Математический праздник, посвященный 175-летию со дня рождения С.И. Мамонтова Савва Великолепный

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Математический праздник предназначен для 7-8 классников и посвящен 175-годовщине со дня рождения С.И. Мамонтова. В интересной игровой форме учащимся будет рассказано о жизни и творчестве великого мецената России Саввы Ивановича Мамонтова - человека, заслуги которого перед н...






«САВВА ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ»


Математический вечер, посвященный

175 – летию со дня рождения С. И. Мамонтова






Авторы:


Виноградова Надежда Александровна

МО, г.Пушкино, м-крн Мамонтовка, ул. Школьная, д.7

Тел.: 8-916-307-29-72


Орлова Алиция Станиславовна

МО, г.Пушкино, м-крн Мамонтовка, ул. Лесная, д.2, кв.41

Тел.: 8-905-764-37-37














Ведущий 1: Еще в середине позапрошлого столетия на северо-востоке Подмосковья были непроходимые лесные массивы, преимущественно еловые и сосновые. Начинались они от самой Москвы и уходили далеко на север и восток. В летнюю пору среди зелени голубели воды протекающих здесь рек — Клязьмы, Вори, Учи (слайды № 2 - 3)

Ведущий 2: Прошло много веков, прежде чем на месте нынешней Мамонтовки появилось цивилизованное поселение с названием Листвяны. С этим названием посёлок вошёл в XIX век, когда в России началось строительство железных дорог (слайды № 4-5). Первая стальная магистраль, проложенная собственными силами без участия иностранного капитала, соединила Москву и Сергиев - Посад. Идея её строительства принадлежала профессору Московского государственного университета Фёдору Васильевичу Чижову, будущему крупному теоретику промышленно- торгового развития России (слайд № 6)

Ведущий 1: К строительству дороги Ф. В. Чижов сумел привлечь группу московских купцов, имевших на руках солидные капиталы и желавших вложить их в выгодное дело. Один из них – Иван Фёдорович Мамонтов, отец известного в будущем мецената и промышленника Саввы Ивановича Мамонтова. Иван Фёдорович и стал главным финансистом и организатором новой стройки (слайд № 7)

Ведущий 2: По поручению учредителей будущей железно – дорожной магистрали, статистики занялись изучением транспортного движения по Ярославскому шоссе, проходившему невдалеке от Листвян, через Пушкино и далее на Сергиев – Посад. Оказалось, что ежегодно по этой дороге в экипажах, каретах, дилижансах и на простых телегах проезжает более 150 тысяч человек. Плюс к ним не менее 500 тысяч паломников, которые добираются до Сергиева – Посада в основном пешим ходом. Уже тогда, он хорошо понимал, насколько облегчит путь людей к лавре железная дорога. Ведь многие из паломников, не имея своих средств передвижения, ходили туда по 2 – 3 раза в год.

Нередко сам Иван Фёдорович Мамонтов, стараясь получить более верные сведения о движении людей на этом пути, днями и ночами просиживал у Крестовской Заставы, делая подсчёты в своей тетради.


Ведущий 1: Уже через два года в одном километре от деревушки Листвяны протянулась железная дорога Москва — Сергиев Посад, построенная Северным акционерным обществом железных дорог, принадлежавшим И.Ф. Мамонтову, а в последствии его сыну — знаменитому в отечественной истории Савве Ивановичу Мамонтову.


Ведущий 2:

ЗАДАНИЕ 1: Ежегодно по дороге от Москвы до Сергиева - Посада в экипажах, каретах, дилижансах и на простых телегах проезжали более 150 тысяч человек. Плюс к ним, не менее 500 тысяч паломников, которые добирались до Сергиева – Посада в основном пешим ходом. Паломники ходили туда по 3 раза в год. Стоимость работ по прокладке одной железнодорожной версты в 1862 году достигала 90 тысяч рублей. Цена проезда от Москвы до Сергиева - Посада была высокая. Так, билет первого класса стоил два рубля серебром, а третьего - 80 копеек. От Москвы до Сергиева - Посада 66 верст. Через сколько лет окупились затраты на строительство железной дороги, если считать, что паломники воспользовались билетом третьего класса, а остальные - билетом первого класса?

Решение: 1) 66·90000 = 5 940 000 (рублей) стоимость работ по прокладке железной дороги от Москвы до Сергиева – Посада.

2) 150 000·2·2 = 600 000 (рублей) стоимость проезда по железной дороге в год пассажиров 1 класса.

3) 500 000·0,8·2·3 = 2 400 000 (рублей) стоимость проезда по железной дороге в год пассажиров 3 класса.

4) 2 400 000 + 600 000 = 3 000 000 (рублей) в год доход от проезда всех пассажиров от Москвы до Сергиева – Посада и обратно.

5) 3 000 000·2 – 5 940 000 = 60 000 (рублей) составит прибыль от эксплуатации железной дороги к концу 1864 года, т.е. через 2 года после введения магистрали.

или: 3 000 000:12 = 250 000 (рублей) в месяц доход от проезда пассажиров

5 940 000:250 000 = 11,76 месяцев, т.е. почти 2 года

ОТВЕТ: 2 года

В то время, пока команды выполняют задание, идет демонстрация фильма о Савве Мамонтове.


Ведущий 2: Популярность Саввы Мамонтова оставила в тени другие славные имена большого рода Мамонтовых. И поэтому любопытные пассажиры электричек, проезжая станцию Мамонтовская, связывают её название именно с именем великого российского мецената Саввы Мамонтова (слайд № 13)


Ведущий 1: Однако место пересечения дороги с рекой Учей облюбовали семейства двоюродных братьев Саввы Ивановича Мамонтова: Михаил Николаевич и Александр Николаевич. В начале 60-х гг. XIX века здесь строится платформа, по сей день носящая название «Мамонтовская» (слайды № 14 - 18). Рядом с ней возникает дачный поселок. А в середине 60-х гг. вблизи платформы Мамонтовская по обе стороны железной дороги появились красивые дачи в старорусском стиле. (слайды № 19 - 20).


Ведущий 2: Серебряный век... Блестящая россыпь талантов, калейдоскоп идей, течений, имен. И все это великолепие, как атланты небо, держали на своих плечах русские меценаты. Один из наиболее ярких представителей  этого "сословия"   -  Савва Иванович Мамонтов (слайд № 21)

Ведущий 1: У него совершенно особая роль в культурном процессе конца 19 - начала 20 века. Он не был собирателем, коллекционером, он стал вдохновителем и созидателем, соавтором многих культурных явлений  своего времени.

Ведущий 2: Современники называли его Савва Великолепный, сравнивая со знаменитым флорентийцем Лоренцо Великолепным  Медичи. Как и Лоренцо Медичи Мамонтов не столько  коллекционировал "готовые" произведения искусства, сколько генерировал  культурную среду своего времени.

Ведущий 1: Он пестовал таланты, выводил в люди, расчищал им путь. А их зрелые гениальные работы "получали" другие: Третьяков, Морозов... И Мамонтов был этому рад. Он мог покупать понравившиеся произведения искусства, иногда чтобы выручить друзей.


Ведущий 2: Нельзя сказать, что в детстве Савву баловали, но учась   в московской гимназии, он мог с царственной беспечностью учить только те предметы, которые ему были интересны, совершенно запуская нелюбимые, например, латынь. Отношения с латынью настолько "обострились", что могли стать камнем преткновения при поступлении в университет. Тогда предприимчивый Мамонтов нашел выход: латынь за него сдал какой-то "латинист - ботаник". 


Ведущий 1: Савва стал студентом юридического факультета Московского университета. Предприимчивость, неуемную энергию замечали в нем многие. И в первую очередь, отец Иван Федорович. Эти качества сына говорили в пользу решения сделать его главным преемником фамильного бизнеса.


Ведущий 2: Свое дело Савва Иванович вел широко, роскошно, артистически. Ему все удавалось. В 1869   после смерти отца, в 28 лет,  он вошел в правление Московско - Ярославской железной дороги. А  в 1872 встал у руля  - занял должность  директора  Общества Московско-Ярославской железной дороги. По статусу Мамонтов мог единолично принимать решения и сразу огорошил коллег  сногсшибательной новостью - господа,  нам пора перебраться на юг!


Ведущий 1: В его планах значилась Донецкая каменноугольная железная дорога, которая  500 верстами пути  должна была связать Донецкий угольный бассейн и Мариупольский порт.  Споры, протесты,  сомнения - "бесполезная затея", "не дело", "пустая трата денег". В 1882 году  дорога  вводится  в строй.    


Ведущий 2: Не успели утихнуть  пересуды по поводу этой  дороги, а Мамонтов,    начинает  "обработку" сильных мира сего на предмет продолжения северной дороги сначала до Архангельска, а потом и до незамерзающей Екатерининской гавани. 


Ведущий 1: Решение принято: дороге быть, а строить ее будет Мамонтов.   И снова крики, вопли, сомнения в целесообразности такого шага. Несмотря на все трудности, в октябре 1898 г. открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии, протяженность которой составила почти 600 верст.


Ведущий 2: Окончательную точку в  спорах  по поводу целесообразности строительства этих дорог поставит  Первая мировая война, когда  все пути, ведущие на Запад, окажутся  блокированными  линией фронта. И только две дороги  Северная и Донецкая продолжат функционировать. 


Ведущий 1: Но все это еще далеко впереди, а пока Мамонтов ставит новые грандиозные цели: в его планах - мечтах    создание  первого в России железнодорожного концерна - он хочет  обеспечить "своими" транспортными средствами Московско – Ярославско - Архангельскую железную дорогу. Причем Мамонтов планирует  взять под свой контроль весь цикл  - от добычи руды, производства чугуна до изготовления вагонов и локомотивов. Мечта - идея, под которую покупаются и реконструируются заводы, берутся кредиты, заключаются сделки. Обычная рутинно - сумасшедшая жизнь предпринимателя Мамонтова.

Ведущий 2: (слайд № 22- 23)

ЗАДАНИЕ 2: Задача о железнодорожных составах По одноколейной железной дороге шли навстречу друг другу 2 товарных поезда. В каждом из них по 4 вагона. На станции, где они встретились, от главного пути отходит боковая ветка (тупик), которая может вместить только 2 вагона и тепловоз. Как должны действовать машинисты, чтобы составы разъехались и продолжили путь в нужных направлениях?

РЕШЕНИЕ: (презентация, слайды №24 - 33)

Ведущий 1: И все - таки главной страстью Саввы Ивановича всегда оставалось искусство. Мамонтовы купили Абрамцево, бывшую усадьбу Аксаковых. И оно стало раем земным для их гениальных друзей. Дом Мамонтова являлся приютом для молодых талантливых художников, скульпторов, артистов, музыкантов, певцов, танцоров. Мамонтов интересовался многими видами искусства и понимал их (слайды №34 – 38) 

Ведущий 2: По воспоминаниям художника Константина Коровина «атмосфера дома Саввы Ивановича была артистическая, затейливая, здесь часто бывали домашние спектакли, в доме Мамонтова жил дух любви к искусствам. Репин, Васнецов, Поленов, Серов, Нестеров были друзьями Саввы Ивановича"

Ведущий 1: Они жили здесь в атмосфере обожания, любовались природой, спорили, участвовали в домашних спектаклях, хулиганили...  Но, главное, они здесь работали. Наверное, ни в одном другом месте не было создано столько гениальных произведений.

Ведущий 2: Именно здесь  Врубелем был написан  знаменитый "Демон, сидящий" (слайд № 39)

Ведущий 1: В Абрамцеве Нестеров нашел натуру для "Видения отроку Варфаломею" (слайд № 40)


Ведущий 2: Иногда замыслы новых работ художников рождались за самоваром  во время вечерних чтений (слайд № 41)


Ведущий 1: Так, идея знаменитой картины Репина „Запорожцы ..." возникла во время коллективного чтения "Истории Малороссии" и текста письма запорожцев турецкому султану (слайд № 42)

Ведущий 2: Виктор Васнецов написал здесь свою знаменитую "Аленушку". Здесь же  родился замысел "Трех богатырей". Прообразом Алеши Поповича стал один из сыновей Саввы Мамонтова (слайд № 43 - 44)

Ведущий 1: (слайд № 45)

ЗАДАНИЕ 3: «Задача о богатыре» Помоги Илье Муромцу тремя прямыми линиями разрубить щит противника на 4, 5, 6, и 7 частей

Ведущий 2: Ну и, конечно, в Абрамцеве много и плодотворно работал практически выросший здесь   Валентин Серов. Здесь родилась его знаменитая  "Девочка с персиками", моделью для которой послужила двенадцатилетняя Верочка Мамонтова  - дочь Саввы Ивановича (слайд № 46)

Ведущий 1: Дух «мамонтовского кружка» захватывал всех, кто только попадал в его «силовое поле». Здесь слились воедино ученые споры и творческий поиск, заботы о российских дорогах и развитии национальных русских промыслов, живопись и театр (слайд № 47-48)


Ведущий 2: Смело можно утверждать, что не будь особой атмосферы Абрамцева, проникнутой любовью к России, вере в силы народа, духовной идеей, которая неуничтожима, вдохновляющей роли Мамонтова, никогда не были бы написаны картины, которые сейчас составляют золотой фонд русской живописи (слайд № 49)

Ведущий 1:

ЗАДАНИЕ 4: Задача – шутка (на внимание) Вспомните, сколько персиков изображено на картине Валентина Серова «Девочка с персиками»?

ОТВЕТ: 4 (слайд № 50)

Ведущий 2: Но поддержкой талантов в Абрамцеве благотворительность Мамонтова не заканчивалась. Он вынашивал еще одну мечту-идею, еще один авантюрный план. Ему страстно  хотелось иметь свою - частную оперу. Цели, безусловно, ставились грандиозные. Он хотел создать национальную оперу, которая опиралась бы   на синтез   искусств: музыки, пения, драматического искусства, живописи (слайд № 51)

Ведущий 1: «Ни в одной цивилизованной стране Европы отечественная музыка не находится в таком загоне, как у нас в России», говорил Мамонтов (слайд № 52)

Ведущий 2: Для задуманной реформы музыкального театра нужны были "особые" люди. Не зря Виктор Васнецов скажет  о Мамонтове позже: «Он не был ни художником, ни поэтом, ни музыкантом, но сам по себе он создавал вокруг себя такую атмосферу, которая при­тягивала нас всех как магнит, вызывая неудержимое желание становиться навсегда пленником искусства» (слайд № 53)

 Ведущий 1: Конечно, не все  получилось сразу. Но Мамонтов никогда не опускал руки. Подбирал репертуар, заказывал декорации. Театр постепенно набирал силы. Пришло время, и Частная опера Мамонтова смогла бросить вызов императорским сценам. Мамонтову удалось сломить предвзятое отношение слушателей  к национальной оперной школе (слайд № 54)

Ведущий 2: Любители оперы "пошли" слушать музыку Римского  - Корсакова, Мусоргского, Даргомыжского, Чайковского. Это была победа. Это была та вершина,  к которой стремился Мамонтов. Он был счастлив. Ему снова, как и в бизнесе, удалось шагнуть за горизонт, туда, куда другим путь еще был заказан (слайды № 55 - 57)

Ведущий 1: В свой лучший период с 1896 Частная опера творила...   И именно в это время в "короне" Частной оперы засиял новый ослепительный бриллиант - молодой Федор Иванович Шаляпин (слайд № 58)

Ведущий 2: (слайды № 59- 62)

ЗАДАНИЕ 5: Расшифруйте ребус

[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


ОТВЕТ: ОПЕРА (слайд № 66)



[pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


ОТВЕТ: САВВА (слайд № 63)



[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


[pic] 2=М


ОТВЕТ: МАМОНТОВ (слайд № 64)


[pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic] [pic]


ОТВЕТ: ШАЛЯПИН (слайд № 65)


В то время, пока команды выполняют задания, звучит «Блоха» М. Мусоргского в исполнении Ф.И. Шаляпина и видеофильм


Ведущий 1: Несмотря на то, что Абрамцево было прибежищем трех Муз: Живописи, Музыки и Театра, литература также не осталась в стороне. Вообще же парк усадьбы помнит многих великих литераторов. К прежнему хозяину - С. Т. Аксакову приезжали Гоголь и Тургенев, Тютчев и Погодин…

Именно здесь, в Абрамцеве, Елена Дмитриевна Поленова (сестра прославленного живописца) начала иллюстрировать русские народные сказки из сборника Афанасьева: «Белая уточка», «Война грибов», «Избушка на курьих ножках» и другие (слайды № 67 - 70)


Ведущий 2: Елена Дмитриевна, первая из русских художников обратила внимание, что русские дети растут на немецких и английских сказках. Она с огорчением обнаружила, что «не знает ни одного детского издания, где бы иллюстрации передавали поэзию и аромат древнерусского склада».

Ведущий 1: ЗАДАНИЕ 6: «От старины к современности» До 1925 года в России действовали так называемые русские меры, которые постоянно встречаются в произведениях русской литературы и в русских народных сказках. До сих пор о широкоплечем человеке говорят – у него «косая сажень в плечах», а о месте, которое очень далеко и неудобно добираться говорят «семь вёрст до небес и всё лесом. Сейчас вам предстоит, пользуясь таблицей перевода старинных мер измерения в современные, ответить на вопрос задания (слайд № 71)

Золотник = 4,26 грамма.

Лот = 3 золотника - 12,8 грамма.

Фунт = 32 лота = 410 граммов.

Пуд = 40 фунтов = 16,4 килограмма.

Батман = 10 фунтов = 4,1 кг

1 вершок = 4,45 сантиметра.

1 аршин = 16 вершкам = 71 сантиметру.

1 сажень = 3 аршинам ~ 2,1 метра.

1 верста = 500 саженям = 1,06 километра.

  1. Что ж он видит? Прекрасивых (слайд № 72)

Двух коней золотогривых

Да игрушечку-конька

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами.

(П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Вопрос: вычислите рост и длину ушей конька-горбунка.

Ответ: рост – 13, 35 см, длина ушей – 71 см.

  1. Царь-девица, так что диво! (слайд № 73)

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыпленка!

(П. Ершов «Конёк-горбунок»)

Вопрос: вычислите объем талии у Царь-девицы.

Ответ: чуть больше 13 см., точнее 13, 35 см.

3. Кто не знает с детства стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы»!

Там есть такие строки: (слайд № 74)

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверкам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Вопрос: определите площадь островка.

Ответ: площадь менее чем 0,71 х 2,1 метра, т.е. менее 1,5 кв.м.

Дедушка Мазай пришел на помощь косым как нельзя вовремя.

  1. Гоголевский Тарас Бульба «вскочил на своего Черта, который бешено отшатнул­ся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Тарас был чрезвычайно тяжел и толст» (слайд № 75)

Вопрос: определите вес Тараса Бульбы.

Ответ: 328 кило­граммов.

Понятно, что казак не мог весить 328 кило­граммов. Это обычная для Гоголя гипербола.

5. А коням подавно страх- (слайд № 76)

Не передохнули!

Верст пятнадцать во весь мах

Бедные отдули!

(Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин»)

Вопрос: какое расстояние проскакали кони?

Ответ: 15, 9 км.

Ведущий 2: Савва Иванович имел особый дар намного раньше, чем другие, уловить в человеке талант. Широко, открыто шел он навстречу творчеству, искреннему порыву его, мастерству, живой деятельной мысли, оказывал помощь, не ожидая просьб. Он даже имена своим детям давал не по церковному календарю, а со смыслом: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра. Попробуйте догадаться, какой смысл вкладывал С. И. Мамонтов, давая имена своим детям? (слайд № 77) Сергей + Андрей + Всеволод + Вера + Александра = С+А+В+В+А

Ведущий 1: В жизни Московского художественного кружка роль Мамонтова не ограничивалась умением понимать искусство, умением ценить талантливого человека, хлебосольством и радушием хозяина дома. В общении с художниками раскрылись и другие таланты Саввы Ивановича, дар режиссёра, художественного руководителя театра. Мамонтовы регулярно устраивали любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы. Савва Иванович писал прекрасные стихи и пьесы (слайд № 78)

Ведущий 2: «…Многие пьесы ставились на домашней сцене с успехом», - вспоминал В.М. Васнецов. «Всё окружение Саввы Ивановича: его жена и дети, братья и их семьи – все жили искусством, сценой, пением и все оказывались под его волшебным жезлом прекрасными, чуть не гениальными артистами…»

Ведущий 1: А вот уже свидетельства Константина Сергеевича Станиславского: «Спектакль репетировался, обставлялся в смысле декорационном и костюмерном в течение двух недель. Со всеми недоразумениями по актерской и режиссерской части бегали вниз к главному режиссеру спектакля, то есть к самому Мамонтову. Он же сидел в большой столовой, у чайного и закусочного стола, с которого весь день не сходила еда.

Ведущий 2: Среди этого шума и гула голосов сам хозяин писал пьесу, пока наверху репетировали ее первые акты. Едва законченный лист сейчас же переписывался, отдавался исполнителю, который бежал наверх и по непросохшей еще новой странице уже репетировал только что вышедшую из-под пера сцену…»

Ведущий 1: ЗАДАНИЕ 7: «Кроссворд «Алая роза» Разгадав кроссворд, вы узнаете, какую пьесу писал С.И. Мамонтов. ОТВЕТ: «Алая роза» (слайд № 79)

Ведущий 2: «Алая роза» - пьеса по сказке Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек». Савва Иванович ради живописности перенес действие в Испанию, поменял скромный российский аленький цветочек на пышную розу.

Ведущий 1: Об этой постановке сохранился отзыв Елены Дмитриевны Поленовой: «Декорации были удивительно удачны, костюмы великолепны, да и пьеса талантливо поставлена… А что всего милее, это то, что главные роли были исполнены детишками и подростками».

В исполнении учащиеся 11 класса - сцена из пьесы С.И. Мамонтова «Алая роза»

СЦЕНАРИЙ:

Рассказчик: Жил-был богатый сеньор и было у него 3 дочери - красавицы, а меньшая любимее всех. Стал собираться он по торговым делам за море. Позвал дочерей и спрашивает: Дон Диего: Дочери мои милые, дочери мои пригожие, еду я по своим в края заморские. Надолго ли отлучусь – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно. И привезу вам тогда такие гостинцы, каких вы сами пожелаете! Старшая дочь Франсиска (свободная): Не вози ты мне золотой и серебряной парчи, ни мехов черного соболя, а привези ты мне золотой венец из каменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого. Мне на гордость, всем на удивление! Средняя дочь Фортунэта (удачливая): Не нужны мне ни явства заморские, ни золото венца самоцветного, а привези ты мне зеркальце по виду простое, но чтобы, глядя в него, видела я всю красоту поднебесную, и чтоб, смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья не терялася. А по краям пусть завиточки будут! Младшая дочь Абигайль (радость отца): Привези мне, батюшка, Розу Алую! Я ее во сне недавно видела! Такую, какой нет нигде больше на всём свете белом! Ты только никому не говори, не спрашивай. Она сама пускай тебе явится. Дон Диего: Ну, задала ты мне работу: коли знаешь, что искать, то как не сыскать, а как найти то, чего сам не знаешь? Ну что ж, поищу, поищу. Идите, дочки, по делам своим, девичьим. Дочери уходят. Рассказчик: Отправился сеньор в путь. Продает свои товары втридорого, покупает чужие втридешево, «меняет товар на товар со придачею серебра да золота». Франсиске и Фортунэте купил он подарки, а Абигайль - нет. Находил он во садах царских, королевских и султановых много Роз Алых, да такой красоты, что ни в сказке сказать, ни пером написать; да никто ему поруки не дает, что краше той Розы нет на белом свете; да и сам он того не думает. По пути домой напали на него разбойники. Дон Диего скрылся в лесу. Дон Диего: Пусть лучше звери растерзают, чем плен. Рассказчик: Шел по лесу и видит: дворец в огне, серебре, золоте. Зашел в него, а там все убрано, богато. Все окошки во дворце растворены и играет в нем музыка чудная, какой никогда он не слыхивал. Дон Диего: Что за диво чудное? В какой стране оказался я? Здравствуй, хозяин милостивый! Уж прости меня, что без приглашения явился! Рассказчик: Пошел сеньор гулять по садам диковинным и вдруг видит он цветет цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, ни в сказке сказать, ни пером написать. Дон Диего: Вот она Роза Алая, какой нет краше на белом свете, о которой просила меня дочь меньшая, любимая, Абигайль. Срывает цветок. Чудище: Что ты наделал? Как ты посмел сорвать в моем саду мой любимый цветок? Я хозяин дворца и сада! Знай же свою участь горькую: погибнуть тебе здесь... Дон Диего падает на колени. Дон Диего: Прости мне мою дерзость безвинную! Каюсь, виноват! Не смог я меньшой дочери гостинца отыскать. Чудище: Нет тебе от меня никакой милости, останешься пленником у меня! Дон Диего: Отпусти с дочерями проститься. Ворочусь я! Слово тебе моё! Чудище: Иди, простись. Возьми мой перстень. На палец оденешь, ко мне воротишься! Рассказчик: И только сеньор успел надеть его на правый мизинец, как очутился он в воротах своего широкого двора. Рассказал все дочерям. Дон Диего: Вот и попал я к Чудищу в замок, цветочек там нашёл. А теперь вернуться я должен к нему в качестве пленника. За то, что цветочек сорвал. Надену перстень на палец и перенесусь на остров тот!  Я слово дал! Кладёт перстень на край стола. Абигаль хватает перстень и надевает его на палец. Абигаль:  Для меня достал ты эту Розу Алую, батюшка, мне и ответ держать! Моя вина в этом! Рассказчик: Очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных. Заиграла музыка согласная, какой отродясь она не слыхивала. Захотелось ей осмотреть весь дворец, да с хозяином повидаться. Абигаль идёт по залу, рассматривая сады. Надо цветок на место вернуть. Потом разворачивается к сцене, а там Чудище. Она пугается, отворачивается.
Чудище: Испугал я тебя, Абигаль.  Прости меня. Уходит со сцены.
Абигаль: Прости, господин милостивый! Не ожидала тебя увидеть!
Чудище: Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, гостья, и всё, что тебе пожелается, исполнять я буду с охотою.  Абигаль уходит Рассказчик: Так и стала жить и поживать дочь младшая, Абигаль. Мало ли, много ли тому времени прошло: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Да заскучала скоро она по краю родимому. Абигаль: Здесь ли ты, мой добрый любимый господин? Чудище: Здесь, госпожа моя прекрасная, твой верный друг!
Абигаль:  Вижу, все желания ты мои исполняешь! Благодарна тебе безмерно! Отпусти меня с отцом и с сестрицами повидаться. Хоть на денёк. Чудище: Не нужно тебе мое позволенье. Не пленница ты здесь, а хозяйка и госпожа моя. Перстень у тебя, надень его на правый мизинец и очутишься в дому у батюшки родимого. Но только если ты ровно через три дня и три ночи не воротишься, то не будет меня на белом свете, и умру я от тоски по тебе.  Абигаль:  Что ты, друг сердешный?! Не могу я за всю доброту твою поступить так! Вернусь в срок. Надевает перстень и переносится в отчий дом. Рассказчик: Очутилась она на широком дворе родного дома. Прибежали сестрицы любезные и, увидавши ее, диву дались красоте ее девичьей и ее наряду царскому, королевскому. Сестры охают, ахают, наряд рассматривают. Выходит отец. Обнимает дочь. Дон Диего: Как смогла ты убежать ты из царства чудища страшного?! Абигаль: Что ты, батюшка?! Он друг мой верный и любимый! Отпустил меня в гости к вам, когда узнал, что тоскую по дому отчему. Франсиска: Вот молодец! Обманула дурака косматого! Фортунэта: Пусть околеет там один, туда ему и дорога! Абигаль: (злится на сестёр) Если я моему господину доброму и ласковому за все его милости и любовь горячую заплачу его смертью лютою, то не буду я стоить того, чтобы мне на белом свете жить, и стоит меня тогда отдать диким зверям на растерзание! Отец успокаивает её. Они отходят в сторону. Абигаль рассказывает ему о своей жизни во дворце, а сёстры заговор устраивают… Рассказчик:  Сёстрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое и недоброе: взяли, да все часы в доме целым часом назад перевели, и не ведал того ни отец, ни вся его прислуга верная, челядь дворовая. И когда пришел настоящий час, стало у Абигаль на сердце тревожно. Стала она в дорогу собираться, с родными прощаться. Абигаль: Простите, сестрицы, не могу оставаться я более! Бьётся сердечко, стучит, чует беду неминучую! Франсиска: Торопишься! Родимый дом чужим стал! Фортунэта: Не милы мы тебе совсем?! Дон Диего: Иди, доченька, если сердце велит! Рассказчик:  Надела она перстень на палец и очутилась во дворце зверя лесного, чуда морского. И, дивясь, что он ее не встречает, закричала громким голосом: Абигаль:  Где же ты, мой верный друг- сердечный? Что же ты меня не встречаешь? Я воротилась раньше срока тобою назначенного целым часом со минуточкой. Рассказчик:  Но в ответ ей тишина стояла мертвая; в зеленых садах птицы не пели песни райские, не били фонтаны воды и не шумели ключи родниковые, не играла музыка во палатах высоких. Абегаль ищет друга своего. И вдруг видит его, лежащего бездыханным. Пала она на колени, обняла руками голову Чудища и залилась горючими слезами: Абигаль:   Ты встань, пробудись, мой сердечный друг, я люблю тебя как жениха желанного! Звучит гром, музыка… В этот момент Чудище превращается в молодого красивого юношу, кабальйеро. Кабальйеро:  Абигаль! Абигаль:   Ой, что же это?!  Отворачивается – застеснялась. Кабальйеро подходит к ней. Кабальйеро:  Пожалела ты меня, краса ненаглядная, в образе чудища безобразного. За душу беззлобную, за сердце чистое. Злая волшебница прогневалась на меня и в чудище страшное превратила. Чтобы жить мне в таком виде безобразном пока не найдется красная девица, которая полюбит меня в образе ужасном. Полюби же меня теперь в образе человеческом! Рассказчик:  Нет больше ведьмы-колдуньи! На веки рухнули тёмные чары. 
дождавшись минутки (по домашним часам), вернулась она во дворец. А зверь около алой розы мертвый лежал. «Ты встань, пробудись, я люблю тебя, как жениха своего желанного!» И превратилось чудище в принца молодого: «Полюбила за душу добрую, за любовь мою».  Поженились они с Абегаль и жили долго и счастливо.

конец

Ведущий 1: После Саввы Ивановича Мамонтова остались его железные дороги, остался культурный феномен XIX века - Абрамцево. Лучше всего о нем сказал философ отец Павел Флоренский: «Абрамцево…прежде всего есть духовная идея, которая неуничтожаема… Если будет жива идея Абрамцева, не все погибло».
Ведущий 2: Современники считали, что Савве Ивановичу Мамонтову нужно поставить не менее четырех памятников в России. Долгие годы не было ни одного. И только в 1999 году в Сергиеве Посаде был установлен первый в России памятник великому меценату (слайд №99 ), а уже в 2008 году к 140 – летию Северной железной дороги в городе Ярославле был установлен второй памятник человеку, заслуги которого перед русским народом – огромны (слайд №100 ).