР. - Автореф.канд. дис.   М., 1987.

8. Глухов В.П. «Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология. – 1988. – №4

9. Доронова Т.Н. «Играем в театр».-М., 2005.

10. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление ОНР у детей».-М., 1998.

11. Игры в логопедической работе с детьми // Ред.-сост. В.И. Селеверстов.   М., 1987.

12. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности.   М., 1974.

13. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». - М., 1991.

14. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи // Ред. сост. С.А. Миронова. – М., 1987.



Диагностика.


Чтобы выявить структуру семантического поля словаря детей я проводила ассоциативный вербальный эксперимент Воробьевой Валентины Константиновны

Цель:

1) выявить тип связи слов характерный для ребенка,

2) выявить структуру семантического поля словаря, т.е. определить – по каким правилам ребенок группирует слова в памяти,

3) выявить частотные части речи, преобладающие в словаре ребенка.

Для решения этих целей ребенку предлагается словник, который в равном количестве должен включать разные части речи (глаголы, существительные, прилагательные, наречия).

Задача: «Будем играть в игру со словами. Я произнесу одно слово, а ты скажешь другое – какое захочешь».

В процессе ассоциативного эксперимента выделяются следующие типы вербальных ассоциаций:

1. Синтагматические ассоциации. Этот тип ассоциаций выделяется в том случае, когда слово-реакция и слово-стимул составляют словосочетание.

2. Парадигматические ассоциации - это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются не более чем одним дифференциальным семантическим признаком (дерево-береза). Среди парадигматических ассоциаций у дошкольников наблюдаются следующие:

а) ассоциации, выражающие синонимические отношение (смелость – храбрость) [pic]

б) ассоциации, выражающие антонимическое отношение (высоко-низко) [pic]

в) ассоциации, выражающие отношения подобия (желтый-красный) [pic] ,

г) ассоциации, выражающие родовые отношения [pic] ,

д) ассоциации, выражающие отношения «целое – часть» (дом, крыша) [pic] .

3. Тематические ассоциации. Это ассоциации, также как и парадигматические относятся к смысловым реакциям, характеризуют отношения одного семантического поля. Это такие ассоциации, когда слово-стимул и слово-реакция отличаются более чем по одному семантическому признаку. Наблюдаются следующие виды тематических ассоциаций: п-СИТ.

а) отношение объекта и его местонахождения (собака-конура),

б) отношение объекта и действия, которое осуществляется с данным предметом (посуда – мебель),

в) причинно-следственные отношения (смелость-победа),

г) ассоциации орудия действия и объекта обозначенного словом-стимулом (бабочка-сачок),

д) отношения признака и объекта, который обладает этим признаком (жёлтый-солнышко),

е) отношение образа действия и предмета (высоко-дерево),

ж) ассоциации одному общему признаку (бабочка-птица).

4. Словообразовательные ассоциации. В этом случае в качестве реакций приводятся слова, производные от искомого. Можно выделить два подтипа таких ассоциаций:

а) слова-стимулы и слова-реакции относятся к одной части речи (заяц-зайчиха),

б) слова-стимулы и слова-реакции относятся к различным частям речи (весело-веселый).

5. Ассоциации грамматических форм одного и того же слова (стол – столы)

М-ассоц.

6. Фонетические ассоциации – это такие ассоциации, когда слово-реакция созвучно слову-синониму, но семантическая связь между словами отсутствует (петь – пить).

7. Случайные ассоциации. В этом случае между словами отсутствует связь (смелость – тетрадь).

Эксперимент проводился с детьми с ОНР в старшей и подготовительной к школе группах. В качестве сравнения приведу данные: Емелина Оксана – 5,5 лет, ОНР (III уровень), старшая логопедическая группа Б.

Муртазин Линар – 6,7 лет, ОНР (III уровень), подготовительная к школе группа Б.

ЕМЕЛИНА ОКСАНА


П = - 1 С и П-сит – 13

П = - 16

ОКСАНА 6 лет (5,5)


Структура семантического поля


[pic]



У Оксаны малый объем семантического поля, ограниченное количество смысловых связей, ядро маленькое. В парадигматических связях преобладают отношения аналогии. Отношения противопоставления встречаются редко. Следовательно, в старшей группе надо продолжать работу по расширению смысловых связей, сгруппировать слова-симсолы, обогащать речь ребенка.

МУРТАЗИН ЛИНАР


П = - 4 С и П-сит – 5

П - 21

ЛИНАР 6 лет 7


Структура семантического поля


[pic]



У Линара ядро большое, значит в речи присутствуют синонимы. Парадигматические ассоциации носят в основном характер противопоставления, их больше, чем ситуативных связей слов.

Результаты проведенного исследования, позволяющего определить некоторые характерные для детей с ОНР особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка свидетельствуют о необходимости проведения в старшей логопедической группе планомерной лексической работы, объем и содержание которых должны быть четко определены.

[pic]


НАШИ СКАЗКИ


АВТОРЫ: ДЕТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ТНР



















2

Кто самый главный?

Автор: Васильев Никита




Однажды, вдруг, произошел переполох в азбуке .Буквы слетели со своих мест и стали спорить «Кто самый главный?»

Согласные сопят : «Без нас сказки не сложить!»

Гласные кричат: «Без нас веселой песенке не быть!»

Буквы поссорились и стали строить себе жилье. Гласные построили себе красный домик, согласные- синий.

Сидят в своих домиках и скучают. Увидело солнышко такое безобразие и своими волшебными лучами обласкало буквы.


Буквы встали в хоровод и запели песенку:

Солнышко во дворе,

А в саду тропинка.

Сладкая ты моя,

Ягодка-малинка.

Пирогов мы напечем.

Ребятишек позовем,

Плясовую заведем!

Ответь пожалуйста, почему сложилась песенка?















3

Пусть над городом всегда будет радуга

Автор: Хайбуллов Ранис




В одном дремучем лесу жил злой - презлой Волк. Он очень любил делать плохие дела и поступки. Его все жители леса не любили и боялись. А волк постоянно думал о том, что бы сделать ещё плохое. Ему не нравилось как резвились и весело играли на солнечной полянке. И задумал он прогнать радугу. Ведь тогда не будет солнца и всегда будет дождь, а звери не станут играть и веселиться. Подкрался волк к радуге, в то время когда она только хотела появиться на небе, но не смогла проглотил её. Собрались все на полянке, ждут, когда кончиться дождь и выглянет солнце, но радуги, которая появиться вместе с солнцем не было дождь, не кончается. Ежик видел, как волк проглотил радугу и рассказал об этом Зайцу. Заяц стал искать друзей, чтобы спасти радуг

4

Полет на Луну

Автор: Бурлаков Ваня






У одного мальчика папа работал космонавтом. Мальчик часто смотрел в окно на звёзды и мечтал побывать на Луне. Папа сказал, что космонавтами бывают только сильные и умные люди. Мальчик стал заниматься спортом, выучил все буквы, научился читать книги.

И вот однажды сбылась его мечта. Мальчик с папой и мамой полетел на Луну.




































5

Тёма — самый добрый

Автор: Чернова Катя


Жил у нас во дворе щенок. Звали его Тема, он был очень добрый и веселый, любил бегать по двору и радостно гавкать. Все его любили.

Однажды он играл на поляне и нашел бабочку Она запуталась в паутине и не могла улететь с цветка .Тема разорвал паутину и освободил бабочку. Она сказала ему спасибо, и они стали дружить.

Как-то раз Тема и бабочка играли в прятки и вдруг заметили огромного ,злого кота, который хотел поймать и съесть маленького воробушка.

Тема с громким лаем кинулся на кота и прогнал его. Воробей смог спокойно улететь, а потом стал прилетать к Теме, и они весело играли в догонялки.


Вот такой Тема -самый добрый!












6

Жили были буквы.

Автор: Телков Фёдор




Жили были буковки на свете. Поссорились они между собой, так и бродили по свету, каждая сама по себе. Заблудились как то буковки в дремучем лесу «невежества». А там страшные чудища и звери пугали их. И только, сплоченность и общность могла помочь им выжить. Но по-прежнему, одна утверждала, что она сама главная, другая, что она самая красивая, третья, что она самая первая, следующая, что она самая громкая и так далее.

Добрая фея пришла на помощь и выручила их из темного плена. Поняли тогда буковки, что действительно - «один в поле не воин», что только в сочетании между собой, могут зазвучать они в певучих слогах, а в сочетании слогов звучат самые важные слова на свете: мир, дружба, любовь, мама, папа, ну а слова складываются в предложения, а уж из предложений складываются чудные истории!

















7

Заводная машинка

Автор: Корнев Саша



Жила-была маленькая машинка. Она гоняла по улицам города и ничего не боялась. И поэтому ее и прозвали «Заводная»

Ей не страшен был снег, град, дождь и мороз.

Она выезжала в любую погоду, поэтому машинка была такой грязной и неумытой. Все вокруг над ней смеялись, и никто с ней не дружил.

Девочка и мальчик пожалели заводную машинку.

Они работали на «АВТО-МОЙКЕ»


Мыли машину очень долго, покрасили ее .Заводная машинка стала как новая! У нее появилось много друзей.


Она стала самой счастливой на свете!






Котенок и клубок

Автор: Поддубная Настя





Жила-была одна старенькая бабушка и ей на радость жил с ней пушистый котёночек. Его так и звали Пушок. Котенок был озорной и всегда проказничал.

Однажды бабушка решила связать себе к зиме тепленький шарфик и принялась за дело. Незаметно для себя бабушка крепко заснула. Котенку стало скучно, и он решил поиграть с клубочком. Пушок долго гонял его по комнате, прыгал на него, толкал лапкой. Он не знал, что клубочек связан ниточкой с шарфиком и не замечал, как шарфик стал распускаться. Вдруг бабушка во сне потянулась, котёнок насторожился и увидел, что шарф почти весть распустился. Жалко стало котёнку бабушкин труд, и обратился он за помощью к своей соседке мышке. Мышка сначала поругала котика, но потом они вместе распутали клубок и связали бабушке теплый, красивый и очень пушистый шарфик. Когда бабушка проснулась, она очень обрадовалась таким помощникам и отблагодарила котика, дав ему сметанки, а мышке кусочек сыра.



КРО

СКАЗКА

«Подарок маме»


Настенька:


Сегодня мамин праздник,

Сегодня женский день -

Хочу я мамочку поздравить,

Бабушку поцеловать

И подарки всем раздать.

В детский сад «Журавлик» я пойду

Мама там работает – я ей помогу.

Посмотрите, что в корзинке

Приготовила сама –

Груша, яблоки, орешки, мед,

Баночка варенья - для бабушки угощенье,

А для воспитателя – коробочка конфет,

Лучше ведь подарочка на целом свете нет.

Ну, вот и все. Да! Пшеничное зерно,

Я забыла, мама говорила –

Очень важное оно.


Идет ёжик:


Я – веселый еж,

Я на елочку похож.

Наступила весна,

Ой, какой голодный я!

Фуф-ты, фуф-ты, фуф-ты,фу!

Самый умный я в лесу!

Что-то яблочками пахнет…


Настенька:


Я на праздник их несу.

Ну, ежик, не фырчи!

Я ведь добрая сегодня –

Яблочко возьми


Лисичка:


Я – лисичка не из сказки,

Я из лесу к вам пришла

В рыжей шубке и повязке,

Лентой хвост я обвела.

До чего люблю я груши –

Витамины мне нужны,

А ловлю я курочек

Только для души.

Здравствуй, Настенька,

Ах, скажи, нет ли груши у тебя?

Запах этот чую я.


Настенька:


Грушу я для мамы берегу,

Но тебе, лисичка, так и быть, подарю.


Лисичка:


Спасибо!


Белка:


Нет в дупле орешков,

Что я припасла –

Все бельчата съели –

Началась весна.


Настенька:


У меня орешки есть, я дарю тебе.

Будь здорова, не хворай

И меня добрым словом поминай.


Медведь:


Из берлоги вышел -

Вот уже весна.

Надоели сладкие корни,

Меду принесла?


Настенька:


Ты чего же, Мишка,

Праздник на дворе.

Мед несу я маме,

А не тебе.

Ну, уж, ладно, угощу,

Ведь с тобою, Миша, я давно дружу.


Ребенок:


Я – сладкоежка,

Люблю есть на обед

Полкило конфет.

Здравствуй, Настенька,

У тебя, случайно, конфеток нет?


Настенька:


Валентину Александровну я очень люблю

И конфеты эти я ей берегу.


Ребенок 1:


Ну, пожалуйста, угости

И на праздник пригласи


Настенька:


Вот баночка варенья –

Для бабушки угощенье


Ребенок 2:


А варенье я люблю,

Сколько хочешь съесть могу.


Настенька:


Осталось пшеничное зерно.

Что же делать, ведь давно

Праздник начался?

Как же мамочка моя?


Лисичка:


Дам тебе один совет:

Можно из волшебного зерна

Получить муку,

Испечь хлебушек чудесный

Я тебе помогу.


Ребенок 1:


Принес я соли


Ребенок 2:


Вот вода.


Настенька:


Где же скалка?


Ежик:


Вот она!


Миша:


Настенька, принес дрова –

Печку затопи,

Хлебушек для мамы пеки!


Все:


Все готово!


Настенька:


Мамочка родная, с праздником тебя!


Вера Юрьевна:


Угощайтесь, гости,

Дочка испекла!










КРО

СКАЗКА

«Весняночка»



Весняночка:


Что это такое.

Все словно спит

Кругом снега

И медведь храпит

Я Весняночка. Дочка весны

Ах ,какие сладкие мне снились сны

Но пора медведя будить

Вот берлога мишкина

Мишенька вставай

Медом сладкими корнями

Медвежат угощай


Мишка:


РРРР

Кто мне спать не дает

Разве медведь раньше времени встает

Ты Веснянка погоди

Ты медведя не буди

Беги к ежу

Попроси сладкий корень

Тогда услужу


Весняночка:

Ежик, ежик - вылезай

Из листочков выбегай

Нет ли корня у тебя

Медведь не просыпается за зря


Еж:


Я шесть месяцев сплю, фырчу

К себе в домик никого не пущу

Ну раз, Весняночка, ты пришла

Попроси ягод у белочки для меня

Тогда встану и проснусь, потянусь и улыбнусь

Корень сладкий дам мишке – шалунишке.


Весняночка:


Белка, белочка проснись

Из дуплянки покажись

Нет ли ягод у тебя

Ведь звериный народ-

Одна большая семья

Ежик, мишка не просыпаются

А без них весна не начинается


Белка:


Я белочка веселая Хлопотунья и певунья Ягод много у меня А орешки кончились -беда Ты беги к мышонку ,в норку Попроси орехов горку

Весняночка

Мышонок, весна наступила

Выбегай из норки

Есть ли у тебя

Орехов горка для белочки-стрелочки.


Мышонок:


Ах, орехи надоели

Всю зиму их грызу

Ты сходи к лисичке - сестричке

Попроси корку

Дам тебе орехов горку

Весняночка

Ах, лисичка, меняй шубку

Теплую - пуховую на тонкую - шелковую

И не забудь мышонку дать корку

А то он не встает -

Весну не признает


Лиса:


Тяжел снег лежит

Мне из норки не вылезти

Попроси зайчонка

Ивовых веточек дать

Норку разгребать

Тогда так уж и быть

Дам мышонку корку в норку


Весняночка:


Заяц. Заяц выходи

Из - под снега вылезай

Веточек наломай

Веточки нужны лисичке

Норку разгребать сестричке


Заяц:


Я заяц смелый

Я заяц белый

Ты, Веснянка, рано пришла

Снег не растаял - беда!

Беги к солнышку – колоколнышку!


Весняночка:


Солнце красное

Солнце ясное

Улыбнись, проснись, подтянись


Солнышко:


Меня ведь ребята будят

Ребята из сада

К ним, Весняночка, беги!

У них помощи проси!


Ребёнок 1:


Солнышко - колоколнышко

Ты пораньше взойди

Нас пораньше разбуди

Нам в поле бежать

Нам весну встречать


Ребёнок 2:


Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо птички летят

Колокольчики звенят


Ребёнок 3:


Солнышко ясное, улыбнись!


Ребёнок 4:


Солнышко яркое проснись


Ребёнок 5:


Свети лучами ясными

Солнышко прекрасное!


Игра: Гори, гори ясно


Весняночка:


Как чудесно! Вот и весна наступила!


Весняночка:


Зайка, снег растаял у тебя

Дай ивовых веточек для лисички сестрички

Ведь вы одна семья

Спасибо!


Весняночка и заяц:


Лисичка, на веточек,

Разгребай норку

Дай для мышонка корку.


Весняночка, заяц, лисичка:


Мышонок бери корку

Дай орешек для белочки – горку!


Весняночка, заяц, лисичка, мышонок:


Белочка хлопотунья

Рыжая говорунья

Бери орешки

Дай ягод ежу – сладкоежке!


Весняночка, заяц, лисичка, мышонок, белочка:


Ёжик, ёжик вставай

Солнце красное встречай

Бери ягод -

Дай корень сладкий Мишке

Мишке шалунишке


Весняночка, заяц, лисичка, мышонок, белочка, ёж:


Миша вставай

Солнце встречай

Солнце красное, солнце ясное

Весна наступила (Смеются)


Все:


Ручейки бегут, звенят

Радуют, веселят ребят