Презентация по теме Международный День логопеда

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Международный день логопеда

« Невозможно слишком много размышлять о речи. Она, как ничто другое, доказывала, что в жизни человека является могучей силой»

Макс Дессуар.



« Животные превосходят человека иными способностями, некоторые зрением, некоторые слухом, некоторые обонянием, но ни одно из них не обладает способностью говорить»

Мартин Лютер.


«Уметь просто и красиво говорить - целая наука, у которой должны быть свои законы».

К.С.Станиславский.



14 ноября мир празднует Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий. Несмотря на свое значение, эта специальность на удивление мало освещается в средствах массовой информации, и  о её представителях существуют самые настоящие мифы.

Общепринятые понятия таковы: логопед занимается с детьми и взрослыми с особыми проблемами – нарушениями в произношении звуков, нарушениями письма, трудностями с членораздельной речью. А ведь перечень куда шире распространенных стереотипов. По данным Национальной радиокомпании Украины в 2011 году профессия логопеда вошла в тридцатку самых нужных специальностей мира., а по данным 2015 года — в двадцатку. Сегодня невозможно представить школы, детские сады, поликлиники без грамотных и квалифицированных логопедов, которые всегда придут на помощь и исправят дефекты речи. Их труд всегда в почете. Логопед - одни из первых учителей в жизни детей.

К глубокому сожалению, статистика последних лет красноречива и негативна.  Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что число речевых нарушений у детей увеличивается из года в год, а проблема коррекции речи уже приняла глобальный характер.  По данным Института возрастной физиологии, дефекты звукопроизношения имеются у 52,5% детей, 16,7% из этого числа приходятся на полные звуковые замены, что является несомненной предпосылкой дисграфии, а 35,8% составляют в основном стертые или выраженные дизартрии. Обобщая сравнительные данные исследователей, мы приходим к печальным выводам: в 50-е гг. отмечаются нарушения звукопроизношения у 17 % детского населения , а в конце ХХ и начале XXI века — 52,5% .

Работа логопеда – всегда длительный процесс, требующий большого терпения от родителей и всех близких, а также строжайшей дисциплины со стороны ребёнка. Ведь на том, как качественно поработают специалисты-логопеды, базируется вся дальнейшая жизнь малышей. Помните: за хорошим результатом всегда находятся конкретные люди – это первые учителя для детей — логопеды. Корректируя речь, мы дарим человеку радость общения, даём ему возможность активно жить в обществе, а ребёнку успешно учиться в школе и нормально развиваться.



А сейчас - недолгий экскурс в историю.


Еще во времена древних цивилизаций (древнеегипетской, китайской, древнеиндийской, древнегреческой) люди обращали внимание на различные патологии развития организма и связанные с ними нарушения речи. Предпринимались попытки классифицировать, выделить эти нарушения, объяснить причины их возникновения, определить способы исправления физических пороков и речевых недостатков, обусловленных ими.

В основном существовало религиозное объяснение возникновения нарушений развития, в том числе и расщелин. Например, в Египте считали, что рождение людей с расщелинами было следствием вселения демонических злых сил или по воле богов. Данной версии придерживались и представители других культур. У русских бытовало поверье об «особой отметине» сверхъестественными силами людей, носителей какого-либо дефекта. Считалось, что они могут перевоплощаться в животных (ср. бытовые названия дефектов «заячья губа», «волчья пасть»). На то, что древние славяне понимали речевые дефекты как болезнь, недуг, «изуроченье», ниспосланные на человека высшими или темными силами, имеется целый ряд указаний. Например, во втором заговоре Иисуса Христа есть своеобразный диалог, который состоялся между Иисусом и Недугом. Иисус спрашивает: «Куда идешь, Недуг?» А тот отвечает: «Иду, Господин, на человека, хворь и болезни несу…переломить челюсти, ранить зубы…, гугнявить носы…, кривить уста…».

Скачать материал в формате [link]

В религиозном эпосе народов Древнего Востока и Азии («Библии», «Коране», «Талмуде») встречаются описания чудесных исцелений речевых расстройств. Жрецы стремились даже факту трудной речи придать божественную сверхъестественную окраску и провидение всевышнего. В «Талмуде» упоминается расстройство речи, похожее на афазию, из юридических соображений в связи с определением степени вменяемости больного. В случаях развода, например, рекомендовалось предложить больному три вопроса и по его ответу (кивком головы) судить о логичности его желания. «Если он качает головой утвердительно или отрицательно, где следует, то пишут разводной акт его жене».

Приоритет практического решения проблемы этиологии, патогенеза и коррекции речевых нарушений, обусловленных дефектами артикуляционного аппарата, с материалистических позиций принадлежит греческой и восточно-индийской цивилизации, где активно развивались медицинские знания, в том числе хирургия. В Древней Греции существовала гуморальная теория возникновения различных заболеваний и дефектов развития. Гиппократ (439 – 377 г. г. до н. э.) приложил современные ему сведения греческих материалистов натур-философов Гераклита и Демокрита для анализа медицинских явлений и описал органы слуха, зрения и речи человека, где определил роль воздушной струи, языка, резонаторных полостей, артикуляции, голоса в образовании речи. Так, в своем трактате он писал: «Человек говорит вследствие воздуха…Выталкиваясь наружу через пустоту, воздух производит звук, ибо голова резонирует». Причина расстройств функций голоса и речи усматривалась в соответствии с гуморальной теорией в излишке разной влаги в определенных органах. При лечении также придерживались вышеуказанного учения. Так, Гиппократ предлагал следующие рекомендации по стимуляции движений маленького язычка: «Если язычок будет отвисать и способствовать удушью…, тотчас нужно употребить полосканье…, если это не поведет к сокращению язычка, нужно выбрить заднюю часть головы, приложить две кровососные банки, выпустить, сколько можно, крови и отозвать назад слизистые истечения. Если этих средств недостаточно, надсекают язычок скальпелем и выпускают оттуда воду». Данный способ лечения применялся врачами до конца 18 века.

В древнекитайских источниках также встречаются сведения, свидетельствующие о проявлении интереса к данной проблеме. Так в древней книге Китая по медицинской практике «Нянь-Цзин», встречается упоминание (предположительно 3 век до н. э.) о частоте проявления врожденного дефекта артикуляционного аппарата: «Из врожденных недостатков наиболее часто есть заячья губа».

Заслуга древнеримского ученого, энциклопедиста и врача Авла Корнелия Цельса (30-25 гг. до н.э. – 40-45 гг. н.э.) в том, что он собрал и сохранил для последующих поколений много произведений древней медицины, оставил некоторые заметки о параличе языка, о прирастании кончика языка к нижней части ротовой полости и о мерах лечения этих случаев. Цельс усматривает причину расстройств речи в нарушении строения или подвижности периферической части речедвигательного механизма и рекомендует в качестве приемов устранения хирургические, терапевтические средства и речевые тренировки.

Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (около 130-200 г. г. н. э.) в комментариях к сочинениям Гиппократа отделил болезни речи и болезни голоса, которые «производятся от поражения зубов, губ, твердого и мягкого неба, хоан». Он описал механизм дыхания, поняв роль активных движений грудной клетки и пассивный характер легких во время дыхания. Гален установил, что дыхание представляет собой произвольный акт, и считал, что природа устроила это с целью, чтобы можно было без вреда временно задерживать дыхание при продлении голоса. Он впервые указал на причины расстройства речи периферического и центрального характера и предложил различать их врожденный и приобретенный характер: «…у лиц, подверженных косноязычию, замечается страдание каких-либо органов и это страдание бывает последствием порока образования или зависит от причин позднейшего образования». Гален также предложил термин «traulotes» - косноязычие, в рамках которого, наряду с другими, описывались и расстройства речи, обусловленные расщелинами. Термин «косноязычие» находился в научном обращении вплоть до 60-х годов 20 века.

Аристотель (384-322 г. г. до н. э.) с позиций сравнительной анатомии определяет качества речевого аппарата, необходимые для образования членораздельной речи. Причины недостатков речи он усматривает в нарушении периферического речевого аппарата человека.

Ибн Сина (11 век, Арабский халифат) в «Каноне врачебной науки» - до 18 века настольной книге врачей – продолжает и дополняет мысль Аристотеля об участии различных органов артикуляции в акте речи, о возможной патологии их строения и функций и в связи с этим о возможных речевых расстройствах. Ибн Сина (в латинской транскрипции Авиценна) четко различает центральные и периферические нарушения речи и придерживается, как и предыдущие ученые, гуморальной теории возникновения и лечения расстройств речи.

В педагогической литературе Древнего Востока упоминаний о расстройствах речи почти не содержится. Лишь у Марка Фабия Квинтилиана (42 – 118 гг. н.э.) о необходимости при воспитании детей следить за тем, чтобы их кормилицы и они сами говорили чисто. Ни анализа речевых нарушений, ни методов их устранения мы не обнаруживаем.

На раннем историческом этапе изучения проблемы преодоления недостатков речи, обусловленных дефектами артикуляционного аппарата, помощь ограничивалась только медицинским (хирургическим) лечением. Задача педагогического воздействия не ставилась. Хронологически первые описания оперативного вмешательства при врожденных расщелинах встречаются в «Аюрведах» - шеститомном трактате, книге Древней Индии, по времени создания предшествующей появлению Египетских пирамид. В частности в главе 16 этого трактата встречаются детальные описания двух пластических операций – labioraphia и rhinjplastica – лечение расщелины губы и неба. Но, несмотря на ранний исторический опыт оперативного вмешательства, хирургическое лечение долгое время носило лишь эпизодический экспериментальный характер и осуществлялось отдельными врачами-практиками. Особенно отличился на этом поприще знаменитый немецкий хирург Фабриций из Гильдена (1560 – 1634). Ревностный распространитель оперативного способа лечения речевых нарушений, Фабриций возобновил проведение операций, оказавшихся в забвении в эпоху средневековья, а также ввел в медицинскую науку учение о болезнях речи.

Как же складывались взгляды на речевые нарушения в Древней Руси?

Феодальная раздробленность, разобщенность, постоянные междоусобицы русских князей, многочисленные нападения туземцев, монголо-татарское иго – все это сопровождалось часто бессмысленным уничтожением накопленных культурных и литературных ценностей. Поэтому литературные памятники Руси до XVII века мало сохранились. Но из анализа сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов мы узнаем, что в древнерусском языке существовал целый ряд названий-определений, характеризующих недостатки речи.

Эти термины создавались либо по описательному признаку (языкоболезньствие, костноглаголивый, костноязычный, неморечивый), либо по созвучности с дефектом: заякливый, гугневый, немый. Расшифруем некоторые определения: гугнявый – говорящий в нос, гнусливый («ноздрями гугняв»); травливый – видимо, порченный; фифлю – шепелявить; заякливый – заикающийся («заякливо бо, рече, есмь и медленноязычен»); немый – лишенный способности говорить («глух еси и нем»); неморечивый, немование – неясная речь, лепет («детское немование»).

У древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи нет. Но они различали: недостатки слуха и речи (немые и глухие), недостатки звукопроизношения (костноязычие, фофлет), недостатки голоса (гугнявый), недостатки темпа и плавности речи (заякливый), недостатки фразовой речи (немота, немование, гугнивость). В более позднее время появились обозначения дефектов речи: алалыка, лалыка, картавленье (для обозначения недостатков произношения соноров «р», «л»); пришепетывать, шепелявить, сюсюканье (для обозначения недостатков шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (для обозначения физических недостатков периферической части речевого аппарата).

Русские пословицы отражали отношение народа к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу речи, фразе. Например: у тебя голосок, что женский волосок; говорит, как из бочки; у него губа, как голенище у сапога; сказал бы и вол, но язык как кол; глухому не шепнешь; глухому двух обедней не служат; говорить – не работать, торопиться не надо; стой, не шатайся, ходи не спотыкайся, говори, не запинайся; лучше ногою запнуться, чем языком; веревка хороша длинная, а речь короткая; во многословии не без пустословия.


Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, и обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи, выразилось это в большом количестве терминов, употребляемых для их обозначения. Древнеримский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален (около 130-200 г. г. н. э.) в комментариях к сочинениям Гиппократа отделил болезни речи и болезни голоса, которые «производятся от поражения зубов, губ, твердого и мягкого неба, хоан». Он описал механизм дыхания, поняв роль активных движений грудной клетки и пассивный характер легких во время дыхания. Он впервые указал на причины расстройства речи периферического и центрального характера и предложил различать их врожденный и приобретенный характер: «…у лиц, подверженных косноязычию, замечается страдание каких-либо органов и это страдание бывает последствием порока образования или зависит от причин позднейшего образования». Гален также предложил термин «traulotes» - косноязычие, в рамках которого, наряду с другими, описывались и расстройства речи, обусловленные расщелинами. Термин «косноязычие» находился в научном обращении вплоть до 60-х годов 20 века.

А как же обстояло дело с речью на Руси?

До наших времён почти не сохранились литературные памятники о представлениях древних славян о речевых расстройствах и приёмах их устранения. Но из анализа сохранившихся летописей, словарей, русских пословиц, поговорок, поверий, травников, вертоградов мы узнаем, что в древнерусском языке существовал целый ряд названий-определений, характеризующих недостатки речи.

Эти термины создавались либо по описательному признаку (языкоболезньствие, костноглаголивый, костноязычный, неморечивый), либо по созвучности с дефектом: заякливый, гугневый, немый. Расшифруем некоторые определения: гугнявый – говорящий в нос, гнусливый («ноздрями гугняв»); травливый – видимо, порченный; фифлю – шепелявить; заякливый – заикающийся («заякливо бо, рече, есмь и медленноязычен»); немый – лишенный способности говорить («глух еси и нем»); неморечивый, немование – неясная речь, лепет («детское немование»).

У древних славян общепринятого и четкого разграничения разных дефектов речи нет. Но они различали: недостатки слуха и речи (немые и глухие), недостатки звукопроизношения (костноязычие, фофлет), недостатки голоса (гугнявый), недостатки темпа и плавности речи (заякливый), недостатки фразовой речи (немота, немование, гугнивость). В более позднее время появились обозначения дефектов речи: алалыка, лалыка, картавленье (для обозначения недостатков произношения соноров «р», «л»); пришепетывать, шепелявить, сюсюканье (для обозначения недостатков шипящих и свистящих звуков); волчья пасть, заячья губа, изгага (для обозначения физических недостатков периферической части речевого аппарата).

Русские пословицы отражали отношение народа к отдельным компонентам речи: голосу, артикулированию, речевому слуху, темпу речи, фразе. Например: «У тебя голосок, что женский волосок», «Говорит, как из бочки», « У него губа, как голенище у сапога», «Сказал бы и вол, но язык как кол».

Тем самым, мы обнаруживаем, что древние славяне уже различали: недостатки речи и слуха, звукопроизношения и голоса.

Существует большое количество лечебников-травников, в которых есть многочисленные указания, как следует лечить расстройства слуха и голоса.

Таким образом, речевые расстройства и методы их преодоления имеют на Руси глубокие корни и своеобразный характер, тесно связанные с социально-экономическим и политическим укладом древних славян.


Как мы видим, профессия наша имеет древняя, но является молодой и необходимой. Логопедов можно назвать жрецами-хранителями языка. А если принять, что господь создал человека по образу и подобию своему:  дал глаза, чтобы видеть, уши, чтобы  слышать, дал речь, чтобы люди общались и мыслили, тогда получается, что профессия логопеда — одна из самых главных. Но, как и любая профессия, она не лишена своих положительных и отрицательных моментов. Итак, какие же плюсы и минусы в работе логопеда?

Плюсы в работе логопеда: маленький, но отдельный кабинет;  короткий четырехчасовой рабочий день; длинный отпуск в 56 дней. Отпуск, как правило, всегда летом. Как говорится: «Есть три причины быть логопедом — июнь, июль, август» Логопеды всегда будут востребованы. А при ведении частной практики  зарплата увеличивается вдвое, а то и более. Возможность продолжать вести частную практику  даже на пенсии. Логопед делает людей уверенными в себе и счастливыми!

Минусы в работе логопеда: работа с логопатами (людьми, имеющими нарушения речи) требует огромной отдачи: эмоциональных и физических сил; логопеду часто приходится выступать  в роли и психолога, и психотерапевта, а так же владеть знаниями из области медицины, нейропсихологии и других наук. И, наконец, самое неприятное, это отсутствие гарантированного результата. Порой логопед годами работает над решением только одной речевой проблемы, а итогом является лишь незначительное улучшение. Так часто происходит при работе с заикающимися пациентами.  

Конечно, радует, что положительных моментов в работе логопеда гораздо больше. Значит, остается перспектива работать по этой специальности.

Ну, а напоследок, афоризм, который «намекает» на всю важность профессии ЛОГОПЕД:  «Без знакомого логопеда и рождаться не разумно».

День логопеда, как правило, специалисты отмечают на рабочем месте.

С праздником Вас, дорогие коллеги!



















.