Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Кирово Краснокутского района Саратовской области
Задачи на разрезание и складывание фигур
Игра «Пентамино»
Конспект занятия математического кружка в 6 классе
Выполнила: Агапова В.М.,
учитель математики
Пояснительная записка
Урок новых знаний. Задачи на разрезание и складывание фигур – одна из тем математического кружка, программа которого основывается преимущественно на методах деятельностного обучения. В геометрии важно смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей – эти умения необходимо развивать у учащихся 6 класса. Занятие рассчитано на развитие геометрической интуиции, воображения, глазомера, расширяет общий кругозор, содержит некоторый исторический материал. Формы деятельности разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная. Задачи на разрезание и складывание фигур вызывают интерес: можно самим придумывать задания, решать в семейном кругу, с друзьями, в дороге, на природе.
Урок для 6 класса, преподавание в котором ведется по учебнику И.Ф.Шарыгин, Л.Н.Ерганжиева «Наглядная геометрия».
Тема: Задачи на разрезание и складывание фигур. Игра «Пентамино».
Цель урока: развитие комбинаторных навыков учащихся, координации движения, конструкторских способностей, формирование пространственного представления, привитие интереса к предмету, воспитание аккуратности, эстетичности.
Формирование универсальных учебных действий:
умение строить сложные геометрические фигуры из простых геометрических объектов,
умение создавать и преобразовывать геометрические модели для решения задач;
способность использовать приобретённые умения и навыки в других видах учебной, познавательной деятельности.
Планируемые результаты:
личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование начальных элементов конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;
метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;
предметные: представление об игре «Пентамино».
Ход урока
I. Организационный момент.
Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
Успехов вам и удач!
II. Актуализация знаний и фиксирование затруднений в деятельности.
Сколько квадратиков лежит в каждой фигурке, из которых составлен вертолет? (пять)
А как вы думаете, что мы будем с ними делать? (собирать всевозможные фигуры из них)
Как вы думаете, как связана тема нашего урока с выполнением данного задания? Что такое «Пентамино»? (не знаем, может быть, это игра)
Как будет звучать тема нашего урока?
Какую задачу мы можем поставить перед собой? (познакомиться с одной из логических игр – «Пентамино»)
Как вы думаете, ребята, с какой целью мы будем изучать сегодня эту игру? Где она может пригодиться нам в жизни? (не знаем)
Значит, на этот вопрос мы и будем сегодня с вами искать ответ.
III. Изучение нового материала.
Действительно «Пентамино» - это одна из логических игр и сегодня с ней вы и познакомитесь на уроке.
Существует класс популярных головоломок – полимино, и об одной из них, пентамино, пойдет речь сегодня на уроке.
Пентамино – фигуры, составленные из пяти одноклеточных квадратов (от слова «пента» - пять) так, что каждый квадрат примыкает хотя бы к одному соседнему, имеющему с ним общую сторону.
Существует всего 12 пентамино. При решении задач и головоломок фигурки можно вертеть и переворачивать, поэтому при изготовлении игры своими руками элементы делают двухсторонними (Приложение 1,2).
[pic]
Первое упоминание полимино относится к 1953 году, когда американский математик С. Голомб (Приложение 3), аспирант университета Гарварда, сделал доклад в Гарвардском математическом клубе «Шахматные доски и полимино». Игры и задачи о полимино быстро нашли популярность по всему миру.
В 70-е годы в нашей стране был пик популярности этой игры. Тогда же выяснили, что впервые вариант этой игры под названием «12 по 5» придумал Н.Д. Сергиевский еще в 1935 году, а в 1951 эта игра участвовала во Всесоюзном конкурсе детской игрушки. Игра стала активно набирать популярность, и отечественная промышленность выпускала ее в виде набора пластмассовых фишек, уложенных в коробку 6×10. К игре прилагалась инструкция с набором различных задач.
С конца 1980-х годов неоднократно выходили различные компьютерные игры, основанные на пентамино. Наиболее известная — основанная на идее « [link]
Приложение 1.
Распечатайте вот этот лист и наклейте его на картон. Оставьте под прессом (книги, альбомы) до высыхания. Разрежьте детали. Игра готова.
[pic]
Приложение 2.
Приложение 3.
[pic]
Соломон Вольф Голомб (1932-2016 гг.)
[pic]
Алексей Леонидович Пажитнов (1956 г.р.)
Приложение 4.
Приложение 5.