Рабочая программа Ансамбль барабанщиков для общеобразовательных школ на 3 года обучения

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...








Рабочая программа

«Ансамбль барабанщиков»

для работы в общеобразовательной школе

(на 3 года)



























Автор: Каляцкий К.Г.

педагог высшей категории

2015 г.



Пояснительная записка

Ансамбль барабанщиков является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и дисциплины.

Значение термина «ансамбль»: ансамбль это небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т. д

Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом – организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения. Подбадривает, организует.

Адаптированная программа составлена на основе авторской программы «Ансамбль барабанщиц (дефиле с малыми барабанами) хореография» Приходько А. Ф., Левина Л. В., Гагарина Л. А. ГБОУ г. Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» 2007 г.

Цель программы – способствовать развитию творческих способностей личности в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.

Задачи:

- обучение основам музыкальной грамоты;

- приобретение навыков игры на малом барабане;

- обучение базовым хореографическим элементам, необходимым в

дефиле

- развитие музыкально-ритмического слуха;

- воспитание чувств коллективизма, ответственности, взаимопомощи и

поддержки, терпения и выносливости;

- воспитание сценической культуры.





Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические навыки и умения, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.

Результаты учитываются применительно к отдельной личности в зависимости от индивидуального характера и качества усвоения знаний, умений и навыков.

По окончании первого года обучения обучающиеся должны знать:

- основы музыкальной грамоты;

- что такое метр, ритм, метроном;

- динамические оттенки (нюансы);

- разновидности ударных инструментов.



Должны уметь:

- читать и играть по нотам;

- работать с метроном;

- исполнять базовые ритмические рисунки;

- работать со звуком (нюансировка).



У обучающегося будет развито:

- чувство ритма;

- навыки самостоятельной работы;

- навыки работы в коллективе.

У обучающегося будет воспитано:

- уважительное и внимательное отношение к участникам коллектива;

- трудолюбие, выдержка, трудоспособность, выносливость;

- стремление прилагать усилия для достижения поставленной учебной задачи.



По окончании второго – третьего года обучения обучающиеся должны знать:

- основные музыкальные стили: рок, диско, поп и т.д.



Должны уметь:

- исполнять выученные элементы;

- работать в ансамбле;

- запоминать движения и грамотно их повторять;

- координировать свои движения;

- классифицировать музыку по стилям и жанрам.



У обучающегося будет развито:

- эстетический кругозор и вкус;

- навыки самостоятельной работы;

- совершенствовать навыки работы в ансамбле.



У обучающегося будет воспитано:

- чувство патриотизма, любви к Родине.



Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются публичные выступления. С начала в виде показов для родителей, затем в виде участия в концерте, шествии, параде.



Характеристика программы

Программа «Ансамбль барабанщиков» имеет художественную направленность, ее образовательная область – «Искусство». Программа по уровню содержания – базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата – учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Занятия в ансамбле барабанщиков во 2 – ой половине дня, формируют музыкальный вкус обучающихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Программа предусматривает приобщение детей к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально – творческой деятельности для себя и для окружающих.

Программа составлена для индивидуального обучения на малом барабане и дальнейшей совместной игре в ансамбле. Индивидуальное обучение на малом барабане 5 месяцев, а затем совместная игра в ансамбле. Обучения на ударных инструментах начинается с 11 – 12 до 18 лет.

Создание инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Специфика работы инструментального ансамбля, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на ударных инструментах. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, который варьируется от 4 до 12 исполнителей. Минимальный состав ансамбля состоит: из 2 - х малых барабанов, большого барабана и тарелок. Основной состав состоит: из 8 малых барабанов, 2 - х больших барабанов и 2 – х тарелок.

Определенного уровня овладения этим комплексом умений и навыков участники инструментального ансамбля достигают через 5 – 7 лет обучения. В подготовительной группе обычно занимаются учащиеся VVI классов, в средней группе VIIVIII классов, старшая группа состоит из учащихся IXXI классов. При этом количественный охват детей практически не ограничен. Исключение составляет собственно концертная группа ансамбля, для участия в которой школьники подготавливаются постепенно.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, а также практические занятия, в процессе которых развиваются музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память. Для лучшего усвоения материала на практических занятиях воспитанники все длительности изучают на фортепиано затем на инструменте (так как звук на фортепиано может тянутся, а на барабане нет). Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размер и т. д., учащиеся изучают строение музыкальной формы. Все это изучается и закрепляется во время индивидуальных и ансамблевых занятий.

Индивидуальные занятия на инструменте при трёхгодичном обучении проводятся:

  • первый год обучения три раза в неделю по одному часу,

  • второй год обучения, наряду с индивидуальными занятиями (1 час в неделю), проводятся ансамблевые занятия (2 часа в неделю).

  • третий год, ансамблевые занятия являются ведущей формой работы (3 часа в неделю).






Содержание программы



  • Вводное занятие. Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения, основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте.

  • Формирование исполнительского аппарата. Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приемов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твердо знать психо – физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы).

  • Работа над упражнениями и этюдами. Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения.

  • Работа над произведениями. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведения с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.

  • Ансамблевая подготовка. Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа.

  • Музыкально – теоретические сведения. Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.

  • Итоговый отчетный концерт. Составление программы, отбор исполнителей. Репетиции.



Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений.

Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.

Общий учебный план

Пояснения к учебному плану



Программа рассчитана на 3 года обучения, с общим количеством часов – 238. Занятия проводятся:

1-й год обучения - индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу

2-й год обучения - индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 часу; игра в ансамбле 1 раз в неделю по 1 часа

3-й год обучения – игра в ансамбле 2 раза в неделю по 1,5 часа



1-й г.о.

2-й г.о.

3-й г.о.

Индивидуальные занятия

2

1


Игра в ансамбле

-

1

3

Всего:

2/68

2/68

3/102



В коллектив принимаются все желающие. Желательно, чтобы подросток умел играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Набор производится по результатам:

прослушивание: поступающие должны продемонстрировать наличие музыкальных задатков: музыкального слуха, ритма, памяти;

проверка игрового аппарата (рук): у поступающих желательны «мягкие руки» - пластичные, с гибкой растяжкой пальцев кисти (с жесткими руками, затруднениями в координации могут возникнуть определенные сложности в обучении).



Учебно – тематический план

Ударные инструменты (малый барабан)

Содержание и виды работы

Общее кол-во

часов



Теория



Практика

Первый год обучения:

Сведения об инструменте, его устройстве.

0,5

0,5


Положение во время игры, корпуса, головы, рук и ног. Гимнастические упражнения для развития рук, посадка за инструментом, постановка рук. Простые упражнения на глухом барабане: одиночные удары «двойки», «двойки» с ускорением.







2







0,5







1,5

Музыкальная грамота и элементарная теория музыки. Нотация для ударных инструментов. Аппликатура. Простые размеры:4/4, 2/4, 3/4.Игра упражнений на целые, половинные и четвертные длительности.





2





0,5





1,5

Теория: восьмые длительности и упражнения на них.



5,5



1



4,5

Теория: нота с точкой (четверть с точкой), упражнения. Акценты.



5,5



1



4,5

Теория: шестнадцатые длительности и упражнения на них. Марш. Изучение простого ритма на четырех книжках с ногами.



6,5



1,5



5

Теория: триоли и упражнения на них.

1,5

0,5

1

Теория: на восьмую с точкой шестнадцатую и упражнения.



1,5



0,5



1

Теория: синкопа и упражнения.

3

1

2

Теория: форшлаги и упражнения на них.

4

1

3

Теория: сложные размеры: 6/8, 9/8, 12/8. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане.

3

1

2

Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др. Игра простого ритма на ударной установке с переходами.



3



1



2

Маршевый ритм № 1 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).



13



3



10

Маршевый ритм № 2 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

17

3

14

Итого:

68

13

55



Содержание и виды работы

Общее кол-во

часов



Теория



Практика

Второй год обучения:

Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов.

3

1

2

Теория. Нотная запись инструментов ударной установки

2

2

-

Изучение танцевальных ритмов. Координация рук и ног

8

2

6

Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства

7

2

5

Разучивание ансамблевых партий

14

4

10

Итого:

34

11

23

Примерное распределение учебных часов

Игра в ансамбле

второй и третий год

Содержание и виды работы

Общее кол-во

часов



Теория



Практика

Второй год обучения:

Ансамбль

34

11

23

Третий год обучения:

Ансамбль

102

32

70

Организация работы над произведением в ансамбле:



  1. Индивидуальный разбор и выучивание произведения.

  2. Игра произведения дуэтом, трио:

- малый барабан + малый барабан

- 3 малых барабана + большой барабан

- большой барабан + тарелки + малый барабан

- игра произведения в ансамбле.

Построение тематического плана и расчет часов зависят от того, как будет усваиваться та или иная тема. Если она окажется недостаточно прочно усвоенной и закрепленной, следует проводить повторное занятие, а если в этом нет необходимости, можно приступать к изучению следующей темы.

Ударные инструменты (малый барабан)

1-й год обучения – 68 часов

Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.

Практическая работа: гимнастические упражнения для развития рук. Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др.

Ожидаемые результаты:

  • изучить основы музыкальной грамоты, нотацию для ударных инструментов, аппликатуру

  • играть одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением

  • освоить простые, сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг

  • играть крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане

  • освоить малые ударные инструменты: бубен, трещотки, маракасы.



Ударные инструменты (ударная установка)

2-й год обучения – 34 часа

Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструментов ударной установки.

Практическая работа: Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Разучивание ансамблевых партий.

Ожидаемые результаты:

  • изучить инструменты ударной установки (их устройство, функцию, расположение)

  • освоить нотную запись инструментов ударной установки

  • изучить танцевальные ритмы

  • разучить ансамблевые партии.



Ансамблевые занятия

Игра в ансамбле

2-й год обучения – 34 часа

Практическая работа: разыгрывание ансамбля. Разучивание партий для ансамбля различного состава. Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительностей нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Специфика индивидуальной и коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Упражнения на отработку игры в движении, синхронное исполнение. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Работа с зеркалом. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам.





Ожидаемые результаты:

  • слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;

  • понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;

  • ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;

  • слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука.



Инструментальный ансамбль

Третий год обучения – 102 часа

В работу инструментального ансамбля входят: построение музыкальной формы, музыкально – образовательные беседы и слушание музыки, разучивание репертуара и импровизация, сценическое оформление номеров.

Практическая работа: индивидуальное занятие ансамблистов для повышения исполнительского мастерства. Упражнения на закрепление специфики игры в движении и синхронное исполнение трюков. Шаги. Разводка. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение трюков. Работа с зеркалом. Повышение качества исполнения музыки. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. Понимание жанра, стиля и характера исполняемой музыки.

Ожидаемые результаты:

  • слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;

  • понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;

  • ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;

  • слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука;

  • понимать стиль и характер музыки;

  • понимать функцию и роль каждого инструмента в ансамбле.


Методические рекомендации к программе



Приступая к занятиям с начинающим учеником, педагог должен подобрать инструмент. Выбор инструмента зависит не только от желания самого воспитанника, но и от его физических возможностей. Надо также подобрать высоту пульта, характеристики которого соответствовали бы физическим данным обучающегося. Необходимо увязать процесс изучения первоначальной нотной грамоты с выработкой правильных представлений «нота - звук». В процессе обучения педагог должен постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений. Для успешного развития навыков ученику, прежде всего, необходимо усвоить рациональную, удобную постановку корпуса, организацию игрового аппарата, учитывающие его индивидуальные особенности. Целесообразно включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.

С первых занятий необходимо добиваться интонационной и ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука — основные требования на всех этапах обучения.

Технические возможности обучающихся, необходимо развивать с самого начала обучения. По всем направлениям, последовательно, тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.



Условия реализации программы:

Требования к оборудованию учебного класса:

Для работы с инструментальным ансамблем необходимо следующее оборудование и инструменты:

Наличие палочек для занятий на книге (одна пара на ученика);

Малые барабаны 8 штук;

2 больших барабана;

Две пары тарелок;

10 пюпитров для воспитанников высокого роста, музыкальный центр,

для прослушивания записей;

Мебель: стулья, соответствующие требованиям СанПиНов, шкафа для нот, трех столов (для аппаратуры и теоретических занятий). Зеркало.

Костюмы для выступлений.

Требования к обучающимся:

Учащиеся должны в обязательном порядке выполнять следующие требования:

  • систематически посещать все учебные занятия,

  • в полном объеме выполнять все практические задания,

  • на занятиях иметь инструмент, нотную тетрадь, папку с нотами, ручки, карандаши. Руки ученика должны быть чистыми, с коротко отстриженными ногтями.



Литература для учащихся:



  1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. – М., 1972. – С.164-211.

  2. Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М., «Просвещение», 1995.

  3. Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. ч 1. М., 1979





Учебно – методическое обеспечение для учителя:



1. Андреев Е. «Ударные инструменты современного симфонического оркестра».-Киев, 1990.



2. Биберган В. «К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки».-Моска, 1990.



3. Головко С. «К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах».-Москва, 1989.



4. Денисов Э. «Ударные инструменты в современном оркестре».-М., 1982.



5. Дмитриев Г. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние».-М., 1980.



6. Зиневич В., Борин В. «Курс игры на ударных инструментах»-П., 1980.



7. Ковалевский М. «Аппликатурные приемы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле».-М., 1980.



8. Макиевский С. «Техника игры на ударном инструменте».-Киев, 1990.



9. Парамонов В. «Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре».- М., 1984.





Примерный репертуарный план



1. Походный марш № 1.

2. Походный марш № 2.

3. Г. Шинстайн «Ритмы улиц».

4. М. Николаев «Марш на выход».

5. С. Смит «Crazy army».

6. В. Аникин «Удар за ударом».

7. И. Тамарина. Токкатина.

8. М. Глинка «Андалузский танец».

9. Г. Гладков «Песня атаманши и разбойников».

10. П. Чайковский «Эккосез».

11. А. Казелла «Диатонический вальс».

12. А. Полонский «Испанский танец».

13. Б. Сметана «Вальс».

14. Д. Шостакович «Соглашатель» (из балета «Болт»).