ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая характеристика урока
Предмет: Музыка
Класс : 1
УМК: Т.И.Баклановой «Музыка. Планета знаний»
Тема: В пещере горного короля.
Цель урока: Познакомить детей с музыкой Э.Грига.
Задачи:
Предметные: Приобщить детей через знакомые сказочные образы, темы и сюжеты к классической музыке, музыкальному образу. Продолжение знакомства со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр). Продолжение развития певческих навыков.
Метапредметные: Создать условия для самостоятельного анализа музыкальных образов людей и сказочных персонажей по критериям красоты, доброты и т.д.
Личностные: Создать ситуацию для рефлексии личностного понимания и восприятия эмоционального воздействия музыки Э.Грига.
Межпредметные связи (если имеются): литература.
Тип урока: Комбинированный.
Педагогические технологии: игровые технологии, технология организации самостоятельной деятельности учащихся, технология проблемного обучения, технология моделирования художественно-творческого процесса.
Основные понятия урока: музыкальные образы фантастических персонажей древних сказаний (кикимора, гном, тролль).
Оборудование и средства обучения: мультимедийный проектор, экран, ПК, презентация: названия произведений; изображение гнома; текст песни «Пёстрый колпачок» музыка Г.Струве, слова Н.Соловьёвой; определение понятия «гном», «тролль»; портрет Э.Грига; фонограмма песни (плюс и минус), фонограммы произведений «Кикимора» А.Лядова, «В пещере горного короля» Э.Грига .
Создание условий для самостоятельного анализа музыкальных образов сказочных персонажей по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д.
Рассказывает о том, что в скандинавской мифологии гномы и тролли – отрицательные персонажи (в отличие от м\ф и песни «Пёстрый колпачок»), зловредные и враждебные человеку существа. Слайд 8 с определением гнома и тролля по словарю В.И.Даля.
Рассказывает, что живут они в пещерах скалистых северных гор рядом с холодным морем. В одну из таких пещер, где обитали гномы и тролли под предводительством горного короля, попал молодой человек по имени Пер Гюнт. Как, по-вашему, гномы и тролли встретили чужака? (злобно, враждебно). Кратко рассказывает о Г.Ибсене (слайд 9) и о композиторе Э.Григе, показывает портрет композитора. Слайд 10.
Слушают рассказ, отвечают на вопросы, читают определение гнома и тролля. Слушают краткий пересказ фрагмента притчи Г.Ибсена «Пер Гюнт». Представляют, как встретили обитатели пещеры чужака из солнечного мира людей (враждебно). Читают название произведения и имя автора Рассматривают портрет композитора Э.Грига, Читают название музыкального произведения.
Развитие художественного воображения, моделирование содержания фрагмента притчи.
Развитие умения слушать, анализировать музыку.
4.
Создание ситуации для рефлексии личностного понимания и восприятия эмоционального воздействия музыки Э.Грига.
Предлагает послушать музыку, которая расскажет, что же произошло в пещере. Включает фонограмму. Задаёт вопрос, что же там произошло? Выслушивает увлекательные истории, придуманные (услышанные) детьми. Задаёт вопросы о темпе музыки, всегда ли он был одинаковым? С каких звуков (высоких или низких) началась музыка и какими закончилась? Всегда ли музыка была одинаковой громкости? Какой характер музыки? Почему? Чего добивались тролли, когда окружили Пер Гюнта в пещере? Как вы думаете, они просто стояли вокруг него, или двигались? Как двигались? Повторное слушание (для большего погружения в образ, можно погасить свет в кабинете)
Слушают музыку, размышляют о ней, отвечают на вопросы, желающие рассказывают свою историю развития событий в пещере горного короля, которую поведала им музыка. Отвечают на вопросы о средствах музыкальной выразительности. Отмечают, что темп был сначала медленный, затем, всё быстрее, ускорялся; началась музыка с низких звуков, закончилась на высоких звуках; начиналась музыка тихо, а потом становилась всё громче и громче; музыка зловещая, страшная. Тролли хотели напугать чужака, они сначала медленно танцевали вокруг него, а затем их танец превратился в бурную пляску. Слушают музыку ещё раз.
Осознание развития в музыке, изменения темпа, нарастание динамики, подъём мелодии по высоте, регистровое развитие. Развитие творческого воображения, сочинение своей истории, подсказанной музыкой. Осознание эмоционального воздействия музыки Э Грига.
5.
Результат.
Формирование музыкального вкуса, обогащение чувственной сферы ребенка. Пытаются выразить личностное понимание и восприятие эмоционального воздействия музыки через сочинение предполагаемого развития событий.
Развитие умения слушать музыку, анализировать. образ, концентрировать внимание на восприятии сказочного образа и его музыкального воплощения.
Умение сопоставлять художественный и музыкальный образ,
активизировать
Развитие творческого воображения, сочинение своей истории, подсказанной музыкой. Осознание эмоционального воздействия музыки Э Грига.
6.
Домашнее задание.
Нарисовать пещеру горного короля.