4 класс 1 четверть 6 урок
Тема: «Баиты»
Цель: познакомить с жанром баиты; выявить характерные особенности этого жанра.
Задачи: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия;
- формирование осознанного отношения к музыке;
- формирование деятельностного отношения к музыке в процессе ее исполнения.
Планируемые результаты:
- уметь распределять дыхание при пении небольшой фразы из выученной песни;
- петь с мягкой атакой;
УУД: регулятивные - выполнять учебные действия в качестве слушателя;
познавательные – использовать общие приемы решения задач;
коммуникативные – адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке.
Оборудование: Компьютер, проектор, баян, детские муз.инструменты
Музыкальный материал: “Гөлнәзирә”, “Тары җире, киндер җире”, “Сак-Сок бәете”
Ход урока.
1. Орг.момент. Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний.
- Перечислите жанры татарской народной песни.
- Приведите примеры к каждому из этих жанров
- Скажите, к каким жанрам относятся песни «Тары жире, киндер жире», «Гульназира»?
Вокально-хоровая работа – исполнение песен «Тары жире, киндер жире», «Гульназира»
3. Формулирование темы урока.
-Есть ли у татарского народа жанр, которого нет у других народов?
Да, наверно есть, потому, что у каждого народа своя история, своя жизнь.
- Вы правы, в татарском фольклоре есть жанр баиты, и мы сегодня узнаем, что он из себя представляет.
Далее мы рассматриваем иллюстрации к баиту «Сак-Сок», узнаем содержание (Сак и Сок - это два брата, которые превратились в мифических птиц, проклятые матерью за непослушание).
- Знала ли мать, что все так обернется?
- Мама не хотела этого. Если бы дети вели себя хорошо (не обижали животных, слушались родителей), то не случилось бы этой трагедии.
- Как вы думаете, что значит потеря своих детей для матери и отца?
- Потеря своих детей – большое горе для матери и отца.
- Как вы думаете, какая должна быть мелодия у этого баита?
Выбираем средства музыкальной выразительности:
мелодия должна быть певучей, без больших распевов, т.к. характер – очень печальный,
ритм – ровным,
темп – умеренным,
динамика – тихо.
Прослушивание «Сак-Сок бэете»
При прослушивании и разучивании баита ребята убеждаются в верности выбранных средств: характер, ритм, темп, динамика – соответствуют модели, созданной детьми.
“Хан кызы” бәете “ Сак – Сок” бәете “ Казан бәете” “Рус-француз сугышы» бәете 1913 елда Хуҗа Бәдигыйның “ Бәетләр” җыентыгы чыга. Бу җыентыкка шактый бәетләр тупланган.
- Несмотря на то, что баиты – один из древнейших жанров татарского народа, даже сегодня почти в каждой местности есть свои «бәетче» - создатели баитов.
- Основная черта – трагичность, т.к. создаются после трагических событий; («Суга баткан Гайшэ бэете»)
- по интонационному языку представляет собой нераспетые (без украшений) мелодии;
Этот жанр народного музыкального творчества очень поучителен и выполняет огромную воспитательную функцию.
Начиная со времен Волжской Булгарии, татарский народ переживал одну историческую трагедию за другой:
- завоевание Булгарских земель монголами, неоднократное разрушение столиц государства (Булгар, Биляр);
- завоевание Казанского ханства Иваном Грозным;
- кровавые подавления выступлений крестьян;
- тяжелое положение крестьян, солдат, женщин.
Во- вторых, при слушании выявляем виды баитов:
- связанные с историческими событиями («Баит Сююмбики», «Баит города Казани»;
- с женской долей («Баит утопленницы Гайши»);
- фантастические («Баит о Сак-Сок»);
- юмористические (о человеческой глупости).
Таким образом, приходим к выводу, что именно жизнь с ее разнообразием диктует появление разных видов внутри одного жанра.
Из вышесказанного делаем заключение, что в баитах отражаются и чувства человека (ведется от лица покойного, описываются его чувства или горе близких), и определенное эмоциональное отношение к важным историческим событиям, поэтому баиты относятся к лиро-эпическому жанру.
Рефлексия.
Д.З. Повторить материал.