Статья «Театральная деятельность, как средство преодоления нарушения речи.»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Театральная деятельность, как средство преодоления нарушения речи.

Нарушения речевого развития детей рассматриваются прежде всего как средство нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребёнка.

В театрально –игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально –личностной сферы. Театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на когнитивную сферу ребёнка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В игре формируется личность ребёнка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. Игра может изменить отношение ребёнка к себе, самочувствие, способы общения со сверстниками. Психотерапевтический механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребёнка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Я включаю в свою работу игры и упражнения, направленные на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией, чёткой дикцией, разнообразной интонацией, игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.

Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них ещё недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали: речь актёра должна быть более чёткой, звучной и выразительной, чем в жизни.

В коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, я опираюсь на их эмоциональный мир, познавательный интерес, именно поэтому так велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях. Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребёнка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования чёткой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребёнка, делают увлекательными различные игры и задания. Исходя из опыта работы особенно детям нравятся диалогические стихи. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Воздействие театрализованной деятельности на психологическое развитие ребёнка основано на усвоении опыта народа. Сказки, фольклор, миниатюрные формы российского этнического богатства оказывают положительное эмоциональное воздействие на детей в раннем и дошкольном возрасте. Ребёнок, усваивая свою роль в сказке, проявляет активность и заинтересованность в участии в театрализованной деятельности, несмотря на ограниченные речевые возможности.

Коммуникативные действия в театрализованной игре опосредованы через ведущую деятельность дошкольного возраста –игровую. Именно игра оказывает самое значительное влияние на развитие ребёнка и прежде всего потому, что в игре дети учатся полноценному общению. Игровая роль –та внешняя опора, которая помогает ребёнку управлять своим поведением. Роль может раскрыть в ребёнке потенциальный коммуникативный ресурс.

Понятие ребёнком роли какого –либо персонажа –весьма существенная предпосылка развития процессов понимания другого человека. В тесной взаимосвязи между действием в роли персонажа и своими личностными характеристиками и коммуникативными качествами ребёнку предоставляется образец поведения. Так обогащаются его представления о сущности социальных взаимодействий между людьми, преодолеваются нелогичность поведения, а также эмоциональная нестабильность.

Театрализованная деятельность помогает ребёнку передать свои эмоции, чувства не только в обычном разговоре, но и публично. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать путём привлечения ребёнка к выступлениям перед аудиторией. Заученные литературные образы речи дети используют впоследствии как готовый речевой материал в свободном речевом общении.

Театрализованная развивающая среда для ребёнка с нарушением речи обеспечивает комплекс психолого –педагогических условий, способствующих эмоциональному благополучию, его саморазвитию, удовлетворению ведущих потребностей возраста; максимальной коррекции, компенсации нарушений развития речи, сопутствующих нарушений (двигательных, эмоциональных и других), и предупреждению вторичных отклонений: целенаправленному социально –эмоциональному развитию, формированию механизмов сознательной регуляции собственного поведения и взаимодействия с окружающими, познавательных потребностей.

Театрализованная деятельность органично вошла в коррекционный процесс логопункта и всего детского сада. В моём кабинете и в группах имеются куклы для настольного театра, а так же варежкового, перчаточного и других видов театра; шапочки –маски различных зверей и птиц; элементы костюмов и декораций, ширма –занавес. К созданию театрализованной среды привлечены так же и родители, активно участвующие в изготовлении элементов декораций, атрибутов, пошиве костюмов.

Распределяя роль в игре- драматизации, я учитываю речевые возможности каждого ребёнка в определённый период логопедической работы. Очень важно выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой речью, чтобы дать возможность, перевоплощаясь отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь. Не имеет значение, какую роль исполняет ребёнок, важно, что он создаёт образ с несвойственными ему чертами, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступать в речь. Желание получить роль персонажа –мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто, правильно. Дети охотнее и активнее занимаются на логопедических занятиях: учатся «рычать как тигр», «жужжать как пчела» «шипеть как гусь». Высший пилотаж» в театральной деятельности –участие детей в представлениях. Конечно, это под силу далеко не каждому ребёнку логопункта, но всё –таки некоторые дети, достигшие определённых успехов в выполнении сценических движений, а также овладевшие чистой, ясной, выразительной речью, довольно хорошо справляются с данной им ролью.

Применение мною театрализованной деятельности как средства коррекции эмоциональной м коммуникативной сферы детей с нарушением речи оказывает положительное влияние на развитие эмоциональной сферы, экспрессивной речи, воображение, формирование основ образного мышления на этапе подготовки детей к школе. Наблюдается значительное повышение речевой активности и коммуникативной направленности речи, овладение смысловым аспектом человеческой мимики, естественных и экспрессивных жестов, использование их в практике общения, развитие связной речи.

Таким образом, театрализованная деятельность дошкольников является эффективным средством коррекции коммуникативных сфер у детей дошкольного возраста с нарушением речи и может быть рекомендована в работе не только с детьми –логопатами, но и с детьми с нормальным развитием.