Конспект открытого урока по предмету Слушание музыки во 2 классе ДПОП на тему Приёмы развития мелодии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

Муниципального образования «Холмский городской округ»










Открытый урок

по предмету «Слушание музыки»

во 2 классе по 8 ДПОП

на тему: «Приёмы развития мелодии»












Ведущий:

преподаватель теоретических дисциплин

высшей квалификационной категории

Таран Мария Михайловна









15 ноября 2016 года

Холмск




Урок: плановый, исследовательский, интегрированный


Дата проведения: 15 ноября 2016 года



Группа: учащиеся 2 класса 8л ДПОП и 4д ДООП

(10 человек: фортепианного, скрипичного, хорового отделений).


Ведущий: преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории Таран Мария Михайловна


Присутствовали:

Фарфутдинова В.А. - методист ДШИ

Краснянская О.В. – заместитель директора школы по учебной части

Васильева Е.В. – заведующая фортепианного отделения ДШИ

Румянцева Т.В. – преподаватель теоретических дисциплин, заведующая хорового отделения

Тютюнник Л.В. - заведующая народного отделения ДШИ

Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами развития мелодии. Сделать анализ мелодических фраз, сравнить их и сделать вывод приёмов развития мелодии.


Образовательные задачи:

1. продолжить исследование строения мелодий

2. исследование приёмов развития в мелодиях: контраст, секвенция

3. обобщение: приёмы развития мелодии


Воспитательные задачи:

1.активизация слушательского исследования течения мелодий

2.зрительное восприятие строения мелодии


Развивающие задачи:

1. техника исполнения секвенций

2.конструкция секвенций


Техническое оснащение урока:

1. фортепиано

2.настольные клавиатуры

3. Калмыков. Фридкин. Учебник Сольфеджио. Одноголосие.

4.интерактивная доска или монитор телевизора

5. презентация

План проведения урока



1.Организационный момент: проверка готовности к уроку


2. Фронтальный опрос:

  • Что такое мелодия?

  • Как называются части мелодии?

  • Как разделить мелодию на части?

  • С какими приёмами развития мы познакомились на прошлом уроке?


3.Проверка домашнего задания:


  • Разобрать по фразам, выписать схему строения Детской прибаутки «Василёк» - Калмыков. Фридкин Сольфеджио Одноголосие № 6 и Русской народной песни «Как под горкой под горой» - Калмыков. Фридкин Сольфеджио Одноголосие № 11, сделать вывод по приёмам развития в мелодиях.

  • Пение под пульс хором под аккомпанемент преподавателя.

  • Проверка схем и выводов по приёмам развития.

  • Исправление ошибок, если имеются.


Слайд №1

4. Тема урока: «Приёмы развития в мелодии» (продолжение)

1. Внимание! Открываем учебник - Калмыков. Фридкин. Сольфеджио Одноголосие № 67 М. Красев «Топ-топ»

  • Определите тональность, настройтесь на Т3\5, спойте мелодию под пульс.

  • Можно ли эту мелодию разделить на фразы? Обозначьте их буквами: аа/сд

  • Сделаем вывод: в 1 предложении точный повтор фраз, а во 2 предложении мелодия продолжает своё развитие. Если проанализировать обозначение фраз, то получится, что фразы обозначены разными буквами. Такой приём развития мелодии называется контраст.

  • В тетради делаем запись: № 67 М. Красев «Топ-топ» - аа/сд – контраст – если предложения разные.


слайд №2


1. Внимание на экран

  • Прочитайте мелодию, определите фразы, подумайте одинаковые они или разные. Сольмизация с клавиатурой.

[pic]

  • Правильно, все фразы разные: ав/сд/ - контраст.

  • Вспомните, на что делятся фразы? Правильно, на мотивы. Сравните мотивы и аппликатуру, которой вы играли. Мотивы похожи? (нисходящая секунда, ритм одинаковый), но написаны они от разных ступеней тональности. То есть получается: повтор мотива с перемещением по ступеням тональности.

  • Запомните: повтор мотива с перемещением по ступеням тональности называется секвенцией.

  • Игра этой секвенции: 2 ученика – за фортепиано, остальные – на настольных клавиатурах под аккомпанемент преподавателя.


  • Запись в тетради:


Цыганочка

а в/с д/ - контраст с секвенцией

  • секвенция - повтор мотива с перемещением по ступеням тональности. Мотив – звено секвенции.


3. Итак, подведём итоги:

Существует 4 приёма развития мелодии: точный повтор, варьирование (неточный повтор), секвенция (повтор с перемещением) и контраст (общее развитие мелодии без повторений)


4.Закрепление материала: определить приём развития мелодии


слайд №3:


Русская народная песня «Травушка – муравушка»


[pic]



  • Сравните 1 и 2 фразы (одинаковые) – значит: точный повтор

  • Сравните 3 и 4 фразы (разные) – значит: контраст

  • аа/вс – контраст предложений


слайд №4

[pic]


  • Сравните 1 и 2 фразы (почти одинаковые) – значит: варьирование

  • Сравните 3 и 4 фразы (почти одинаковые) – значит: варьирование

  • А между предложениями? аа1/бб1 – варьирование фраз, но контраст предложений!


5.Итог урока:


  • оценка работы в классе каждого учащегося

  • домашнее задание:


слайд №5

1.Сделать анализ фраз, выписать схему, сделать вывод №175, 185 - одноголосие

2. выучить : приёмы развития мелодии