Ооржак Чодураа Кокуй ооловна
учитель музыки 1 категории МБОУСОШ №3 Г КЫЗЫЛА
Тема: Буквы музыки. Маленькие помощники композитора.
Цель: Расширение знаний учащихся в области музыкальной грамоты: знакомство с
историей появления нотной записи, с музыкальным звукорядом; знаний о
творчестве австрийского композитора Й.Гайдна.
Задачи:1.Развиватьумение исполнять песню с изменениями динамики, темпа,
звукоизвлечения, различать на слух средства музыкальной
выразительности и умение называть их. Учить петь без напряжения,
легко, мягко пропевать окончания фраз. Использовать полученные знания
о нотной грамоте в практической деятельности, умение называть
музыкальные знаки в сказке, в игре выстраивать нотный звукоряд.
2.Воспитывать уважение к мировым достижениям в области нотной записи
в музыке.
Оформление и оборудование: презентация, ТСО.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I.Организационный момент.
У: (поёт) Здравствуйте ребята!
Р: (поют) Здравствуйте!
II. (слайд 2)
У: Наш урок мне хочется начать с пословицы: «С грамотой вскачь, а без грамоты хоть плачь»
У: Ребята, сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с основой музыкальной грамоты. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать, когда не было ни букв, ни цифр. Люди передавали нужную информацию в рисуночном письме. Буквы придумывали Финикийцы. Первый алфавит составили греки. Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В честь первого автора славянскую азбуку назвали кириллицей.
Нотная грамота создавалась также долго как и буквенная. Вначале музыкальные звуки песнопений записывали условными знаками – (слайд 3) невмами (кивок, жест). Это – значки, состоящие из чёрточек, извилистых линий, запятых, кружочков. Знаки показывали общее изменение мелодии. Они записывались на двух линейках разного цвета. В начале XI века монах Гвидо (слайд 4)из города Ареццо ввёл ещё две линии. Получилось четыре: красная, жёлтая, чёрная, синяя. (слайд5)Значки ноты были квадратными. Для названий звуков монах использовал церковный гимн. Начальные слоги каждой из строк соответствовали ступеням звукоряда, начиная от звука «до»: ut, re, mi, fa, sol, la. С течением времени ut было заменено на «до» как более удобный слог для произношения и интонирования, буква h получила название «си». К концу XVII века появилась современная нотная запись.(слайд 6)
У: Ребята, посмотрите и сравните старинную и современную нотную запись (слайд 7). Какая запись понятнее и удобнее?
Р: Понятнее и удобнее современная нотная запись.
У: Чем отличается старинная нотная запись от современной?
Из скольких линеек состоял старинный нотный стан?
Р: Старинный нотный стан состоял из четырёх линеек.
У: А современный нотный стан, сколько имеет линеек?
Р: Современный нотный стан имеет пять линеек.
У: Молодцы! Откуда мы начинаем считать линейки?
Р: Линейки в нотном стане начинаем считать снизу вверх.
У: А что ставиться в начале нотного стана?
Р: В начале нотного стана ставиться скрипичный ключ.
У: Для чего он нужен?
Р: Чтобы знать где будет располагаться каждая нота.
У: Хорошо, молодцы! Скажите, а как ещё называют скрипичный ключ и почему?
Р: Скрипичный ключ ещё называют ключ «соль», потому что он пишется со второй линейки, а на второй линейке пишется нота соль.
У: Молодцы!
Скажите сколько в музыке нот? Найдите ответ в стихотворении (слайд 8).
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки - семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт.
У: Молодцы! Конечно же, в музыке семь нот. Давайте с вами исполним песенку поэта З.Петровой, композитора А.Островского «До, ре, ми, фа, соль» (слайд 9).Но прежде чем исполнить песню посмотрите на доску (повторение темы 2 класса динамика) и назовите условные обозначения f, p, <,>.
Р: f – форте (громко)
P – пиано (тихо)
< - диминуэндо (постепенное уменьшение звука)
> - крещендо (постепенное усиление звука)
У: Исполним песню, в припеве делая крещендо и диминуэндо.
Р: Исполняют песню.(слайд 10)
У: Ребята, что мы с вами пропели в припеве?
Р: Звукоряд.
У: А почему звукоряд?
Р: Звукоряд – это построение звуков по порядку.
У: Правильно! Чтобы закрепить это понятие сыграем в игру «Построй звукоряд». (Семерым участникам раздаются бейджики-карточки с назвонием нот. Весь класс поёт куплет песни «До, ре, ми, фа, соль». «Ноты» двигаются в рассыпную по классу. С началом припева участники выстраивают звукоряд. Правильность построения звукоряда проверяет весь класс.)
Р: Играют.
У: (слайд 11)Посмотрите на доску: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок».
Задание: прочитайте сказку, заменяя музыкальные знаки словами.
III. Композитор как любой человек, испытывает разнообразные чувства от общения с окружающим миром. Об этом музыкант рассказывает с помощью музыки. Чтобы не забыть свои сочинения, он тут же записывает музыкальные звуки нотами (слайд 12). Так делал и знаменитый австрийский композитор Йозеф Гайдн.
У: Сейчас Настя расскажет нам о композиторе Й.Гайдне.( рассказ ученика).
Ведь он не мог бы запомнить свыше 100 своих симфоний, 52 сонаты, 30 опер и ещё множество других произведений, если-бы не знал нотной грамоты. Более того его произведения без нотной записи никогда бы не исполнил ни один музыкант. Йозеф Гайдн был очень весёлым человеком. Такой же весёлой и жизнерадостной была его музыка. Почти в каждой симфонии есть что-то неожиданное, интересное, смешное. У: Послушайте симфонию Й.Гайдна «Сюрприз».
Р: Слушают.
У: Менялась ли музыкальная речь произведения?
Р: Музыкальная речь менялась. Звучала то тихо, то громко, то быстро, то медленно.
У: Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? (мелодия, ритм, регистр, темп, исполнение звуков)
Р:
У: Правильно молодцы!
Симфонию Гайдна назвали «Сюрприз» за то, что там, в середине медленной, тихой и спокойной музыки раздаётся вдруг очень громкий удар, а затем снова неторопливо, как ни в чём не бывало, продолжается спокойная, даже какая-то важная музыка. Гайдн начал писать музыку, когда произведения в форме симфонии только-только начали появляться. Вот почему он столько выдумывал, пробовал, искал, создавал новый вид музыкального произведения.
У: Прочитайте нотную запись мелодии произведения «Сюрприз»Й.Гайдна (слайд 13). Найдите в нотной записи самую высокую и самую низкую ноты. Назовите их.
Р: Выполняют задание.
Хорошо, спасибо! Посмотрите на доску и скажите, какой коллектив музыкантов исполняет музыку Гайдна? (слайд 14)
Р: Симфонический оркестр.
У: Что такое симфонический оркестр?
Р: Симфонический оркестр – это большой и слаженный коллектив музыкантов играющих на различных музыкальных инструментах.
У: Из скольки групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр?
Р: Симфонический оркестр состоит из четырёх групп музыкальных инструментов: смычковые, духовые деревянные, деревянные медные, ударные.
IV. А сейчас немножко отдохнём. Музыкальная разминка «Танцуем сидя».
(Танец сидя обладает терапевтическим действием: снимает мышечную усталость, укрепляет позвоночник, развивает зрительную и двигательную память, координацию движений, коммуникативные способности.)
Движения к песне:
Первая фраза – удары ладонями по коленям, в ритме песни, на вторую фразу – хлопки в ладоши. Во втором куплете обе руки ударяют вначале по правой, затем по левой коленке – на первую фразу. На вторую фразу хлопки. В третьем куплете движения усложняются. На каждый мотив – новое движение: скрещенными на груди руками выполняются удары по предплечьям, далее поднимаются плечи, а затем хлопки горизонтально расположенными ладонями.
V. Проверка домашнего задания (стишки в которых встречаются названия нот).
VI.У: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Работа по карточкам (музыкальная грамота).
Д/з. нарисовать звукоряд в цветах радуги.