Открытый урок на тему Ты , Моцарт , бог, и сам того не знаешь....

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Тема урока: «Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…»


Цель урока:

обогатить представление учащихся о жизни и творчестве великого австрийского композитора В.А. Моцарта.


Задачи урока:


Образовательные:

формирование знаний об этапах жизни и творчества В.А. Моцарта.


Воспитательные:

воспитание сплоченности и сотрудничества в групповых и индивидуальных формах работы;

воспитание культуры общения с товарищами и культуры слушания музыкальных произведений.


Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умения обобщать, анализировать, сравнивать на примере биографии композитора и музыкальных произведений Моцарта.


Оборудование урока:

Музыкальный материал:

симфония №40, I и III части.

Реквием «Lacrimosa».

Маленькая ночная серенада

Колыбельная


Ход урока


Организационный момент:

Вход в класс под музыку «Пастораль»

Музыкальное приветствие:


«Сегодня у нас необычный урок
Об это пропел нам школьный звонок
Сегодня опять мы отправимся в путь,

На миг ты про всё и про всех забудь.

Как много прекрасных творений услышим

Что человеку даётся лишь свыше!»




Актуализация темы

Слово учителя

И так ребята, как и всегда наш путь лежит в прошлое, мы ещё раз перелистаем биографию одного из самых знаменитых композиторов.


На фоне «Концерт для флейты с оркестром».


1756 год. Австрия. Маленькое церковное княжество, которое на карте тогдашней Европы выглядело крохотным, не более ноготка. Столица этого княжества – город Зальцбург.

О Зальцбурге говорили так: «Да разве это город? Это настоящая музыкальная шкатулка!».

И в самом деле, каждый второй пел, каждый третий играл на музыкальном инструменте.

Даже строгие церковные кресты и те, казалось, начинали приплясывать, стараясь закружить в веселом танце пролетающие мимо легкие облака!

Вот в один из таких танцующих дней родился мальчик.


Судьба, лениво листающая страницы зальцбуржской жизни, вдруг остановилась и, сказав «ах!» нежно коснулась рукой колыбели новорожденного: «Этот музыкальный городок будет иметь своего знаменитого композитора»!

Правда в тот день никто и не подозревал об этом. По-прежнему они пели, плясали и играли, и лишь скрипач, отец новорожденного, счастливо вздохнув, задумался:


«А кем будет мой мальчик? Станет ли он переплетчиком, как все его предки, иль, подобно мне, отдаст свое сердце музыке?! Кто знает?!

Ну конечно, маленький мальчик стал музыкантом! И это был… 

ВЕЛИКИЙ ГЕНИЙ, ИМЯ КОТОРОГО МЫ УЗНАЕМ лишь после того, как разгадаем кроссворд.


Мы сделаем следующим образом, вам нужно отгадать имя великого музыканта, и прочитав его мы узнаем, как его зовут!


Один из персонажей программной музыки Лядова (Кикимора)

Мелодия, исполняемая голосом, без слов. (Вокализ)

Один из «3 китов» в музыке. (Танец)

Басня Крылова, которая появилась благодаря музыке. (Квартет)

Австрийский композитор – песенник (Шуберт)

Одно из выразительных средств в музыке, которое обозначает – чередование звуков. (Ритм)

И так у нас получилось…Моцарт!




Итак, мы сегодня поговорим о Вольфганге Амадее Моцарте, о котором А.С. Пушкин сказал:

«Ты, Моцарт, бог и сам того не знаешь» . ЭТИ СЛОВА ПУШКИНА, ЯВЛЯЮТСЯ ТЕМОЙ НАШЕГО УРОКА.

Вместе со мной к сегодняшнему уроку готовились и мои помощники

1 ученик: Вы слышали о мальчике с феноменальными музыкальными способностями?

2 ученик: Да! Отец его – Леопольд Моцарт. А сам мальчик – Вольфганг – хрупкий маленький артист в напудренном парике с косичкой, детское личико с непривычно серьезным видом!

3 ученик: Играет с невозмутимой уверенностью, его руки легко скользят по клавишам!

1 ученик: Путешествует по странам Европы. С искусством “чудо – ребенка” знакомятся аристократические аудитории Парижа, Лондона, Вены, городов Германии и Нидерландов.

2 ученик: В 6 лет играл на клавире для Австрийской императрицы!

3 ученик: Какой гениальный ребенок!

Все: Универсальное дарование!

И действительно этот человек обладал удивительными способностями и талантом, которые проявились, кстати, очень рано:

Итак, чтобы поближе познакомиться с великим дарованием, я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое, в 18 век.


Итак, мы с вами оказались на улицах австрийского городка Зальцбурга. Именно здесь 25 января 1756 года родился Вольфганг Амадей Моцарт, чей музыкальный талант проявился очень рано.

Из воспоминаний отца, Леопольда Моцарта, который был композитором, скрипачом: «…Ему было 4 года, когда я понял, что он сочиняет музыку… Однажды я застал его с пером: — Что ты делаешь? И четырёхлетний ребёнок ответил: — Я сочиняю концерт для клавесина… Я расхохотался… . Это была пачкотня из клякс, поверх которых были написаны ноты… . По детскому неразумению он макал перо в чернильницу до дна. И как только подносил перо к бумаге – падала клякса. Но когда я рассмотрел этот узор из клякс, я понял: ноты четырёхлетнего мальчика составили сложнейшую музыку. Из глаз моих полились слёзы – я возблагодарил Творца. И сказал себе: я должен жизнь этому Божьему Чуду…”


Первоначальное музыкальное развитие Вольфганга проходило под руководством отца.

Когда мальчику исполнилось 6 лет, он начал публичные выступления, исполняя свои сочинения. Вот тогда отец и решил, что пора своих талантливых детей, сына и дочь, (Анна была на 4 года старше Вольфганга) показать Европе. Вена, Лондон, Париж рукоплещут чудо детям.


В ноябре 1763 года юные музыканты предстали перед королевской фамилией в Версальском дворце резиденции французских королей. Одеты они были согласно дворцовому этикету – девочка в длинном парадном платье, а малыш в атласном камзоле с крохотной шпагой на боку и оба были в пудренных париках. Дети вызывали умиление и восторг присутствующих.


Особым успехом пользовался Вольфганг. Он блестяще играл с листа, импровизировал, аккомпанировал певцам по слуху. Со всех сторон сыпались задания, исполнить трудную пьесу одним пальцем, играть на закрытой платком клавиатуре, определить высоту звука издаваемых звоном хрустальных бокалов…

И со всеми заданиями он справлялся великолепно.


А когда наступил Новый год, Его Величество король Франции пригласил мальчика на новогодний ужин. В тот праздничный вечер Вольфганг Амадей Моцарт присутствовал во дворце как паж короля. И король Франции спрашивал своего юного пажа:


Скажите, мой друг, что вы думаете о музыке?

И маленький Моцарт с поклоном отвечал:

- Музыка, Ваше Величество, это голос нашего сердца!

Под утро, когда Моцарт выходил из дворца, поклоны сопровождали его до самой улицы. Вольфганг шёл и от счастья тихо напевал. Но вдруг он увидел на набережной Сены нищего мальчугана, который стоял и кутался в лохмотья, протягивая к нему посиневшую от холода руку.


Вольфганг стал торопливо шарить по карманам, хотя прекрасно знал, что не найдет там и сантима. И тогда, решительно сдернув с себя бархатный плащ, накинул его на плечи нищего мальчугана и бросился бежать…

му было нестерпимо стыдно! Что стоили его успех, его великолепие, когда на свете столько горя!..


Много позже, вспоминая о Париже, о маленьком нищем на набережной Сены, Моцарт сочинил колыбельную песню – воплощение любви и нежности. В ней были радость и грусть, печаль и надежда.


Ребята с учителем поют «Колыбельную песню» В.-А.Моцарта

1.Спи, моя радость, усни,

В доме погасли огни,

Рыбки уснули в пруду,

Птички утихли в саду,

В лунный серебряный свет

Каждый листочек одет…

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни,


В 13 лет в жизни юного музыканта происходит поистине удивительные события. Отец везёт музыканта в концертную поездку по Италии. Академия искусств, пораженная талантом и мастерством чудо – мальчика, решает избрать его академиком. 13 – летний академик! Это было в Италии….

Посетив с концертами Италию в 13 лет, с отцом и с сестрой, Моцарт мечтал о работе в Италии, потому что тут царил его жанр «Опера», но даже весь гений музыки мальчика не тронул итальянцев, с работой ему ответили, что Италия перекормлена композиторами, своих хватает….

Однажды услышав лишь один раз «Мизарере» в церкви, при том, что это произведение исполнялось лишь 2 раза в год и ноты находились под чутким присмотром священников, а переписывание, каралось жестоким наказанием, Моцарт без особого труда написал ноты и показал священнику, ох, как возмущались священнослужители!

Не поверили мальчику и дали задание в течении 2 недель написать четырёхголосное произведение, без инструмента!!

Моцарт справился и на этот раз!


Творческая жизнь Моцарта началась счастливо. Его принимают при всех дворах. Его осыпают почестями. Однако, вскоре, интерес к нему угас. Но он пишет непрерывно и много, пробуя свои силы во всех музыкальных жанрах: практически не было ни одного музыкального жанра, к которому не прикоснулся Моцарт. Моцарт прожил всего 35 лет, а музыкальные произведения, созданные и собранные в полные собрания, оказались в 70 томах. Он автор 20 опер, около 50 симфоний,35 сонат для фортепиано и скрипки, 19 месс и многочисленных серенад.

Слишком много музыки он запоминал про себя, много произведений оставались, в памяти композитора, за, что он отец его всегда ругал!

Он очень жестикулировал при разговоре, музыка звучала у него везде и во всём!

Пальцы постоянно набивали темп, взгляд порой становился рассеянным, он очень мало спал, и когда спать, когда нужно так много успеть и написать столько ещё музыки?!


Одно из прекрасных произведений «Маленькая ночная серенада»

Давайте послушаем.

В Вене в ХVIII веке было принято организовывать концерты, особенно ночью, под окнами особы, которой хотели оказать знак внимания (песня в честь возлюбленной). Смысл музыки был забавным и чуть озорным.  Поэтому в таком ночном концерте участвовало несколько человек (небольшой оркестр или ансамбль виртуозов) – ведь радость объединяет людей! Часто музыку для таких случаев заказывали композиторам. Эта ночная музыка называлась серенадой.


К числу таких произведений относится «Маленькая ночная серенада», которую иногда называют «Маленькой ночной музыкой». Первая часть сюиты – Рондо. Послушайте её. Обратите внимание на характер музыки.

Звучит «Маленькая ночная серенада» В.-А.Моцарта.

-Какие чувства вызвала у вас музыка? (радость, счастье, свет). Для каких инструментов эта музыка написана? (Для струнных).

«Маленькая ночная серенада» — настоящий шедевр. Думаю, каждый из нас мечтал бы сочинить нечто подобное», — так отозвался об этом произведении Й.Гайдн.

С Гайдном у них сложились очень тёплые дружеские отношения, абсолютно без доли соперничества, и даже, мнение своего талантливого старшего друга, Моцарт ставил превыше всего и даже превыше собственного отца!


Также сегодня я хочу остановить на одной из симфоний, это – 40 симфония. Которая была создана летом 1788 года.

Музыка симфонии воспевает самое драгоценное, из того, что дано человеку – жизнь. Это одно из поздних творений композитора.

Один критик писал: “В его музыке слишком много богатства и красоты для того. чтобы их можно было бы воспринимать”


(Звучит Симфония № 40)

Ребята, а сейчас я предлагаю вам провести

ролевую игру.


Класс мы разделим на несколько групп: «Я – композитор», “Я – исполнитель”, “Я – слушатель”.

Какие чувства затронула в вас эта музыка, как вы ее понимаем, что в ней слышите? – На эти вопросы с разных позиций и постарайтесь ответить.

Послушаем автора (композитора):


Что вы хотели выразить в 40 –ой симфонии? Каков ваш драматургический замысел?

Раскрытие духовного мира человека

Прошу выступить исполнителя:

Каковы особенности трактовки?

В симфонии показаны контрастность и конфликтность отдельных тем, различных тематических элементов внутри темы. Первая часть симфонии написана в сонатной форме. Именно сонатная форма способна к наиболее глубокому раскрытию духовного мира человека.


А теперь слово – слушателям:

Расскажите о музыкальных образах данного произведения, о музыкальной драматургии.

(Симфония обладает богатыми художественными достоинствами, Она приносит нам большую радость при её слушании, она помогает нам ощутить весь

жизненный и творческий путь

Моцарта – от восторженного успеха

«беззаботного» гениального мальчика

до трагических переживаний огромного

художника, переросшего свой век.


Учитель: Большое спасибо всем за ответы.


Моцарту часто задавали вопрос, почему слишком много музыки он пишет, будто вместо слов, добродушный Моцарт отвечал, что много музыки не бывает.

Он обожал оперный жанр, и в своё время добился того, что его оперы исполнялись на немецком языке, вместо обычного итальянского


За несколько месяцев до смерти к Моцарту, уже больному, сломленному трудом, пришел таинственный незнакомец в черном и, пожелав остаться неизвестным, предложил написать “Реквием” — заупокойную мессу. Этот незнакомец потряс воображение больного композитора: ему казалось, что он сочиняет “Реквием” для самого себя.


Начав, сочинять, перед Моцартом пронеслась вся его жизнь: первый отъезд из родного дома, концерты в Париже, успех в Италии, концертные поездки по Европе и любовь отца, благодаря которому он достиг таких вершин.

Реквием” — трагическая и суровая, нежная и печальная, потрясающая поэмы о жизни и смерти.     С лихорадочной поспешностью работал Моцарт над Реквием. Композитору не удалось его закончить. Работу над этим великим произведением прервала смерть. Закончил его, используя оставшиеся эскизы и черновые записи, ученик Моцарта — Зюсмайер.


Средствами хора, вокального квартета и симфонического оркестра Моцарт воплощает глубочайший мир человеческих чувств и переживаний: великую скорбь и горе по утраченным близким, любовь и веру в человека. Моцарт задумал в «Реквиеме» 12 частей, но не закончил седьмую часть «Лакримозу», — умер. «Лакримоза», в переводе с латинского означает «слёзная, рыдающая, скорбная». Послушаем её.

Невероятно как точно Моцарт передал смерть и рождение человека, в этом произведений вся человеческая суть от рождения до смерти, со всеми своими переживаниями и страданиями.


Звучит «Лакримоза».

(Звучит “Лакримоза вместе со стихотворением Н.Рубцова”)

В минуты музыки печальной,

Я представляю желтый плес.

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берёз,


И первый снег под небом серым,

Среди погаснувших полей.

И путь без солнца, путь без веры, 

Гонимых снегом журавлей, 


Давно блуждать душа устала

В былой любви, в былом хмелю.

Давно пора понять настала, 

Что слишком призраки люблю.


Но все равно в жилищах зыбких

– Попробуй их останови!

-Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.

Как будто вечен час прощальный,

Как будто время не причем…

В минуты музыки печальной

Не говорится ни о чем.


-Трудно говорить после этой музыки. Я предлагаю вам выполнить задание у доски: определить, какими словами можно охарактеризовать музыку «Лакримозы»?

Слова выписаны на доске в столбик: мягкая, взволнованная, нежная, глубокая, строгая, тоскливая, трагичная, тяжелая, успокаивающая, светлая, тревожная


В день похорон великого музыканта, из-за непогоды, провожать в последний путь пошли только несколько друзей, но и они не дошли до самого кладбища: у городских ворот все повернули обратно. Тело Моцарта похоронили в общей могиле для бедняков. До сегодняшнего дня никто не знает, где покоятся останки Великого гения, лишь на кладбище в Вене, рядом с могилами Бетховена, Шуберта, Брамса, Штрауса и др. великих музыкантов, стоит небольшой обелиск, на белом камне которого можно прочитать В.А. Моцарт.

Но это– только памятник.


Через несколько лет молва обвинила Сальери, известного музыканта, учителя Моцарта в том, что он отравил своего гениального собрата. Слухи эти упорно держались. Они и послужили толчком к созданию трагедии А.С.Пушкина “Моцарт и Сальери” и причастность Сальери к гибели Моцарта: до сих пор является предметом споров и рассуждений.

Хотя зачем травить бедного Моцарта богатому и успешному Сальери??


Вспыхнув на музыкальном небосклоне подобно ярчайшей комете, гений Моцарта рано угас…

Много тайн и споров осталось после смерти композитора.


Ребята, давайте на приятной мажорной ноте завершим наш урок весенней песней Моцарта, в которой отражается жизнь и лист с чистого листа.


Приди, весна, и снова
Пусть рощи оживут,
Под шум ручья лесного
Фиалки пусть цветут!
Пускай нас с солнцем вместе
Разбудит птичий гам.
Мы станем бегать с песней
По рощам и лугам.
Хотим, чтоб рощи эти
Цвели опять пышней.
Веселый май, мы, дети,
Зовем тебя скорей.
Пусть солнце травы сушит,
Сверкает тихий пруд,
Пускай кричат кукушки
И соловьи поют.


Спасибо за внимание!