[link]
9. Музыкальное и художественное развитие и воспитание детей
http://music-fantasy.ru/
Организационный этап.
Учитель: Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех хорошее настроение и рабочий настрой.
Приветствие: пропевание вокальной распевки – приветствия.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.
Учитель: Сегодня наш урок необыкновенный, он волшебный. Мы с вами отправимся в путешествие. А вы любите путешествовать? А куда мы сегодня отправимся, вы узнаете послушав подсказку.
Звучит фонограмма «Песни о сказке» (В. Шаинский, Ю. Энтин).
Пою первый куплет и припев. На доске записаны слова, дети могут подпевать.
В мире много сказок, – 2 р
Грустных и смешных. – 2 р
И прожить на свете – 2 р
Нам нельзя без них. – 2 р
Припев:
Лампа Алладина в сказку нас веди,
Башмачок хрустальный, помоги в пути.
Учитель: Ну что, ребята, догадались?
Да, ребята мы сегодня отправимся в мир сказок, в мир сказочных героев.
Ребята, а каких сказочных героев вы знаете?
Дети: Кощей, Баба Яга, Леший, Добрыня Никитич, Колобок, Дюймовочка и т.д.
Учитель: Так о чём пойдёт речь на уроке?
Дети: О сказочных героях.
Учитель: На каком уроке вы находитесь?
Дети: На музыке.
Учитель: Значит тема нашего урока?
Дети: Сказочные герои в музыке?
Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока.
(Дети записывают в тетрадь. Я вывожу на доску: «Сказочные герои в музыке»)
Учитель: Напомните, какую большую тему мы с вами начали изучать?
Учитель: А какие задачи вы перед собой поставите на урок?
(Совместно с учителем озвучивают задачи, открываются слайды):
Знакомится с новыми произведениями и композиторами.
Слушать и анализировать музыку, в которой встречаются сказочные персонажи.
Находить связь музыки с другими видами искусства.(ИЗО, литература)
Исполнять вокальные произведение.
Изучение теоретического материала
Учитель: Сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них охотно поют и танцуют, и очень часто эти песни и танцы становятся частью волшебного мира чудес, праздников и светлых надежд. И может быть, оттого сказочная музыка так живописна, что она заключает в себе все представления о волшебном, таинственном, что она - воплощённая мечта человека о прекрасном?
Ведь не случайно прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая встречается в реальности.
Учащиеся зачитывают фрагмент стихотворения из учебника на стр. 185.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает -
Месяц под косой: блестит,
А во лбу звезда горит.
Как вы помните, этими словами А.С. Пушкин рисует нам дивную красоту Царевны Лебедь. Такая неземная красота отличает многие сказочные персонажи - неслыханно хороша Василиса Прекрасная, загадочно прекрасна Шемаханская царица из «Сказки о золотом петушке», очаровательна хрупкая Золушка...
Но не только люди в сказках красивы сверхъестественной красотой - тот же чарующий облик могут иметь и животные, и птицы, и цветы. Музыка, воссоздающая сказочные образы в своих звучаниях, достигает небывалой красочности - может быть, даже большей, чем это возможно на полотнах живописцев.
Одному из самых фантастических и красочных сказочных образов - Жар-птице - посвящён балет И. Стравинского.
Жар-птица и сама неслыханно прекрасна, её оперение сияет всеми мыслимыми цветами и оттенками, буквально ослепляет.
Но пейзаж, в котором она является,- безмолвное причудливое Кащеево царство, нарисованное как будто неземными, «потусторонними» красками,- ещё более усиливает впечатление безграничной колористичности.
Не случайно французский критик Анри Леон писал о балете «Жар-птица», что это произведение представляет собою «чудо восхитительного равновесия между движениями, звуками и формами. Отливающая темно-золотистым цветом декорация заднего плана как будто сделана тем же способом, как и полная оттенков ткань оркестра.
Музыка ещё больше усиливает впечатление фантастической красочности. В оркестре поистине слышны голоса волшебника и беснующихся ведьм и гномов. Когда пролетает птица, кажется, что её несёт музыка».
Слушание: И. Стравинский «Заколдованный сад Кощея».
Посмотрите эскизы костюмов Жар-птицы на странице 188, выполненные Л. Бакстом. Для того чтобы достигнуть определённого настроения как в живописи, так и в музыке, нужна особая тонкость работы с цветом. Композиция полотна объединяет все выразительные элементы, вызывая законченное стройное звучание.
Музыкальное творчество
Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Сейчас мы с вами немного побудем волшебниками. Как вы думаете, если создается не вещь, не игрушка, а сказка - это волшебство? (конечно) Я предлагаю вам создать сказку, да не простую, а музыкальную. Что нам для этого понадобится? (Музыка и слова)
-Правильно, но еще нам понадобятся актёры, хор и много фантазии. За основу мы возьмем стихотворение С.Я. Маршака «Кошкин дом».
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин дом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром
Заливать кошкин дом,
А лошадка — с фонарем,
А собачка — с помелом,
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь погас.
- Какие герои участвуют в стихотворении? (кошка, курочка, лошадка, собачка)
- А нужна ли роль дома? Что же мы тушить будем? Раз мы задумали волшебную сказку, то и дом в ней - тоже герой нашей истории.
Разучивание музыкальных тем персонажей
- Мы говорили о том, что сказка будет непростая, а музыкальная. Значит каждому герою нужна своя песенка.
Я вам предлагаю на выбор три мелодии: первая – для начала сказки, вторая – для кошки, третья – для тех, кто тушил пожар. Выбирать мелодии вы будете сами.
Проигрываются три музыкальные темы. Дети выбирают, какому персонажу или фрагменту сказки соответствует данная тема. Замечательно, если учащиеся сами смогут объяснить почему выбрали так, а не иначе. Если не получается, то можно помочь, обратив внимание их на то, что в первой мелодии слышны сигналы беды, во второй – мелкие, «испуганные» шаги, движение вокруг одной ноты (кошка). А в третьей мелодии много движения, как будто бегут издалека. Бывает, что дети выбирают и объясняют темы по-другому. Ничего страшного, главное, что это будет их выбор, они сами вслушиваются в музыку, думают. В этом случае педагогу нужно немного изменить ритм в попевках, чтобы он соответствовал словам. Далее разучиваем темы.
- Теперь надо выбрать героев сказки и хор, который будет начинать и заканчивать.
С помощью карточек учащиеся тянут жребий. Тем, кому досталась карточка с надписью «хор», учитель раздаёт детские музыкальные инструменты. Героям сказки можно немного подсказать: как изобразить дом (1-3 человека), с какой стороны выбегать собачке, лошадке и т.д.
- Попрошу хор встать чуть в стороне и освободить нам сцену. Итак, сказка начинается. (Поют все. Хор с помощью инструментов отмечает сильную долю, герои сказки изображают действие. С первого раза может получиться не совсем так, как нужно, но дети быстро осваивают правила игры. Можно повторить исполнение сказки, поменяв участников действия)
Изучение теоретического материала (продолжение)
Учитель: Продолжаем наш необычный урок - путешествие по миру сказок. О том, какую роль играла сказочная тема в искусстве, можно судить по ещё одному необыкновенно красочному живописному произведению М. Мусоргского «Картинки с выставки». Мы с вами слушали одну из пьес этого цикла, вспомните, как она называлась? (Эта пьеса называлась «Гном», она была посвящена забавному гномику, превращённого композитором в глубоко страдающего человека.)
А что явилось толчком к написанию этого цикла? (Рисунки близкого друга композитора В. Гартмана.)
Гартман был весёлым, живым, быстрым на разные выдумки и очень требовательным к себе и другим. Он умер неожиданно, совсем молодым, в возрасте 39 лет. Чтобы почтить память художника, была организована выставка произведений Гартмана в Петербурге. Были собраны архитектурные проекты, чертежи, эскизы декораций и костюмов к русским операм, рисунки и наброски.
Мусоргский не один раз обошёл выставку. Всматриваясь в работы друга, он загорелся страстным желанием запечатлеть его «картинки» в своей музыке.
Весь цикл «Картинки с выставки» был написан меньше, чем за три недели. Из множества экспонатов выставки композитор отобрал всего десять.
В «Картинках с выставки» Мусоргский рисует и музыкальный портрет излюбленного персонажа русских волшебных сказок и русского классического искусства. Прослушайте фрагмент и попробуйте узнать героя.
Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки» (фрагмент).
- Кого же нарисовала нам музыка? (Бабу Ягу)
Гартман набросал эскизы для часов, на которых изобразил домик на курьих ножках - жилище лесной колдуньи. Композитор сделал домик обитаемым.
Музыкант хорошо представлял себе домик Бабы-Яги. Однажды он даже появился в её костюме на маскараде в Академии художеств: рыжие космы, мохнатая шапка, надвинутая на глаза, ноги в лаптях, костлявые руки, реденькая бородка на остром подбородке, страшные глаза на размалеванном лице. Колдунья быстро семенила, разметая перед собой дорогу взмахами громадной метлы. Вот такую героиню русских народных сказок - смешную и страшную – изобразил в своей музыке Мусоргский, а вовсе не манерный проект часов, сделанный Гартманом в модном тогда стиле а La russe.
Послушайте произведение полностью и ответьте на вопросы.
Слушание: М. Мусоргский. «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) из цикла «Картинки с выставки».
1.Какие картины представляются вам в музыке «Избушка на курьих ножках» ( Баба-Яга) М.Мусоргского?
2. На сколько частей мысленно можно разделить музыку?
3. Можно ли сказать, что в музыке есть контраст?
4. Какое выразительное средство использует композитор для создания контраста в музыке?
(Прозвучала пьеса «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга) М. П. Мусоргского из фортепианного цикла «Картинки с выставки». Музыку можно разделить на три части. Первая часть звучала резко, угловато, со свистом, изображён, наверное, полёт Бабы-Яги в ступе. Во второй части, видимо, происходили какие-то превращения, музыка звучала нежно, красиво, волшебно, а в третьей части колдунья, очевидно, опять летит в ступе.)
Итог урока:
Музыка необыкновенно живописно рисует нам сказочных персонажей, будь то люди, животные, птицы, либо несуществующие в реальной жизни сказочные персонажи. И именно музыка и живопись могут при помощи выразительных средств настолько реально нарисовать сказочных героев, что иногда начинаешь верить в их существование...
Вокальная работа
Учитель: Ну, вот ребята, наше путешествие подходит к концу.
В заключении, давайте исполним знакомую нам песню «Добрые сказки» А. Ермолова.
8. Рефлексия
Вернёмся к тем задачам, которые мы поставили в начале урока.(ответы детей)
1. Слушать и анализировать музыку.
2. Исполнять вокальные произведение.
3. Знакомится с новыми произведениями и композиторами.
4. Находить связь музыки с другими видами искусства.(ИЗО, литература)
- Справились мы с поставленными задачами?
У вас на парте лежит не раскрашенная Баба-Яга, сейчас мы её будем раскрашивать.
1 – если на уроке было интересно, тема урока поняли - то разными цветами.
2 - если на уроке было не всё понятно – зелёным.
3 - если урок не понравился, было не интересно – красным цветом.
( пока раскрашивают, звучит музыка)
Ну, а теперь, просигнальте мне, я вижу что большинство из вас подняли разноцветных, значит наша работа удалась.
Домашнее задание
Выполните задание в «Дневнике музыкальных наблюдений» - стр. 21.
Чтобы сказки не обидеть
Надо их почаще видеть
Их читать и рисовать
Их любить и в них играть
Сказки всех отучат злиться
А научат веселиться
Быть добрее и скромнее
Терпеливее, мудрее.
- К сожалению, наше путешествие подошло к концу. Но волшебство не заканчивается, ведь все вы маленькие волшебники и постарайтесь оставаться ими, делайте добро, любуйтесь красотой, умейте восхищаться прекрасным!!!!!
Всем большое спасибо! До свидания!
Выход из класса под музыку