План-конспект урока на тему: Мифы и сказки о музыке

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


План-конспект урока для учащихся 5 классов

на тему: «Мифы и сказки о музыке»

Цель урока: сформировать способность устанавливать аналогии между музыкой и литературой, учитывая специфику каждого из искусств.

Задачи:

- образовательная: познакомить учащихся с сюжетами и персонажами мифов и сказок, связанных с музыкой.

- развивающая: развить умение сравнивать, сопоставлять, находить общее в художественных явлениях.

- воспитательная: воспитывать культуру речи.

Материалы к уроку: аудиозаписи, портреты композиторов, иллюстрации к мифам.

Оборудование: музыкальный инструмент, музыкальный центр.


Ход урока


I. Организационный момент.

Звучит музыка П. И. Чайковского: па-де-де из балета «Щелкунчик».

- Ребята, прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Как сказка – мир. Сказания народа,

Их мудрость тёмная, но милая вдвойне,

Как эта древняя могучая природа,

С младенчества запали в душу мне».

(Н. Заболоцкий)

II. Сообщение темы урока.

- Скажите, как звучала музыка, которую мы с вами сейчас прослушали? (Она звучала волшебно, необыкновенно красиво. Когда слушаешь её, кажется, будто попадаешь в сказку).

- Да, это действительно так. Мы не случайно начали урок с прекрасной музыки Чайковского, этого замечательного композитора-сказочника. Сегодня мы отправимся в далёкое музыкальное путешествие во времени.

III. Работа по теме урока.

1. Музыка в мифах, сказках и преданиях.

- Есть великое множество музыкальных событий, начало которых так далеко от нас, что даже волшебная подзорная труба времени не смогла бы отчётливо их приблизить. Однако не будем огорчаться. К нам на выручку ещё не раз придёт наша память, общая память человечества – это волшебная «машина времени», способная перемещать нас во времени и пространстве.

Самыми замечательными, самыми интересными проводниками в далёкое минувшее для людей всегда были сказки, мифы, легенды о музыке и музыкантах.

Из глубины веков пришли к нам античные мифы, созданные народной фантазией. Древние греки верили, что с наступление тепла на вершине горы Парнас собирались на празднества прекрасные девушки – девять сестёр, девять дочерей владыки богов – Зевса. Их звали музами жизни – богинями пения. Они покровительствовали искусствам и наукам. Черпая воду из Кастильского ключа или из источника Иппокрены, музы одаривали ею избранных. Те, испив живительной влаги, становились художниками, поэтами, танцорами, актерами, музыкантами и учёными.

Встав в круг, музы танцевали и пели под звуки золотой кифары, на которой играл покровитель искусств бог Аполлон.

Демонстрация иллюстраций к мифам.

Голоса девушек сливались в стройный хор, и вся природа, как зачарованная, внимала сладкозвучным мелодиям. Люди становились добрее, а боги милостивей.

- Ребята, как вы думаете, каково значение мифов, сказок и преданий?

(Мифы, сказки, предания – вечный источник искусства. Это касается не только музыки, но и литературы, живописи. Все эти источники открыли новые грани творчества великих авторов различных произведений искусства. Искусство не копирует реальную жизнь, а живет своей собственной жизнью, неподвластной суете обычной жизни).

2. Слушание музыкального произведения.

- Сейчас мы с вами прослушаем пьесу Анатолия Константиновича Лядова «Волшебное озеро».

Слушание произведения.

- Что вы можете сказать о прослушанном произведении, какого характера данная пьеса? (Музыка звучит спокойно, умиротворённо, сказочно, волшебно, в ней не было никаких волнений, напряжений).

- Верно, музыка передаёт состояние полного спокойствия, сказочной красоты. В музыке отсутствует драматическое напряжение, образ волшебного озера носит созерцательный характер. Это и является одним из редких примеров музыкального произведения, в котором нет кульминации и напряжённости.

- В конце пьесы образ постепенно исчезает, звучность затихает, озеро погружается в безмолвие.

3. Смысловое своеобразие музыки.

- Не только образы различных народных преданий, но сюжеты и персонажи всех мировых мифологий по-своему воплотились в музыке, придав ей огромное смысловое своеобразие. Существуют такие мифы, которые рассказывают о появлении музыкальных инструментов.

Вспомним некоторые из них.

Учащийся читает подготовленный материал.

Однажды, как повествует легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную нимфу Сирингу и влюбился в неё с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. Она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу реки Ладон, но Сиринга обратилась к реке с мольбой, чтобы та укрыла её в тростнике. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней.

- Из панциря черепахи смастерил лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов. Флейту изобрела богиня мудрости и справедливой войны Афина.

Именно так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы.

Таким образом, подражая звучанию мифологических музыкальных инструментов, композиторы искали новые сочетания, тембры, вводили в произведения голоса птиц, шум ветра и другие звуки природы. Всё это создавало необыкновенную художественную достоверность, наполняемость живыми звуками и образами.

4. Образы в музыке.

- Ребята, прослушайте фрагмент из фортепианной пьесы Мориса Равеля – французского композитора ХХ века. Я не буду говорить вам, как называется данное произведение, попробуйте назвать его сами.

Слушание музыки.

- Как вы думаете, на что похожа эта музыка, что изобразил звуками известный органный композитор?

Заслушиваются ответы детей, делаются выводы.

- Эта музыка изображает звуки волн, а называется эта пьеса «Игра воды». В ней явно слышны переливы искрящихся на солнце струй.

Эпиграфом к данному произведению Равель взял строчки их стихотворения Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями». И обрисовывает его настолько зримо, что мы можем представить прекрасный солнечный день, кристально чистый водоём и смех речного бога, который сливается со смехом быстро журчащей воды.

Это значит, что в музыке живёт всё многообразие литературы: фольклор и мифология, поэзия, драма и многое другое.

Мы знаем многие литературные жанры, которые также являются и музыкальными жанрами – это прежде всего стихотворные жанры, такие как – элегии и оды, баллады и гимны, песни и романсы. Всё это обогатило музыку новыми интонациями.

Литературные образы прочно вошли в оперы и балеты.

5. Вокально-хоровая работа

- Сегодня мы с вами познакомимся с замечательной песней композитора

М. Таривердиева «Маленький принц». Герой этой песни пришёл к нам из сказки - о мужестве и мудрости детской души [link] .

Разучивание песни

IV. Итог урока

- Наверное, без влияния слова было бы совсем другими строение музыкального произведения, музыкальной речи, ставшее более выразительным в содружестве с поэзией. Связь эта продолжается по сей день и будет существовать всегда, несмотря на то, что музыка и литература приобрели на сегодняшний день независимость, которые способны каждая по-своему завоёвывать мир, но они порой встречаются вновь и приводят к новым открытиям и берут друг у друга только самое лучшее.

V. Домашнее задание

Проиллюстрировать понравившийся миф связанный с музыкой.