Методический сценарий урока «Может ли музыка выразить характер человека?» (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Методологическая карта урока



5 КЛАСС

Методический сценарий урока

«Может ли музыка выразить характер человека?»



Цель и задачи урока

Цель: учить «слышать» увиденный образ; знакомство через выразительные и изобразительные возможности музыки с понятием «музыкальный портрет».

Задачи:

Практический аспект:

- развитие коммуникативных умений, умение работать в команде;

- извлечение необходимой информации визуального характера;

- развитие навыка работы в малых группах

Образовательный аспект:

- Углубить представления учащихся об изобразительных и выразительных свойствах музыки и многогранных связях музыки и живописи; развитие метапредметных навыков; развитие умений аналитического характера;

Развивающий аспект:

- Создать условия для развития умений сравнивать, анализировать, делать выводы; развитие способности к взаимодействию и сотрудничеству в процессе решения исследовательско-творческих задач;

Воспитательный аспект:

- Воспитывать уважительное отношение к русской культуре; эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях.

Ожидаемые учебные результаты (личностные, метапредметные, предметные)

Планируемые результаты:

Личностные:

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке;

- принятие на себя роли исполнителя и слушателя; проявление интереса к теме;

- умение осуществлять рефлексию собственной деятельности.

Метапредметные:

1. Регулятивные:

- определять цели УД (направления своего познания);

- планировать деятельность с учётом поставленной цели;

- анализировать информацию

2. Коммуникативные:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

- высказывать свою точку зрения, аргументация своего мнения, участвовать в коллективном обсуждении вопросов;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

3. Познавательные:

- размышлять о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;

- формирование навыка сопоставления и анализа языка искусства (анализ, синтез, сравнение);

- формулирование познавательной цели;

- формирование умений выделять общее и существенное;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Анализ информации.

Предметные:

Знать значение выражения «музыкальный портрет». Знать понятия «программная музыка», о творческом содружестве музыкантов, критиков, художников, литераторов «Могучая кучка». Уметь сопоставлять произведения живописи и музыки; уметь исполнять эмоционально и слаженно песню.

- Воспроизводить знания.



Оборудование: мультимедийный проектор, зкран, компьютер, музыкальный центр, фортепиано, музыкальные произведения к уроку.

Музыкальный материал: М. П. Мусоргский «Песня Варлаама» из оперы «Борис Годунов»; С. Крылатов, С. Никитин «Песня о маленьком трубаче».

Наглядность: презентация (репродукции: И Репин «Автопортрет»; И. Репин «Портрет М. П. Мусоргского», И.Репин «Протодьякон»; портреты композиторов).

Раздаточный материал: текст «Песни о маленьком трубаче», текст «Песни Варлаама», памятка по составлению синквейна.

Длительность урока

Урок (45 минут)

Место проведения урока

ГБОУ Школа № 2115, 5 класс





Структура и ход урока































Ход урока







































Ход урока



















































Ход урока







































Ход урока


















































I. Организационный момент.

Настраивание учащихся на деятельность.

Распевание.

II. Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Учитель предлагает детям спеть «Песню о маленьком трубаче» (разученную ранее). Учащиеся исполняют песню.

- Каким вы представляете маленького трубача? (Ответы детей).

- Что вы сейчас словесно нарисовали? (если не смогут ответить, прочитать текст песни).

- Почему мы с вами все представили одного и того же человека, с одинаковыми чертами характера? Что нам помогло это сделать?

- Музыка.

- А существует ли музыкальный портрет? (Ответы детей могут быть неоднозначными).

- Это нам с вами и предстоит выяснить на уроке.

III. Постановка цели и задач урока.

- О чем пойдет сегодня речь? (Ответы детей: выводят тему урока, цель и задачи)

- Какова цель урока? Цель: узнать - может ли музыка нарисовать портрет?

- Что мы должны сделать для достижения цели? (постановка задач).

Задачи: - послушать;

- сравнить произведение музыкальное и живописное;

- выяснить, с помощью чего можно нарисовать музыкальный портрет.

IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. Введение в тему урока.

Слайд 1.

Учитель: - Тема нашего урока «Может ли музыка выразить характер человека».

Слайд 2. Эпиграф урока: «Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию». А Сууман (эстонский поэт и художник).

Слайд 4, слайд 5, слайд 6. Знакомство с содружеством «Могучая кучка».

Представители «Могучей кучки»: М. А. Балакирев; Ц. А. Кюи;

Слайд 7. Н. А. Римский-Корсаков;

Слайд 8. А. П. Бородин;

Слайд 9. Разговор о композиторе М. П. Мусоргском.

Слайд 10.

Кто изображен на картинах? (Илья Репин – автопортрет; М. П. Мусоргский – работа И. Репина).

Определить жанр картин. (Портреты).

Дать определение портрета живописного.

Слайд 11. Прочесть определение портрета (как итог предыдущего обсуждения). «Музыкальный портрет – это портрет характера героя, в котором неразрывно связаны выразительная и изобразительная сила интонаций музыкального языка».

История и анализ портрета М. П. Мусоргского кисти И. Репина.

Может ли существовать портрет музыкальный? (проблемный вопрос)

Вывод: чем больше вглядываемся в портрет, тем больше понимаем душу композитора. Через зрительный образ художник рассказал о внутреннем мире человека.

Ответы детей (как правило, носят противоположный характер).

Слайд 12. Высказывание М. П. Мусоргского: «Моя музыка должна быть художественной передачей человеческого языка во всех наитончайших нюансах».

Слайд 13.

Учитель предлагает прослушать фрагмент оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» - «Песня Варлаама». (Учащиеся слушают).

Слайд 14.

- Какими словами можно охарактеризовать главную интонацию мелодии? Подберите слова для ее описания.

Отвечают (грозная, сильная, разухабистая, разбойничья и т. д.)

Для того, чтобы лучше проникнуться характером героя -

исполнение фрагмента этой песни (для лучшего восприятия образа Варлаама). Тексты песни на партах.

Слушают и повторяют за учителем.

- Есть что добавить об образе и характере этого героя, после исполнения? (Дополняют сказанное ранее).

V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

Задание в группах.

Класс делится на три группы. Каждая группа получает задание: давайте попробуем составить полный образ этого человека. (Работают в группах). На каждой парте лежит портрет.

- Как этот человек выглядит?

- Как он ходит?

- Какой у него характер?

(Выступления детей)

- Характер какого персонажа наиболее созвучен музыке? Свой ответ необходимо обосновать. (Обсуждение в группах)

(Каждая группа высказывает своё мнение. В результате обсуждения приходим к выводу, что это «Протодьякон» И.Репина.)

(Выступления детей)

Слайд 15. Разбор картины И. Репина «Протодьякон».

- Репинский «Протодьякон» очень похож на Варлаама. Это признавал и сам композитор. Увидев однажды картину «Протодьякон», Мусоргский воскликнул: «Да это же мой Варлаамище!». Однако своего Варлаама композитор писал не по картине «Протодьякон», а Репин своего «Протодьякона» - не по образу Варлаама.

- Что общего между музыкой М. П. Мусоргского и картиной И. Репина? Почему и Мусоргский своего Варлаама и Репин своего «Протодьякона» написали такими похожими? (Образ выдуманный или взятый из жизни?)

- (Потому что, и Мусоргский, и Репин правдиво изображали жизнь во всём её многообразии, стремясь как можно точнее передать тот или иной образ.)

- Ребята, Варлаам поёт песню про себя?

Отвечают (нет).

- ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.

- Как же мы смогли определить его характер? Что нам в этом помогло?

Отвечают (музыка, голос).

(Низкий голос певца, его густой бас, постоянно громкое звучание песни, грозные, звероподобные интонации в голосе, дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели людей.)

- Можно ли «Песню Варлаама» назвать музыкальным портретом?

Можно. Однако в музыке, в отличие от живописи, на первый план выходит изображение характера и настроения героя, а внешность можно представить через воображение и фантазию. В живописном портрете все наоборот.

Слайд 16. Просмотр видеофрагмента из оперы «Борис Годунов» («Песня Варлаама»).

VI. Обобщение усвоенного.

- Обладает ли эта музыка выразительностью или изобразительностью?

Ответы детей (и то и другое).


- На прошлых уроках мы рассматривали с вами природу в музыке и хорошо знаем, что музыка может рисовать… пейзаж, тогда она изобразительная. Но как выяснили сегодня, не только пейзаж, но и портрет.

- Можно ли "Песню Варлаама" назвать музыкальным портретом?

- Да.


Слайд 17.

Задание: составить синквейн (используя алгоритм). Тема: «Песня Варлаама».

Индивидуальная работа детей.


Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).


Зачитывают по желанию.


VII. Рефлексия (Оценка, самооценка).

Учитель просит поднять руки тех, кто понял для себя, что такое «музыкальный портрет», затем тех, кто сомневается.

(Поднимают руки).

Итак, может ли музыка выразить характер человека? ( Да, конечно, причём необыкновенно выразительно).


Учащимся предлагается назвать моменты урока, которые вызвали затруднения  или наибольший интерес в процессе решения проблемы.                                                                                

Учитель нацеливает детей на то, что на следующем уроке разговор на эту тему продолжится и у ребят будет возможность все для себя уяснить.


Учитель оценивает детей.



В помощь учителю

Использованные источники и литература

  • http://ru.wikipedia.org/wiki Интернет-энциклопедия Википедия.

  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2592 Художественная энциклопедия «Академик»

  • http://www.youtube.com/watch?v=46mym4w2SPs Видеофрагмент из оперы «Борис Годунов»

  • http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/eef1451d-c8c6-56c1-91d8-d2571b4128d0/Musorgskii.Opera_Boris_Godunov.20.Pesnya_Varlaama.Kak_vo_gorode_bilo_vo_Kazani.mp3 Песня Варлаама из оперы «Борис Годунов».