Урок музыки
3 класс 4 четверть
по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской
«Мир Бетховена»
Цель: создать условия для восприятия разнообразных образов музыки Бетховена.
Задачи: -создать условия для формирования обобщенного представления об основных образно – эмоциональных, жанровых сферах музыки в творчестве одного композитора;
- продолжить формирование коммуникативных навыков : умение работать в хоре, умение выражать свое мнение и свои чувства через слово, звук, пластическое интонирование;
Планируемые результаты:
-расширение представления о творчестве Бетховена
-воспитание уважительного отношения к творчеству композитора другого народа
- овладение навыками осознанного и выразительного высказывания в процессе размышления о музыке
- умение проводить сравнение, слышать «неслышимое».
Этапы урока. Цели и задачи.
Художественно – эстетическая деятельность ученика
Художественно – педагогическая деятельность учителя.
Планируемые результаты.
1
3 симфония
Художественное целеполагание.
Создать условия для художественного восприятия и интуитивного предчувствия.
Художественное восприятие, вслушивание и проникновение в интонационное пространство симфонии;
предчувствие предстоящей деятельности. Определяя главную мысль – чувство каждого фрагмента, прийти к пониманию жизненного девиза композитора
Создает условия для «вспоминания» музыки 3 симфонии через прослушивание отдельных фрагментов, наводящие вопросы, обращение к станицам биографии произведения («Титаник» 1912 г.) помогает понять главный жизненный девиз композитора.
-Вслушиваясь в звуки этого произведения, я думаю, мы с вами вспомнили об одном и том же событии, которое произошло в 1912 году?? ….И о нем сообщили все газеты мира??... пароход «Титаник» столкнулся с айсбергом и …затонул…
- На борту тонущего корабля случилось что – то невероятное!.........
- Что в ней было такого, что помогло людям не лишиться разума, выстоять и принять то, что им назначено судьбой?......
На доске после ответов детей учитель фиксирует главное:
- 1 ч. - движение, борьба, активность…
- 2 ч. - 1 т. траур, страдание, горе…
- 2 т. Нежность, свет, надежда..
- 4 ч. – радость, победа, ликование.
- А вы поняли, как шло развитие музыки? … от движения, борьбы к победе!
от страдания к радости!
- Сейчас мы не просто проследили за развитием музыки, мы открыли главный девиз жизни этого человека. «Через борьбу к победе, от страдания к радости».
Овладение навыками осознанного и выразительного высказывания в процессе размышления о музыке
2
Художественное освоение музыкального материала: сравнение.
«Веселая. Грустная»
Создать условия для художественного освоения музыкального образа и формирования навыков выражения своих чувств, мнений через пластическое интонирование
Осознают особенности музыки через слушание, сравнение и пластическое интонирование.
Приходят к пониманию смыслового значения 2 частной и 3 частной формы.
Предлагает виды деятельности, которые помогают понять детям смысл произведения и выразить свое понимание музыки через пластическое интонирование, игру на музыкальных инструментах( возможно)
1 ч. Хлопки – аплодисменты
2 ч. «Письмо» другу.
-А это согласуется с девизом Бетховена?...нет….Удивительное дело- написал то он музыку «Веселая. Грустная» 2 ч., а сам то играл не 2, а……3 части: В- Г – В.
- Что тут скажешь: Браво, Маэстро!
- Между прочим, так публика выражает свое восхищение музыкантом Крики «Браво!» и аплодисменты. И обязательно стоя! Как вы думаете - мы можем сделать это под музыку. Конечно!Браво! Браво! Аплодисменты-хлопки..Браво! Браво! Аплодисменты-хлопки.
- Теперь это согласуется с девизом Бетховена?... конечно.
Осознание значения 2 частной и 3 частной форм. Выбор видов деятельности, которые помогут подчеркнуть характер музыки.
3
Художественное освоение музыкального материала: попытка услышать «неслышимое»
Соната №14(«Лунная»)
Создать условия для слышания «неслышимого»
Художественное восприятие, вслушивание и проникновение в интонационное пространство симфонии; сочинение литературной фразы, созвучной музыке. Выявляют особенности голосоведения.
Настраивает на художественное восприятие, рассказав историю о Л, Н, Толстом, игравшем музыку своим крестьянам
- Оказывает помощь при «сочинении»
- А сейчас нам предстоит встреча с самым известным произведением композитора. Самым известным, любимым. Но не самым понятным. ……...................
Когда Лев Николаевич кончил играть – они сказали: «Барин, какая то странная музыка: ни подпеть, ни сплясать».
- А если «ни подпеть, ни сплясать» - тогда что?....................
Дождавшись полной тишины, тихо(РР) и меееееееедленно играю триоли из сонаты №14….
- Слушаем тишину и свое сердце! ….триоли…триоли и бас…
- Однажды кто- то из учеников сказал: так улетает душа…
- Если это так, то что она могла сказать, улетая; какие слова? (….сочинение…)
Соединения слова и музыки
Попытка услышать «неслышимое» и выразить это в слове
4
Художественное освоение музыкального материала: сравнение мелодии, исполненной шарманкой, хором, блок флейтой. В.Х.Р.
«Сурок»
Оказать помощь в процессе сравнения, продолжить формировать вокально – хоровые навыки
Вслушиваются в разные варианты исполнения одной мелодии; пытаются понять смысл песни, исполненной на другом языке.
Предоставляет разные варианты звучания песни.
Создает проблемную ситуацию.
Помогает добиться светлого звучания.
Сравнение. Выражение своих чувств, чувств песни через исполнение
5
Художественное обобщение и осознание темы урока.
Высказывают мнения о музыке Бетховена, выявляя основные образные линии в каждом произведении и определяя важное для себя
Помогает сделать обобщение и прийти к формулировке темы урока
Сравнение, обобщение.