Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40 Дзержинского района Волгограда»
Городской конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля»
им. В.И. Вернадского
секция математика
Золотое сечение в фотографии
Выполнила:
ученица 10 класса
Емельяненко Дарья Сергеевна
Учитель математики:
Аксенова Светлана Станиславовна
Волгоград, 2015
Оглавление
Введение
Геометрия владеет двумя сокровищами: одно из них – теорема Пифагора, другое - деление отрезка в среднем и крайнем отношении.
И. Кеплер: «Есть вещи, которые нельзя объяснить. Вот вы подходите к пустой скамейке и садитесь на нее. Где вы сядете — посередине? Или, может быть, с самого края?»
Нет, скорее всего, не то и не другое. Вы сядете так, что отношение одной части скамейки к другой, относительно вашего тела, будет равно примерно 1,62.
Простая вещь, абсолютно инстинктивная... Садясь на скамейку, вы произвели «золотое сечение».
Актуальность исследования обосновывается тем, что в последние десятилетия современное общество понимает математику как элемент общей культуры человечества, который является теоретической основой искусства, в том числе фотографии. Анализируя представления о сферах применения математики (не только в естественных науках, но и в такой области гуманитарной сферы деятельности, как фотографическое искусство), следует отметить использование различных математических формул, которые осуществляют переход от содержательного и качественного анализа объекта к формализации и количественному анализу, что на языке математики является математическим моделированием.
Как показал теоретический анализ литературы, математические отношения применяются в различных сферах человеческого творчества и искусства: геометрии, живописи, музыке, архитектуре и др.
Однако возможности применения математических отношений в фотографии, уделяется незначительное место, и как следствие – появление безликих, однотипных фотоснимков. В основе этого, вероятно, лежит недостаточная степень разработанности практической части теории математических отношений. Таким образом, актуализируется проблема выбора таких математических отношений, которые бы помогли постигнуть объективную основу красоты и гармонии. Таким математическим отношением считают золотую пропорцию (золотое сечение).
В последние годы обострилось противоречие между:
С учетом этого противоречия была сформулирована проблема исследования: осмысление соотношения золотой пропорции как математической основы для создания гармоничной фотографии.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования «ЗОЛОТАЯ ПРОПОРЦИЯ как математическая основа Фотогафического искусства».
Объект исследования – математические отношения в фотографическом искусстве.
Предмет исследования – золотая пропорция как математическая основа фотографии.
Цель: разработать курс для начинающего фотографа, т.е. свод правил для создания гармоничного фотоснимка (наличие золотого сечения).
Задачи:
Исследовать понятие золотого сечения
Исследовать виды и способы построения
Создать фотографии с золотым сечением
Изначально мы поставили перед собой цель исследовать золотое сечение в живописи, но, к сожалению, образцы картин реальных размеров недоступны, а при расчете золотого сечение по фотографии картины, мы получаем большую погрешность в пропорциях.
Второй нашей идеей было, исследование наличия золотого сечения в купюрах разного наминала, года выпуска и стран. Но при работе с изображениями купюр в программе Adobe Photoshop, данное приложение выдало ошибку: «Редактирование изображений банкнот запрещено».
Следовательно, мы решили провести исследование на более доступных примерах.
Рассматривая разные варианты, мы остановились на фотографии. В наше время фотография является своеобразным искусством XXI века.
При просмотре старых фотоальбомов, мы замечали, что некоторые фотоснимки не вызывали у нас должных эмоций, не возникало желания вспомнить те моменты, которые были запечатлены. Поэтому мы решили разработать курс для начинающего фотографа. Хочется, чтобы пролистывая альбом, человек мог почувствовать какие-то эмоции, вспомнить образы, а не просто просматривать фотографии, пролистывая одну за другой.
Прежде чем определить золотое сечение, необходимо ознакомиться с понятием пропорции. В математике пропорция — это равенство между двумя отношениями четырех величин: а : Ь = с : d. Далее, для примера обратимся к отрезку прямой рис.1 (Приложение 2). Отрезок АВ можно разделить на две равные части (1). Это будет соотношение равных величин — АВ : АС = АВ : ВС. Эту же прямую (2, 3) можно разделить на две неравные части в любом отношении. Эти части пропорции не образуют. Отношение малого отрезка к большому или меньшего к большему есть, а соотношения (пропорции) нет. И, наконец, прямую АВ (4) можно разделить по золотому сечению, когда АВ : АС, как АС : ВС. Это и есть золотое деление или деление в крайнем и среднем отношении.
Деление отрезка прямой на равные части и по золотому сечению приведено на рис.1 (Приложение 2).
На рис.1:
1 — АВ:АС=АВ:ВС (образуется пропорция);
2, 3 — пропорция не образуется;
4—АВ:АС=АС:ВС или ВС:АС=АС:АВ (золотая пропорция).
Из вышеизложенного следует вывод, что золотое сечение — это такое пропорциональное гармоническое деление отрезка на неравные части, при
котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть
относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему, т. е. a: b = b : с или с \Ь = b : а рис. 3 (Приложение 4).
Определение — деление в крайнем и среднем отношении — становится более понятным, если мы выразим его геометрически рис. 4 (Приложение 5), а именно а : b как b : с.
[pic]
Правило золотого сечения позволяет различными способами строить гармонические композиции, в том числе – в искусстве фотографии.
Основная часть
История золотого сечения
Древнейшим литературным памятником, в котором встречается деление отрезка в отношении золотого сечения, являются "Начала" Евклида
( III в. до н. э.).
Золотое сечение было известно и до Евклида. В частности, знали о нем Пифагор, древнегреческий философ и математик (VI в. до н.э.). Есть предположение, что Пифагор свое знание золотого деления позаимствовал у египтян и вавилонян. И действительно, пропорции пирамиды Хеопса, храмов, барельефов, предметов быта и украшений из гробницы Тутанхамона свидетельствуют, что египетские мастера пользовались соотношениями золотого деления при их создании.
Квадрат Пифагора и диагональ этого квадрата были основанием для построения динамических прямоугольников. Платон (427...347 гг. до н.э.) также знал о золотом делении. Его диалог “Тимей” посвящен математическим и эстетическим воззрениям школы Пифагора и, в частности, вопросам золотого деления.
В дошедшей до нас античной литературе золотое деление впервые упоминается в “Началах” Евклида. Во 2-й книге “Начал” дается геометрическое построение золотого деления. После Евклида исследованием золотого деления занимались Гипсикл (II в. до н.э.), Папп (III в. н.э.) и др.
В эпоху Возрождения усиливается интерес к золотому делению среди ученых и художников в связи с его применением как в геометрии, так и в искусстве, особенно в архитектуре.В это время появилась книга монаха Луки Пачоли. В 1509 г. в Венеции была издана книга Луки Пачоли “Божественная пропорция” с блестяще выполненными иллюстрациями, ввиду чего полагают, что их сделал Леонардо да Винчи. Книга была восторженным гимном золотой пропорции. Леонардо да Винчи также много внимания уделял изучению золотого деления. Он производил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками, и каждый раз получал прямоугольники с отношениями сторон в золотом делении. Поэтому он дал этому делению название золотое сечение. Так оно и держится до сих пор как самое популярное.
В то же время в Германии, над теми же проблемами трудился Альбрехт Дюрер. Судя по одному из писем Дюрера, он встречался с Лукой Пачоли во время пребывания в Италии. Альбрехт Дюрер подробно разрабатывает теорию пропорций человеческого тела. Важное место в своей системе соотношений Дюрер отводил золотому сечению. Известен пропорциональный циркуль Дюрера рис.2 (Приложение 3).
Великий астроном XVI в. Иоган Кеплер назвал золотое сечение одним из сокровищ геометрии. Он первый обращает внимание на значение золотой
пропорции для ботаники (рост растений и их строение).
В последующие века правило золотой пропорции превратилось в академический канон. Вследствие вновь “открыто” золотое сечение было в середине XIX в. В 1855 г. немецкий исследователь золотого сечения профессор Цейзинг опубликовал свой труд “Эстетические исследования”. Он абсолютизировал пропорцию золотого сечения, объявив ее универсальной для всех явлений природы и искусства. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону. В 1876 г. в России была издана небольшая книжка, почти брошюра, с изложением этого труда Цейзинга. Автор укрылся под инициалами Ю.Ф.В.
В конце XIX – начале XX вв. появилось немало чисто формалистических теории о применении золотого сечения в произведениях искусства и архитектуры. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона золотого сечения распространилось на конструирование машин, мебели и т.д.
Построение пропорции
Практическое знакомство с золотым сечением мы начали с деления отрезка прямой в золотой пропорции с помощью циркуля и линейки.
Деление отрезка прямой по золотому сечению приведено на рис.3 (Приложение 4). Из точки В восставляется перпендикуляр, равный половине АВ. Полученная точка С соединяется линией с точкой А. На полученной линии откладывается отрезок ВС, заканчивающийся точкой D. Отрезок AD переносится на прямую АВ. Полученная при этом точка Е делит отрезок АВ в соотношении золотой пропорции.
Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью AE = 0,618..., если АВ принять за единицу, ВЕ = 0,382... Используют приближенные значения 0,62 и 0,38.
Свойства золотого сечения описываются уравнением:
x2 – x – 1 = 0.
Решение этого уравнения:
[pic]
Второе золотое сечение
Болгарский журнал «Отечество» (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша «О втором золотом сечении», которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций изображений удлиненного горизонтального формата.
Построение второго золотого сечения приведено на рис.4 (Приложение 5). Деление осуществляется следующим образом. Отрезок АВ делится в пропорции золотого сечения. Из точки С восставляется перпендикуляр СD. Радиусом АВ находится точка D, которая соединяется линией с точкой А. Прямой угол АСD делится пополам. Из точки С проводится линия до пересечения с линией AD. Точка Е делит отрезок AD в отношении 56 : 44.
На рис.5 (Приложение 6) показано положение линии второго золотого сечения. Она находится посередине между линией золотого сечения и средней линией прямоугольника.
Золотые фигуры
«Золотой» прямоугольник рис.6 (Приложение 7) строиться по правилу пропорции. Отрезки выражаются бесконечной иррациональной дробью. В практике применяется округление: 0,62 и 0,38. Если весь отрезок принять за 100 частей, то большая часть отрезка равна 62, а меньшая — 38 частям.
Построение «золотого» треугольника приведено на рис.7 (Приложение 8). Проводим прямую АВ. От точки А откладываем на ней три раза отрезок О
произвольной величины, через полученную точку Р проводим перпендикуляр к линии АВ, на перпендикуляре вправо и влево от точки Р откладываем отрезки О. Полученные точки d и d1 соединяем прямыми с точкой А. Отрезок dd1 откладываем на линию Ad1, получая точку С. Она разделила линию Ad1 в пропорции золотого сечения. Линиями Ad1 и dd1 пользуются для построения «золотого» прямоугольника.
Построение правильного пятиугольника и пентаграммы приведено на рис.8 (Приложение 9). Для построения пентаграммы необходимо построить правильный пятиугольник. Способ его построения разработал немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471...1528). Пусть O – центр окружности, A – точка на окружности и Е – середина отрезка ОА. Перпендикуляр к радиусу ОА, восставленный в точке О, пересекается с окружностью в точке D. Пользуясь циркулем, отложим на диаметре отрезок CE = ED. Длина стороны вписанного в окружность правильного пятиугольника равна DC. Откладываем на окружности отрезки DC и получим пять точек для начертания правильного пятиугольника. Соединяем углы пятиугольника через один диагоналями и получаем пентаграмму. Все диагонали пятиугольника делят друг друга на отрезки, связанные между собой золотой пропорцией.
Каждый конец пятиугольной звезды представляет собой золотой треугольник. Его стороны образуют угол 36° при вершине, а основание, отложенное на боковую сторону, делит ее в пропорции золотого сечения.
Последовательно отсекая от золотых прямоугольников квадраты до бесконечности, каждый раз соединяя противоположные точки четвертью окружности, мы получим довольно изящную кривую рис.9 (Приложение 10). Первый внимание на нее обратил древнегреческий ученый Архимед, имя которого она носит. В настоящее время широко используется в технике.
Числа Фибоначчи
С историей золотого сечения косвенным образом связано имя итальянского математика монаха Леонардо из Пизы, более известного под именем Фибоначчи (сын Боначчи). Он много путешествовал по Востоку, познакомил Европу с индийскими (арабскими) цифрами. В 1202 г вышел в свет его математический труд «Книга об абаке» (счетной доске), в котором были собраны все известные на то время задачи. Одна из задач гласила «Сколько пар кроликов в один год от одной пары родится». Размышляя на эту тему, Фибоначчи выстроил такой ряд цифр:
Месяцы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Кролики 2 3 5 8 13 21 34 55 89 144 233 377
Перейдем теперь от кроликов к числами рассмотри следующую числовую последовательность: u1, u2 … un, в которой каждый член равен сумме двух предыдущих, т.е. при всяком n>2
un=un-1+un-2.
Данная последовательность асимптотически (приближаясь все медленнее и медленнее) стремится к некоторому постоянному соотношению. Однако, это соотношение иррационально, то есть представляет собой число с бесконечной, непредсказуемой последовательностью десятичных цифр в дробной части. Его невозможно выразить точно.
Если какой-либо член последовательности Фибоначчи разделить на предшествующий ему (например, 13:8), результатом будет величина, колеблющаяся около иррационального значения 1.61803398875... и через раз то превосходящая, то не достигающая его.
Асимптотическое поведение последовательности, затухающие колебания ее соотношения около иррационального числа Ф могут стать более понятными, если показать отношения нескольких первых членов последовательности. В этом примере приведены отношения второго члена к первому, третьего ко второму, четвертого к третьему, и так далее:
1:1 = 1.0000, что меньше фи на 0.6180
2:1 = 2.0000, что больше фи на 0.3820
3:2 = 1.5000, что меньше фи на 0.1180
5:3 = 1.6667, что больше фи на 0.0486
8:5 = 1.6000, что меньше фи на 0.0180
По мере продвижения по суммационной последовательности Фибоначчи каждый новый член будет делить следующий со все большим и большим приближением к недостижимому Ф.
Человек подсознательно ищет Божественную пропорцию: она нужна для удовлетворения его потребности в комфорте.
При делении любого члена последовательности Фибоначчи на следующий за ним получается просто обратная к 1.618 величина (1 : 1.618=0.618). Но это тоже весьма необычное, даже замечательное явление. Поскольку первоначальное соотношение – бесконечная дробь, у этого соотношения также не должно быть конца.
При делении каждого числа на следующее за ним через одно, получаем число 0.382
1:0.382=2.618
Подбирая таким образом соотношения, получаем основной набор коэффициентов Фибоначчи: 4.235 ,2.618 ,1.618,0.618,0.382,0.236. Упомянем также 0.5. Все они играют особую роль в природе и в частности в техническом анализе.
Тут необходимо отметить, что Фибоначчи лишь напомнил свою последовательность человечеству, так как она была известна еще в древнейшие времена под названием Золотое сечение.
Золотое сечение, как мы видели, возникает в связи с правильным пятиугольником, поэтому и числа Фибоначчи играют роль во всем, что имеет отношение к правильным пятиугольникам - выпуклым и звездчатым.
Одним из достижений в этой области является открытие обобщенных чисел Фибоначчи и обобщенных золотых сечений. Ряд Фибоначчи (1, 1, 2, 3, 5, 8) и открытый им же «двоичный» ряд чисел 1, 2, 4, 8, 16...(то есть ряд чисел до n , где любое натуральное число, меньшее n можно представить суммой некоторых чисел этого ряда) на первый взгляд совершенно разные. Но алгоритмы их построения весьма похожи друг на друга: в первом случае каждое число есть сумма предыдущего числа с самим собой 2 = 1 + 1; 4 = 2 + 2..., во втором – это сумма двух предыдущих чисел 2 =1 + 1, 3 = 2 + 1, 5 = 3 + 2.... Нельзя ли отыскать общую математическую формулу, из которой получаются и «двоичный» ряд, и ряд Фибоначчи?
Действительно, зададимся числовым параметром S, который может принимать любые значения: 0, 1, 2, 3, 4, 5... Рассмотрим числовой ряд, S + 1 первых членов которого – единицы, а каждый из последующих равен сумме двух членов предыдущего и отстоящего от предыдущего на S шагов. Если n-й член этого ряда мы обозначим через S (n), то получим общую формулу S (n) = S (n – 1) + S (n – S –1).
Очевидно, что при S = 0 из этой формулы мы получим «двоичный» ряд, при S = 1–ряд Фибоначчи, при S = 2, 3, 4. новые ряды чисел, которые получили название S-чисел Фибоначчи.
В общем виде золотая S-пропорция есть положительный корень уравнения золотого S-сечения xS+1 – xS – 1 = 0.
Нетрудно показать, что при S = 0 получается деление отрезка пополам, а при S = 1– знакомое классическое золотое сечение.
Отношения соседних S-чисел Фибоначчи с абсолютной математической точностью совпадают в пределе с золотыми S-пропорциями! То есть золотые S-сечения являются числовыми инвариантами S-чисел Фибоначчи.
Исследовательская часть
Нас заинтересовало, как сделать фотографию интересной, выразительной, притягивающей взгляды зрителей.
Для создания фотографии недостаточно только снять изображение. Необходимо гармонично разместить объекты на снимке, наполнив его смыслом. Существуют разные способы и правила для создания гармоничной композиции. Иногда достаточно разместить объекты съемки в определенных местах. В других случаях для этого достаточно правильно выбрать точку съемки. Небольшое смещение положения фотоаппарата может внести существенные изменения в композицию.
Для придания выразительности вашим фотографиям, применяйте правила построения композиции.
Правило золотого сечения
Н [pic] а протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения". Обнаружено, что определенные точки в картинной композиции автоматически привлекают внимание зрителя. Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Нарисовав сетку, мы получили данные точки в местах пересечения линий. Человек всегда акцентирует свое внимание на этих точках, независимо от формата кадра или картины.
[pic]
Разумеется, в момент съемки мы не в состоянии просчитать и зрительно отложить в ум необходимые пропорции.
Поэтому на момент съемки используется упрощенный вариант построения «Золотого сечения» или правило «Трети». Заключается оно в следующем: мы мысленно делим кадр на три части по горизонтали и вертикали и, в точках пересечения воображаемых линий, размещаем ключевые детали снимаемой сцены. Простейшая сетка «Третей» выглядит следующим образом:
Примеры правильного построенного кадра-снимки № 1, 2, 4 (Приложение 1).
Примеры неправильного построения-снимки № 3, 5 (Приложение 1).
Основные правила золотого сечения в фотографии
Движение. Используется, когда вы хотите передать движение предмета.
Оставляйте в кадре перед движущимся объектом больше места, чем у него «за спиной», т.е. располагаем объект на правой вертикальной линии золотого сечения. То же самое касается взгляда. Оставляйте перед взглядом больше места.
Примером правильного расположения объекта в кадре является фотография №6 (Приложение 1).
Видно, что объект располагается на правой вертикали золотого сечения, имеется достаточно места перед взглядом. Расстояние позади объекта меньше расстояния перед ним.
Примером неправильного расположения объекта в кадре является фотография № 7 (Приложение 1). Видим, что движение объекта происходит в никуда, так как расстояние перед объектом слишком мало.
Горизонт. Он должен проходить в районе верхней или нижней линии золотого сечения. Когда линия горизонта делит кадр пополам - это чаще всего плохо смотрится.
Правильное построение снимка находится на фотографиях № 8, 9, 10 (Приложение 1).
Неправильное - на снимках № 11, 12 (Приложение 1).
На фотографии № 8 (Приложение 1) горизонт проходит по нижней линии золотого сечения, основной объект находится в нижнем левом узле.
На фотографии № 9 (Приложение 1) горизонт проходит по верхней линии золотого сечения, а ближняя граница-по нижней линии.
Фотография № 10 (Приложение 1) является неправильной, так как линия горизонта очень сильно смещена вниз.
На фотографии № 11 (Приложение 1) линия горизонта находится по центру, в связи с чем теряется вся гармония снимка.
На фотографии № 12 (Приложение 1), казалось бы, линия горизонта слегка не попадает на верхнюю линию золотого сечения, но именно из-за этого даже сложно понять, на что именно мы должны обратить внимание на данном фотоснимке. На сугробы?
Конечно нет, просто из-за неправильного положения линии горизонта массивность сугробов не компенсируется маленькой отдаленной беседкой и стройными деревьями.
2.2.3. «Правило ринга». Бывает, что объектов съёмки два. В большинстве случаев их лучше всего развести по противоположным «узлам золотого сечения», как боксёров по рингу. Поэтому не стесняйтесь, если чувствуете, что объект съёмки лучше немного сместить, - сместите.
На фотографиях № 13 и 15 (Приложение 1) мы и создаем этот воображаемый ринг, размещая объекты в узлы.
На фотографии № 14 (Приложение 1) гармония нарушается, потому что удаленный объект, не находясь в правом верхнем узле, словно болтается посреди снимка. Правило ринга не соблюдается.
2.2.4. «Встречные курсы». На фотографии объекты двигаются навстречу друг другу.
Наше сознание помогает им. Поэтому в кадре, где объекты сближаются лучше расположить их немного дальше друг от друга. Сознание смотрящего на снимок сблизит их само. В случае, если объекты «расходятся», ситуация обратная.
На фотографии № 16 (Приложение 1) этими сближающимися предметами является мальчик и рюкзак. Он еще не надел рюкзак, но наше сознание уже интуитивно понимает ,что он делает и что будет дальше. Но и опять же главный объект размещен по правой вертикали золотого сечения и находится в узлах третей.
2.2.5. Правило диагоналей. Траектория движения фокуса внимания зрителя редко бывает параллельно краям кадра, поэтому расположение отдельных линий сцены по диагоналям кадра воспринимается гармонично и позволяет связать содержимое кадра (например, передний и задний план) в единое целое. К сожалению, классический пример построения диагонали в равнинном пейзаже – дорога, выходящая из левого (или правого) нижнего угла и заканчивающейся где-то на горизонте.
На фотографии № 17 (Приложение 1) диагонали пропорционально разделяют объект, благодаря этому он не выглядит слишком массивным, сохраняется гармония.
Социальный опрос
При социальном опросе люди должны были выбрать одну из двух предложенных фотографий. Они не знали, какая из фотографий сделана по принципу золотого сечения, а какая нет. Результаты опроса приведены на диаграмме 1 (Приложение 11):
78% опрошенных проголосовали за фотографии с золотым сечением, а 22% за фотографии без золотого сечения. Таким образом, мы видим, что люди интуитивно выбирают фотоснимки, сделанные по принципу Золотого сечения.
Это еще раз подтверждает, что наличие золотого сечения придает фотографии некую законченность и гармоничность.
Итог
Мы разработали курс, а именно свод базовых правил для создания гармоничного фотоснимка, которым может воспользоваться любой заинтересованный человек.
Держите камеру на уровне объекта съемки. Не фотографируйте прямо снизу вверх или с высоты вашего роста вниз, кроме случаев, когда вы хотите добиться особого эффекта. Например, если Вы снимаете детей, опуститесь
до уровня их глаз, иначе у вас получатся искаженные пропорции.
Если вы снимаете движущийся объект, то оставляйте на фотографии пространство перед объектом, то есть по ходу его движения. Другими словами, располагайте объект, как будто он только зашёл на фотографию, а не покидает её.
Старайтесь добиться того, чтобы источник света был сзади вас. А также избегайте ярких огней или пестрых цветных пятен в стороне от главного сюжета. Это отвлекает зрителя.
Следите, чтобы главный объект снимка не сливался с фоном. Если вы снимаете какой-то один объект, то старайтесь выбирать простой фон, детали которого не будут отвлекать зрителя. В некоторых случаях имеет смысл сделать так, чтобы объект занимал подавляющее большинство площади самого кадра, но утяжелять снимок нельзя.
Попробуйте сделать сбалансированную композицию, так чтобы верхняя часть фотографии не выглядела "тяжелее", чем нижняя. Данное правило относится и к сторонам изображения.
Заключение
Мы исследовали понятие золотого сечения. На основе изученной теории создали серию фотоснимков. В ходе проделанной роботы мы пришли к выводу, что золотое сечение окружает нас повсюду. Оно есть и в живописи, и в архитектуре, биологии, в музыке, и даже в нас самих. Проведя соц.опрос мы еще раз убедились, что большинство людей обращает внимание именно на гармоничные композиции, а значит наличие гармонии в окружающем мире подтверждается не только математическими расчетами, но и существует на подсознательном уровне.
Список используемой литературы
1. Д. Пидоу. Геометрия и искусство. – М.: Мир, 1979.
2. Журнал «Квант», 1973, 8.
3. Журнал «Математика в школе», 1994, 2; 3.
4. Ковалев Ф.В. Золотое сечение в живописи. К.: Высшая школа, 1989.
5. Стахов А. Коды золотой пропорции.
6.Воробьев Н.Н. "Числа Фибоначчи" - М.: Наука 1964
Приложение 1
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
[pic]
Приложение 2
[pic]
Рис. 1. Деление отрезка прямой на равные части и по золотому сечению
Приложение 3
[pic]
Рис.2 Циркуль Дюрера
Приложение 4
[pic]
Рис. 3. Деление отрезка прямой по золотому сечению.
BC = 1/2 AB; CD = BC
Приложение 5
[pic]
Рис. 4. Построение второго золотого сечения
Приложение 6
[pic]
Рис. 5. Деление прямоугольника линией второго золотого сечения
Приложение 7
[pic]
Рис.6 Золотой прямоугольник
Приложение 8
[pic]
Рис.7 Золотой треугольник
Приложение 9
[pic]
Рис. 8 Золотой пятиугольник. Построение Евклида.
Построение правильного пятиугольника и пентаграммы.
Приложение 10
[pic]
Рис.9 Спираль Архимеда
Приложение 11
[pic]
Диаграмма 1. Результаты социологического опроса