№ | Дата | Тема урока | Кол.ч. | Примечание |
|
| Тема года: «Содержание и форма в музыке». I четверть ( 9 ч. ) |
|
|
1. |
| «Магическая единственность музыкального произведения». Соотношение содержания и формы в музыкальных произведениях. Ю. Шевчук «Что такое осень» - разучивание. | 1 ч. |
|
2. |
| «Музыку трудно объяснить словами». И. Брамс. Симфония №3, III часть – слушание. Возможности воплощения музыкального образа и его развитие в различных музыкальных формах. М. Таривердиев «Маленький принц» - разучивание |
1 ч. |
|
3. |
| Что такое музыкальное содержание. Л. Бетховен. Соната №14, I часть – слушание. «Золотой» фонд музыкальной культуры. Выдающиеся исполнители: Э Гилельс. Международный музыкальный конкурс им. П. И. Чайковского. М. Пляцковский, Ю. Чичков «Некогда стареть учителям» - разучивание. |
1 ч. |
|
|
| Каким бывает музыкальное содержание. |
|
|
4. |
| Музыка, которую необходимо объяснить словами. А. Вивальди «Времена года» (Зима) – слушание. Е. Крылатов, Ю. Энтин «Где музыка берёт начало?» - разучивание. Стилистические особенности музыки отдельных композиторов. | 1 ч. |
|
5. |
| Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского Ноябрь. На тройке. Из фортепианного цикла «Времена года». Е. Крылатов, Ю. Энтин «Где музыка берёт начало?» - исполнение. | 1 ч. |
|
6. |
| «Восточная» партитура Н. Римского – Корсакого. Симфоническая сюита «Шехеразада» - слушание. Особенности сложных жанров: симфоническая сюита. Ю. Чичков, М. Пляцковский «Ромашковая Русь» - разучивание. |
1 ч. |
|
7. |
| Когда музыка не нуждается в словах. А. Скрябин. Этюд ре – минор – слушание. Стилистические особенности музыки отдельных композиторов. Ю. Чичков, М. Пляцковский «Ромашковая Русь» - исполнение. | 1 ч. |
|
8. |
| Тульские мастера и песни о Туле.А. Новиков, С. Алымов «Самовары – самопалы» - разучивание. Виды музыкальной деятельности. | 1 ч. |
|
9. |
| Повторение о обобщение полученных знаний. Слушание и исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся. | 1 ч. |
|
|
| Музыкальный образ. II четверть ( 7 ч. ) |
|
|
10. |
| Лирические образы в музыке. С. Рахманинов. Прелюдия ges – moll – слушание .Основные жанры светской музыки. Выдающиеся исполнители: С. Рахманинов. Я. Дубравин «Разговор с волной» - разучивание. | 1 ч. |
|
11. |
| Драматические образы в музыке. Ф. Шуберт «Лесной Царь» - слушание. Взаимодействие музыки с другими видами искусств. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Л. Дербенёв, В. Добрынин «Родная земля» - разучивание. |
1 ч. |
|
12. |
| Эпические образы в музыке. Н. Римский – Корсаков. Опера «Садко» - вступление ( океан – море) – слушание. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. Л. Дербенёв, В. Добрынин «Родная земля» - исполнение. |
1 ч. |
|
|
| О чём рассказывает музыкальный жанр. |
|
|
13. |
| Музыкальный жанр. Ф. Шопен. Полонез Aes – dur. р.н.п. «Во поле берёза стояла» П. Чайковский. Симфония №4. IV часть. Интонация как носитель смысла в музыке. Отличительные черты творчества композиторов романтиков: Ф. Шопен. «Бубенчики» - разучивание. |
1 ч. |
|
14. |
| Такие разные песни, танцы, марши. П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин», Марш из балета «Щелкунчик». Музыкальная культура XIX века: Формирование русской классической школы. Народно – песенные истоки профессиональной музыки. Е. Крылатов, Л. Дербенёв «Эх, зима…» - разучивание. |
1 ч. |
|
15. |
| Такие разные песни, танцы, марши. Ж. Бизе. Марш Тореодора из оперы «Кармен», Ф. Шопен. Вальс h – moll. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений. . Е. Крылатов, Л. Дербенёв «Эх, зима…» - исполнение. |
1 ч. |
|
16. |
| « На какой улице ты живёшь?» - песни о Туле. А. Новиков «Тульская улица» - слушание. С. Михайловский «Зареченский вальс» - разучивание. Виды музыкальной деятельности. | 1 ч. |
|
|
| Форма в музыке. III четверть ( 10 ч. ) Что такое музыкальная форма. |
|
|
17. |
| Сюжеты и герои музыкальной формы. Р. Вагнер. Опера «Лоэнгрин» Антракт к III действию. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах. С. Михайловский «Зареченский вальс» -исполнение. |
1 ч. |
|
18. |
| «Художественная форма – это ставшее зримым содержание». В.Моцарт. Реквием. Лакримоза, Ф. Шуберт. Серенада – слушание. Образцы духовной музыки. Творчество композиторов романтиков. Е. Шавелева, В. Шаинский «Уголок России» - разучивание. |
1 ч. |
|
19. |
| От целого к деталям. В. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро», Ф. Шуберт. «Шарманщик» из цикла «Зимний путь». Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности венской классической школы. Е. Шавелева, В. Шаинский «Уголок России». |
1 ч. |
|
|
| Музыкальная композиция. |
|
|
20. |
| Какой бывает музыкальная композиция. Л. Бетховен. Симфония №5, I часть. М. Равель «Игра воды». Выдающиеся исполнители: Э. Гилельс. М. Пляцковский, В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» - разучивание. |
1 ч. |
|
21. |
| Музыкальный шедевр в 16 – ти тактах. Ф. Шопен. Прелюдия A – dur. соч.28. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (период). М. Пляцковский, В. Шаинский «Мир похож на цветной луг» -исполнение. |
1 ч. |
|
22. |
| Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь». Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах ( двухчастная форма). Ю. Антонов, Л. Фадеев «Радуга» - разучивание. |
1 ч. |
|
23. |
| Трёхчастность в «Ночной серенаде» М. Глинки, ст. А. Пушкина. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах ( трёхчастная форма). Ю. Антонов, Л. Фадеев «Радуга» -исполнение. |
1 ч. |
|
24. |
| Многомерность образов в форме рондо. С. Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта» Джульетта – девочка – слушание. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (рондо). Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир» - разучивание. |
1 ч. |
|
25. |
| Многомерность образов в форме рондо. А. Бородин «Спящая княжна»- слушание. Возможности воплощения музыкального образа и его развития в различных музыкальных формах (рондо). Д. Тухманов «Как прекрасен этот мир» - исполнение. |
1 ч. |
|
26. |
| Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Симфония №7, I часть. Фрагмент – (эпизод нашествия). Своеобразие раскрытия вечных проблем жизни в творчестве композиторов разных эпохи стилевых направлений. С. Туликов «Тула – Родина моя» - исполнение. |
1 ч. |
|
|
| Музыкальная драматургия. IV четверть ( 9 ч. ) |
|
|
27. |
| Музыка в развитии. М. Мусоргский «Старый замок» из цикла «Картинки с выставки» - слушание. А. Пахмутова, М. Львов «Горячий снег» - разучивание. | 1 ч. |
|
28. |
| Музыкальный порыв. Р. Шуман «Порыв» из цикла «фантастическиепьесы» - слушание. Отличительные черты творчества композиторов романтиков. А. Пахмутова, М. Львов «Горячий снег» - исполнение. |
1 ч. |
|
29. |
| Движение образов и персонажей в оперной драматургии. М. Глинка. Опера «Жизнь за царя» Мазурка, Хор поляков из «Сцены в лесу» - слушание. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Специфика музыки и её место в ряду других видов искусств. «Бессмертные берёзы» - разучивание. |
1 ч. |
|
30. |
| Диалог искусств. А. Бородин. Опера «Князь Игорь». Хор «Слава» из Интродукции, хор бояр «Мужайся, княгиня» из I действия, хор «Улетай на крыльях ветра» из II действия. «Слово о полку Игореве». Обращение композиторов к народной музыке. Драматизм, героика, психологизм, Картинность, народно – эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. |
1 ч. |
|
31. |
| Диалог искусств. А. Бородин Опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря из II действия, «Плач Ярославны» из IV действия. Родство художественных образов разных искусств, общность тем. А. Новиков «Есть город в России» - разучивание. |
1 ч. |
|
32. |
| Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. В. Моцарт. Симфония №41. «Юпитер», IV часть. Основные жанры светской музыки (симфония). Н. Софоничева «Летняя песенка» - разучивание. |
1 ч. |
|
33. |
| Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский народный академический хор им. М. Е. Пятницкого, Русский народный академический оркестр им. Н. П. Осипова, государственный академический оркестр Ленинградской филармонии. Опыт систематизации музыкальных и художественных произведений. Н. Софоничева «Летняя песенка» -исполнение. |
1 ч. |
|
34. |
| Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С. – Петербург), «Ла Скала» (Италия, Милан), «Гранд – опера» (Франция, Париж), «Метрополитен - опера» (США, Нью – Йорк). Исполнение произведений по выбору учащихся. |
1 ч. |
|
35. |
| Повторение и обобщение полученных знаний. Слушание и исполнение музыкальных произведений по выбору учащихся. | 1 ч. |
|