Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа «Центр образования № 1»
Утверждаю
Директор МБОУ СОШ «ЦО № 1»
______________ Л.И.Шурыгина
Приказ № _______ от _______
Календарно – тематическое планирование к рабочей программе
по учебному предмету «Музыка» (3 Б класс)
на 2015 – 2016 учебный год
учителя Майоровой Натальи Магомедовны
высшей квалификационной категории
Основанием для создания рабочей программы по учебному курсу «Музыка» являются:
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения 2009 года
- Приказ «Об определении перечня учебников к использованию в МБОУ СОШ «ЦО № 1» в 2015-2016 учебном году» от 28.08.2015 № 201
- Примерная программа начального общего образования по музыке
- Авторская программа Л.Б. Школяр, В О. Усачевой «Музыка» (УМК «Школа 2100) // Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах./Под науч. ред. Д.И, Фельдштейна. - М:: Баласс, 2011.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ «ЦО № 1»
- Учебный план школы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
п/п Наименование содержательного блока темы «Как можно услышать музыку»
Кол-во
часов
Основные виды учебной деятельности учащихся
1
Песня, танец и марш пере- растают в песенность, тан- цевальность и маршевость.
9ч
- Интонация, развитие музыки, построение (формы) музыки – триада, обозначающая ведущую проблему года.
- Песенность, танцевальность, маршевость. Жанровые истоки сочинений композиторов-классиков, народной, духовной музыки, произведений современности. Усвоение темы на знакомой учащимся музыке.
- Широкий круг образов и особенности музыкального языка сочинений разных времён и народов. Различные приёмы исполнения песенной, песенно-танцевальной, песенно-маршевой и танцевально- маршевой музыки.
2
Интонация.
7ч
- Сходство и различие музыкальной и разговорной речи. Выразительные и изобразительные интонации Музыкальная интонация – «сплав» средств музыкальной выразительности. «Зерно-интонация».
- Импровизации с использованием «зерна-интонации» (вокальные, инструментальные, ритмические, пластические). Интонационная осмысленность исполнения с опорой на понимание того, что такое интонация и как из неё вырастает мелодия.
- Нотная запись как средство фиксации особенностей музыкальной речи. Формирование умений учащихся петь знакомые, наиболее простые по мелодике и ритму попевки и песни с ориентацией на нотную запись.
3
Развитие музыки.
10ч
- Композиторы выражают в своих произведениях развитие чувств человека, переход от одного чувства, настроения к другому. Музыка – искусство, которое не существует вне времени и раскрывается перед слушателем постепенно, в процессе развития. Приёмы исполнительского и композиторского развития в музыке.
- Повтор, контраст, вариационность – основные принципы развития в народной музыке и в произведениях, сочинённых композиторами. «Зерно-интонация», тема и её разви- тие в музыкальном произведении.
- Средства музыкальной выразительности: мелодия, темп, динамика, ритм, тембр, регистры, лад (мажор, минор) и т.д., их роль в развитии образного содержания музыки.
4
Построение (формы) музыки.
8ч
- Изменения характера музыки и смена частей в музыкальном произведении. Взаимосвязь содержания музыкальных образов и формы (композиции) музыкального сочинения. Принципы построения формы рондо (контрастное сопоставление главной мелодии эпизодов) и формы вариаций (постепенное видоизменение, варьирование одной темы-мелодии).
- Исполнение музыки в опоре на понимание закономерностей её развития с использованием элементов игры, театрализации и др.
Итого:
34 часа
ВНЕСЁННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АВТОРСКУЮ ПРОГРАММУ, ИХ ОБОСНОВАНИЕ
Рабочая программа составлена на основе авторской без изменений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСА
Обучающиеся учатся наблюдать, воспринимать музыку и размышлять о ней; воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений; импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
Обучающиеся знакомятся с различными видами музыки (вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая) и основными средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад), получают представления о народной и профессиональной музыке, музыкальном фольклоре народов России и мира, народных музыкальных традициях родного края, сочинениях профессиональных композиторов.
В ходе обучения музыке обучающиеся приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности (хоровое и ансамблевое пение, музицирование на элементарных музыкальных инструментах, инсценирование песен и танцев, музыкально-пластические композиции, танцевальные импровизации), учатся действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач. Практические работы и экскурсии программой не предусмотрены.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ьность и маршевость (9 ч) 1
Повторение. Песня, танец, марш как три коренные основы всей музыки («три кита»).
1
07.09
2
Из песни, танца и марша образуется песенность, танцевальность и маршевость.
1
14.09
3
Углубление понятия песенность.
1
21.09
4
Песенность в вокальной и инструментальной музыке.
1
28.09
5
Углубление понятия танцевальность.
1
05.10
6
Танцевальность в вокальной и инструментальной музыке.
1
12.10
7
Углубление понятия маршевость.
1
19.10
8
Песенность, танцевальность и маршевость могут встречаться в одном произведении.
1
26.10
9
Р/к. Песенность, танцевальность и маршевость выводят нас на музыкальные просторы г. Полярные Зори. Детские хоровые и музыкальные коллективы ДМШ.
1
02.11
Заочная экскурсия на музыкальные просторы г. Полярные Зори
Интонация (7 ч)
1
Интонационное богатство музыкального мира. Интонационно осмысленная речь: устная и музыкальная.
1
09.11
2
Сходство и различие музыкальной и разговорной речи.
1
16.11
3
Интонация – выразительно-смысловая частица музыки
1
23.11
4
Выразительные и изобразительные интонации.
1
30.11
5
Выразительность и изобразительность в интонациях существуют в неразрывной связи.
1
07.12
6
Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение
1
14.12
7
Интонация – основа музыки. Обобщение.
1
21.12
Развитие музыки (10 ч)
1
Знакомство с понятием развитие музыки.
1
28.12
2
Композиторское и исполнительское развитие музыки.
1
11.01
3
Сходство и различие интонации в процессе развития музыки.
1
18.01
4
Развитие музыки в процессе работы над каноном.
1
25.01
5
Развитие музыки в процессе работы над каноном.
1
15.02
6
Знакомство с понятием кульминация.
1
22.02
7
Интонационно-мелодическое развитие музыки.
1
29.02
8
Ладово-гармоническое развитие музыки.
1
14.03
9
Развитие музыки в произведениях Э. Грига.
1
19.03
10
Обобщение по теме «Развитие музыки». Р/к. «Детский альбом» П. И. Чайковского в исполнении ансамбля прихода Иоанна Предтечи
г. Кандалакша
1
26.03
Построение (формы) музыки (8 ч)
1
Введение в тему «Построение музыки». Одночастная форма произведения.
1
28.03
2
Двух- и трёхчастная формы музыкального произведения.
1
04.04
3
Знакомство с формой рондо.
1
11.04
4
Вариационная форма построения музыки.
1
18.04
5
Средства построения музыки – повторение и контраст.
1
25.04
6
Р/к. Общие представления о музыкальной жизни г. Полярные Зори.
1
16.05
7
Обобщение по теме «Построение музыки».
1
23.05
8
Итоговое обобщение и повторение.
Урок-концерт.
1
30.05
Урок-концерт
Итого:
34 часа
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения музыки являются:
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
НОРМЫ ОЦЕНОК
Оценка «5»:
- дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
- ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «3»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «2»:
ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
НОМЫ ОЦЕНОК
Оценка «5»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
Оценка «4»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
Оценка «3»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
Оценка «2»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам(знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы (письменно) по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5.«Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком(рисунки, поделки и т.д.)