Рабочая программа по музыке 8 класс 2016-2017 учебный год

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




[pic] Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Музыка» 8 класс предназначена для 8 класса МОУ Староалгашинской средней общеобразовательной школы. Она составлена на основе следующих документов:

-ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010г), а так же в соответствии с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

-с учетом Примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, протокол от 08 апреля 2015 года №1/15

-примерной программы по музыке для основного общего образования (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.) с учётом авторской программы «Музыка» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.),

-рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Искусство. Музыка. 5-9 классы» В.В. Алеева, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (М.: Дрофа, 2013),

в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МОУ Староалгашинской сош

-Учебным планом школы на 2016-2017 учебный год.

При работе по данной программе предполагается использование учебно – методического комплекта:

  • Учебник В.В.Алеева, Т.И.Науменко для общеобразовательных учреждений «ИСКУССТВО. Музыка. 8 класс» (М.: Дрофа, 2015);

  • Дневник музыкальных размышлений;

  • Нотная хрестоматия и фонохрестоматия;

  • Методические пособия и вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, аудиозаписи и фонохрестоматия по музыке).

Рабочая программа показывает, как с учётом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся, учитель создаёт индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Цель изучения предмета:

формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре, как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи:

  1. Воспитание эмоционально-ценностного, устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

  2. Освоение знаний о музыке на основе ее интонационной природы, жанровом и стилевом разнообразии, о воздействии музыки на человека, о ее взаимодействии с другими видами искусства и жизнью.

  3. Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушание, пение, музицирование, пластика движений, импровизация, синтез искусств, компьютерные ресурсы.


Одной из задач музыкального образования в наше время является знание основных традиций музыкальной жизни страны, региона, города, села, то есть, того места, где живет человек. Воспитание гражданина, Человека с большой буквы, предполагает дать ему знания о родной культуре, как составной части духовного мира человека.

является духовно-нравственное воспитание школьников через умение находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в музыкальных образах.


Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:

  • в формировании и воспитании у обучающихся веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

  • в формировании чувства патриотизма и гражданской солидарности;

  • в формировании разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития;

  • в формировании основ художественного мышления;

  • в ориентации на успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовности к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве, ответственности за будущее культурное наследие.


1.1.Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Музыка» в 8 классе направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой. Музыкальное образование при получении основного общего образования способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни.

Особое значение приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.

Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие значительно расширяются и углубляются.

Одной из важных задач является становление основ музыкальной культуры учащихся, расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности.

1.2.Место предмета в учебном плане.

Для изучения учебного предмета «Музыка» при получении основного общего образования в 8 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).

1.3 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты:

-Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека, -воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки; -проявлять устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа; различным видам музыкальной и творческой деятельности; -рассуждать о специфике музыки;

Личностные результаты: целостное представление о поликультурной картине современного музыкального мира; -развитие музыкально-эстетического чувства; -усовершенствование художественного вкуса, в области эстетически ценных произведений музыкального искусства; -устойчивые навыки самостоятельной , целенаправленной содержательной музыкально-учебной деятельности;

Метапредметные результаты

Познавательные

Учащиеся научатся:

-анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов; -использовать различные источники информации; стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

-размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

-проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями; -оценивать современную культурную и музыкальную жизнь обществ определять цели и задачи собственной музыкальной деятельности, выбирать средства и способы ее осуществления в реальных жизненных ситуациях;

Учащиеся получат возможность научиться:

-самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; -построению жизненных планов во временной перспективе; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; -прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей;

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

-аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

Учащиеся получат возможность:

-участвовать в жизни класса, школы, города и др, общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности; -применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач; -вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию;


1.5Способы контроля и оценивания образовательных достижений

Контроль осуществляется в следующих видах:

  • входной, текущий, тематический, итоговый.

Форма контроля:

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • взаимоопрос;

  • ритмический диктант;

  • тест;

  • музыкальные турниры;

  • анализ музыкальных произведений;

  • музыкальные викторины;

  • хоровой концерт;

  • уроки – концерты;

  • творческие задания.

Существует достаточно большой перечень форм творческих заданий, которые могут быть выполнены учащимися и соответствующим образом оценены учителем

1.Рефераты, доклады, творческие работы , творческие проекты , презентации и т.д. по специально заданным темам или по выбору учащегося. Критерий выполнения и оценивания:

-реферат (выполняется 1 раз в год как итоговая работа во 2 полугодии), объем от 15 до 20 листов: титульный лист, содержание, введение, 1 часть, 2 часть, заключение, используемая литература, интернет-ресурсы, так же портреты композиторов, картинки, рисунки, нотные примеры и т.д.);

-доклад (может выполняться 1 раз в четверть), объем – 3-4 листа;

-творческая работа (может выполняться в виде книжки-раскладки, картинок, рисунков с текстом и т.д по окончании изучения темы, о жизни композитора, об одном произведении, например), объем 1-2 листа;

-творческие проекты – объемная работа, может длиться какой-то определенный период, исходя из целей проекта, представление: в творческом виде: мини-концерт, ролевая игра, викторина, публичное выступление;

-презентация (компьютерная) по желанию обучающихся. Свободно владеющих созданием презентации в программе Powerpoint по какой-то определенной теме.

Оценка «5» отлично – полное овладение темой выступления, логика рассказа или презентации, яркое и красочное представление, умение держаться на сцене, работать с теоретическим и музыкальным материалом, овладение способностью отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме, в пении – чистое интонирование и понимание воплощения музыкального образа, связная активная выразительная речь.

Оценка «4» хорошо – не совсем полное овладение темой выступления, логика рассказа или презентации не всегда выявляется, представленный материал не отличается красочностью и аккуратностью, умение держаться на сцене, способность отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме не всегда получается, пение – устойчивое, но не всегда чистое.

Оценка «3» удовлетворительно – слабое овладение темой выступления, нарушена логика рассказа или презентации, представленный материал не отличается красочностью и аккуратностью, поверхностен, не обработан, умение держаться на сцене почти отсутствует, способность отвечать на задаваемые вопросы в свободном режиме чаще всего не получается, пение – неустойчивое, забывает слова, невыразительная речь.

Оценка «2» не ставится, поскольку все выступления учащихся предварительно просматриваются. Проводится определенная работа по подготовке детей.

2.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).

3.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)

4.Ведение тетради по музыке, Дневника музыкальных наблюдений, работа с ритмическими и музыкальными карточками и т.д

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность– доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;



3) систематичность– проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность– учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета– видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета– установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Оценка


Показатели оценки результатов учебной деятельности


«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментальногомузицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения.

Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.


«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные зна­ния на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.



«3» (удовлетворит-ельно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видо­измененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.



«2» (неудовлетво-рительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.




При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основ нотной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категориям несущественных ошибок относятся: незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Параметры

Критерии певческого развития


Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный

результат

Хороший

Результат


Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое,фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты




Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ

звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака



Дикция

Нечеткая.Согласныесмягченные.Искажениегласных. Пропуск согласных.

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.





Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох - перегруженный, выдох - ускоренный, оптимальный.




Выдохсохраняетвдыхательнуюустановку.

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнима­телен. Не проявляет интереса к музыке.



Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый инте­рес.

При исполнении песен активен. Лю­бит, понимает музыку. Вни­мателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.

2. Содержание учебного предмета.

О традиции в музыке (3 часа)

Введение в тему года «Традиция и современность в музыке». Музыка старая и новая. Настоящая музыка не бывает старой. Живая сила традиции. Прослушивание М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». Хоровое пение: а. Островский Песня остаётся с человеком. Т.Хренников, стихи Матусовского Московские окна. Ю Чичков . Наша школьная страна.

  1. Сказочно-мифологические темы(5 часов)+ заключительный урок (1 час)

Искусство начинается с мифа. Мир сказочной мифологии: опера Н.Римского-Корсакова «Снегурочка». Языческая Русь в «Весне священной» И.Стравинского. Поэма радости и света: К.Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна». «Благословляю вас, леса…». Заключительный урок-викторина. Прослушивание Н. Римский –Корсаков Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка», И. Стравинский Весенние гадания. Из балета «Весна священная» П. Чайковский стихи Толстого А. «Благословляю вас, леса…». Хоровое пение Я. Дубравин Песня о земной красоте. Л.Квинт Здравствуй , мир.


  1. Мир человеческих чувств (10 часов)

Образы радости в музыке. «Мелодией одной звучат печаль и радость». «Слёзы людские , о слёзы людские…». Бессмертные звуки «Лунной сонаты». Тема любви в музыке. П.Чайковский «Евгений Онегин». «В крови горит огонь желанья…». Трагедия любви в музыке. Подвиг во имя свободы. Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт». Мотивы пути и дороги в русском искусстве. Прослушивание: Н.Римский –Корсаков. Хоровая песня Садко. Из оперы «Садко». Фрагмент. П.Чайковский. Болезнь куклы. Из детского альбома. Л.Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. П.Чайковский . Сцена письма. Из оперы «Евгений Онегин». Фрагмент.П Чайковский Увертюра-фантазия2Ромео и Джульетта». Р Вагнер Вступление к опере «Тристан и Изольда». Хоровое пение: Б.Окуджава. Песня .. В.Высоцкий . Братские могилы. А Макаревич. Пока горит свеча. В.Высоцкий . Песня о друге. К.Кельми. Замыкая круг.

  1. В поисках истины и красоты (5 часа)

Мир духовной музыки. Колокольный звон на Руси. Рождественская звезда. От рождества до Крещения. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня. Прослушивание: М.Глинка. Херувимская песнь. М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». С.Рахманинов. Колокола № 1. Н.Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Хоровое пение Е.Крылатов Колокола.

  1. О современности в музыке (8часов)

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты. Философские образы 20 века: «Турангалила-симфония» О.Мессина. Новые области в музыке 20 века (джазовая и эстрадная музыка). Лирические страницы советской музыки. Диалог времен в музыке А.Шнитке. «Любовь никогда не перестанет». Прослушивание: А.Онеггер. Пасифик 231.Фрагмент. А. Хачатурян. Смерть гладиатора. Адажио Спартака и Фригии. О.Мессиан. «Ликование звёзд.» Д.Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра. Д.Герман «Привет, Долли».Дж.Леннон. П.Маккартни. Вчера. Хоровое пение: М.Дунаевский. Песня о дружбе. А .Лепин «Песенка о хорошем настроении. Ю. Чичков Россия, Россия

  1. Музыка всегда остаётся (1 час)

Музыка всегда остаётся. Слушание произведений по выбору учащихся. Хоровое пение: А. Флярковский. Стихи А. Дидурова. Прощальный вальс. И. Грибулина. Прощальная.

  1. Заключительный урок –викторина (1 час)

Итоговое тестирование. Урок-викторина


Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год 8 класс


Тема урока

Виды учебной деятельности

Планируемые результаты.

Дата


предметные

личностные

метапредметные

план

факт

1

Музыка «старая» и «новая»

Рассуждение о вечных темах искусства.

Слушание:

Бетховен «Соната №14»


Знать о роли музыки в жизни человека.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р: формирование умения формулировать собственное мнение. П: знать о роли музыки в жизни человека. К: умение слушать и слышать мнения других.

03.

09


2

Настоящая музыка не бывает «старой»

Анализ понятий о старой и новой музыке.

Оценивание муз.произведения с точки зрения традиц. и совр.

Слушание:концертдля гитары с оркестром Родриго и финал концерта №4 Лебрена Пение: школьный гимн

Знать определение « старой и современной музыки.

Развитие эмоционально-ценностного восприятия музыки.

Р: формулировать собственное мнение и позицию. П:знать о роли музыки в жизни человека. К:Умение слушать и анализировать прослушанное.

10.

09


3

Живая сила традиции

Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между музыкой прошлого и сегодняшней.

Тестовая работа

по вариантам(входная диагностика)

Слушание:монолог Пимена

Пение: школьный гимн


Знать о значении традиций в жизни человека.

Формирование духовно-нравственных оснований.

П: размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.

17.

09


4

Искусство начинается с мифа

Рассуждение почему сказка и миф – вечные темы искусства.

Просмотр видеоряда

Сказочные образы, природа в произведениях рус .комп..

Прослушивание песни Садко

Пение:

Школьный гимн

Знать мифы о музыке.

Мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей литературы с музыкой.

Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. П: адекватно воспринимать художественные произведения. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

24.

09


5

Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского – Корсакова «Снегурочка»

Анализ сочетания реального и вымышленного в опере «Снегурочка».

Рассуждение о яркости и контрастности образов в музыке.

Слушание сообщений о творчестве Н.А.римского-Корсакова

Слушание: отрывков из оперы (презентация)


Знать какие мифы были положены в основу музыкальных произведений.

Раскрытие связей литературы с музыкой.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию образов их развитие и взаимодействию музыкального произведения. П: понимать различные отражения жизни в музыкальных произведениях. К: участвовать в коллективном обсуждении.

01.

10.


6

Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского

Анализ почему комп.20 века часто обращались к темам, далеким от современности

Слушание: «Весна священная» И.Стравинского

Разучивание песни: «Мой учитель» Ермолова.


Знать особенности языческих верований.

Развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи.

Р: принимать и сохранять учебные цели и задачи. П:понимать различие отражения жизни в жудожественном тексте и музыкальном произведеннии. К: применять полученные знания о музыке .

08.

10


7

Поэма радости и света: К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых фавна»

Выставка рисунков по теме урока.

Слушание:К.Дебюсси

Разучивание песни: «Мой учитель»



Знать информацию о композиторе К. Дебюсси.

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р:прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. П:анализировать собственную учебную деятельность . К: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении прослушанного.

15.

10


8

«Благословляю вас, леса…»

Рассуждение:о внутреннем состоянии человека.

Просмотр видеоряда

Музыка Чайковского и природа.

Прослушивание романс П.И.Чайковского» Благословляю вас леса»

Пение:

Выученных песен.

Знать , что жизнь является источником вдохновения для музыканта .

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

П: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. К:принимать различные точки зрения.

22.

10.


9

Заключительный урок

Муз.викторина.

Исполнение песен по желанию учащихся.


Знать основные произведения, факты биографии композиторов, основные понятия.

Эмоциональное восприятие содержания музыки.

П: использовать различные источники информации.

29.

20.


10

Образы радости в музыке

Рассуждени: зачем композиторы включают в сои произведения веселые песни и пляски.

Слушание:

Хороводная песня Садко

Разучивание: «Песня о маме» В.Тарават


Знать о значении музыки в жизни.

Проявление интереса к художественной деятельности.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

12.11.


11

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

Анализ понятий о радости и печали в музыке.

Оценивание муз.произведения с точки зрения музыкальных образов и вопло щения человеческих чувств и переживаний.

Слушание:концерт№23 Моцарта Пение: «Песня о маме»

Знать виды искусства.

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

19.

11.


12

«Мелодией одной звучат печаль и радость»

Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между музыкой прошлого и сегодняшней.

Слушание:романс Рахманинова «Здесь хорошо», вокальная пьеса «Бессмертие» Д.Шостаковича.

Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения.

П: размышлять о воздействии музыки на человека ,ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

26.

11.


13

«Слёзы людские, о слёзы людские…»

Рассуждение способна ли грустная музыка приносить утешение.

Прослушивание Р.Шуман «Грезы»

Пение:

Ранее выученных песен.

Уметь применять полученные знания .

Совершенствование художественного вкуса.

П:анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Р:проявлять творческую инициативуи самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

03.

12.


14

Бессмертные звуки «Лунной» сонаты

Анализ музыки Бетховена «Соната №14

Рассуждение о проблемах человеческой души образов в музыке.

Слушание сообщений о творчестве Л.ван Бетховена.

Слушание: Соната №14 «Лунная»

Разучивание: новогодних песен.

Знать основные признаки сонаты.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном , заинтересованном отношении к музыке.

П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.

10.

12.


15

Два пушкинских образа в музыке


Анализ почему Татьяна Пушкина – одна из самых ярких женских образов в русском искусстве, содержания романса и фрагмента из оперы.


Слушание: Отрывков из оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин». романса М.И.Глинки «В крови горит»

Просмотр презентации.

Разучивание песни: «Каникулы» А.Сидоренко

Уметь охарактеризовать тему любви в музыке П.И. Чайковского. Знать характерные особенности жанра романса

Развитие чувства восприятия, общих музыкальных ценностей.

П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

17.

12.


16

Контрольный урок по темам 2 четверти:

Самостоятельная письменная работа по вариантам.

Музыкальная викторина.

Знать основные темы, понятия. Факты из биографии композиторов, названия произведений, сюжеты, музыкальные образы основных героев.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки разных стилей и направлений.

П:анализировать собственную деятельность. К:аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и явлений зарубежной музыкальной культуры.

24.

12.


17

Трагедия любви в музыке

Рассуждение:о внутреннем состоянии человека, главная коллизия в трагедии У.Шекспира «Ромео и Джульетта».

Просмотр видеоряда

Мир человеческих чувств и музыка.

Прослушивание «Ромео и Джульетта»П.И.Чайковского» Благословляю вас леса»

Пение:

Выученных песен.

Уметь размышлять о музыке, музыкальн ом настроении.

Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.

П:сиремиться к самостоятельному общению с искусством о художественному самообразованию. Р:проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

14.

01.


18

Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»

Самостоятельная письменная работа.

Нахождение ассоц.связей между картиной Л.Галле и музыкой Бетховена.

Слушание:увертюра «Эгмонт» Л.ван Бетховена.

Разучивание: «Три белых коня»

Знать особенности творчества Л.В.Бетховена.

Уважение к творчеству композиторов- классиков.

П:размышлятьо воздействии музыки на человека.

21.

01.


19

Мотивы пути и дороги в русском искусстве

Рассуждение почему для русского искусства характерна тема пути-дороги, вьюги, метели.

Прослушивание Метель Свиридова

Чтение:

стиховН.Рубцова.

Работа над песней.

Знать основные признаки народной песни.

Формирование ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания русского искусства.

П:стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

28.

01.


20

Мир духовной музыки

Рассуждение о главных качествах духовной музыки.

Слушание сообщений о творчестве композиторов по духовной тематике. Просмотр презентации.

Слушание: М.Глинка Херувимская песнь.

Разучивание песен к 23 февраля.

Знать разновидности духовной музыки.

Развитие музыкально-эстетического вкуса.

Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

04.

02.


21

Колокольный звон на Руси

Анализ почему колокольный звон на Руси имел большое значение

Слушание: колокольных звонов.

Просмотр презентации о колоколах. Отрывка из оперы «Борис Годунов» М.П.Мусоргского.

Разучивание песни:

23 февраля.

Знать виды колокольных звонов.

Формирование духовно-нравственного восприятия музыки.

К:взаимодействовать с учителем и одноклассникам в учебной деятельности. Р:оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней. К:принимать различные точки зрения.

11.

02.


22

Рождественская звезда

Выставка репродукций по теме урока.

Слушание:Лядов «Рождество Твое», песни о рождестве.

Рассуждение: почему тема Рождества дорога для людей.

Работа над песнями.

Знать Рождественские песнопения.

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р:прогнозировать содержание произведения по его названию. П:анализировать учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов.К:сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении произведения.

18.

02.


23

От Рождества до Крещения

Рассуждение:о праздновании праздников на Руси (сравнение с современностью).

Просмотр видеоряда: отрывков из оперы Н.А.римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством»

Пение:

Выученных песен.

Знать особенности Рождества и праздника Крещения.

Формирование духовно- нрав ственного восприятия музыки.

Р:предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. П:анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. К:принимать различные точки зрения.

25.

02.


24

«Светлый праздник». Православная музыка сегодня

Самостоятельная письменная работа на тему связи между музыкой прошлого и сегодняшней.

Музыкальная викторина.

Знать разновидности Православной духовной музыки.

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р:договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. К:научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов, решения различных творческих задач. П:понимать смысл преобразований музыкальных интонаций.

04.

03.


25

Как мы понимаем современность

Рассуждение способна ли грустная музыка приносить утешение.

Прослушивание Р.Шуман «Грезы»

Пение:

Работа над песней к 8 марта.

Знать современные виды искусств и их характерные особенности.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки разных стилей и направлений.

П:анализировать собственную деятельность. К:аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и явлений зарубежной музыкальной культуры.

11.

03.


26

Вечные сюжеты

Анализ музыки Бетховена «Соната №14

Рассуждение о проблемах человеческой души образов в музыке.

Слушание сообщений о творчестве Л.ван Бетховена.

Слушание: Соната №14 «Лунная»

Работа над песней.

Знать о роли музыки в жизни человека, понятие искусства.

Уважение к творческим достижения и традициям в музыке.

Р:проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

18.

03.


27

Контрольный урок по темам 3 четверти.

Самостоятельная письменная работа по вариантам.

Музыкальная викторина.

Знать основные темы, понятия. Факты из биографии композиторов, названия произведений, сюжеты, музыкальные образы основных героев.

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки разных стилей и направлений.

П:анализировать собственную деятельность. К:аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и явлений зарубежной музыкальной культуры.

25.

03.


28

Как мы понимаем современность. Вечные сюжеты.

Рассуждение на тему а что такое современность в музыке.

Прослушивание и обсуждение: А.Оннегер «Пасифик 231», отрывков из балета А.И.Хачатуряна «Спартак».

Чтение: «Песнь о железе» М.Герасимова.

Знать факты из жизни композиторов, понятия метафоры и сравнения.

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р:договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. К:научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов, решения различных творческих задач. П:понимать смысл преобразований музыкальных интонаций.

08.

04.


29

Философские образы ХХ века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана

Анализ какие идеи исмыслы претворяются в «Турангалиле»

Слушание: О.Мессиан «»Турангалила симфония»

Повторение ранее выученных песен.

Знать особенности творчества Мессиана, высказываний современных авторов о вечных темах искусства их философском значении.

Уважение к достижениям и творческим традициям в музыке.

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

15.

04.


30

Диалог Запада и Востока в творчестве отечественных и современных композиторов.

Слушание, анализ и рассуждение на тему:балет Цзо Чжень-Гуань «Течет речка»


Знать о возможности использования музыкальных особенностей различных народов и слиянии их в единое произведение.

Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.

К:прнимать различные точки зрения, научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов решения различных творческих задач.

22.

04


31

Новые области в музыке ХХ века (джазовая музыка)

Рассуждение:о новых областях искусства 20 века. О зарождении джаза.

Прослушивание:

Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Пение:

«День Победы»

Знать истоки джаза, новые области в искусстве 20 века, уметь ориентироваться в понятийных словах.

Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.

П:использовать различные источники информации. К:высказывать свое мнение.

29.

04.


32

Лирические страницы советской музыки

Рассуждение на тему лирической музыки советских композиторов.

Прослушивание А.Эшпай «Симфония №2 2 часть»

Слонимский «Я недаром печальной слыву

Пение:

День Победы

Знать особенности периода советской музыки, представителей, композиторов, музыкантов.

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Р:предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

06.

05.


33

Диалог времён в музыке А. Шнитке

Анализ музыки Шнитке

Рассуждение о диалоге времен в музыке шнитке..

Слушание: отрывков из музыки А.Шнитке.


Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки.

Находить продуктивное сотрудничество с музыкой разных времен.

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими.

13.

05.


34

«Любовь никогда не перестанет»

Рассуждение о понимании любви в высшем понимании.

Прослушивание Г.Свиридов «Любовь святая», просмотр репродукций, презентаций.

Пение:

Ранее выученных песен.

Уметь размышлять о музыке, применять знания , полученные на музыкальных уроках.

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Р:проявлять творческую инициативу.П:использовать различные источники информации.

20.

05



35

Подводим итоги.

Музыка всегда остаётся.

Самостоятельная письменная работа по вариантам.

Музыкальная викторина.

Знать о роли музыки в жизни человека.

Эмоциональное восприятие содержания музыки.

К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественных и творческих задач.

27.

05.


4. Описание учебно-методического, материально-технического и информационного обеспечения образовательной деятельности:

Стандарты второго поколения

1. ФГОС основного общего образования (утверждён приказом Минобрнауки №1897 от 17.12.2010г), а так же в соответствии с изменениями: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 г № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г.№1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др]; под редакцией А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.

Методические пособия для учителя

1. Алеев, В.В. Музыка. 5-8.: программы для общеобразовательных учреждений [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011.

2. Золина, Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы: методическое пособие [текст] / Л.В. Золина. – М.: Глобус, 2008.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Рабочие программы для общеобразовательных учреждений. Искусство. Музыка. 5-9 классы. [текст] / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. - М.: Дрофа, 2013.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Владимиров, В.Н. Музыкальная литература [текст] / В.Н. Владимиров, А.И. Лагутин. - М.: Музыка,2011.

2. Гульянц, Е.И. Детям о музыке [текст] / Е.И. Гульянц. - М.: «Аквариум», 1996.

3. Музыка. Большой энциклопедический словарь [текст] / Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.

4. Прохорова, И.А. Зарубежная музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 2002.

5. Прохорова, И.А. Советская музыкальная литература [текст] / И.А. Прохорова. – М.: Музыка, 2002.

6. Саминг, Д.К. 100 великих композиторов [текст] / Д.К. Саминг. – М.: Вече, 1999.

7. Финкельштейн, Э.И. Музыка от А до Я [текст] / Э.И. Финкельштейн. – СПб: Композитор, 1997.

Материально-техническое обеспечение рабочей программы:

Наглядно-печатные пособия

1.Комплект портретов композиторов.

2. Комплект наглядно-демонстрационных картинок с изображением музыкальных инструментов.

3. Сборник мультфильмов музыкальной направленности.

4. Сборники песен чувашских композиторов для 5-8 классов.

Технические средства обучения

- компьютер;

- принтер;

- сканер;

- музыкальный центр.

Учебно-практическое оборудование

- музыкальный инструмент (фортепиано).

Интернет-ресурсы:

1.Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: [link]


Медиаресурсы :

1. Детская музыкальная студия. Интерактивные мультимедиа продукты. IDCOMPANI, 2010.

2. Дракоша в мире музыки. Интерактивные мультимедиа продукты. ООО «СиДи-АРТ».

3. Импрессионизм в музыке. Интерактивные мультимедиа продукты. ДиректМедиаПаблишинг. 2007.

4. МузыкальныйБункер.DSMultimediaProductionLtd 1997.

5. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

6. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

7. М.П. Мусоргский «Картинки с выставки».Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

8. П.И. Чайковский. «Щелкунчик», «Времена года».Обучающе-развивающая программа «Музыка и живопись для детей». ЗАО «Новый дом» 2004.

9. Практический курс «Учимся понимать музыку» из серии «Школа развития личности». ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.

10. Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.

11. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

12. Шедевры музыки. «Кирилл и Мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

13. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

14. Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998

15. Презентации по музыкальным и общеразвивающим темам.

5. Планируемые результаты освоения предмета «Музыка» в 8 классе

Личностные результаты УУД:

  • Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека ( на личном примере).

  • Уважать музыкальную культуру мира разных времен (творческие достижения выдающихся композиторов).

  • Быть готовым к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

  • Развивать познавательные интересы.

  • Понимать характерные особенности музыкальной формы и содержания.

  • Эмоционально откликаться на шедевры мировой культуры.

  • Формировать эмоционально-ценностное отношение к творчеству выдающихся композиторов.

  • Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

  • Расширение представлений о собственных познавательных возможностях.


Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Исследовать, сравнивать многообразие музыкальных форм;

  • Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека искусстве (с учетом критериев представленных в учебнике);

  • Анализировать приемы развития музыкальной формы и музыкальной драматургии в музыкальном произведении;

  • Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей;

  • Рассуждать об общности и различии музыкальных форм;

  • Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов;





Учащиеся получат возможность:

-Стремиться к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальной драматургии и строения музыкальной формы.

-Формировать интерес к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона.

-Расширить представления о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности.

-Идентифицировать термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.

-Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Оценивать музыкальные произведения с позиции современности.

  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.

  • Устанавливать ассоциативные связи между различными видами искусства..


Учащиеся получат возможность:

      • Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

      • Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

      • Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

  • Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

  • Приобретение навыков работы с сервисами Интернета.


Коммуникативные УУД:

Учащиеся научатся:

  • Аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и зарубежной музыкальной культуры;

  • Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Учащиеся получат возможность:

  • Участвовать в жизни класса, школы, района и др., общаться, взаимодействовать со сверстниками в совместной творческой деятельности;

  • Применять полученные знания о музыке как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач;

  • Показать адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности


Информационные УУД

- Владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-RОМ, Интернет;

    • Самостоятельно извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, ее организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать;

    • Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию, распространяемую по каналам средств массовой информации;

    • Развивать критическое отношение к распространяемой по каналам СМИ информации, уметь аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений;

    • Применять для решения учебных задач, проектно-исследовательской информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

  • Осуществлять интерактивный диалог в едином информационном пространстве музыкальной культуры.



Предметные результаты:

  • Определять в прослушанном музыкальном произведении его содержание и форму.

  • Уметь отразить понимание формы и содержания, развития музыкальной драматургии в размышлениях о музыке (устно и письменно).

  • Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности, исполнять произведения с аккомпанементом и без сопровождения.

  • Иметь представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека.

  • Воспринимать конкретные музыкальные произведения и различные события в мире музыки, проявлять устойчивый интерес к музыке.

  • Расс3ждать о специфике музыки.