Автор: Коновалова Татьяна Сергеевна,
учитель математики МАОУ г. Кургана «СОШ №7»
Тема: «Развитие творческого мышления в процессе обучения математике по технологии А.А.Окунева»
Проблемы школьного образования привлекают к себе в последнее время пристальное внимание. О них спорят на страницах газет и журналов, им посвящаются книги. Современный учитель должен не только давать знания, но главное, научить школьников умело распоряжаться ими.
В процессе работы над развитием творческого мышления учащихся, передо мной встали следующие вопросы:
- как построить обучение, чтобы у учащихся не ослабло желание познавать мир, чтобы они стремились к интеллектуальному, духовному саморазвитию, а активная мыслительная деятельность преобладала на протяжении всего урока?
- как организовать работу, способствующую качественному усвоению нового материала, научить ученика наблюдать, сравнивать, делать выводы?
Для того, чтобы решить указанные вопросы, я ставлю перед собой следующие задачи:
- создание благоприятных условий для подготовки и проведения самостоятельной работы учащихся;
- предъявление требований, понятных какому ученику;
- использование на уроках интересных приемов и способов по формированию учебных умений, навыков и видов самоконтроля;
- повышение мотивации к предмету, стимулирование творческой деятельности школьника при выполнении того или иного задания.
Педагоги, создающие новые технологии, методики обучения, предлагают различные пути преодоления указанных мною противоречий. Каждый учитель ищет систему, соответствующую его личности, его убеждениям, особенностям конкретного предмета, опирается на опыт коллег.
В процессе своей работы пытаюсь внедрять элементы различных методик, но приоритет отдаю Анатолию Арсентьевичу Окуневу, учителю математики из города С. Петербурга. Эта технология, дающая положительные результаты, близка мне и по духу.
Ее использование позволяет развивать у учащихся познавательную сферу, внимание, мышление, воображение.
При этом необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создание у школьника положительной мотивации к выполнению умственных и фактических действий. Казалось бы, всё ясно, но как развить у школьника желание самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке или дома, как сформировать стремление к познавательной деятельности.
Итак, начало урока. На этом этапе используются преимущественно те приёмы активизации, которые побуждают учащихся к осознанию необходимости усвоения нового материала или выполнения определённого задания. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи.
Планируя способ включения учеников в урок, надо думать о создании мотивационной основы их работы. Известно, что именно творческие посильные
задания наиболее цепко держат внимание ребят, при этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных на уроке открытий, помогут создать мотивационную основу для истоков творческой деятельности.
При определении сложности задания вспоминаются слова известного педагога Шацкого. Он пишет, что учение без препятствий, без трудностей вызывало бы мало интереса у школьников, ослабило бы переживания положительных эмоций, лишило бы чувства радости от преодоления трудностей.
Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами её подачи. Особенно необходимо это учитывать в 5-6 классах, так как в этом возрасте школьники всё ещё выясняют, кто из них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока можно давать различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии. Такие упражнения превращаются для них в проверку умственных способностей и носят характер соревнования. Я их называю "интеллектуальными минутками".
К основным способам организации начала урока можно отнести следующие:
"Мягкая посадка"
Учитель заранее на доске прописывает или составляет на карточках устные задания для каждого ученика, причём задания составляются так, чтобы решение одного вытекало из решения другого, а так же для выполнения которых, нужно проявить наблюдательность приёмы рациональных вычислений.
"Интеллектуальная разминка"
В начале урока даются задания на тренировку памяти, наблюдательности, на развитие мышления и воображения,
"Найди ошибку"
На доске записаны задания и ответы к ним. Среди ответов могут быть как верные, так и неверные, Ученикам предлагается проверить ответы, найти ошибки и исправить их.
Создание проблемной ситуации
Урок начинается с фактической задачи, создающей проблемную ситуацию.
Использование "сигнального" листа
До начала урока ученикам раздаются чистые листы бумаги. Учитель говорит, что-либо в середине, либо в конце урока ученики должны будут воспроизвести по памяти часть урока. Чистый лист является сигналом для внимания.
Работа "солистов"
Урок начинают "солисты". Солисты - это ученики, которые накануне получают индивидуальные задания: либо историческая справка, либо необычная задача, которая предполагает не один способ решения. Солисты предлагают свои способы решения, класс ищет другой способ, а затем выбирают наиболее интересный способ,
"Мозговой штурм"
На доске спроецирована интересная задача, метод решения которой, ещё не рассматривался. Методом мозгового штурма осуществляется поиск решения, предлагаются различные идеи, причем ни одна идея не отвергается. Учитель эти идеи фиксирует на доске, затем они рассматриваются в классе.
Организуя работу на уроках, я использую следующие формы обучения:
Индивидуальная организационная форма обучения
Это такая форма обучения, при которой ученик усваивает новую информацию, работая с источником самостоятельно. Материал изучается по учебнику или по конспекту с использованием справочной литературы или других источников информации (телепередачи, магнитофон, компьютер и т.д.),
Парная организационная форма
При этой форме обучения передача информации осуществляется от одного человека к другому. Носителя информации называют "учитель", а того, кто принимает информацию, - "ученик". Работа организуется в парах постоянного состава с целью обучения учащихся контролю и самоконтролю при выполнении упражнений. Выполнять эту работу надо по специально разработанному алгоритму и составленным для этого материалам.
Групповая организационная форма
В настоящее время это одна из самых распространенных форм обучения. Класс разбивается на несколько групп для решения конкретных учебных задач. Задания выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы. Состав группы монет быть непостоянным, он подбирается таким образом, чтобы были максимально реализованы учебные возможности каждой группы.
На принципах групповой организационной формы обучения основывается работа учащихся в творческих мастерских, которая не ограничивает учебные возможности каждого ученика, не держит его в определенных рамках, а наоборот, дает простор для деятельности каждого члена группы
Мастерские состоят из ряда заданий, которые направляют ребят в нужное русло. Внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз выпущены осуществлять свой выбор. Мастерская начинается с определения знаний ученика по данному вопросу. Затем эти знания обогащаются за счет знаний соседа по парте. В итоге формируется точка зрения группы. Следующий этап: знания корректируются с учетом позиции другой группы. Происходит осознание неполноты собственных знаний. После этого идет традиционное обучение, но нигде нет ни обобщений, ни оценок и нет исправления неверных ответов.
Если у ученика нет интереса к предмету, то мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на понимание того, что эта цель для них достижима. Осознание возможности решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.
Позиция учителя – это, прежде всего, позиция консультанта, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.
Проводя мастерскую, учитель никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, разбудить в нем то, что скрыто даже от него самого, понять и устранить причины, мешающие учиться. Все задания учителя и его действия направлены на подключение воображения ребенка, создание такой
атмосферы, в которой он проявил бы себя как творец. Учитель мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.
Форма мастерской как психологический тренинг помогает добраться до самого тайного в человеке, выявить в нем то, что он и не желал бы показывать. Миссия учителя в мастерской удивительна: разблокировать способности человека, разобрать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.
Внедрение элементов педагогических технологий, о которых я говорила выше, позволяет решать многие проблемы, возникающие в процессе работы с классом. Но все-таки трудности в определенных вопросах у меня есть. Нужен кабинет, технически оснащенный и специально оборудованный для работы в творческих мастерских. Необходимо пополнение новой методической литературой и дидактическими материалами. А самое главное - это дефицит времени, так как проведение уроков в режиме творческой мастерской требует большой подготовки и профессионального опыта педагога, повышенной эмоциональной активности не только учителя, но и учеников. Если не удается установить духовного контакта, то урок просто не достигает цели. Поэтому при подготовке к таким занятиям надо искать нестандартные способы подачи нового материала и последующего его закрепления.