[pic]
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….…………………2
Глава I. Логика Л.Кэрролла……………………………………………………….……….4
Понятие логики…………………………………………………………………………4
История развития логики………………………………………………..…………….5
Символическая логика…..………………………………………………………………7
Символическая логика Льюиса Л.Кэрролла……………….………………………….9
Кэрролловская логика в сказках об Алисе….…………………………………………19
Парадоксы Л.Кэрролла…………………………………………………………………21
Чеширский кот………………………………………………………………………….24
Кэрролловская арифметика в сказках об Алисе…………………………………..…26
Фантазии Л. Кэрролла и информатика………………………………………...……27
Глава II. Геометрия и физика Л. Кэрролла………………………………………………30
Мысли о свободном падении…………………………………………………………...30
Свойства окружности…………………………………………………………………31
Идеализация пространства………………………………………………………...…33
Схематизация времени……………………………………...…………………………34
Зеркальная симметрия…………………………………………………………………36
Математика Зазеркалья ……………………………………………………………...37
Физика Зазеркалья………………………………………………………………………38
Заключение.………………………………………………………………………………..…45
Литература.………………………………………………………………………………...…47
Введение
Сказки об Алисе принадлежит к числу тех сказок, которые встречают нас ещё в детстве и могут сопровождать всю жизнь. Они написаны для детей, но особенно читаемы взрослыми. Что же касается «Алисы», то при внимательном чтении в ней открываются такие глубины, что некоторые, в том числе философ и логик Бертран Рассел, даже предлагают издавать обе сказки Льюиса Кэрролла с грифом «Только для взрослых».
Я перечитывала произведения Л.Кэрролла достаточно часто, находя за словами, складывающимися в причудливые строки, скрытый смысл, высмеивающий слепую веру обыденного человека в незыблемость законов природы. Возвращаясь к произведениям Л.Кэрролла уже во взрослом возрасте, можно подметить многое из того, что проходит мимо в силу недостатка образования и жизненного опыта. Ну а расплодившиеся в последнее время бесчисленные комментарии к этому бессмертному примеру мастерского одурачивания открывают глаза на бесспорную гениальность творческого метода ученого, любившего математику.
При желании, в сказках об Алисе можно обнаружить предпосылки квантовой физики и теории относительности, размышления о неразрешимых в то время парадоксах академической математики, как науки базирующейся на аристотелевской логике, и даже начала неевклидовой геометрии.
И все это сэр Чарльз Доджсон проделывал с неподражаемым изяществом и юмором, вовлекая читателя в бесконечную логико-словесную игру. И эта игра – нравится читателю своей непредсказуемостью.
[pic] [pic]
Илл. Lewis Carroll (1863) из рукописи Фото Кэрролла. Сестры Лидделл.
"Приключения Алисы под землей"
Ошеломленному читателю, впервые открывающему произведения Л.Керрола, может показаться, что все в них спутано, все непонятно и бессмысленно. Однако, вглядевшись, он начинает понимать, что в бессмыслице этой есть своя логика и своя система.
Чувство это крепнет при повторном прочтении, а «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» принадлежат к тем книгам, к которым возвращаешься снова и снова на протяжении всей жизни, каждый раз читая ее новыми глазами. Недаром столько замечательных людей любили эти сказки и писали о ней – Гилберт Честертон, Бертран Рассел, Норберт Винер, выдающиеся физики и математики наших дней. Льюис Кэрролл соединяет несоединимое и с такой же легкостью разъединяет неразрывное.
«Прощайте, ноги!» − говорит Алиса стремительно убегающим от нее ногам. И принимается строить планы, как она будет посылать им подарки к рождеству.
Чеширский Кот обладает чудесной способностью медленно и частями исчезать: медленное исчезновение – разве это понятие не соединяет в себе несоединимое? Все мы знаем котов без улыбки, но вот Л.Кэрролл подарил нам еще и улыбку без кота! Знаменитая улыбка Чеширского Кота одиноко парит в воздухе как символ иронии и отрицания бессмысленного мира, по которому странствует Алиса.
В эпизоде, когда Алиса пытается вспомнить таблицу умножения, она доходит до абсурда, всё перепутав: «Значит, так: четырежды пять – двенадцать, четырежды шесть – тринадцать, четырежды семь… Так я до двадцати никогда не дойду!»
Почему Алиса никогда не дойдет до 20, проще всего объяснить следующим образом: английская таблица умножения традиционно кончается на 12, так что если продолжать эту абсурдную прогрессию – 4∙5=12, 4∙6=13, 4∙7=14 и т.д., − то придется остановиться на 4∙12=19. До 20 не хватит единицы. Вот так: абсурд, если присмотреться, совсем не лишен смысла.
Льюис Кэрролл пользуется славой короля бессмыслицы. Он ее заслужил. «Он не только учил детей стоять на голове, − писал о Кэрролле Честертон. – Он учил ученых стоять на голове». Но было бы неправильно представить себе бессмыслицу как полный хаос и авторский произвол. Вот почему Честертон прибавляет: «Какая же это была голова, если на ней можно было так стоять!»
Изложенное выше, послужило основанием для формулировки темы нашего исследования, цель которого изучение творческого наследия Л.Кэрролла, с точки зрения естественных наук, и прежде всего, математики.
Объектом исследования являются произведения Л.Кэррола:
− «Символьная логика»;
− «Алиса в стране чудес»;
− «Алиса в Зазеркалье».
Предмет исследования: использование системы естественно-математических знаний в произведениях Л.Кэррола.
Сформулированная цель, определила задачи нашего исследования:
изучение научной, математической, публицистической и художественной литературы по теме исследования;
− изучение, обобщение и систематизация основных логических понятий, связанных с темой исследования;
анализ, систематизация и обобщение материала, связанного с понятиями «логика», «логическое мышление», «парадокс»;
− выбор и анализ фрагментов произведений Л.Кэрролла, иллюстрирующих теоретические положения символьной логики, математические законы; физические явления.
Глава I. Логика Л.Кэрролла
Понятие логики
В соответствии с темой исследования возникла необходимость в выяснении содержания понятий логика, логическое мышление.
Логика − (λογική [link] », http://shkolazhizni.ru
51