Разработка урока № 5 по теме: Профессиональная музыка 5 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


УРОК № 5


Тема. Что такое не программная музыка?


Цели:

образовательные: познакомить учащихся отличиями программной и не программной музыки на примерах произведений Г. Генделя и Т. Альбинони; познакомить с примерами «музыки воды» и известными произведениями живописи посвященными водной стихией, рассказать о разновидностях программных и не программных симфонических произведений европейских композиторов .

развивающие: развивать умения учащихся находить различия между программной и не программной симфонической музыкой, давать характеристику музыкальному образу симфонической музыки, различать на слух музыкальные инструменты, развивать умения сравнивать характер музыкального и изобразительного произведений и находить общие способы их выразительности.

воспитательные: воспитывать интерес к симфоническим программным и не программным музыкальным произведениям зарубежных композиторов, интерес к песенному творчеству.

Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему.


Оборудование: оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки), музыкальный инструмент, ДВД-проектор, портреты композиторов.

Ключевые термины: программная музыка и не программная музыка, музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, посвященные воде.


Произведения, изучаемые на уроке:

  • Г. Гендель. Аллегро из сюиты № 1 фа – мажор «Музыка на воде»

  • Т. Альбинони. Адажио соль – минор для органа и струнных инструментов

  • муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Энтина «Песня про жирафа»


ХОД УРОКА.


Ученики входят в класс под музыку Г. Генделя. Организационный момент.

Музыкальное приветствие « Пора начать урок»

[pic] Разрешаю тихо сесть.

Тсссс, секреты мира здесь.

Прозвенел уже … (звонок)

Начинается … (урок) –

Интересная наука

О чудесном мире звуков

К нотам тянется рука

Ведь урок наш - … музыка!

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ: фронтальный опрос- «программная музыка», «программная симфоническая музыка, героические образы в музыке. Творчество композиторов Л. ван Бетховена и А. Бородина на примере программной симфонической музыки.



[pic] 2. БЕСЕДА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ НЕ ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ .


Учитель. Среди большого количества инструментальных композиций есть произведения, не имеющие художественного названия или литературных сюжетов. Их относят к не программной музыке.

Не программными произведениями называют сонаты, симфонии, прелюдия. Подобные названия не дают представлений о характеры такого произведения, не указывают музыкальный жанр, в котором он написан.

Во время слушания не программной музыке у каждого слушателя возникают собственные образы и ощущения в зависимости от личностного восприятия.


Не программная музыка – это инструментальные произведения не имеющие художественных названий или литературных сюжетов.







[pic] 3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.


Учитель. Предлагаю вам сравнить два музыкальных образа. Оба они были написаны в XVIII ст. известными композиторами: немецким автором Г. Генделям и итальянцем Т. Альбинони. Услышите ли вы разницу между этими произведениями?

  • Г. Гендель. Аллегро из сюиты № 1 фа – мажор «Музыка на воде»

  • Т. Альбинони. Адажио соль – минор для органа и струнных инструментов


[pic] 4. АНАЛИЗ ПРОСЛУШАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


  • Какие характерные черты обоих произведений? Похожи ли они между собой?

  • Похожа ли музыка Генделя на современный фонтан или водную феерию? Какое настроение вызывает у вас эта музыка?

  • О чем, по – вашему , рассказывает музыка Томазо Альбинони? Как мы ее озаглавим?

  • Звучание каких инструментов вам удалось узнать в адажио Т. Альбинони?



[pic] 5. УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О КОМПОЗИТОРАХ.


Георг Фридрих Гендель – композитор немецкого происхождения живший в Великобритании в 18 ст. За свою жизнь написал окало 50 опер, 23 оратории, множество церковных хоралов, органных концертов.

Генделю приписывают создание популярной музыки, поскольку он дирижировал оркестром под открытым небом, и эти выступления мог слушать каждый, кто захочет. Примером «популярной» бароковой музыки, может служить «Музыка на воде» (1717) и «Королевский фейерверк» (1749), написанные по заказу короля Георга II для исполнения на торжествах.

[pic]



























[pic] 5. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.


Учитель: возьмите кисточку и акварельные краски. Смочите лист бумаги водой и попробуйте изобразить свое настроение после прослушивание инструментальных произведений Г. Генделя и Т. Альбинони в технике «по – влажному».


Примеры работ в технике «по – влажному».

Пятна красок, попав на бумагу, будут растекаться и образовывать плавные переходы светлых и темных оттенков. Это будет ваше «музыка в «цвете».



В музыке рядом «существуют» как программные, так и не программные музыкальные произведения, звучащие в исполнении инструментов. Это и есть разновидности инструментальной профессиональной музыки.







[pic] 6. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНКА «Зарядка».


[pic] 7. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.


Учитель: рассмотрите известные картины выдающегося художника и композитора М. К. Чюрлениса «Восход солнца», «Беззаботность», «Соната моря».

[pic] [pic] [pic]

Прослушайте фрагмент музыкального произведения Г. Генделя. Попробуйте подобрать иллюстрацию, наиболее подходящею к музыке композитора. Охарактеризуйте способы выразительного изобразительного произведения и назовите общие черты картин и музыки в исполнении оркестра.


[pic] 8. РАСПЕВКА. Упражнение на легкость движения с приемами легато и стаккато. Результат может быть достигнут только при правильном (свободном) пении закрытым ртом и естественной, лишенной всякого напряжения артикуляции гласного у.

прибаутка «Огурец и помидор»


[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic]


[pic] 9. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ. «Песня про жирафа», муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Энтина

Во время прослушивание песни с самого начало передается веселый, шуточный характер музыки. Разучивание предлагается по нотной записи.

Настройка в тональности по звукам тонического, субдоминантового и доминантового трезвучия (которым завершается вступление) поможет точному вступлению голосов, достижению чистоты интонирования первых тактов мелодии.


[pic] [pic]

[pic] [pic]

[pic]

Добиваться легкости звучания мелодии во всем диапазоне, особенно следить за тем, чтобы легко, в высокой позиции исполнялись и более низкие звуки, петь фразы со стремлением к вершине.

Во время работы над фразировкой логические ударения ребята находят сами, обсуждая различные варианты исполнения, при этом не нарушая целостности фразы.


  1. Есть на све - те мес-то без-за – бот – ное,

где гу-ля-ет важ- но, слов- но граф.


Учитель обращает внимание учащихся на особенности построения песни, состоящий из запева и двух частного припева, вторая часть которого исполняется без слов, на слог «Ля». Здесь необходимо избегать напряженности звучания голосов в высокой тесситуре, добиться ясности артикуляции, «близкого» по вокальной позиции произношение слогов «Ля», легкости напевности и подвижности звучания.



[pic] 15. ОБОБЩЕНИЕ ВЫУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.


  • Какая музыка называется не программной?

  • Произведения каких композиторов мы слушали? Что можете о них рассказать?

  • Назовите различие между программными и не программными музыкальными произведениями.



  • [pic] МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА.

    1. М. Глинка. «Камаринская», оркестровая сюита на две русские темы.

    2. Ф. Шуберт. «Ave Maria»

    3. В. Барвинский. Квартет для двух скрипок, альта и виолончели.

    4. А. Вивальди. «Зима» из цикла концертов «Времена года»

    5. Л. ван Бетховен. Симфония № 3 «Героическая» (1ч.,экспозиция).

[pic] 16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Из известным вам инструментальных произведений записать в рабочею тетрадь названия не программной музыки.


[pic] 17. ВЫХОД ИЗ КЛАССА ПОД МУЗЫКУ Г. ГЕНДЕЛЯ.