Водопьянова Т.М.
Урок музыки в 6 классе
Образы романсов и песен русских композиторов.
Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
Татьяна Петрова в народном костюме
Руководитель Московского камерного хора Владимир Минин считает, что на Руси теперь совсем не поют, хотя мы русские по природе певческая нация. Песня - хранилище души народной, а без души и народа не будет. В ансамбле хорового пения, чем всегда славилась Россия, в гармонии соединяются души и сердца, а если перестанет народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
Московский камерный хор
Русский человек в песне олицетворяет мир природы, проецирует на неё свои душевные свойства и переживания: «Липа вековая над рекой стоит...», «Калинка...». В песнях утверждается безмерная широта русского характера, соответствующая безмерности русских необъятных просторов: «Ах ты, степь широкая...», «Вниз по матушке, по Волге...».
[link]
[pic] Утро туманное
Начало XX века отмечено ростом технических достижений, популяризации романса способствуют граммофоны и пластинки. Романсы писались на стихи БрюсоваБлока, Бальмонта и других поэтов серебряного века. В основном это записи Вяльцевой, Паниной, Плевицкой, Давыдова. Исполнение старинных романсов требует особых навыков, особого мастерства, в консерваториях, как правило, не изучаемого. С этой проблемой сталкивались даже великие певцы: Шаляпин, Обухова, Нежданова…
Обухова - портрет
Начиная с 30-х годов романсные интонации проникают и в кинематограф, например, в фильм «Веселые ребята», « Верные друзья»,
«Ирония судьбы», «Жестокий романс». Главная героиня фильма - Лариса Огудалова – поёт в фильме очень много романсов.
Лариса Гузеева в фильме «Жестокий романс».
В СССР в прокате был очень популярен фильм «Сестра его дворецкого», в котором американская актриса Дина Дурбин исполнила фрагменты трех романсов на русском языке — «Эй, ямщик, гони-ка к „Яру“…», «Калитка», «Две гитары». Последующие годы свидетельствуют о прочном укоренении романса в киномузыке.
Дина Дурбин - фильм «Сестра его дворецкого»
Классическая камерно-вокальная форма получает развитие в музыке Мясковского, Прокофьева, Шостаковича. Пишутся романсы на стихи А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, Микеланджело Буонарроти, а также романсы в форме музыкальной пьесы. («Романс» Шостаковича в ленте «Овод», Свиридова в фильме
« Метель»).
«Овод» - сцена О. Стриженова и Н. Симонова
Музыка к театральным постановкам также обращается к романсу. Наиболее запомнившиеся публике театральные романсы – «Ты меня на рассвете разбудишь» и «Белый шиповник» А. Рыбникова (спектакль «Юнона и Авось»).
«Ты меня на рассвете разбудишь» с Певцовым
Романсовой интонацией пронизаны многие авторские песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора. Романс можно встретить и в рок-музыке ( « Для вас любовь была, увы, забавным словом» Чигракова, «Романс № 4» Дианы Арбениной).
Диана Арбенина с гитарой
В книге «Елена Образцова» приводятся слова выдающейся певицы: «В опере много наглядно, предметно, реально. А в романсе я могу спеть мечту, воспоминание, недосказанность». За то время, что звучит романс, слушатель успевает воскресить в памяти ситуацию, прожить ее заново. Российские и зарубежные ученые провели множество исследований, результаты которых таковы: негромкое пение старинных русских романсов помогают снять стресс.
Елена Образцова - фото
Люблю я слушать русские романсы,
Волнующе и трепетно в душе,
Эстрада делает им реверансы,
Ей лучше чувств не передать уже!
Близка романсу Золушки судьба,
Всегда он был и бедным, и гонимым,
Ему чужда, неведома борьба,
И был то страстным, то таким ранимым!
Душа романса трепетно - красива,
А жанром развлекательным считался,
На фоне же эстрадного мотива
Он подлинно серьёзным оказался!
Исполнитель романсов – С. Захаров га концерте