ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НЕФТЕКАМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ



КАФЕДРА КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ







МОДУЛЬ

МАТЕМАТИКА


ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:

ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЕЛ В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ




Выполнила:

учитель математики КШИ

г.Нефтекамск

Валитова М.П.








Нефтекамск – 2016

Содержание проекта

















1. ВВЕДЕНИЕ

Пословицы представляют собой тексты, несмотря на краткость оформления: преимущественно одно предложение. При этом мы придерживаемся следующего понимания пословиц как текста – «коммуникативно-ориентированный, концептуально обусловленный продукт реализации языковой системы в рамках определенной сферы общения, имеющий информативно-смысловую и прагматическую сущности».      Пословицами могут стать только предложения, обладающие, кроме частого устойчивого использования в речи, широкой семантикой, позволяющей соотносить пословицу с различными жизненными ситуациями. Пословицы характеризуются большой степенью обобщенности своей семантики, отражают жизненные закономерности, выражают некоторые сентенции, нравоучения, определенные рекомендации “для всех и каждого”. Пословицы находят более широкое распространение, чем, например, афоризмы, благодаря своей образности, поэтому обладают способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии, для них характерна массовая воспроизводимость: “Живи не ложью - будет по-Божьи”.                                                                                                               Пословицы описывают некую типичную ситуацию. Эти ситуации отличаются от обычных речевых ситуаций своей более частой и устойчивой воспроизводимостью, в остальном значения ситуации речевой и ситуации пословичной совпадают. Одна и та же пословица может употребляться в многочисленных контекстах, что предполагает, во-первых, наличие инвариантных элементов в значении этой пословицы, во-вторых, вариативные черты объясняют возможность употребления данной миниатюры в неопределенном множестве ситуаций.                                       Многозначности использования пословиц способствуют переносный смысл и ритмическая организация, сочетаемая с переносным смыслом: «Век живи, век учись»,  «Сказал бы словечко, да волк недалечко».
1.1
АКТУАЛЬНОСТЬ

Мы не поняли бы пословицы, если бы  не приняли во внимание их особую связь с речью. Никто не вспоминает и не употребляет пословицы просто так, без повода и причины. Они всегда приходят к нам на память в определенном контексте разговора, к случаю. Именно в беседе обнаруживается подлинная природа пословицы. «Дрова рубят, щепки летят»- произносящий эту пословицу имел в виду, конечно, не только рубку дров. Мысль человека становилась обобщенной, летела выше и дальше конкретной ситуации. Эту пословицу вспоминают, когда надо сказать, что у серьезного решительного дела, у каких-либо значимых событий последствия бывают далекие – задевают и тех, кто не имеет близкого отношения к самому этому делу или событию. Это суждение можно применить в огромном количестве ситуаций.                                                                                                                                             Итак, пословица - лучшая форма просторечия; это не книжная, а живая разговорная речь. Как единицы фольклорного жанра пословицы предназначены для устно речевого бытования. Пословицы порождаются устным народным творчеством или заимствуются из определённых литературных источников, теряя связь с этими источниками. Следовательно, это широко распространенный жанр устного народного творчества, который сопровождает людей с давних времен. Такие выразительные средства, как точная рифма, простая форма, краткость, сделали пословицы стойкими, запоминаемыми и необходимыми в речи. Правильное и уместное использование пословиц и поговорок придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

1.2 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТА

Пословицы  – это поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие, часто – образные, имеющие переносное значение, ритмически организованные  изречения, оформленные синтаксически как предложения, обобщающие социально-исторический опыт народа и носящие поучительный, дидактический характер.

Пословицы – это народная мудрость, свод правил жизни, практическая философия, историческая память, формулирующая нравственный кодекс народа и философский опыт осмысления жизни и обладающая способностью к многозначному употреблению по принципу аналогии, так как в пословицах подчёркивается взаимная зависимость и обусловленность явлений, объективная последовательность событий. Предмет высказывания рассматривается в свете общепризнанной истины, выраженной пословицей. Отсюда её идейно-эмоциональная характерность.

Композиционное членение суждения в пословице, часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами, аллитерациями, совпадает с синтаксическим. Содержание пословиц настолько разнообразно, что дать их определение на основании этого признака едва ли возможно; обыкновенно  это общее суждение или наставление, относящееся к какой-нибудь стороне жизни. Форма пословиц - если не считать ее обязательной афористической краткости - также не представляет собой чего-либо постоянного. Формальная двучленность пословицы может считаться ее отличительным признаком только при сравнении ее с поговоркой: пословица  двучленна, как всякое логическое предложение; поговорка - одна часть суждения, напоминающая о нем - всегда одночленна.

Наиболее характерный признак пословицы  - её роль в обиходе, её употребление. По происхождению пословица  аналогична  другим  элементарным произведениям народного творчества. Личные и групповые моменты связаны в ее создании в неразрывно - меткое определение, удачное сравнение, сжатая и ясная формула могут принадлежать одному человеку, но в состав народной речи вводит их только употребление в аналогичных случаях; в этом только смысле и верно замечание В.Даля, что пословица  "не сочиняется, а рождается сама".

Мы часто используем в жизни цифры и числа. Их можно встретить на витринах магазинов, услышать о них из средств массовой информации. Цифры объясняют нам сколько стоит конкретный продукт или вещь, какой возраст у ребенка и когда у него день рождения, дату и время. Все это и многое другое мы узнаем благодаря цифрам и числам. Но когда мы не знаем о чем именно идет речь при использовании тех или иных цифр, они становятся просто знаками. Наши предки придумали множество пословиц и поговорок .И немалое место среди них занимают пословицы и поговорки с числами. И все-таки нам хотелось узнать , а на все ли цифры есть пословицы и какие числа в пословицах и поговорках встречаются чаще всего. Знают ли ребята нашего класса пословицы и поговорки с числами? Какие числа чаще всего использовались в пословицах и поговорках? Много ли вы знаете пословиц, поговорок, в которых есть числа? Мы решили заняться поиском таких пословиц. Интересно, а с каким числом пословиц больше? Знание пословиц и поговорок делает нас мудрее, предостерегает от ошибок. В пословицах всегда есть вывод, который полезно помнить каждому. Многие поступки людей можно истолковать в соответствие с пословицами. Если человек и пословицы находятся во взаимосвязи, то пословицы выполняют поучительную роль в жизни человека. В пословицах и поговорках заложен богатый опыт и мудрость народа. Но встречаемся с числами мы не только на уроках математики, но и на уроках литературного чтения. Я заметила, что в пословицах и поговорках очень часто употребляются числа. Почему числа нашли свое отражение в пословицах и поговорках разных народностей? Какова их роль в устном народном творчестве? На эти вопросы очень хотелось получить ответ. 

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

2.1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Учитывая актуальность темы исследования, определена цель: изучение пословиц и поговорок, в которых есть числа. Для решения поставленной цели сформулированы задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования;

2. Определить, каким числам народная мудрость посвятила больше пословиц;

3. Систематизировать пословицы с числами 1,2,3,7,9,12, 13,100.

Тип проекта:

По составу участников: групповой

По срокам реализации: долгосрочный

По целевой установке: образовательно – развивающий.

Участники проекта:

  • Учителя – предметники

  • Обучающиеся 5-8 классов

  • Воспитатели групп

  • Родители обучающихся

2.2 ГИПОТЕЗА, МЕТОДЫ, ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ

Гипотеза: Если знать значение чисел в пословицах и поговорках, то можно определить их применение.

Были использованы следующие методы исследования:

  • Теоретические:

  • типологический;      

  • системный.

  • Эмпирические:              

Объект исследования – русские пословицы.

Предмет исследования – продуктивность их употребления, социальная значимость и роль, особенности функционирования и семантики в современной русской речи.

Материалом исследования послужили научная, публицистическая, справочная литература соответствующей направленности и результаты анкетирования. При обработке данных материалов была составлена картотека, содержащая ответы на интересующие нас вопросы и послужившая затем основой выводов по теме исследования.

Научная новизна исследования: раскрыто значение содержания чисел встречающиеся в пословицах, поговорках, попытка систематизации материалов о современных тенденциях бытования русских пословиц.                                     

2.3 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

 Заключается в том, что ее материалы могут быть использованы на уроках литературного чтения и математики. Они найдут применение в практике преподавания факультативных занятий и кружковой работы. Выдвигаемая гипотеза исследования – пословицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные и мировоззренческие ценности общества и личности как универсальное средство отражения национального менталитета, воплощения лучших качеств подлинной художественности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе определяются ситуативно  обусловленные аспекты употребления пословиц в современной речи.

Практическая значимость и актуальность исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе изучения родного языка, во внеурочной деятельности. В частности, систематизированный  практический материал, отражённый в приложениях, найдёт широкое применение в мероприятиях, проводимых в рамках Недели филологии.

2.4 РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

Символика чисел характерна для ранней стадии развития человечества, начиная с родового общества. Людям свойственно верить символам. Числа, как и символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Пифагор говорил, что все вещи можно представить в виде чисел. Для разных народов и даже разных людей значение чисел может не совпадать и даже быть противоположным (например, в Индии число 6 считается священным, а в Африке – это число смерти)[1].

Изучая литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков – вожака стаи, из стада оленей – одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно. Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки), привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все». Лишь постепенно человек научился выделять три предмета, а затем четыре, пять и т.д. По одной из древних легенд тот самый Прометей, который украл на Олимпе огонь и отдал его людям, заодно познакомил их с числами и научил грамотно управляться с их значениями. За это он был наказан. Но наказание наказанием, а дело было сделано: в руках людей появился замечательный инструментарий: огонь – для поддержания жизни и числа – для решения самых запутанных интеллектуальных задач, прочтения собственной судьбы. Позже люди обратили внимание, что весь мир подчинен законам чисел и стали вдумываться и искать ключи к их пониманию[1].

Так на заре самосознания человечества родилась одна из наиболее древних наук – нумерология. Нумерология занимается толкованием разнообразных числовых закономерностей, то есть каждое число обладает особыми свойствами, присущими только ему. У истоков нумерологии стояли Пифагор и Платон.

2.5 ВОЛШЕБНЫЕ ЧИСЛА В ПОСЛОВИЦАХ И ПОГОВОРКАХ

У разных народностей существует огромное множество пословиц и поговорок. Трудно сказать, с каких времён среди народа начали ходить пословицы и поговорки. Появились они ещё в то время, когда не было письменности. В течение столетий народ совершенствовал их. Они, как правило, безымянны, не имеют автора. Эти маленькие мудрые изречения создавались и накапливались народом в течение многовековой истории. Они отражают его жизнь, условия труда, культуру. Пословица всегда поучительна. В ней всегда есть вывод, который полезно помнить каждому[2].

Обобщив информацию по числам, мы нашли пословицы и поговорки с числами. Представленные в человеческой речи числа возникли не случайно. Их возникновение связано с существованием и деятельностью человека. Процесс счёта окружающих предметов с течением времени приобретал характер естественности, так как без чисел и, собственно, счисления, человечество не могло существовать и развивать экономические отношения. В древности некоторые числа были связаны с представлениями об окружающих предметах, таких как Луна, Солнце, руки, пальцы, ноги и т.д. Даже в настоящее время существуют племена, использующие в своей речи только несколько чисел. Индейцы Пираху считают так: один, два, много. Естественно, у них не появилось особых причин для отражения собственной системы счисления в пословицах и поговорках (поговорок и пословиц у них нет). Наиболее развиты в отношении пословиц и поговорок оказались представители славного русского народа, т.к. только русским языком можно выразить то, что неподвластно деловому языку западных народов.Народ очень часто употреблял в пословицах и поговорках числа[2].

С появлением чисел получили распространение символика и нумерология. Числа как символы всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Символика чисел известна нам с давних пор. Ее можно встретить в Библии и другой религиозной литературе: 7 даров святого духа, триединство Бога. Число 0 – передает понятие ничтожества (и действительно, в математике это число, от прибавления которого никакое число не меняется).Число 1, как правило, обозначает одиночество, незначительность, беспомощность, одинаковость, похожесть, единство. Также обозначает начало, что-то единственное, нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива.

Число 2 обозначает мгновенность, быстроту, близость в расстоянии, малое количество, разделение. Часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное»В Древней Руси число 2 означало женское начало, и от него произошел весь мир чисел. Священное, счастливое число 3. Несет значение высокого качества или высокой степени экспрессивности действия. Показывает, в основном, положительные качества: священность совершенного поступка, храбрость и огромную силу,

как физическую, так и духовную, важность чего-либо. Кроме этого число 3 символизирует «завершенность и полноту некоторой последовательности, имеющей начало, середину и конец». «Число 3 символизирует собой целостность, тройственную природу Мира, его разносторонность, триединство созидающих, разрушающих и сохраняющих сил Природы – примиряющее и уравновешивающие их начало, счастливую Гармонию, творческое совершенство и удачу».

Число 5 – вызывает ассоциации с чем-то лишним. Число 7 – неисчислимое множество. Оно из ряда священных чисел (3, 7, 12, 60). «Это число поистине вездесущее, коренное среди чисел предвечных. Оно символизирует тайну, а также изучение и знание, как путь исследования неизвестного и невидимого». В традициях Древней Руси число 7 применялось в колдовстве и заклинаниях. Число 12 – число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На большинстве языков дюжина означает дюжее, т.е. крепкое, здоровое. Отсюда шло стремление ряда народов основывать разные системы счета, веса, денежного деления музыкального измерения на 12-кратном исчислении.

Число 40 является необычным для десятичной системы. Является исконно русским словом. Раньше «сорок» называли мешок, в который помещалось ровно 40 беличьих или соболиных шкурок. Это являлось денежной единицей (платили оброк, ясак). В Древней Руси оно воспринималось как «4 помноженное на 10». Отсюда происходят и сорокадневный пост, и счет мехов, шкур на «сорока», и поминки на сороковой день. В этом числе также соединились языческие и христианские традиции. 100 появилось после того, как возникла потребность людей в больших числах, когда 40 и 60 престали казаться слишком большими. Русский народ использовал число 100 для обозначения понятия «очень много».1000 – «тьма», больше, чем 100[3].

Олицетворение чисел положило собой начало долгого пути становления их в народных пословицах и поговорках.

Один:

  • Один в поле не воин.

  • Одна пчела много меду не натаскает.

  • Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

  • Одна нога тут – другая там.

  • Одна голова хорошо, а две лучше.

  • Один за всех и все за одного.

  • У семи нянек дитя без (одного) глаза.

  • Первый в совете и первый в ответе.

  • Двое на одного – рать.

  • Беда не приходит одна.

  • Одна голова не бедна, а и бедна, так одна.

  • Одна ласточка не делает весны.

  • Одному и кашки неспоро.

  • Один и у каши загинет.

  • Один Бог, одна правда.

  • Тот и господин, кто всё может сделать один.

  • Один хлеба не сеешь.

  • Добрый господин живёт не один.

  • Одной кобылой поле не удобришь.

  • Одному и топиться скушно.

  • И в раю жить тошно одному.

  • С одного вола двух шкур не дерут.

  • В один день по две радости не живёт.

  • Двое, трое – не один.

  • Одно сегодня лучше двух завтра.

В поговорке «Один в поле не воин» числу один придано значение главного лица, подчеркивается его скрытый смысл, как числа, и в то же время подразумевается, что это человек. Этот человек – воин, который поставлен в такие условия, что при схватке с врагом, его силы и средства могут оказаться мизерными, так как он один. В пословице «Первый в совете и первый в ответе» понятие первый принимается как главный, а потому с ним связывается уже нечто значительное, большое и могучее. В другой пословице «Двое на одного – рать» число два противопоставляется числу один, понимается как «много» и возвеличивается до огромных размеров, как рать, армия, что придает ему огромную живую и сокрушительную силу.

Два:

  • В поле две воли, чья возьмёт.

  • Два медведя в одной берлоге не живут.

  • Два раза не умирать.

  • Два сапога – пара.

  • Два соловья на одной ветке не поят.

  • Двое пашут, о семеро руками машут.

  • Двое, трое – не один.

  • Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

  • Доброе дело два века живёт.

  • За одного битого двух небитых дают.

  • Из двух зол выбирают меньшее.

  • Кто смел, тот два съел.

  • На рубль работы, на два похвальбы.

  • Нерадивый дважды делает.

  • Одна голова хорошо, а две лучше.

  • Одна нога тут – другая там.

  • Одним выстрелом убить двух зайцев.

  • Одно сегодня лучше двух завтра.

  • Скупой платит дважды.

  • Скупой платит дважды.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • У матери две дочки молоды, а в ведре нет воды.

  • Ум хорошо, а два лучше того.

Три:

Суеверия, связанные с числом три, относятся к тому времени, когда у древних людей счёт не доходил дальше трёх. На этой основе в христианской религии возведено в догму представление о пресвятой Троице – об едином Боге, выступающем в трёх лицах (ипостасях): Бога-отца, Бога-сына, Бога-духа святого. Сюда же относится и так называемое трёхперстное крестное знамение, якобы защищающее верующих от злых духов.

  • Согнуться в три погибели.

  • Обещанного три года ждут.

  • Грош да три деньги отложь.

  • На трёх свиней корни не разделить.

  • Три перста крест кладут.

  • До трёх раз прощают.

  • На трёх ногах пуще хромать не станешь.

  • Пишет в три пера, а денежка не споро.

  • Двое, трое – не один.

Четыре:

  • Конь на четырёх ногах, да и то спотыкается.

  • Без четырёх углов изба не рубится (не становиться).

  • Четыре угла дому на строение, а четыре времени году на совершение.

  • Четыре страны света на четырёх морях проложены.

Пять:

  • Потерял пять, а нашёл семь.

  • Есть пять копеек – и бабушка в торгу.

  • Нужен, как собаке – пятая нога.

  • Свой пятак чужого рубля дороже.

Шесть:

  • Один друг шестерых родственников заменит.

Семь:

  • В гору семеро едва тянут, а под гору и один столкнёт.

  • Вятские – ребята хваткие, всемером одного не боятся.

  • Двое пашут, о семеро руками машут.

  • Для бешеной собаки семь вёрст не крюк.

  • Зима не лето – в семь шуб одета.

  • Лук – от семи недуг.

  • Не велик городок, да семь воевод.

  • Один с сошкой – семеро с ложкой.

  • С одной коровы семь шкур не дерут.

  • Семеро на одного.

  • Семеро одного не ждут.

  • Семеро одну соломинку подымают.

  • Семеро с ложкой, один – с сошкой.

  • Семь бед – один ответ.

  • Семь вёрст до небес и все лесом.

  • Семь раз отмерь, один – отрежь.

  • Семь топоров вместе лежат, а две прялки врозь.

  • Суп из семи круп.

  • У ленивого семь праздников в неделю.

  • У одной овечки семь пастухов.

  • У семи нянек дитя без глазу.

  • Чем семерых посылать, лучше самому побывать.

Восемь:

  • Весна да осень – на день погод восемь.

  • У святого коня – восемь ног.

  • Осень – перемен восемь.

  • Восьми гривен до рубля не хватает.

Девять:

  • Девять мышей вместе потянули – крышку с кадушки стянули.

Десять:

  • Десять знающих не стоят одного, который дело делает.

  • Лучше десять виновных оправдать, чем одного невинного осудить.

  • На одного стрелка по десятку загонщиков.

  • О женитьбе сына посоветуйся с десятью, о разводе – с сотней.

  • Один умный десять безумных водит.

  • Семь сел, один вол, да и тот гол, а десять урядников.

Одиннадцать:

  • Одиннадцатая заповедь – не попадайся.

  • Одиннадцать ради нечёта.

Двенадцать.

  • В году двенадцать месяцев, и в каждом – свои ягоды.

  • Правда двенадцать цепей разорвёт.

  • Одного воробья на двенадцать блюд не разложишь.

Двадцать пять.

  • Двадцать пять лет – солдатский век

  • Опять двадцать пять!

Итак, мы выяснили, что числа являются и источником происхождения многих пословиц и поговорок, без которых наша речь была бы невыразительной и обедненной. Народ очень часто употреблял в пословицах и поговорках числа. У каждого народа свой набор числовых символов. Люди издревле группировали природные события, повторяли молитвы к богам и совершали иные ритуальные действия определенное количество раз, дабы усилить их эффект. Так числа стали священными понятиями, при помощи которых можно было влиять на окружающее.

3.АНАЛИЗ ЧАСТОТНОСТИ И СИТУАТИВНОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПОСЛОВИЦ И ПОГОВОРОК С ЧИСЛАМИ В РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 – 9 КЛАССОВ

3.1 ПРОВЕДЕНИЕ ВИКТОРИНЫ « ЧТО Я ЗНАЮ О ПОСЛОВИЦАХ С ЧИСЛАМИ»

В практической части своего исследования мы провели викторину, в которой приняли участие все учащиеся 5-9 классов. Викторина состояла из 5 –ти вопросов с вариантами ответов. Результаты викторины приведены в таблице 1.

Один в поле не воин

14

58%

Старый друг лучше новых двух

8

33%

Обещанного три года ждут

12

50%

Семеро одного не ждут

14

58%

Семь раз отмерь, один раз отрежь

13

54%

Не имей сто рублей, а имей сто друзей

20

83%

4

Действительно ли числа 3 и 7 обладают магическими свойствами?

Да - 17

71%

Нет -7

29%

5

Верите ли вы в то, что число 13 мистическое и опасное?

Да -14

58%



Нет - 10

42%



Знаете ли вы пословицы и поговорки? 



[pic]



  1. Какие числа чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?

[pic]

Приведите примеры пословиц с числами

[pic]



Действительно ли числа 3 и 7 обладают магическими свойствами?

[pic]

  1. Верите ли вы в то, что число 13 мистическое и опасное?

[pic]

Результаты викторины показали, что ребятам интересно узнать, почему в пословицах встречаются числа, и какие из них встречаются чаще всего. Анализируя данную таблицу, мы видим, что чаще всего употребляется число 3,7.

Далее я на классном часе провела с обучающимися 8-б класса игру с пословицами и поговорками: вставь в пословицы пропущенные названия чисел и объясни значение этих пословиц.

1)… раз отмерь - … отрежь. (7,1)

2) Не имей…рублей, а имей…. Друзей. (Сто)

3)…в поле не воин. (Один)

4)… тайна, … - полтайны, … - нет тайны. (Один, два, три)

5) Всем по …, а ему чтобы … (семь, восемь)

6)… человек - … оттенков (десять, десять)

7) Душа …, а желаний … (Одна, тысяча)

8)… дней болтовни не стоят одного подвига. (Тысяча)

9)… человека знают - узнают все … (Три, тридцать)

10)… ласточка весны не делает. (Одна)

Наблюдая за ответами одноклассников, я вывела следующие результаты:

Таблица 2 - Результаты игры с пословицами и поговорками

Варианты

ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

правильно

90%

95%

85%

15%

10%

10%

25%

45%

50%

55%

неправильно

10%

5%

15%

85%

90%

90%

75%

55%

50%

45%



После игры стало ясно, что дети легко определили числа в тех пословицах и поговорках, с которыми часто встречаются в жизни. Но среди пословиц и поговорок есть такие, которые им мало знакомы или не знакомы.

Всё вышесказанное убедительно доказывает нам следующие важные положения:        

  1. Пословицы являются своеобразными регуляторами человеческого поведения и миропонимания, представляющими собой клишированные суждения, выражающие опыт народа в отношении моральных или категориальных принципов, предписаний.

  2. Пословицы - одни из самых частотных по употреблению в разговорной речи фразеологизмов. В речевой ситуации говорящему для преодоления комплекса социального одиночества важно создать иллюзию стоящего за ним плотного и однородного социального пространства, и для этого ему необходимо ввести в речь пословицу, подчеркнув тем самым то, что его мнение основывается не на оторванных от человеческой жизни представлениях. Конкретные цели воздействия пословицы на сознание определяются непосредственными целями адресанта речевого сообщения и семантической нагрузкой самой пословицы, ее смысловым потенциалом.

  3. Пословицы являются инструментом, запечатлевающим в сознании смысл ситуации, преобразующим эту ситуацию в определенный урок. С помощью пословичного текста адресант пытается воздействовать на поведение адресата через сообщение.

 Эти положения, несомненно, служат аргументами активной жизни пословиц в современном русском языке.      

4.РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Итак, пословицы, являясь неотъемлемым атрибутом народного фольклора и, в свою очередь, атрибутом культуры данного народа, несут в себе отражение жизни той нации, которой они принадлежат, заключая в себе образ мыслей и характер народа, более того, его национальный менталитет. Пословицы многообразны, они находятся как бы вне временного пространства. Действительно, в какое бы время мы не жили, пословицы  всегда останутся актуальными, приходящимися всегда к месту. В пословицах отражен богатый исторический опыт народа, представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Правильное и уместное использование пословиц придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

 Пословица - самоценное высказывание. Оно несёт в себе безусловную истину и без применения к жизненной ситуации. Пословица – это не характеристика. Пословица не определяет лицо, действия, обстоятельства, а несёт в себе некий нравственный закон, безусловный для любого человека. Её действие распространяется не на конкретное событие, а на весь срок человеческого существования. Это народная «заповедь», которой должны следовать все люди.

 Все эти выводы сделаны нами на основании не только теоретических исследований, но и результатов практической работы по изучению условий современного бытования пословиц. Проведённый социолингвистический опрос доказал правомерность всех вышеуказанных умозаключений о непреходящей значимости пословиц в современном языке и необходимости неустанного обращения к этому глубочайшему пласту народной мудрости и творчества.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза исследования о том, что пословицы и в современной речи не теряют своей актуальности и могут определять духовные и мировоззренческие ценности общества и личности как универсальное средство отражения национального менталитета, воплощения лучших качеств подлинной художественности, подтвердилась.

      Заканчивая данное исследование, хочется отметить, что работа по данной теме оказалась очень актуальной не только в плане получения дополнительных знаний, но и в плане использования возможности проанализировать эти сведения на богатом и интереснейшем материале – русских пословицах. Несомненно, что обращение к живой русской речи, к этому кладезю мудрости и остроумия русского народа, никого не может оставить равнодушным. Важен и научный материал, исследованный в ходе работы, и глубокое погружение в пласты устного народного творчества, и обращение к современным реалиям бытования пословиц.

      Результаты данного исследования могут быть применены на практике, в частности, в качестве дополнительного материала к урокам русского языка, а также как материал для факультативов, элективных курсов, уроков углублённого изучения русского языка, внеклассных мероприятий, для стенгазет о русском языке.

       Работа в данном направлении может быть продолжена, так как имеется возможность расширить тему исследования, подробнее остановившись, например, на тематике пословиц, на их трансформации в современном языке, – объём исследований представляется нам более чем глубоким, а само направление – интереснейшим и актуальным.  



ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПОСОБИЙ, АДРЕСА САЙТОВ

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Просвещение, 2004

  2. Волина В.В. Праздник числа (Занимательная математика для детей).

М.: Знание, 2008

  1. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб, Дидактика Плюс, 2009

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа, М.: Художественная литература, 2003

  3. Дорохов А. О правде и выдумках. «Детская литература». Москва, 1977.

  4. М.И. Шахнович. «Приметы в свете науки».

  5. Степанова М.Г. «Числовые суеверия». Самара,1978  г.

  6. Энциклопедический словарь юного математика. - М.: Просвещение,1993

  7. http://gimnasy.tukalinsk.omskedu.ru

  8. http://www.poskart.ru/tsifry.html



















22