Методическая разработка
Урока музыки «Опера «Князь Игорь»
для учащихся 7 – го класса.
Автор:
Шапкина Татьяна Викторовна
учитель музыки МБОУ гимназия № 1
города Туапсе
Туапсе 2016 г.
Опера «Князь Игорь»
Тема урока: Опера «Князь Игорь»
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
– Расширение и углубление знаний о русской музыке середины 19 века.
Образовательные задачи урока:
– Развить интерес к изучению жанра оперы.
Воспитательные задачи урока:
– Воспитание любви к классической музыке
– Воспитание эстетического вкуса
– Воспитание патриотизма, интереса к истории своей Родины
– Развить интерес к изучению музыкальной литературы
Материалы и пособия для ученика:
Инструмент фортепиано.
Рабочие тетради по музыке.
Компьютер.
CD– диск.
Мультимедийный экран для презентации.
Ход урока:
Учитель: - Добрый день! Я рада вас приветствовать! Мы сегодня вместе с вами проведем необычный урок. И вы видите, что сегодня здесь присутствует много гостей – давайте улыбнемся им и начнем работать. Прошу всех садиться.
Событие, о котором пойдет речь, произошло благодаря одному из русских князей того времени - Игорю Святославичу Новгород-Северскому
Есть такое выдающееся произведение литературы Древней Руси - "Слово о полку Игореве". Чтобы рассказать о нем подробно, не хватит даже нескольких наших уроков. Вы обязательно будете изучать его на уроках литературы в восьмом классе.
В этом году исполняется 825 лет поэме «Слово о полку Игореве». 2012 год объявлен Годом истории России, и мой урок посвящается этим событиям.
(слайд 1)
1. Вопросы для повторения ранее изученного
(слайд 2)
Давайте вспомним, с музыкой какого композитора мы знакомились на прошлом уроке? (А.П. Бородина)
Кем он был по профессии? (химик, профессор в медико-хирургической академии, музыкант, композитор)
С каким произведением А.П. Бородина мы с вами сейчас знакомимся? (Опера «Князь Игорь»)
Музыка и либретто написаны? (А.П. Бородиным)
Стиль оперы? (Народно-эпическая, в разных источниках написано по-разному: лирико-эпическая, эпическая)
Главные герои оперы? (Князь Игорь, Княгиня Ярославна, Владимир сын, князь Галицкий, хан Кончак, Кончаковна, Скула, Ерошка)
Сколько действий? (4 действия)
Изучение нового материала
Учитель: И так, мы с вами продолжаем знакомство с удивительным памятником музыкальной культуры, который "оживил", дал нам возможность сочувствовать и сопереживать событиям 1185 года оперой "Князь Игорь".
(слайд 3)
Опера «Князь Игорь» - одно из лучших творений оперной классики. Композитор посвятил её памяти М.И. Глинки. Опера пользуется неизменным успехом и любовью широких масс слушателей. Величайшая патриотическая поэма Древней Руси посвящена не одной из побед, которых немало знало русское оружие, а страшному поражению, в котором впервые за всю русскую историю князь оказался пленным, а войско почти совсем уничтоженным!
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Опера - очень большой музыкальный спектакль, он идет несколько часов, в нем соединяются музыка, поэзия, пение, танцы и драматическая игра актеров. Конечно, мы можем на уроке познакомиться только с самыми яркими музыкальными фрагментами этого произведения.
(слайд 4)
Неоценим подвиг князя Игоря для потомков. Об этом в своём стихотворении М.Ю. Лермонтов написал так:
(слайд 5)
Великий муж! Здесь нет награды,
Достойной доблести твоей!
Её на небе сыщут взгляды
И не найдут среди людей.
Но беспристрастное преданье
Твой славный подвиг сохранит,
И, услыхав твоё названье,
Твой сын душою закипит.
Свершит блистательную тризну
Потомок поздний над тобой
И с непритворною слезой
Промолвит: «Он любил Отчизну!»
Учитель: Князь Игорь и его жена Ярославна – центральные фигуры оперы Бородина – тесно связаны с русским народом. Объединяет их общее дело – защита родной земли от врага.
Казарин Е. (слайд 6) Игорь – прирожденный воин и полководец, цельная, могучая натура. Подчеркивая его воинскую отвагу и мужество, душевное благородство и верность долгу, Бородин создает героический образ. С этой стороны Игорь показан уже при первом появлении в опере (пролог, обращение к войску) и особенно – в коротком, решительном ариозо после затмения. Согласно летописям, оно застигло войско уже в походе, на переправе через реку Сурож 1 мая 1885 г. Бородин переносит ее к моменту выступления из Путивля. И не только ради драматического единства. Само отношение Игоря к затмению характеризует его.
Автор «Слова» объясняет мотивы Игоря так:
«Ум князя уступил желанию, и охота отведать Дон великий заслонила ему предзнаменование». [18] (Автор понимал значение затмения!)
В источниках упоминаются другие слова князя:
«Не известно, нам ли к худу или врагам нашим».
В опере эти слова звучат так:
«Нам Божье знаменье от Бога, к добру иль нет – узнаем мы.
Судьбы своей никто не обойдет, чего бояться нам?
Идем за правое мы дело, за веру, Родину, за Русь!
Ужели нам без боя воротиться и путь открыть врагу? [19]
(слайд 7)
Из этих слов видно, какую трансформацию претерпел в опере образ Игоря. Здесь он герой – с самого начала вдохновляемый идеалами патриотизма. Таков он на протяжении всей оперы. Он кается лишь в том, что потерпел поражение и причинил тем самым страдания своей земле.
В прологе же, в сцене прощания с Ярославной приоткрываются иные черты характера князя: Бородин наделяет его отзывчивой и щедрой на чувства душой, рисует как любящего, верного супруга.
Центральным и самым известным фрагментом оперы "Князь Игорь", выражающим главную мысль произведения, является ария князя Игоря.
Что такое ария?
Ария - главная песнь героя в опере, мысли героя, высказанные вслух.
Композитор Бородин подарил арию своему главному герою в трудный момент его жизни. Ведь можно было сделать так, чтобы князь Игорь пел, когда собирался в поход, или в момент солнечного затмения, или в час победы над половцами. Нет, князь Игорь поет в плену.
Невыносимо Игорю в неволе, стыд и позор терзают его душу: "Ни сна, ни отдыха измученной душе, / Мне ночь не шлёт надежды и спасенья, / Всё прошлое я вновь переживаю…" Но музыка говорит нам, что это страдания мужественного человека. Благородными, сдержанными интонациями начинается его большая ария. Все вспоминает Игорь… И музыка вспоминает вместе с ним. Она как хорошая память подсказывает ему картины битвы. Его настроение изменяется трижды: в первой части князь сильно переживает случившееся с ним и его дружиной. Он даже не поет, а скорее, говорит под музыку, тяжело вздыхает. Во второй части князь вспоминает о доме, о жене. Только один человек поймет и простит его поход - жена, Ярославна, Лада, как он ласково ее называет. Мелодия меняется, она становится напевной, лиричной нежной, голос Игоря льется свободно и красиво.
Тем большим отчаянием в третьей части звучит горестный возглас: "О дайте, дайте мне свободу! Я свой позор сумею искупить!" Даже в этом взрыве горя и отчаяния музыкальный образ Игоря сохраняет благородство и силу. Но от правды, неумолимой и жестокой, никуда не уйдешь. "Ужели день за днем влачить в плену бесплодно / И знать, что враг терзает Русь? / Стонет Русь в когтях могучих / И в том винит она меня" - поет князь. Еще раз пронесся над степью горестный возглас, мольба о свободе, и Игорь забывается в тяжелых думах.
Учитель: Сколько разделов получилось в арии, как вы считаете, в какой форме она написана? (Если учащиеся затрудняются, то пояснить, что начинается и заканчивается ария речитативным вступлением и заключением, тогда они без труда определяют сложную трехчастную форму).
Слушание арии Игоря.
(слайд 8)
По ходу разбора арии на доске (дети в тетради) нарисовать таблицу-схему музыкальной формы.
(слайд 9)
А
В
А
кода
Речитатив «Ни сна, ни отдыха»
1 раздел «И бранной славы пир веселый»
Середина 1 раздела «Погибло всё»
«Ты одна, голубка-лада»
«Уже ли день за днем»
«Ох, тяжко»
Анализ частей арии и их значение.
Учитель. В чем драматургическое значение каждой части? (Слушаем каждый раздел отдельно и следим по нотам.)
Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе»
Во время разбора ответить на вопросы: (в скобках даются предполагаемые ответы учеников)
Какой тембр голоса у героя? (баритон (высокий бас))
Какие интонации пронизывают речитатив? (героические, мужественные, лирические)
Каково настроение героя? (мрачное)
Какие элементы музыкальной речи способствуют его выражению? (минорный лад, медленный темп)
О чем размышляет герой? (Находясь в плену, Игорь не может примириться со своим поражением. Он раздумывает о битве, готов к ней вновь; стремится к свободе, чтобы доказать любовь к родине, к Ярославне.)
Первый раздел арии «И бранной славы пир веселый».
Как изменилась музыка? (ускорение темпа, мелодия звучит широко, уверенно, распевно)
Почему? (В князе пробуждается порыв к борьбе и свободе)
Что меняется во фразе «и гибель моих полков». Почему? (Темп замедляется, мелодия теряет свободу и распевность, возвращается декламация. Герой испытывает чувство вины)
Середина первого раздела «Погибло все».
Каково настроение героя? (отчаяние)
Как меняется ритм? (становится пульсирующим)
Как передается в музыке уверенность Игоря в победе «Я Русь от недруга спасу»? (на одном звуке – дает устойчивость интонации, речитативность)
Средний раздел арии.
К кому обращается Игорь? (к Ярославне)
Какие элементы музыкальной речи меняются и почему? (Приятные воспоминания, теплые чувства к супруге. Лад – мажорный. Интонации песенные – искренность, простота. В сопровождении фигурации «покачивания, убаюкивания», выражают ласковые чувства. Движение мелодии поступенное, размеренное)
Третий раздел арии «Ужели день за днем»
Назовите раздел, сходный по состоянию, средствам музыкальной выразительности? («И бранной славы пир веселый»)
Встречаются ли еще повторения? (да, повторяется речитативное вступление «Ни сна, ни отдыха» возвращается первоначальное скорбное настроение)
Кода «Ох, тяжко».
Какой эмоциональный оттенок дает минорный лад? (Усиливается мрачное, тягостное впечатление)
И так, в какой форме написана ария князя Игоря? (В сложной трехчастной форме (АВА) с речитативным вступлением и заключением)
Учитель: "Слово о полку Игореве" подарило нам также один из самых светлых образов русской литературы - образ Ярославны, любящей жены князя Игоря Святославича, которая, оставаясь в родном городе Путивле, чувствует, догадывается и сопереживает бедам своего самонадеянного супруга.
(слайд 10)
М. Четвёртое действие рисует страдание русской земли, разорённой врагом. Тишина и запустение. Лишь одинокий голос Ярославны звучит скорбным плачем, образ княгини становится символическим. Плач Ярославны возникает из старинных народных голошений и причитаний с характерными для них тонкой мелодической орнаментикой. В нём выражены чувства и переживания всей многострадальной Руси, разорённой дикими ордами. Ярославна обрисована как простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края. Тоска и скорбь Ярославны подчёркиваются сравнением её с горькой кукушкой. Этот образ часто встречается в русском фольклоре. Вторая тема плача («Я с кукушкой перелётной») – та же самая взволнованная лирическая мелодия, что и в средней части арии Игоря. Обращение Ярославны к силам природы – ветру, солнцу, к широкому Днепру – придаёт её образу исконные черты древней славянской женщины. Она ищет у них силы перенести горе, просит защитить Русь от недругов. В процессе исполнения плача, Ярославна как будто наполняется новыми силами, голос становится более уверенным, сильным, это даёт чувство надежды и веры в будущую победу!
Слушание: «Плач Ярославны» (слайд 11)
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Я кукушкой перелётной полечу к реке Дунаю,
Окуну в реку Каялу мой рукав бобровый.
Я омою князю раны на его кровавом теле.
Ох! Ты, ветер, ветер буйный, что ты в поле веешь?
Стрелы вражьи ты навеял на дружины князя.
Что не веял, ветер буйный, вверх под облака,
В море синем корабли лелея?
Ах, зачем ты, ветер буйный, в поле долго веял?
По ковыль-траве рассеял ты моё веселье?
Ах! Плачу я, горько плачу я, слёзы лью
Да к милому на море шлю рано по утрам.
Гой, ты, Днепр мой, Днепр широкий,
Через каменные горы
в половецкий край дорогу
Ты пробил,
Там насады Святослава до кобякова полку
Ты лелеял, мой широкий славный Днепр,
Днепр, родной наш Днепр!
Вороти ко мне милого,
Чтоб не лить мне горьких слёз,
Да к милому на море не слать рано по утрам.
Ох, ты, солнце, солнце красно,
В небе ясном ярко светишь ты,
Всех ты греешь, всех лелеешь,
Всем ты любо, солнце;
Ох, красно солнце!
Что же ты дружину князя зноем жгучим обожгло?
Ах! Что ж в безводном поле жаждой
Ты стрелкам луки стянуло,
И колчаны им истомой горем запекло?
Зачем?
Учитель: Каким предстает перед нами образ Ярославны?
Ответ учащихся: простая русская женщина, тяжело переживающая поражение Игорева войска и разорение края.
Учитель: И еще один фрагмент. Александру Бородину удалось создать удивительный образ половецкого стана. Восточные мелодии "Половецких плясок" из оперы "Князь Игорь" являются частью мировой музыкальной сокровищницы.
(слайд 12)
Андреева С. Приводят невольниц. Они поют и танцуют. Их песни и танцы полны грусти и нежного очарования: «Улетай, на крыльях ветра, где край родной родная песня наша…» Начинается большая сцена, которая условно делится на 2 части. В ней участвуют танцевальная группа, оркестр и смешанный хор. «Половецкие песни и пляски» представляют собой балетную вокально-оркестровую сюиту, основанную на подлинно симфоническом развитии разнохарактерных образов: задушевных лирических, мужественных, воинственных.
Задумчиво-мечтательную песню-пляску «Улетай на крыльях ветра»
Пляска девушек.
НЕВОЛЬНИЦЫ.
Улетай на крыльях ветра
Ты в край родной, родная песня наша,
Туда, где мы тебя свободно пели,
Где было так привольно нам с тобою.
Там, под знойным небом,
Негой воздух полон,
Там под говор моря
Дремлют горы в облаках;
Там так ярко солнце светит,
Родные горы светом заливая,
В долинах пышно розы расцветают,
И соловьи поют в лесах зеленых,
И сладкий виноград растет.
Там тебе привольней, песня,
Ты туда и улетай
сменяет дикая, воинственная пляска мужчин в ритме лезгинки. Далее следует общая пляска с хором, прославляющим доблесть и силу хана. Она сменяется пляской мальчиков гибкой и лёгкой. Затем все эти пляски снова чередуются, и всё завершается общей кульминационной пляской.
Слушание: Половецкая пляска с хором (слайд 13).
Учитель: Бородин не идеализирует половцев. Это отражение реально существовавших тогда связей половцев с культурой Закавказья.
Вспомним, что сам Бородин был прямым потомком татарского князя, что восточные черты его внешности отмечали все описания.
Вся опера как бы пронизана заботой о будущем. Битва со степным врагом ещё не кончилась. Поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы! Страдание и боль всегда объединяют людей, делают их сильнее. Вспомните начало Великой Отечественной войны, когда у русского народа совсем не было сил победить захватчика, но общее горе и боль объединили людей и сделали победу реальной.
- Ребята, скажите, а есть ли место героической теме в современной музыке, в современных песнях? (Да)
-Приведите примеры таких песен и докажите.
(День победы, Священная война, Здесь птицы не поют).
- А скажите, какой характер будет у всех этих песен и музыкальных произведений героической тематики?
(мужественный, сильный и т.д.)
- Совершенно верно!
Учитель: вспомните песню, которую мы учили на прошлом уроке.
Песня « Офицеры»
- Трогательная и красивая песня, призывающая помнить тех, кто отдал жизнь за наше светлое будущее, за мирное небо над головой, за жизнь.
Исполнение песни: «Офицеры» (слайд 14 - 15)
Песня из кинофильма "Офицеры" (1971 г.) - "От героев былых времен...". Музыка Рафаила Хозака, слова Евгения Аграновича.
От героев былых времен
Не осталось порой имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой...
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот вечный огонь, нам завещан и одним,
Мы в груди храним.
Погляди на моих бойцов -
Целый свет помнит их в лицо.
Вот застыл батальон в строю...
Снова старых друзей узнаю.
Хоть им нет двадцати пяти,
Трудный путь им пришлось пройти,
Это те, кто в штыки поднимался как один,
Те, кто брал Берлин!
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть,
Ни с пути свернуть!
Учитель: Мы отдаем дань памяти этим людям и помним о них всегда. А героическая тема в музыке продолжает жить уже много-много веков.
Вернёмся к опере: «Князь Игорь». Мы говорили, что поражение – это только начало битвы. Поражение должно объединить русских князей для дальнейшей победы. Поэтому неоценим подвиг князя Игоря для потомков.
Таким образом, драматические события 1185 года, связанные с ними мысли и переживания, свидетельствовавшие о трудном времени разобщенности и раздробленности Руси XII века, 700 лет спустя вдохновили А.П. Бородина на создание удивительного музыкального произведения – оперы «Князь Игорь».
(слайд 16)
Еще спустя сто лет, в 1969 году, был снят одноименный фильм-опера – «Князь Игорь».
Виктор Петрович Астафьев о опере «Князь Игорь»
«Слово о полку Игореве» воспитывает патриотизм, уважение к истории нашей родины, к ее героическому народу. А еще — вызывает удивление.
Астафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу Русской музыки , потому что эта опера действительно великолепна . В ней отражаются важные события того времени и в ней присутствуют эмоции всех её персонажей .
4.Итог урока (слайд 17)
А.
Какова основная идея оперы? (Патриотическая – любовь к Родине. Общее горе при поражении).
Как звали жену князя Игоря Святославича?
Какие действия оперы посвящены показу образов Востока, а какие – описанию русского лагеря? (I – IV и II – III)
В чём состоит драматизм оперы? (в поражении Игоря, в предательстве своих воинов, в разорении Руси)
Учитель: Итак, наш урок заканчивается. Пусть героическая музыка поможет вам стать настоящими гражданами России. Я благодарю вас за работу.
Спасибо за внимание! Урок окончен!
Домашнее задание:
Подготовиться к викторине по опере «Князь Игорь».
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Использованная литература:
Учебное пособие по музыкальной литературе «Русская музыкальная классика». Автор М. Шорникова. Второй год обучения. Издательство «Феникс», 2006 г.
«Русская музыкальная литература». Автор Э. Смирнова под редакцией Т.В. Поповой. Издательство «Москва», 1994 г.
«Оперы классического наследия». Автор Г.Ф. Павлюк. Издательство «Феникс» Ростов на Дону, 2002 г.
«Слово о полку Игореве». Издательство «Художественная литература». Москва, 1968 г.
«Словарь юного музыканта». Автор Л. Михеева. Издательство «Сова» Москва - Санкт-Петербург, 2005 г.
«Сочинения» М.Ю. Лермонтов. 1 том. Издательство «Правда» Москва, 1988 г.
Державина О.А. Образ Ярославны в творчестве поэтов ХГХ-ХХ вв. // «Слово о полку Игореве». Памятники литературы и искусства XI-XVII веков. М., 1978;
Соловьев А.В. Восемь заметок к «Слову о полку Игореве». Жена и дети Игоря // ТОДРЛ. 1964. Т.20;
Творогов О.В. На ком были женаты Игорь и Всеволод Святославичи // ТОДРЛ. 1993. Т.48; Якобсон P.O. Композиция и космология плача Ярославны // ТОДРЛ. 1969. Т.24.
Интернет ресурс:
[link]