"Я будущность свою измерил обширностью души моей..."
литературно - математический вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова
(Звучит "Вальс" из музыки Хачатуряна к драме М. Лермонтова "Маскарад". Когда вальс начинает звучать победно, под эту мелодию выходят основные персонажи спектакля: они проходят через зал и поднимаются на сцену).
1-й. Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837 года, скончался раненный на дуэли Пушкин. (Дамы вскочили с мест, кавалеры сдвинулись ближе.)
2-й. Вы обратили уже внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.
Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Листы со стихами передаются из рук в руки
3-й. Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде: и убит!
4-й. Его убийца хладнокровно
Навел удар... спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
1-й. И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
2-й. Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
3-й. Вы знаете автора этих стихов?
4-й. Это поручик лейб-гвардии — Михаил Лермонтов.
5-й. О, мы еще услышим о нем.
6-й. В России взошла новая поэтическая звезда! У Пушкина есть достойный наследник.
1-й. Но ему не простят столь дерзкие стихи...
(Звучат романс Д.Шостаковича из к/ф «Овод», выходит Лермонтов).
Лермонтов:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Ведущий: Детство (ранняя смерть матери, разлука с отцом, нелегкий нрав бабушки, в имении которой он прожил до 14 лет) наложили отпечаток на характер и даже внешность Лермонтова: он замкнут, угрюм, желчен, испытывает чувство одиночества и разочарования в жизни.
Ведущий: Тургенев, впервые увидев его, напишет: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых широких плечах, возбуждала смущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал всякий. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества".
Ведущий: В 1828 году, в возрасте 14 лет, Лермонтов был определен в Благородный пансион при Московском университете, потом стал студентом этого университета, но закончить его поэту не пришлось...
(Звучит "Вальс" из музыки Хачатуряна к драме М. Лермонтова "Маскарад".)
1-й : Вы слышали новость? Лермонтов исключён из университета!
2-й : Пререкаться с экзаменаторами! Читать что-то сверх программы!
3-й : Каков наглец!
Лермонтов:
Я оказался исключённым из университета. Пришлось уехать из Москвы. Меня ждал Петербург и школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров..
Ведущий: В 1834 году, по окончании школы гвардейских подпрапорщиков, Лермонтов был назначен в лейб-гвардии гусарский полк. За стихи «Смерть поэта», дерзкие и обличавшие "сильных мира сего", Лермонтова сослали на Кавказ.
Лермонтов:
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Ведущий: Полк, к которому был прикомандирован Лермонтов , - Нижегородский драгунский полк.
Лермонтов: Мы всё время в сражениях. А в минуту отдыха я вспоминал Тарханы, которые оставались для меня родным домом. Именно там впервые моему взору открылся прекрасный мир природы. Именно там я познал щемящее чувство любви к Родине
(Звучит романс «Выхожу один я на дорогу...» П. Булахова в исполнении учащегося школы:
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом...
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Ведущий: Одиночество переполняло поэта и все его творчество. Более всего оно было связано с всегда неразделенным чувством любви. Так бывает с многими из нас. Первое впечатление, которое Лермонтов производил на женщин, для него не всегда было выгодно.
1-ая дама: Да он же мал ростом, коренаст и некрасив...
2-ая дама: Но не так изысканно и очаровательно некрасив, как Пушкин, а некрасив очень грубо и несколько даже неблагородно
3-я дама: Говорят, у него же кривые ноги, несоразмерно большая голова и даже горб.
1-ая дама: Да он еще и хромает...
2-ая дама: Я слышала, что Лермонтов дерзок, злопамятен, и высокомерен.
(Звучит романс Г Свиридова из музыки к повести Пушкина «Метель»)
Ведущий: Однако, женщины, узнавшие Лермонтова ближе, переставали замечать, что он некрасив и никогда не называли его злым или желчным.
Ведущий: Женщины играли большую роль в жизни поэта. Он любил их за их "артистическое чувство", за своё "прошлое страданье" и даже за их "мелкие слабости".
Ведущий: Среди женщин у него были друзья и приятельницы, и было, конечно же, число страстных привязанностей, имевших решительное влияние на его жизнь.
Ведущий: Любовь прошла через всю его короткую жизнь и имела свое отражение в любовной лирике поэта.
Лермонтов:
В ребячестве моем тоску любови знойной
Уж стал я понимать душою беспокойной;
На мягком ложе сна не раз во тьме ночной,
При свете трепетном лампады образной,
Воображением, предчувствием томимый,
Я предавал свой ум мечте непобедимой.
Ведущий: Любовь – всепроникающая тема и один из основных мотивов лермонтовской лирики; выступающий в конкретном воплощении, как любовь к женщине в различных ее проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.
Ведущий: Екатерина Александровна Сушкова (портрет на экране), заставила юного Лермонтова испытать всю жестокость неразделенной любви, похожей на обман.
Лермонтов:
У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
Лермонтов: Драматичной была моя любовь и к красавице Наталье Федоровне Ивановой (портрет на экране), дочери московского поэта и драматурга.
Лермонтов:
Я не унижусь перед тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам:
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
(Звучит романс «Нет не тебя так пылко я люблю...» А. Шишкина :
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье: Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
Ведущий: Варвара Александровна Лопухина (портрет на экране)- одна из самых глубоких сердечных привязанностей Лермонтова. Чувство к ней было безотчётно, но истинно и сильно, и он сохранил его до самой смерти. И даже день перед дуэлью с Мартыновым провел в воспоминаниях о ней.
Лермонтов:
Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает;
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
(Звучит романс «Я к Вам пишу...» М. Таривердиева из к/ф «Пропавшая экспедиция» в исполнении учащегося школы:
Я к вам пишу случайно; право
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право.
И что скажу вам? — ничего!
Что помню вас? — но, Боже правый,
Вы это знаете давно;
И вам, конечно, все равно.
Безумно ждать любви заочной?
В наш век все чувства лишь на срок;
Но я вас помню — да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
С людьми сближаясь осторожно,
Забыл я шум младых проказ,
Любовь, поэзию, — но вас
Забыть мне было невозможно.
Ведущий: Говорят, что ранняя страсть означает душу, которая будет любить изящные искусства. Лермонтов, кроме поэтического таланта, был одарен и удивительной музыкальностью: хорошо играл на скрипке и фортепьяно, сочинял музыку, пел арии из своих любимых опер. Прекрасно рисовал, и если бы посвятил себя живописи, без сомненья, стал бы великим художником. Владел шестью иностранными языками.
Ведущий: Слыл сильным шахматистом и великолепно знал математику, Он легко решал сложные математические задачи. Редко кто из русских поэтов был хорошо знаком с точными науками. "Проверить алгеброй гармонию" было дано далеко не всем жителям Парнаса. Среди немногих - Михаил Юрьевич Лермонтов. Для него математика была не только наукой, которую "проходят" в военных учебных заведениях. Известно, что Лермонтов был большим любителем математики и в своих вольных переездах из одного места службы в другое всегда возил с собой учебник математики.
Ведущий: Известно, что многие выдающиеся научные открытия совершаются во сне. Так, Д.И. Менделеев увидел свою знаменитую периодическую таблицу в объятиях Морфея.
Ведущий: Однажды, приехав в Москву к Алексею Лопухину - товарищу Лермонтова по кавалерийскому училищу, Лермонтов заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой-то математической задачи. Не решив ее, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришел какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика.
Ведущий: Оказалось, что он очень похож на изобретателя логарифмов – шотландского математика Джона Непера . Вероятно, до этого Лермонтов читал о работах Непера и видел его портрет. Портрет фантастического математика, написанный кистью Лермонтова, после Великой Октябрьской революции поступил в Пушкинский Дом Академии наук, где и хранится в настоящее время.
Ведущий:
Задание первое: решив 25 примеров по предложенному образцу, вы должны «сложить» портрет Д. Непера, нарисованный М.Ю. Лермонтовым.
После сданных работ, на доске появляется портрет Д. Непера
[pic]
Ведущий: В начале 1841 г. Тенгинский полк стоял в Анапе. Скучающие офицеры, в том числе и Лермонтов, собирались друг у друга. Раз речь зашла о каком-то человек, который мог в уме решать самые сложные математические задачи.
Офицер: - Что вы скажете на это, Лермонтов? Говорят, что вы тоже хороший математик?
Лермонтов: - Ничего тут удивительного нет. Я тоже могу представить вам, если хотите, весьма замечательный опыт математических вычислений.
Офицер: - Сделайте одолжение.
Лермонтов: - Задумайте какое угодно число.
Офицер: - Ну, хорошо, задумал, - рассмеялся офицер, очевидно, сомневавшийся.
- Но как велико должно быть задуманное число?
Лермонтов: - А это безразлично. Но на первый раз, для скорости вычисления, ограничьтесь числом из двух цифр.
Офицер: - Хорошо, я задумал, - подмигнув стоявшим вокруг него, сказал офицер
Лермонтов: - Благоволите прибавить к нему еще 25 и считайте мысленно или посредством записи. Теперь не угодно ли прибавить еще 125. Засим вычтите 37. Еще вычтите то число, которое вы задумали сначала. Теперь остаток умножите на пять. Засим полученное число разделите на 2. Теперь посмотрим, что у вас должно получиться... Кажется, если не ошибаюсь, число 282,5?
Офицер: (вскочив) – Да совершенно верно: 282,5. Я задумал число 50. Фу, да вы не колдун ли?
Лермонтов: – Колдун не колдун, а математике учился, - улыбнулся Лермонтов.
Офицер: - Но позвольте... Нельзя ли повторить?
Ведущий: Старик записал задуманное число, никому не показав, положил под подсвечник и стал вычислять в уме даваемые поэтом числа. И на этот раз остаток был угадан. Все заинтересовались. Старик только развел руками. Хозяйка дома попросила повторить еще раз опыт, и еще раз опыт удался.
Ведущий: По крепости пошел разговор. Где бы поэт ни показался, к нему стали обращаться с просьбами угадать вычисленное число. Несколько раз он исполнял эти просьбы, но, наконец, ему надоело, и он через несколько дней, тоже на одном из вечеров, открыл секрет...
Ведущий:
Задание второе: Объясните, в чем состоял секрет? Например: задумайте число, прибавьте 100, затем еще прибавьте последовательно 206 и 310; далее из полученной суммы сначала вычтите 500, а потом задуманное число. Теперь остаток разделите на 2 и, наконец, полученное частное утройте. В результате получится 174.
Ответ: задуманное число, какое бы оно ни было, заставляют вычесть из суммы того же числа и некоторых других подсказанных чисел, так что диктующему легко подсчитать результат. Например, ((y + 100 + 206 + 310 - 500 - y): 2) х 3 = 174
Ведущий: Золотым сечением и даже “божественной пропорцией” называли математики древности и средневековья деление отрезка на две части, при котором длина всего отрезка так относится к длине его большей части, как длина большей части к меньшей. Это отношение приближенно равно 0,618 или 5/8.
Ведущий: Знаменитый французский зодчий ХХ века Ле Корбюзье нашел золотое сечение во многих пропорциях человеческой фигуры. Если высоту хорошо сложенной фигуры разделить в крайнем и среднем отношении, то линия раздела окажется на высоте талии. Особенно хорошо удовлетворяет этой пропорции мужская фигура, и художники давно знают, что вопреки общему мнению, мужчины сложены красивее, чем женщины.
Ведущий: Многое в структуре произведений поэзии роднит этот вид искусства с музыкой. Каждый стих обладает своей музыкальной формой. В строении стихотворений проявляются закономерности музыкальной гармонии, а, следовательно, и золотая пропорция
Ведущий: Так, например, в «Пиковой даме» А.С. Пушкина кульминационным моментом является сцена в спальне графини, куда проник Герман в надежде узнать тайну трех карт. В повести 853 строки. Кульминационный момент повести – это смерть графини. Ему отвечает 535 строка. Эта строка расположена в повести почти точно в месте золотого сечения, т.к. 853: 1,6 = 535.
Ведущий: Надо отметить, что золотая пропорция проявляется не только в композиции всей повести, но и в каждой из 6 глав «Пиковой дамы». Золотая пропорция присутствует и в композиции других произведений Пушкина. Например, в повести «Станционный смотритель» .
Ведущий: Может быть в этом тоже секрет гениальности Пушкина? Причем Пушкин, как вам известно, не дружил с математикой... Однако чувство гармонии у него было развито необыкновенно, что объективно подтверждает гениальность великого поэта и писателя.
Ведущий: А как же быть с М. Ю. Лермонтовым, который к тому же еще и великолепно знал и любил математику? Анализ многих поэтических произведений М.Ю. Лермонтова обнаружил в них "золотое сечение".
Ведущий: Знаменитое стихотворение Лермонтова "Бородино" делится на две части: вступление, обращенное к рассказчику и занимающее лишь одну строфу ("Скажите, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?..."), и главную часть, представляющее самостоятельное целое, которое распадается на две равносильные части. Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Ведущий:
Задание третье: определите фразу (выпишите ее), которая является кульминационным моментом произведения и приходится как раз на точку деления его золотым сечением.
Ответ: Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив ее золотым сечением (91:1,6 = 56,875), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57-го стиха, где стоит короткая фраза: "Ну ж был денек!". Именно эта фраза представляет собой "кульминационный пункт возбужденного ожидания боя", завершающей первую часть стихотворения и открывающий вторую его часть - описание боя.
Бородино
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!
Ведущий: Такие поэты, как Лермонтов, рождаются, чтобы стать вечной звездой для человечества. Он всю жизнь жаждал подвига, стремился к совершенству.
Лермонтов: Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал…
Но что ж? Мне жизнь всё как-то коротка
И всё боюсь, что не успею я свершить чего-нибудь.
Ведущий: Страстная натура, постоянный поиск, неудовлетворенность миром реальным и стремление к идеалу... Все это свойственно романтическим героям. Свое представление о романтизме поэт воплотил прежде всего в стихотворении "Парус".
(Звучит романс «Белеет парус одинокий...» А. Варламова в исполнении учащегося школы)
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит...
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Ведущий: Литературно-математический вечер, посвященный 200-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова, подходит к концу. Зачем нам знать сегодня об этом человеке? Ведущий: Михаил Лермонтов - пример того, что не нужно останавливаться в развитии, пример одаренного человека, увлекавшегося многим из того, что составляет мир. История его жизни и творчества рассказывает нам, как окружающий мир можно чувствовать, видеть, воссоздавать в словах, картинах. Ведущий: Он - "герой своего времени", однако позволил нам представить, что такое быть человеком эпохи. Как не стать представителем потерянного поколения! Соприкоснувшись с его творчеством, мы можем осознать какие-то свои чувства, понять самих себя, найти что-то близкое для себя и о себе. А главное, его стихи открывают тем, кто не ощущает гармонии внутри себя, путь к ней. Ведущий: Быть в гармонии - значит глубоко верить, созидать, действовать, совершать поступки и слиться с природой, красивой и величественной. Ведущий: Ну, а о Ваших успехах в завершение нашего вечера расскажет жюри.