Календарно- тематическое планирование 6 класс.
Кол-во часов
Тип урока
Характеристика
деятельности
учащихся или
виды учебной деятельности
Планируемые
результаты освоения материала
Дата проведения
План.
Факт.
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
I ЧЕТВЕРТЬ
1.
Удивительный мир музыкальных образов. Интонация как носитель смысла в музыке.
Музыкаль образларның искиткеч дөньясы.
1
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Что роднит музыкальную и разговорную речь? (Интонация.) Мелодия - душа музыки. Музыкальный образ -это живое обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях. Классификация музыкальных жанров: вокальная и инструментальная музыка
Знать:
- что роднит музыку
и разговорную речь;
- классификацию музыкальных жанров.
Уметь приводить при
меры различных музыкальных образов
2.
Образы романсов и песен русских композиторов
Рус композиторларының
Романсларындагы һәм җырларындагы образлар.
1
Расширение и углубление знаний
Проверка домашнего задания.
Расширение представлений о жанре романса. Взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций в романсах. Триединство «композитор - исполнитель - слушатель»
Знать: понятие романс; способы создания различных образов: музыкальный портрет и бытовая сцена (монолог, диалог).
Уметь определять, в чем проявляется взаимосвязь разговорных и музыкальных интонаций
3.
Два музыкальных посвящения
Ике музыкаль багышлау
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Знакомство с шедеврами: вокальной музыки - романсом «Я помню чудное мгновенье»; инструментальной музыки -«Вальсом-фантазией». Своеобразие почерка композитора М. Глинки
Слушание музыки. Интонационно-образ. анализ.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять приемы развития, форму музыкальных произведений
4.
Портрет в музыке и живописи.
Музыкада һәм сынлы сәнгатьтә портрет
1
Расширение и углубление знаний
Романс «Я помню чудное мгновенье» и «Вальс-фантазия» М. И. Глинки. Влияние формы и приемов развития на отражение содержания этих сочинений. Портрет в музыке и изобразительном искусстве Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Разучивание песни.
Уметь:
-объяснять, как форма и приемы развития музыки могут раскрывать образы сочинений;
-выявлять своеобразие почерка
композитора М. И. Глинки
5.
Исполнение музыки как искусство интерпретации.
«Уноси мое сердце в звенящую даль…»
“Еракларга күңел оштыла...”
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Проверка домашнего задания.
Жизнь и творчество С. В. Рахманинова. Знакомство с миром образов музыки композитора на примере романса «Сирень». Роль мелодии и аккомпанемента. Исполнительские интерпретации
Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов.
Уметь:
-проводить интонационно-образный анализ музыки;
-сравнивать исполнительские интерпретации Уметь грамотно и кратко рассказать о В-ве композиторов.
6.
Музыкальный
образ и мастерство исполнителя. Выдающиеся российские исполнители. Певческие голоса.
Музыкаль образ һәм башкаручының осталыгы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Проверка домашнего задания. Работа над песней.
Жизнь и творчество Ф. И. Шаляпина. Мастерство исполнителя и мир музыкальных образов. Сопоставление образов музыки и изобразительного искусства Повторение разновидностей певческих голосов. Разучивание песни.
Отработка вокально-певческих навыков.
Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов.
Уметь:
-проводить интонационно-образный анализмузыки;-сравнивать музыкальные интонации с интонациями картин худож
ников Воспринимать муз. интонацию, эмоционально откликаться на услыш.произведения.
Передавать настроение музыки в пении
7.
Фольклор как часть общей культуры народа.
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
“Фольклорда һәм композиторлар иҗатында халык йолалары
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Проверка домашнего задания. Поэтизация быта и жизненного уклада русского народа на основе одного из обрядов - старинной русской свадьбы (в том числе включенной в оперный жанр)
Разучивание песни.
Знать особенности народной музыки и жанры народной песни.
Уметь:-проводить интонационно образный анализ музыки;-определять приемы развития музыкальных
произведений;-чисто интонировать
мелодии русских народных свадебных песен и фрагментов хоров из опер.
8.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения. Выдающиеся зарубежные исполнители.
Чит ил композиторларының җыр образлары матур җырлау сәнгате.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Работа над песней.
Знакомство с вокальным стилем бельканто. Освоение вокального и инструментального жанров -баркаролы (песни на воде). Знакомство с выдающимися именами исполнителей бельканто, отечественными и зарубежными
Знать понятие бельканто; имена великих оперных певцов мира;
Уметь:- сопоставлять, находить сходство в прослушанной музыке
9.
Мир старинной песни.
Отличительные черты творчества композиторов- романтиков.
Борынгы көйләр дөньясы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Знакомство с жизнью и творчеством Ф. Шуберта. Освоение нового вокального жанра –баллады. Выявление средств выразительности разных видов искусства (литературного, музыкального и изобразительного) в создании единого образаИтоговый тест. Исполнение песен.
Знать: основные моменты
из жизни и творчества
Ф. Шуберта; понятие баллада.
Уметь: определять приемы
развития музыкального
произведения; выявлять средства вы
разительности и изобразительности музыкальных произведений; сравнивать интонации музыкального, живописного и литературного произведений
Образы народной и духовной музыки.
I I ЧЕТВЕРТЬ
10.
(1)
Народное искусство Древней Руси. Интонационное своеобразие музыкального фольклора, образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Борынгы Русьның халык сәнгате.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Особенности развития народной музыки Древней Руси. Связи русского музыкального фольклора с жизнью человека. Роль музыки в народных праздниках. Скоморохи - странствующие актеры. Жанры и формы народной музыки. Своеобразие фольклора разных народов. Музыкальный язык, инструменты, современные исполнители народных песен.
Знать: особенности развития народной музыки, ее жанры и формы; особенности музыкального языка народных песен;
роль народной музыкив жизни человека;
-кто такие скоморохи.
Уметь: называть народные музыкальные инструменты и имена исполнителей
народной музыки
11. (2)
Русская духовная музыка. Основные жанры профессиональной музыки 17- 18 веков.
Рус дини музыкасы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Проверка домашнего задания.
Особенности развития духовной (церковной) музыки в Древней Руси в историческом контексте (от знаменного распева до партесного пения). Различные жанры церковного пения. Знакомство с новым жанром - хоровым концертом. Знакомство с жизнью и творчеством М. С. Березовского.Разучивание песни.
Знать: основные этапы развития духовной музыки; понятия: знаменный
распев, партесное пение и а капелла, унисон, духовный концерт.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки; составлять и находить общее в интонациях музыкальных произведений (мелодий)
12.
(3)
В. Г. Кикта. «Фрески Софии Киевской»
В. Г. Киктның «Фрески Софии Киевской»
1
Расширение и углубление знаний
Углубленное знакомство с концертной симфонией В. Кикты «Фрески Софии Киевской»
Знать: понятия: фреска, орнамент;
-кто такие скоморохи.
Уметь: узнавать инструменты,
исполняющие основные темы; определять приемы развития музыки, ее форму;
проводить интонационно-образный анализ музыки.
13.
(4)
Симфония «Перезвоны» В. Гаврилина. Народно - песенные истоки русской профессиональной музыки.
В. Гаврилинның “Перезвоны” симфониясы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Проверка домашнего задания.
Углубление знакомства с хоровой симфонией-действом «Перезвоны» В. Гаврилина. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов. Выявление глубоких связей композиторской музыки с народным творчеством
Работа над песней.
Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов; понятия: хор, солист, симфония, ударные инструменты. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкального произведения; выявлять средства музыкальной выразительности, особенности музыкального языка жанра молитвы. Передавать настроение музыки в пении
14.
(5)
«Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. Особенности музыки стиля борокко.
И. С. Бахның музыкасында табигыйлык һәм илаһилык.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Мир музыки И. С. Баха: светское и церковное искусство. Особенности полифонического изложения музыки, стиля барокко, жанров токкаты, фуги, хорала
Знать: особенности творчества И. С. Баха, стиля барокко; понятия: токката, фуга, хорал, полифония (контрапункт).
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять
принцип ее развития
15.
(6)
Образы скорби и печали. Образцы западноевропейской духовной музыки.
Кайгы һәм хәсрәт образлары
1
Расширение и углубление знаний
Проверка домашнего задания.
Беседа о роли духовной, народной, композиторской музыки. Углубление понимания языка западноевропейской музыки на примере кантаты, реквиема.
Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов. понятие кантата, реквием полифония
Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. настроение музыки в пении; проводить интонационно-образный анализ музыки, приёмы развития музыки
16.
(7)
Фортуна
правит миром. Стилевое многообразие музыки.
Дөнья белән фортуна идарә итә.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний
Знакомство с кантатой
К. Орфа «Кармина бурана»
Викторина по темам четверти.
Муз. угадайка.
Исполнение песен.
Знать/ понимать: изученные муз. сочинения, называть их авторов; понятие кантата, реквием полифония
Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения.
I I I ЧЕТВЕРТЬ
17.
(1)
Авторская
песня: прошлое
и настоящее.
Автор җыры: үткәннәр һәм бүгенге.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
История развития авторской песни от Средневековья и до нашего времени. Жанры, особенности и исполнители авторской песни.
Разучивание песни.
Знать: историю развития авторской песни; особенности и жанры авторской песни. имена исполнителей авторской
песни
Уметь Передавать настроение музыки в пении. грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. Узнавать на слух изученные произведения.
18.
(2)
Джаз –
искусство
XX века.
Джаз –ХХгысыр сәнгате.
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Проверка домашнего задания.
История развития
джазовой музыки, ее истоки (спиричуэл, блюз). Джазовые импровизации и обработки. Взаимодействие
легкой и серьезной музыки (рок-музыка и симфоджаз)
Знать: историю развития джаза;
отличительные особенности блюза и спиричуэла; понятия: импровизация, обработка; имена джазовых музыкантов Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты
Мир образов камерной и симфонической музыки.
19.
(3)
Вечные темы
искусства и жизни.
Интонационно- образная , жанровая , стилевая основа музыки.
Сәнгатьтә һәм тормышта мәңгелек темалар
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Единая основа всех
искусств - жизнь.
Виды музыкальных произведений по способу исполнения (вокальные, инструментальные) и условиям исполнения и восприятия (камерные, симфонические). Програмная музыка. Принципы музыкального развития (повтор, контраст, вариационностъ) Разучивание песни.
Знать, что музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, разделить с ним горе и радость; понятия: вокальная
и инструментальная музыка; камерная и симфоническая музыка; программная и непрограммная музыка; - основные принципы развития музыкального произведения
Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать муз. интонацию, эмоционально откликаться на услыш.произведения
20.
(4)
Могучее царство Ф. Шопена. Романтизм в западноевропейской музыке.
Ф. Шопенның ныклы патшалыгы.
1
Расширение и углубление знаний
Проверка домашнего задания.
Творческий облик Ф. Шопена, широта его взглядов на мир. Истоки творчества композитора. Контраст музыкальных образов, воплощенных в различных жанрах фортепианной миниатюры (прелюдиях, вальсах, мазурках, полонезах, этюдах). Инструментальная баллада -жанр романтического искусства. Работа над песней.
Знать: основные моменты
творчества Ф. Шопена, повлиявшие на создание тех или иных музыкальных произведений; различные жанры
фортепианной миниатюры.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений
21.
(5)
Особенности проявления романтизма в русской музыке.
Ночной пейзаж.
Төнге пейзаж
1
Расширение и углубление знаний
Романтизм в русской музыке. Жанр камерной музыки - ноктюрн. Образы «ночной музыки». Музыка - выражение личных чувств композитора. Картинная галерея
Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов; понятие ноктюрн
Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать муз. интонацию, эмоционально откликаться на услыш.произведения.
22.
(6)
Жанры светской музыки.
Инструментальный концерт.
Инструменталь концерт
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Проверка домашнего задания.
Повторение пройденного материала. Зарождение и развитие жанра камерной музыки - инструментального концерта. Различные виды концерта, программная музыка. А. Вивальди «Весна» (из цикла «Времена года»).
И. С. Бах «Итальянский концерт». Особенности стиля барокко
Исполнение песни.
Знать понятие инструментальный концерт; особенности стиля барокко.
Уметь: грамотно излагать свои мысли
проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений;
- определять форму, сопоставлять поэтические и музыкальные
произведения
23.
(7)
Стилевое многообразие музыки.
Космический
пейзаж.
Космик пейзаж
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Знакомство учащихся с новым «звуковым миром» через произведения Ч. Айвза «Космический пейзаж» и Э. Н. Артемьева «Мозаика». Мир космических образов. Выразительные возможности электромузыкальных инструментов (синтезатора). Картинная галерея
Знать понятие: синтезатор. имена композиторов:Ч. Айвз и Э. Н. Артемьев Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений; определять тембры
музыкальных инструментов; определять
выразительные и изобразительные возможности музыки; - рассказывать о современном электромузыкальном инструменте -синтезаторе, его возможностях; грамотно излагать свои мысли, анализировать муз. фрагменты. Узнавать на слух изученные произведения.
Образы симфонической музыки.
24.
25.
(8)
(9)
«Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина.
«Метель» А. С. Пушкинның повестенә музыкаль иллюстрация.
2
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Знакомство с музыкальными иллюстрациями Г. В. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Широкие связи музыки и литературы. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стиль композитора Г. В. Свиридова. Разучивание песни.
Знать/понимать: названия изученных произведений, их авторов.
Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать муз. интонацию, эмоционально откликаться на услыш.произведения
26.
(10)
Возможности воплощения музыкального образа и его развитие в различных музыкальных формах.
Симфоническое развитие музыкальных образов
Музыкаль образларның симфоник үсеше
1
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Основной принцип музыкального развития - сходство и различие. Основной прием симфонического развития музыки - контраст. Построение музыкальной формы (вариации, сонатная форма). Жанры симфония, сюита; чувство стиля и мир образов музыки композитора на примере Симфонии № 40 В. А. Моцарта и оркестровой сюиты №41 («Моцартиана») П. И. Чайковского
Итоговый тест.
Исполнение любимых песен.
Знать: понятия: симфония, сюита, обработка, интерпретация, трактовка изученные муз. сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие
IV ЧЕТВЕРТЬ
27.
(1)
Программная увертюра. Л. Бетховен увертюра «Эгмонт». Сонатная форма.
Л. Бетховенның
программалы увертюрасы “Эгмонт”
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Знакомство с жанром программной увертюры на примере увертюры Л. ван Бетховена «Эгмонт». Сонатная форма. Мир героических образов увертюры «Эгмонт»Разучивание песни.
Знать:понятия: увертюра, программная музыка; строение сонатной формы.
Уметь определять в прослушанном произведении главные выразительные средства, отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке.
28.
(2)
Увертюра-фантазия
П И. Чайковского «Ромео и Джульетта»
П. Чайковскийның «Ромео и Джульетта» увертюра- фантазиясы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Продолжение знакомства с жанром программной увертюры на примере увертюры- фантазии П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Сонатная форма. Мир драматических образов увертюры-фантазии
(Ромео, Джульетта и др.), контраст образов.
Знать понятия: увертюра, дуэт,
программная музыка; строение сонатной
формы.
Уметь определять в прослушанном произведении главные выразительные средства, отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке.
Мир музыкального театра.
29.
(3)
С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта»
С. Прокофьевның «Ромео и Джульетта» балеты
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: балете С. С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Взаимодействие
слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки Разучивание песни.
Знать: понятия: опера,
балет, мюзикл, ария, хор, ансамбль, солисты.
названия изученных произведений, их авторов.
Уметь определять в прослушанном произведении главные выразительные средства, отразить свое понимание художественного воздействия музыки в размышлениях о музыке.
30.
(4)
Мюзикл Л. Бернстайна
«Вестсайдская история».
Л. Бернстайның «Вестсайдская история» мюзиклы
1
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Беседа о «легкой» и «серьезной» музыке.
Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: мюзикле Л. Бернстайна «Вестсайдская история». Взаимодействие
слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки Разучивание песни.
Знать: понятие мюзикл, «серьезная» и «легкая» музыка; названия изученных произведений, их авторов.
Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать муз. интонацию, эмоционально откликаться на услыш.произведения
31.
32.
(5)
(6)
К. Глюк опера «Орфей и Эвридика»
К. Глюкның «Орфей и Эвридика» операсы
2
Урок изучения и закрепления новых знаний.
Интерпретация литературного произведения (трагедии «Ромео и Джульетта») в музыкально-театральных жанрах: опере К. В. Глю-
ка, рок-опере А. Б. Журбина «Орфей и Эвридика». Взаимодействие слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, «легкой» и серьезной музыки.
Знать: понятия опера, рок- опера.
Уметь: грамотно излагать свои мысли
анализировать муз. фрагменты. Воспринимать муз. интонацию, эмоционально откликаться на услыш.произведения
33.
34.
(7)
(8)
Образы
киномузыки.
Киномузыка образлары.
2
Урок изучения и закрепления новых знаний
Продолжение воплощения сюжета трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта» в киномузыке (Л. Берн-стайн, Н. Рот). Обобщение знаний о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа.
Знать понятия: вокальная и инструментальная музыка; названия изученных произведений, их авторов.
Уметь: называть имена композиторов, сочинявших музыку к кинофильмам;
проводить интонационно-образный анализ; определять форму
музыкального произведения
35.
(9)
Обобщение темы «Музыкальная драматургия»
“Музыкаль драматургия” темасын гомүмиләштерү
2
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Общечеловеческая значимость настоящего искусства. Вечные темы искусства. Итоговый тест. Музыкальная угадайка.
Знать/ понимать: изученные муз. сочинения, называть их авторов;
Уметь: продемонстрировать знания о музыке, охотно участвовать в коллективной творческой деятельности продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, развитие умений и навыков хорового и ансамблевого пения
Итого: 35 часов