Сценарий урока музыки в 7 классе Шостакович. Симфония №7 Ленинградская

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Сценарий урока музыки в 7 классе «Шостакович. Симфония № 7 "Ленинградская"

(На экране слайд №1: фотография г. Ленинграда.)

У.М.: Здравствуйте ребята. Сегодня сидящие в первом ряду будут биографами, в среднем – историками, в третьем – музыковедами. Древние римляне говорили: “Когда говорят пушки, музы молчат”. Так ли это? Давайте сегодня мы поразмышляем о музыке и войне. И чтобы настроиться на нужную волну вспомним эту песню.

(На экране слайд №2: портреты М.Л. Матусовского и В.П. Соловьева-Седого.)

(напеваем с закрытым ртом мелодию песни “Баллада о солдате ”).

Давайте повторим мелодию баллады и пропоем ее с закрытым ртом.

(Распеваемся)

У.М.: Соловьев-Седой говорил: "Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами. В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить - глубоко и вдохновенно"

(На экране слайд 3: слова В.П. Соловьева-Седого.)

Кого прославляет эта песня?

Учащиеся: Песня прославляет русского солдата.

У.М.: Какие средства музыкальной выразительности говорят, что это солдат? Что это русский солдат?

Учащиеся: Мелодия маршевая и в то же время певучая, широкая, русская. Но солдат все время разный: в первом куплете солдат суровый, сдержанный, вспоминает о пройденных военных дорогах. Во втором куплете он более лиричный – воспоминание о погибших товарищах, о разоренных русских селах и городах. В третьем куплете солдат активно, мужественно, героический бьется за свою Землю. В четвертом сначала опять воспоминания, за тем должны спеть энергично, жизнеутверждающе, с верой в победу.

(Исполняется песня “Баллада о солдате ”).

У.М.: Эта песня написана после войны. Музыковеды, а во время войны, как вы думаете, писались песни?

Учащиеся: Да, во время войны композиторы писали песни. Например «Священная война», «В землянке»

У.М.:И не только песни, ребята, но и крупные музыкальные произведения.

(На экране слайд №4: портрет Д.Д. Шостаковича.)

У.М.: К таким композиторам, которые писали такие произведения, относится Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Вопрос музыковедам. Посмотрите, в каких жанрах работал Д. Шостакович?

Уч-ся: Шостакович работал в разных жанрах, но основным является симфония.

У.М.: - давайте вспомним, что такое симфония?

Уч-ся: Симфония – музыкальное произведение для симфонического оркестра в 4 частях, где 1 часть обычно написана в сонатной форме.

У.М.: Седьмая (“Ленинградская”) симфония – одно из наиболее значительных произведений Д.Д. Шостаковича. Услышав симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный, в блокаду, создавать музыку, подобную этой…»


(На экране слайд №5: название 4-х частей симфонии.)


У.М: 4 части симфонии по-разному раскрывают летопись нашей жизни. Мы остановимся на первой части, которая рисует непосредственное столкновение двух сил.

- Что такое сонатная форма и на чём она основана?

Уч-ся: Сонатная форма состоит из 3 разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Сонатная форма основана на контрасте основных тем экспозиции - главной и побочной.

У.М.: Симфония по содержанию и по форме новаторская. В ней Шостакович раскрыл схватку советского народа с фашизмом как борьбу мира созидания, творчества и разума и мира разрушения и жестокости. Как, вы думаете, должны взаимодействать между собой образы мира и войны? Они дополняют друг друга или остроконфликтны между собой?

Уч-ся: Остроконфликтны.

У.М.: Уважаемые историки расскажите нам, какой была мирная жизнь нашей страны перед войной?

Уч-ся: Жизнь была созидательной. В стране создавались сотни новых фабрик, заводов, шахт, электростанций и других промышленных объектов. Страна развивалась энергично, стремительно, с энтузиазмом.

У.М.: Как вы думаете, какой должна быть музыка, рисующая мирную жизнь нашей страны перед войной?

Уч-ся: Учащиеся выбирают из таблицы нужное.

У.М.: Давайте сравним наши предположения с замыслом композитора. Если взглянуть на нотную запись главной темы, что мы увидим?

(Учитель наигрывает главную тему)

(На экране слайд №7: слова “1 часть, Экспозиция: главная партия, побочная партия, звучит музыка.)

У.М.: Совпали ли ваши ощущения с музыкой Дмитрия Дмитриевича?

Уч-ся: Да.

У.М.: Давайте послушаем главную тему в оркестровом звучании, чтобы посмотреть другие средства выразительности.

(Звучит главная тема)

У.М.: Как вы думаете, какой должна быть музыка, рисующая портрет народа после трудового дня, когда он приходит домой, отдыхает на природе?

Уч-ся: Учащиеся выбирают из таблицы нужное.

У.М.: Послушайте побочную тему экспозиции «Седьмой симфонии» Д. Шостаковича

(Учитель наигрывает побочную тему)

Сравниваем предположения ребят по характеру музыки и мелодии. Затем слушаем оркестровый вариант и сверяем другие средства музыкальной выразительности.

У.М.: Обратили ли вы внимание, как взаимодействуют между собой главная и побочная темы? Контрастны они? А конфликтны ли? В чем особенность построения экспозиции?

Уч-ся: Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но нет противопоставления их, нет драматического конфликта. Побочная партия продолжает линию главной, таким образом, Шостакович расширяет показ образа Родины.

(Слайд№ ,

У.М.: Уважаемые историки, что прервало такую счастливую, мирную, созидательную жизнь людей 22 июня 1941 года?

Уч-ся: Война разрушила мирную жизнь.

(Слайд №9, кадры военной хроники)

У.М.: Что случилось в первые дни войны с городом Ленинградом?

Уч-ся: Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 дней.

У.М.: Вопрос биографам. Где находился в это время Д.Д, Шостакович?

Уч-ся: Во время блокады в Ленинграде Шостакович вместе со студентами выезжал за город на рытьё окопов, дежурил на крыше консерватории, а когда стихал грохот бомб, снова приступал к сочинению симфонии.

У.М.: Поэт Лев Болеславский в свое поэме “Шостакович” писал:

(На экране слайд №10: отрывок из поэмы “Шостакович” Л. Болеславского.)

Дежурить шёл, надев комбинезон
И то и дело каску поправляя.
С консерваторской крыши видел он
Весь Ленинград, до заводских окраин.
Затишье страшно стиснуло виски,
Достал, спеша, огрызок карандашный
И чистые эскизные листки
И - на бумагу замысел вчерашний.
На этот, в нотных контурах листок,
Как будто знак иного звукоряда,
Внезапно пепел неостывший лёг
Сгоревшего Бадаевского склада.
Такое чувство брезжило в душе,
Как будто в самом воздухе Седьмая
Жила неслышно до него уже,
А он лишь ловит звуки, ей внимая.

Мы видим, что Д.Д. Шостакович был непосредственным участником тех событий.

У.М.: Как вы думаете, какой должна быть музыка рисующая войну?

Уч-ся: Учащиеся выбирают из таблицы нужное.

У.М.: - Какой следующий за экспозицией раздел должен быть в сонатной форме?

Уч-ся: Разработка.

У.М.: Разработки нет, так как, помните, в экспозиции нет противопоставления тем. Зато Шостакович необычно решил эту проблему. Он вставил знаменитый эпизод фашистского нашествия. Алексей Толстой назвал эту музыку «Пляской ученых крыс под дудку крысолова»

(Учитель наигрывает, напеваем тему нашествия). Анализируем, слушаем оркестровый вариант.

(На экране слайд №12: фрагмент из поэмы “Шостакович” Л. Болеславского, звучит эпизод нашествия).

Звук.
Лёгкий далёкий звук,
Вдруг
Переходящий в стук,
Мягкий игривый стук,
Вдруг
Переходящий в шаг,
Мерный тяжёлый шаг,
Вдруг
Шумом сплошным в ушах
За каблуком каблук
Тысяч чужых сапог
Тысячью страшных мук
Через родной порог,
Жизнь обращая в прах -
ВРАГ!

У.М.: Как же Шостакович нарисовал врага в этом эпизоде?

Уч-ся: Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину.

У.М.: Меняется ли этот марионеточный мотив темы нашествия? В какой форме написан эпизод нашествия?

Уч-ся: Мотив остается тот же, только все время разрастается и становится еще злобней? Эпизод нашествия построен в форме вариации.

(На экране слайд №13: схема 1 части, продолжение слайда №20, слова “Эпизод, тема нашествия, образ врага, (вариационное развитие)


У.М.: Как вы думаете, найдется ли сила, которая остановит врага?(Ответ) Давайте послушаем мотив, который называют мотивом сопротивления., после которого завязывается симфоническая битва небывалого напряжения (вариационное развитие переходит в разработочное).

(На слайд №13 звучит “тема сопротивления”),

У.М.: Мощные волевые усилия наталкиваются на железные мотивы нашествия. В пронзительных диссонансах слышатся крики, боль, стоны. Все это выливается в грандиозный реквием – плач о погибших.

(Звучит начало репризы)

У.М.: так начинается необычная реприза.

У.М.: Так что же противостоит образу войны в симфонии?

Уч-ся: Образу фашистов противостоит образ Родины. Это борьба добра и зла.

(На слайде №13 появляются слова “тема сопротивления” “борьба добра и зла” (“разработочное развитие”)

У.М.: Так какой же мы назовем драматургию Ленинградской симфонии Д. Шостаковича? Драматургия контрастного сопоставления или остроконфликной драматургией?

(Слайд №14 отрывок из поэмы Л. Болеславского)

Уч-ся: Остроконфликтной.

У.М.: Лев Болеславский писал в поэме “Шостакович”:

(Слайд )

Ах, Дмитрий Дмитрич! На дворе война,
Простите, милый, но кому, дружище,
Сегодня ваша музыка нужна?
Солируют фугасы. Пули свищут,
Кромешный ад. Селения горят.
Прёт супостат. Не до гармоний вечных.
Когда, мой милый, пушки говорят,
Смолкают музы. С музыкой, конечно.

Согласны вы с поэтом?

Уч-ся: Нет. Во время войны писались музыкальные произведения. Музыка воевала вместе с людьми.

У.М.: Вот продолжение стихотворения

(Слайд )

Смолкают? Нет уж! Нет!
Молчать, нельзя!-

Оборотясь, отрезал. За очками,
Казалось, полыхнули не глаза,
А из души прорвавшееся пламя.

У.М.: Почему Шостакович отвечает “Нет! Молчать, нельзя!”.

Уч-ся: Каждый творческий человек не должен оставаться в стороне происходящих на его Родине, откликаться на исторические события через свои произведения. Музыкант передаёт свои чувства и мысли, протестует против жестокости, конечно же, через музыку.

У.М.: Так правы ли, древние Римляне, когда говорили: «Когда пушки говорят, музы молчат”?

Уч-ся: Нет. Музы не молчали.

(Слайд №15)

У.М.: А зачем нужна была музыка в годы войны?

Уч-ся: Музыка была необходима людям во время войны, она придавала им силы и уверенность в себе. Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю.

У.М.: Вы правы, ребята! Нам нельзя забывать ту войну и музыку, которая звучала, когда гремели пушки. Она звучала всем смертям назло. И в послевоенное время композиторы обращаются к теме войны, откликаются на любые самые трагические события, происходящие в нашей стране. В завершение урока давайте исполним песню “Журавли» Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р.