ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат №1»
Наименование раздела: Музыка и изобразительное искусство.
Тема урока: Героические образы в искусстве.
Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.
УРОК музыки и пения. 6 КЛАСС 1-Я Ч.
Тема: Героические образы в искусстве.
СОДЕРЖАНИЕ урока: вокальные жанры, жанр кантата, история создания произведения,
особенности музыкального языка кантаты;
Цели урока
образовательные:
- закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и изобразительность»;
- оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;
-провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:
темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.
развивающие:
-формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
-прививать бережное отношение к истории своего народа;
-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа
Александра Невского;
-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;
-совершенствовать вокально-хоровые навыки.
воспитательные:
-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;
Задачи:
продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;
развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;
формировать умение анализа музыкального произведения.
Музыкальный материал:
• С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»
2 часть – «Песнь об Александре Невском»,
4 часть – «Вставайте люди русские»,
5 часть – «Ледовое побоище»,
6 часть – «Мёртвое поле».
Оборудование: компьютер, портреты С.Прокофьева и С.Эйзенштейна,
презентация, раздаточный материал: таблица для заполнения,
строение кантаты.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.Построение около класса.
2.Музыкальное приветствие.
3.Музыкальная разминка.
- ритмическое и дикционное упражнение :
Ру-ру-ру, ру-ру-ру,
Здесь коза грызёт кору.
Ры-ры-ры, ры-ры-ры,
Прилетели комары.
Рок-рок-рок, рок-рок-рок,
Начинается урок.
II. - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением вокального - инструментального жанра.
- кантатой.
Посмотрите : перед вами фотографии гениальных людей ХХ века. Один из них – композитор, другой – кинорежиссёр. Как вы ДУМАЕТЕ, что их может объединять?
- Конечно же общая работа над произведением, совсем не трудно догадаться, что это работа над кинофильмом. (слайд 4)
В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.
«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.
Перед вами знак вопроса . Что бы вы хотели узнать об этом произведении?
Ребята формируют цель урока. Цели урока обозначаются на доске.
Тема записывается в тетради.
Итак, мы хотим знать:
- строение кантаты;
- как представлен образ русского народа в кантате;
- как характеризуется в музыке образ князя Александра Невского.
изучение нового материала
Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей
— откройте ваши распечатки –
«Русь под игом монгольским»,
«Песня об Александре Невском»,
«Крестоносцы во Пскове»,
«Вставайте, люди русские»,
«Ледовое побоище»,
«Мертвое поле»,
«Въезд Александра в Псков».
- Проанализируйте названия частей и скажите : - на какие две образные линии можно разделить музыку произведения?
Несомненно, это образ русского народа, возглавляемый князем Александром Невским, и образ врагов –захватчиков, это и монголы и крестоносцы. В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики этим образам, используя различные средства выразительности.
Как же представлен образ Александра невского в произведении?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». Подумайте и скажите - каким перед вами предстает Александр Невский в этой музыке? Определите его музыкальный портрет.
Звучит музыкальный фрагмент
-Каков характер прозвучавшей музыки?
Ответы детей. Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.
- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником – богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.
Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа? Конечно же.
Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские». Этот хор – знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена – каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту. (слайд 8)
Присоедините свои голоса к хору из кантаты. Ваша задача спеть в характере, мужественно, решительно, уверенно и четко.
Звучит музыкальный фрагмент
Какой образ у этой песни? С чего начинается эта часть?
Ответы детей.
Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. На Руси этот тревожный колокольный звон называют набат. Что такое набат? Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.
В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.
В «Александре Невском» нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика русских многотемна. По ходу развития в связи с новыми моментами действия возникают новые темы.
Пятая часть кантаты «Ледовое побоище»
. В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему:
- Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов. Для этого необходимо заполнить таблицу, точнее определить средства выразительности, которыми пользуется композитор.
- Немецкие рыцари
Русская конница
мелодия
мелодия
лад
лад
темп
темп
тембр
тембр
штрих
штрих
регистр
регистр
Звучит музыкальный фрагмент(рыцари). Дети работают с таблицей.
- Как характеризует композитор немецких рыцарей? Близка ли нам эта мелодия? Родная она нам? Почему?
Ответы детей: - Холодная, злая, статичная, как будто неживая.
-Механический шаг, монотонное пение
- Это неродная нам музыка, за ней скрываются злые лица завоевателей.
- Для того, чтобы подчеркнуть чужеродность этой музыки, композитор за основу взял церковное песнопение – хорал. Это католическое песнопение. Крестоносцы - католики. А Русь – страна православная. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать Русь католической страной. Поэтому-то Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха.
А теперь другая тема.
Звучит музыкальный фрагмент(русская конница). Дети работают с таблицей.
- Похожа она на тему завоевателей? Какая она?
Ответы детей: ослепительно яркая, полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую.
-А как вы думаете, как музыка может нарисовать нам картину битвы? Как же Прокофьев описал борьбу немецких рыцарей и русского войска?
Слушание музыкального фрагмента.
Что произошло с темами в музыке? - Они перемешались
Неполным бы был образ русского народа без музыки следующеё части кантаты
«Мёртвое поле»
Единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.
Звучит музыкальный фрагмент
подведение итогов урока
Что же вы узнали сегодня на уроке? Получили ли вы ответы на свои вопросы? Проанализируйте результаты своей работы на уроке и сделайте вывод о возможностях выразительных средств музыки в создании противоположных, непохожих образов.
ВЫВОД: В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.
Семь веков прошло, а люди знают, почитают А.Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему». Благодаря этому мы знаем его знаменитые слова
Домашнее задание.
Спасибо за урок.