Конспект занятия по математике по теме «Нахождение выигрышной стратегии» в рамках внеурочной деятельности в 5 классе

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 65 г. Сочи








Конспект

занятия по математике

по теме

«Нахождение выигрышной стратегии»

в рамках внеурочной деятельности

в 5 классе
















Автор работы:

учитель математики Колганова Елена Петровна







Сочи – 2016

Занятие № 36

Тема занятия:

Нахождение выигрышной стратегии.

Педагогическая цель:

Закрепить умение находить закономерность в ходе игры; формулировать и применять «выигрышную стратегию»; развивать внимание, механическую и ассоциативную память; воспитать самостоятельность и последовательность действий для достижения поставленной цели.

Тип занятия:

Урок обобщения.

Планируемые результаты (предметные):

Формулируют и применяют выигрышную стратегию.

Личностные результаты:

Осуществляют поиск свей позиции в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Познавательные: используют различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебно – информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображение, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением ;

Коммуникативные: активно используют речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Класс: 5

Основное содержание темы, понятия и термины:

Нахождение выигрышной стратегии. Игра «Кто первым назовет число 100?». Игра «Не больше трех предметов». Поиск секрета выигрыша.

Образовательные ресурсы:

Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика. 3 класс. («Информатика в играх и задачах»). Учебник в 2-хчастях, часть 1. – Изд. 3-е, испр. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012. – 64 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»)

Сценарий занятия

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент).

Учитель: Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы играли в игру «Запомни предметы». Сегодня я предлагаю сыграть в эту же игру, но теперь вы будите запоминать не предметы, а слова, которые обозначают предметы. Напомню правила игры. Я вызываю к доске двух учащихся и показываю 10 листов с названиями разных предметов. В течение минуты, вы должны запомнить их. Затем я убираю листы, а вы должны будите перечислить названия всех предметов, которые видели.

Игру можно разбить на 2 этапа: механическое и ассоциативное запоминание.

Ассоциативное запоминание начинается с классификации предметов. Учащиеся разбивают предметы по группам и перечисляют состав групп. После этого предметы убираются, и учащимся предлагается еще раз перечислить запомнившиеся предметы.

Продолжительность игры зависит от количества оставшегося времени.

2. Постановка учебной задачи.

Учитель: Запишем тему занятия «Выигрышная стратегия». Сегодня на занятии мы закрепим ваши знания о правилах разработки выигрышной стратегии и научимся составлять план игры.

3. Закрепление знаний и способов действий.

Учитель: Мы вспомнили, что выигрышная стратегия – это правило, которое помогает выиграть в игре. Давайте попробуем сформулировать выигрышную стратегию для игры «Не больше трех точек» в задании №40 на странице 55. Внимательно прочитайте правила игры.

Ученики: Два цветных карандаша по очереди закрашивают и присоединяют одну, две или три точки на рисунке. Выигрывает карандаш, который присоединит последнюю точку.

Учитель: Рассмотрим первую игру. Какой карандаш должен выиграть?

Ученики: Красный.

Учитель: С чего нужно начать для того, чтобы сформулировать стратегию?

Ученики: Посчитать количество точек. Их 20.

Учитель: Сколько точек можно соединять?

Ученики: Максимум 3.

Учитель: До скольких предметов нужно дополнять ход второго игрока?

Ученики: До 4-х.

Учитель: Почему?

Ученики: Так как 3 – это максимальное количество точек для одного хода и 1 точка для второго игрока.

Учитель: Каким по счету должен начинать красный карандаш, чтобы выиграть в этой игре?

Ученики: Вторым, так число 20 делится на 4 без остатка.

Учитель: До скольких точек красному карандашу нужно дополнять ход второго игрока, чтобы в итоге выиграть?

Ученики: До 4-х.

Учитель: Левая сторона парты – синий карандаш, а правая сторона парты – красный карандаш. Раскрасьте и соедините точки, используя данную стратегию.

Учащиеся в парах доигрывают первую игру.

Учитель: Переходим ко второй игре. Какой карандаш должен выиграть в этой игре?

Ученики: Зеленый.

Учитель: Каким по счету, он должен начинать игру, чтобы выиграть?

Ученики: Так как точек 22, их количество не делится на 4 без остатка, то зеленый карандаш должен начинать первым. При чем он должен закрасить 2 точки, то есть остаток.

Учитель: До скольких точек зеленому карандашу нужно дополнять ход второго игрока, чтобы в итоге выиграть?

Ученики: До 4-х.

Учитель: Верно. Левая сторона парты – зеленый карандаш, правая сторона – черный. Раскрасьте и соедините точки, используя стратегию.

Учащиеся в парах доигрывают вторую игру.

Учитель: А теперь сами в парах определите, кто будет каким карандашом рисовать. Жеребьевкой выберите, кто начинает игру. Самостоятельно определите стратегию, и попытайтесь выиграть у своего соперника.

Учащиеся играют в третью игру.

Учитель: Вы очень хорошо справились с этим заданием, а теперь переходим к заданию №38 на странице 52. Прочитайте задание.

Ученики: Прочитайте текст и слова, записанные в столбик. По какому правилу переставлены эти слова? Восстанови правильный текс вверху. По такому же правилу выпиши и переставь слова в тексте на следующей странице.

Учитель: Рассмотрите внимательно рисунок внизу страницы и прочитайте текст к нему. О чем идет речь в этом рассказе?

Ученики: Не понятно.

Учитель: Почему?

Ученики: Слова в тексте перепутались.

Учитель: Прочитайте первое предложение. О чем в нем говорится?

Ученики: Кто-то вернулся.

Учитель: Прочитайте слова справа и скажите, какие слова подходят?

Ученики: Муми – тролль и Снифф.

Учитель: Куда они вернулись?

Ученики: К голубому домику в долину.

Учитель: Как вы думаете, как слова расположены в этом столбике?

Ученики: В обратном порядке.

Учитель: Во всем ли тексте?

Ученики: Да.

Учитель: Вставьте все слова и прочитайте, что у вас получилось.

Ученики: Когда Муми – тролль и Снифф вернулись к голубому домику в долине, день близился к вечеру. Речка текла тихо – тихо, а над нею всеми цветами радуги сиял новенький, свежевыкрашенный мост.

Учитель: Молодцы! В тексте на странице 53, нужно по такому же правилу вписать и переставить слова. Что нужно сделать для начала?

Ученики: Выписать слова, которые необходимо заменить.

Учитель: Верно. Какие это слова?

Ученики: Снифф, лапы, песок, счастье, жизнь, полки, свечи, лестница, крыша, море, Муми – тролль.

Учитель: Как нужно записать эти слова в столбик слева от текста?

Ученики: В обратном порядке, то есть слово «Муми - тролль» будет первое, а слово «Снифф» - последним.

Учитель: Запишите слова в столбик. Какое слово мы впишем первое в измененный текст?

Ученики: Муми – тролль.

Учитель: Самостоятельно впишите слова в текст. Прочитайте, что у вас получилось?

Ученики: Муми – тролль зарыл море в крышу и вздохнул от лестницы. «Поселиться бы здесь на всю свечу, - подумал он. – Поставить маленькие полки, а по вечерам зажигать жизнь. И еще, может сделать веревочное счастье, чтобы забираться на песок и любоваться лапами. То–то удивится Снифф».

4. Физкультминутка.

Учитель: Хорошо. А теперь выполним задание №39. Рассмотрим рисунок. Что на нем изображено?

Ученики: Клоун и много – много мячей.

Учитель: Верно, после выступления клоуну необходимо разложить все мячи по полкам. Но он не знает, как это сделать. Поможем ему?

Ученики: Да.

Учитель: Прежде, чем мы начнем их раскладывать по полкам, нужно выделить признаки, по которым можно разделить мячи. Назовите эти признаки.

Учитель рисует схему на доске.












Ученики: Мячи можно разделить: по размеру, по цвету и по рисунку на мяче.

Учитель: Как можно разделить мячи по размеру?

Ученики: Большие, маленькие и средние.

Учитель: Как можно разделить мячи по цвету?

Ученики: Белые, синие и полосатые.

Учитель: Верно, а как можно разделить мячи по рисунку?

Ученики: С перекрещивающимися полосками, с одной полосой и без рисунка.

Учитель: Если воспользоваться первым делением мячей по размеру, то сколько их будет на первой полке?

Ученики: 6.

Учитель: На второй полке?

Ученики: 5.

Учитель: И на третьей полке?

Ученики: 5.

Учитель: Расположите мячи, используя второе и третье деление мячей. Покажите друг другу, что у вас получилось.

Учащиеся самостоятельно доделывают задание.

5. Рефлексия учебной деятельности на занятии.

Учитель: Осталось совсем немного времени, чтобы не тратить его в пустую, предлагаю сыграть в игру «Кто первым назовет число 100?». Правила очень просты. Слушаем внимательно. В этой игре участвуют двое. Один называет число от 1 до 9 включительно. Второй игрок прибавляет к названному числу любое число от 1 до 9 и называет сумму. К этой сумме первый игрок снова добавляет число от 1 до 9 и называет новую сумму. Выигрывает тот, кто назовет число 100. Подумайте, какой игрок будет выигрывать?

Ученики: Второй.

Учитель: Какое правило ему нужно использовать?

Ученики: Второму игроку нужно дополнять ход первого игрока до круглого числа – 10, 20, 30, 40 и т.д.

Учитель: Попробуйте сыграть в эту игру парами, как вы сидите.

Учитель: А теперь сыграйте, не используя стратегии. Всегда ли второй игрок выигрывает?

Ученики: Нет.

Учитель: Какой вывод можно сделать?

Ученики: Чтобы выигрывать в любой игре, необходимо сформулировать выигрышную стратегию.

Учитель: То есть правило, которое поможет нам выиграть.