Тематическое планирование по программе Искусство. Музыка В.В.Алеев 8 класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



8 КЛАСС (35 ч)

Тема года: «Традиция и современность в музыке»


Дата



Тема


Содержание


Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты обучения

Учебно-методическое обеспечение

личностные

Метапредметные (УУД)

предметные


I четверть


Искусство как духовный опыт человечества


1. Музыка «старая» и «новая»

(1 ч)


Главная тема года — «Традиция и современность в музыке»; ее осмысление сквозь призму вечных тем. Три направления, три вечные темы, связанные с фольклорно-мифологическими источниками, религиозными исканиями, проблемами человеческих чувств

и взаимоотношениями.

Понимание «старой» и «новой» музыки

с точки зрения вечной актуальности великих музыкальных произведений для всех времен и поколений.

Музыкальный материал:

А. Островский, стихи О. Острового.

Песня остается с человеком (пение).


Размышлять о значении

музыкального искусства в жизни

современного человека (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества

в музыкальном искусстве (с учетом

критериев, представленных в учебнике)

Развитие музыкально-эстетического чувства.

Регулятивные

(Р): формирование умения формулировать собственное мнение. Познавательные(П): знать о роли музыки в жизни человека. Коммуникативные (К.): умение слушать и слышать мнения других.

Понимать неповторимость музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.



2.Настоящая музыка не бывает «старой»

(1 ч)

Традиции и новаторство в деятельности человека. Относительность понятий «старое» и «новое» применительно к искусству (на примере сравнения музыкальных произведений — пьесы X. Родриго «Пастораль» и финала Концерта № 4 для гобоя с оркестром Л. А. Лебрена).

Музыкальный материал:

Х. Родриго. Пастораль (слушание);

Л. А. Лебрен. Концерт № 4 для гобоя с ор-

кестром. III часть. Фрагмент (слушание);

Т. Хренников, стихи М. Матусовского.

Московские окна (пение)

1. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох.

2. Сравнивать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, форме) музыку отдельных композиторов прошлого и современности (с учетом критериев,

представленных в учебнике).

3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения вопросов учебника

Развитие эмоционально-ценностного восприятия музыки.

Р: формулировать собственное мнение и позицию. П:знать о роли музыки в жизни человека. К:Умение слушать и анализировать прослушанное.

Знать определение старой и современной музыки.



О традиции в музыке


3. Живая сила

традиции (1 ч)

Традиция как хранитель памяти и культуры человечества. Летописи и предания «старинных» людей. Образ летописца Пимена в опере М.Мусоргского «Борис Годунов».

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а А. Пушкин. Борис Годунов.

Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

И. Билибин. Келья в Чудовом монастыре.

Эскиз декорации к первой картине I действия оперы М.Мусоргского «Борис Годунов».

М у з ы к а

М. М.Мусоргский. Монолог Пимена. Из оперы «Борис Годунов». I действие (слушание);

Ю. Чичков, стихи К. Ибряева. Наша школьная страна (пение)

1. Рассуждать о роли и значении

художественно-исторических традиций в произведениях искусства (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

3. Воспринимать музыкальные произведения с точки зрения единства и средств выражения.

4. Наблюдать за развитием одного

образа в музыке

Формирование духовно-нравственных оснований.

П: размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства. Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки.

Знать о значении традиций в жизни человека.



Вечные темы в искусстве. Сказочно-мифологичес-кие темы


4. Искусство начинается с мифа

(1 ч)

Сказка и миф как вечные источники искусства. Единение души человека с душой природы в легендах, мифах, сказках.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Протяжная песня

Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Из оперы «Садко» (слушание);

1. Понимать роль мифологии в сохранении и развитии общей культуры народов.

2. Воспринимать и выявлять внешние связи между музыкой и окружающим миром

природы.

Мотивация учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, раскрытие связей литературы с музыкой.

Р: выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки. П: адекватно воспринимать художественные произведения. К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач.

Знать мифы о музыке. Знать особенности содержания в музыке. Сравнить понятие «образ» в других видах искусства.



5. Мир сказочной мифологии: опера Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» (1ч)

Сочетание реального и вымышленного в опере Н. Римского-Корсакова «Снегурочка».

Влияние сказочно-мифологической темы на музыкальный язык оперы.

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Сцена Весны с птицами. Вступление к опере «Снегурочка» (слушание);

И. Сохадзе, стихи Л. Фоменко. Добрая фея

(пение)

1. Эмоционально воспринимать мифо-поэтическое творчество во всем его многообразии.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

3. Понимать характерные особенности музыкального языка.

Раскрытие связей литературы с музыкой.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию образов их развитие и взаимодействию музыкального произведения. П: понимать различные отражения жизни в музыкальных произведениях. К: участвовать в коллективном обсуждении.

Знать какие мифы были положены в основу музыкальных произведений.



6. Языческая Русь

в «Весне священной» И. Стравинского (1 ч)


Особенности тем и образов в музыке начала XX века. Воплощение образа языческой Руси в балете И. Стравинского «Весна священная» (синтез прошлого и настоящего, культ танца как символа энергии жизни, могучая стихия ритма).

Музыкальный материал:

И. Стравинский. Весенние гадания,

Пляски щеголих. Из балета «Весна священная» (слушание);

1. Исследовать разнообразие музыки XX века.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые основы музыки XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

Развитие эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном заинтересованном отношении к музыке, литературе, живописи.

Р: принимать и сохранять учебные цели и задачи. П: понимать различие отражения жизни в художественном тексте и музыкальном произведении. К: применять полученные знания о музыке .

Знать особенности языческих верований. Знать, что может выразить музыка в человеке.. Уметь проанализировать музыкальное произведение.



7. Поэма радости и света: К.Дебюсси «Послеполу-денный отдых фавна» (1ч)

К. Дебюсси. «Послеполуденный отдых Фавна»: поэма радости, света и языческой неги.

Утонченность выразительно-изобразительных характеристик музыкального образа

произведения.

К. Дебюсси. Послеполуденный отдых фавна.

Фрагмент (слушание);

В. Чернышев, стихи Р Рождественского.

Этот большой мир. Из кинофильма

«Москва — Кассиопея» (пение).

1. Эмоционально воспринимать мифопоэтическое творчество во всем

его многообразии.

2. Осознавать интонационно-образные, жанровые, стилевые особенности изучаемой музыки.

3. Осваивать отдельные образцы,

характерные черты западноевропейской музыки разных эпох (стиль импрессионизма).


Развитие музыкально-эстетического чувства.

Р: прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру. П: анализировать собственную учебную деятельность . К: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении прослушанного

Знать информацию о композиторе К. Дебюсси. Уметь описывать состояние и настроение в музыке.



8. «Благосло-вляю вас, леса...» (1ч)

Романс П. Чайковского на стихи А. Толстого

«Благословляю вас, леса...» — гимн восторженного единения человека и природы, человека и всего человечества.

Музыкальный материал:

П. Чайковский, стихи А. Толстого. «Благословляю вас, леса...» (слушание);

В. Ребиков, стихи А. Пушкина. «Румяной

зарею покрылся восток...» (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.

4. Понимать характерные черты музыки П. Чайковского

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

П: понимать смысл преобразований музыкальных тем и интонаций. К: принимать различные точки зрения.

Знать , что жизнь является источником вдохновения для музыканта.



9. Искусство как духовный опыт человечества

Музыкальная викторина.

1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств

выражения.


Эмоциональное восприятие содержания музыки.

П: использовать различные источники информации.

Осознавать влияние музыки на человека. Уметь описывать состояние и настроение в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.


II четверть


Мир человеческих чувств


10. Образы радости в музыке (1 ч)

Воплощение эмоционального мира человека в музыке. Многообразие светлых и радостных музыкальных образов. Безраздельная

радость и веселье в Хороводной песне Садко (из оперы Н. Римского-Корсакова «Садко»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Хороводная песня

Садко. Из оперы «Садко» (слушание);

В. А.Моцарт, русский текст А. Мурина.

Слава солнцу, слава миру (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые особенности музыки

Проявление интереса к художественной деятельности.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения.

Знать о значении музыки в жизни человека.



11.12. «Мелодией одной звучат печаль и радость» (2ч)

Изменчивость музыкальных настроений

и образов — характерная особенность

музыкальных произведений. Сравнение

характеров частей в произведении крупной

формы — Концерта № 23 для фортепиано

с оркестром В. А.Моцарта.

Музыкальный материал:

В. А.Моцарт. Концерт № 23 для фортепиано с оркестром (слушание);

Б. Окуджава. Песня о Моцарте (пение)

Одномоментность состояний радости и грусти в музыкальных произведениях малой

формы (на примере романса С. Рахманинова

«Здесь хорошо»). Особенности истории

создания романса, его содержания и средств

выразительности (лад, гармония, диалог

между вокальной и фортепианной партиями).

Выразительность воплощения образов

радости и скорби в вокальной пьесе

Д. Шостаковича «Бессмертие».

Музыкальный материал:

С. Рахманинов, стихи Г. Галиной. Здесь

хорошо (слушание);

Достакович, стихи Микеланджело

Буонарроти. Бессмертие. Из сюиты для баса

и фортепиано (слушание)

1. Выявлять круг музыкальных

образов в произведениях крупных форм.

2. Воспринимать и сравнивать особенности музыкального языка в произведениях (частях произведения)

разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (В. А.Моцарта)

4. Анализировать приемы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях

разных форм и жанров.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, принципам развития) музыку

отдельных выдающихся композиторов (С. Рахманинова, Д. Шостаковича).

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкального произведения

П: размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства.

Знать виды искусства. Знать изученные понятия. Уметь применять полученные знания и анализировать музыкальный материал.



13. «Слезы людские, о слезы людские...» (1ч)

Образы скорби и печали в музыке, глубина их содержания. Способность музыки грустного характера приносить утешение (на примере пьесы «Грезы» из фортепианного цикла

«Детские пьесы» Р. Шумана).

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Болезнь куклы. Из «Детского альбома» (слушание);

Р. Шуман Грезы. Из фортепианного цикла

«Детские сцены» (слушание);

В. Высоцкий. Братские могилы (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки

на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки

Совершенство-вание художественного вкуса.

П: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями.

Уметь применять полученные знания. Знать определение и основные признаки цикла.



14. Бессмертные звуки «Лунной» сонаты (1 ч)


Чувства одиночества, неразделенной любви, воплощенные в музыке «Лунной» сонаты Л. Бетховена. Понимание смысла метафоры

«Экология человеческой души».

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано.

I часть (слушание);

А. Рыбников, стихи А. Вознесенского.

Я тебя никогда не забуду. Из рок-оперы

«Юнона и Авось» (пение)

1. Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.

2. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные основы музыки.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Л. Бетховен)

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном , заинтересованном отношении к музыке.

П: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию. К: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно- творческих задач.

Знать основные признаки сонаты. Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке.



15. Тема любви в музыке П. Чайковского «Евгений Онегин» (1 ч)


Сила искренности образа Татьяны Лариной в опере П. Чайковского «Евгений Онегин».

Воплощение психологического портрета героини в Сцене письма.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Сцена письма. Из оперы

«Евгений Онегин». Фрагмент (слушание);

А. Макаревич. Пока горит свеча (пение)

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

4. Наблюдать за развитием и сопоставлением образов на основе сходства и различия музыкальных тем.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Сравнивать музыкальный язык в произведениях (фрагментах произведения) разного эмоционального содержания.

7. Сотрудничать со сверстниками в процессе коллективного обсуждения проблемных вопросов: отстаивать собственную точку зрения; учитывать мнения товарищей

Развитие чувства восприятия, общих музыкальных ценностей.

П: использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Уметь охарактеризовать тему любви в музыке П.И. Чайковского. Знать определение и основные признаки эпического и драматического образов, уметь определять и описывать в музыке.



16. «В крови горит огонь желанья...» (1ч)

Радостный порыв, воодушевление в романсе Пушкина — Глинки «В крови горит огонь желанья...». Сравнение двух пушкинских образов, воплощенных в произведениях Глинки и Чайковского.

Музыкальный материал:

М. Глинка, стихи А. Пушкина. В крови горит огонь желанья... (слушание);

Н. Леви, стихи А. Олицкого. В пушкинском

парке (пение)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

2. Воспринимать и сравнивать музыкальные образы в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания.

3. Понимать стилевые черты русской

классической музыкальной школы (с учетом критериев, представленных в учебнике)


Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.

К: применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественно-творческих задач. П:использовать различные источники информации.

Знать характерные особенности жанра романса. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.



17. Трагедия любви в музыке.

П. Чайковский.

«Ромео и Джульетта» (1ч)

Традиция в искусстве. Смысл изречения

Ф. Шатобриана: «Счастье можно найти только на исхоженных дорогах». Тема нарушенного запрета в произведениях искусства.

Воплощение коллизии в увертюре -фантазии

П. Чайковского «Ромео и Джульетта»

(конфликт между силой вековых законов

и силой любви). Реализация содержания

трагедии в сонатной форме. Роль вступления и коды в драматургии произведения.

Музыкальный материал:

П. Чайковский. Увертюра-фантазия

«Ромео и Джульетта» (слушание);

Ю. Визбор. Ты у меня одна (пение)

1. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Выявлять круг музыкальных образов в музыкальном произведении.

4. Рассуждать о яркости и контрастности образов в музыке.

5. Воспринимать особенности интонационного и драматургического развития в произведениях сложных форм.

6. Исследовать многообразие форм построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Понимать характерные особенности музыкального языка.

8. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, фактуре, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов (П. Чайковского)

Развитие образного ассоциативного мышления, творческого воображения.

П: стремиться к самостоятельному общению с искусством о художественному самообразованию. Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Уметь размышлять о музыке, музыкальном настроении. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.


III четверть

18. Подвиг во имя свободы Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (1ч)

Пафос революционной борьбы в увертюре

Л. Бетховена «Эгмонт». Автобиографические мотивы в этом произведении.

Сходство и отличия между увертюрами

П. Чайковского и Л. Бетховена.

Музыкальный материал:

Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (слушание);

В. Высоцкий. Песня о друге. Из кинофильма

«Вертикаль» (пение)

1. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях.

3. Анализировать и сравнивать приемы развития музыкальных образов

в произведениях одинаковых жанров и форм.

5. Воспринимать особенности инто-

национного и драматургического

развития в произведениях сложных

форм.

6. Исследовать многообразие форм

построения музыкальных произведений (сонатная форма).

7. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму, динамике) музыку отдельных выдающихся композиторов

(Л. Бетховена)

Уважение к творчеству композиторов- классиков.

П: размышлять о воздействии музыки на человека.

Знать особенности творчества Л.В.Бетховена. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.



19. Мотивы пути

и дороги в русском искусстве

(1 ч)

Понятия путь и дорога. как символы жизни и судьбы. Переплетение мотивов вьюги, метели, дороги как характерная примета русского искусства. Множественность смыслов музыкального образа в пьесе «Тройка» из оркестровой сюиты Г. Свиридова «Метель».

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Тройка. Из оркестровой сюиты «Метель» (слушание);

А. Алябьев, стихи А. Пушкина. Зимняя до-

рога (пение);

К. Кельми, стихи А. Пушкиной. Замыкая

круг (пение)

1. Выявлять и устанавливать ассоциативные связи между образами художественных произведений и образами природы (с учетом критериев, представленных в учебнике).

2. Воспринимать и выявлять внешние и внутренние связи между музыкой, литературой и изобразительным искусством (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Исследовать значение литературы и изобразительного искусства для

воплощения музыкальных образов.

4. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыка отдельных выдающихся композиторов (Г. Свиридова).

5. Самостоятельно подбирать музыкальные, литературные, живописные произведения к изучаемой теме.

Формирование ценностного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания русского искусства.

П: стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Знать основные признаки народной песни. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.



В поисках истины и красоты


20. Мир духовной

музыки (1 ч)

Мир красоты и гармонии1 в духовной музыке. Великие композиторы — авторы духовных сочинений. Роль гармонии и фактуры в создании художественного образа хора М. Глинки «Херувимская песнь».

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Эмоционально воспринимать духовную музыку русских композиторов.

3. Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

4. Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы русской духовной музыки.

Развитие музыкально-эстетического вкуса.

Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями П:использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

Знать разновидности духовной музыки. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.



21. Колокольный

звон на Руси (1 ч)

Роль колокольного звона в жизни русского человека. Колокольная симфония старой Москвы в описании М. Лермонтова. Музыка утренних колоколов во Вступлении к опере «Хованщина» М. Мусоргского. Праздничное многоголосие колоколов в Сцене венчания Бориса на царство (опера М. Мусоргского «Борис Годунов»). Радостный перезвон в музыкальной поэме «Колокола» С. Рахманинова.

Музыкальный материал:

М. Мусоргский. Рассвет на Москве-реке.

Вступление к опере «Хованщина»

(слушание);

М. Мусоргский. Пролог. Из оперы

«Борис Годунов». Фрагмент (слушание);

С. Рахманинов. Колокола. № 1. Из поэмы для солистов, хора и симфонического оркестра. Фрагмент (слушание);

С. Филатов, стихи О. Хабарова. Церквушки

России (пение);

Е. Крылатов, стихи Ю. Энтина. Колокола

(пение)

1. Выявлять возможности эмоционального воздействия колокольного звона.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства.

4. Самостоятельно подбирать сходные поэтические произведения к изучаемой музыке

Формирование духовно-нравственного восприятия музыки.

К: взаимодействовать с учителем и одноклассникам в учебной деятельности. Р: оценивать музыкальную жизнь общества и видение своего предназначения в ней.

К: принимать различные точки зрения.

Знать виды колокольных звонов. Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке.



22.Рождественская звезда (1ч)

Значение праздника Рождества в христианской культуре. Тема Рождества в искусстве

(образы, символы, атрибуты).

Художественный материал:

Л и т е р а т у р а

Б. Пастернак. Рождественская звезда.

Фрагмент;

И.Шмелев. Лето Господне. Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Я. Тинторетто. Рождество;

Неизвестный мастер XV в. Рождество;

П. Веронезе. Поклонение волхвов;

С. Боттичелли. Рождество;

Я. Брейгель Младший. Поклонение волхвов;

Х. Б.Майно. Поклонение волхвов;

И. Горюшкин-Сорокопудов. Зима.

Ростовский Кремль.

М у з ы к а

А. Лядов. «Рождество Твое,

Христе Боже наш» (слушание).

Песенный репертуар:

В. Филатова, стихи П.Морозова. Под Рождество (пение)

1. Оценивать произведения искусства с позиции красоты и правды.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

3. Эмоционально воспринимать художественные образы различных

видов искусства.

4. Рассуждать о своеобразии отечественной духовной музыки прошлого

(с учетом критериев, представленных в учебнике)

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р: прогнозировать содержание произведения по его названию. П: анализировать учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. К: сотрудничество со сверстниками в коллективном обсуждении произведения

Знать Рождественские песнопения. Закрепление вокально-хоровых навыков



23. От Рождества до Крещения (1ч)

Рождественские праздники на Руси: Святки.

Обряд колядования (на примере фрагмента

из повести Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»).

Художественный материал:

П о э з и я

В.Жуковский. Светлана. Фрагмент.

Н. Гоголь. Ночь перед Рождеством.

Фрагмент.

Ж и в о п и с ь

Н. Кожин. Святочное гадание;

Н. Пимоненко. Святочное гадание;

К. Трутовский. Колядки в Малороссии.

М у з ы к а

П. Чайковский. Декабрь. Святки. Из форте-

пианного цикла «Времена года» (слушание).

Песенный репертуар:

Небо ясне. Украинская щедривка (пение)

1. Эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной светской музыкальной культуры прошлого.

3. Понимать значение народного

творчества в сохранении и развитии

общей культуры народа.

4. Самостоятельно подбирать сходные произведения искусства к изучаемой теме

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов. П: анализировать собственную учебную деятельность и вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов. К: принимать различные точки зрения.

Знать особенности Рождества и праздника Крещения.



24. «Светлый праздник». Православная музыка сегодня (1ч)

Празднование Пасхи на Руси. Содержание

увертюры Н. Римского-Корсакова

«Светлый праздник».

Возрождение традиций духовной музыки

в творчестве современных композиторов

(на примере фрагмента хорового произведения Р.Щедрина «Запечатленный ангел»).

Музыкальный материал:

Н. Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый

праздник». Фрагмент (слушание);

Запечатленный ангел. № 1. Фрагмент (слушание);

М. Парцаладзе. стихи Е. Черницкой. Христос воскрес (пение);

Ц. Кюи, слова народные. Христос воскрес.

Из цикла «Двенадцать детских песен» (пение)

1. Понимать значение духовной музыки в сохранении и развитии общей культуры народа.

2. Рассуждать о своеобразии отечественной православной музыкальной

культуры прошлого и настоящего (с учетом критериев, представленных в учебнике).

3. Самостоятельно подбирать произведения искусства к изучаемой теме с точки зрения содержательного

сходства.

4. Творчески интерпретировать содержание изучаемой темы в изобразительной деятельности

Формирование духовно- нравственного восприятия музыки.

Р: договариваться о распределении ролей в совместной деятельности. К: научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов, решения различных творческих задач. П: понимать смысл преобразований музыкальных интонаций.

Знать разновидности Православной духовной музыки.



Современные технологии в музыке. О современности в музыке.


25. Как мы понимаем современность

(1 ч)

Трактовка понятия музыке. Новые темы

в искусстве начала XX века. Выражение темы промышленного пейзажа в оркестровой пьесе А. Онеггера «Пасифик 231». Романтизация индустриальной темы в искусстве (на примере стихотворения М. Герасимова «Песнь о железе»).

Художественный материал:

П о э з и я

М. Герасимов. Песнь о железе. Фрагменты музыки

А. Онеггер. Пасифик 231. Фрагмент

(слушание);

М. Глинка, стихи Н. Кукольника.

Попутная песня (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и средств выражения.

3. Воспринимать и анализировать

особенности языка в музыке XX века

(с учетом критериев, представленных в учебнике).

4. Самостоятельно подбирать сходные музыкальные, литературные и живописные произведения к изучаемой теме.


Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки разных стилей и направлений

П: анализировать собственную деятельность.

К: аргументировать свою точку зрения в отношении музыкальных произведений, различных явлений отечественной и явлений зарубежной музыкальной культуры.

Знать современные виды искусств и их характерные особенности.



26. 27. Вечные

сюжеты (1 ч)


Воплощение вечных тем и сюжетов в музыке XX века. Балет А. Хачатуряна «Спартак»: содержание, некоторые особенности музыкальной драматургии и средств музыкального выражения.

Музыкальный материал:

А. Хачатурян. Смерть гладиатора; Адажио Спартака и Фригии. Из балета «Спартак»

(слушание);

М. Дунаевский, стихи Ю. Ряшинцева.

Песня о дружбе. Из кинофильма «Три мушкетера» (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Понимать характерные особенности музыкального языка.

3. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового содержания.

4. Самостоятельно подбирать историко-литературные произведения

к изучаемой теме.

5. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, ритму) музыку отдельных выдающихся композиторов

(А. Хачатуряна)

Уважение к творческим достижения и традициям в музыке.

Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

Знать о роли музыки в жизни человека, понятие искусства.


IV четверть


28. Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана (1ч)

Многоаспектность философских выражений

в творчестве О.Мессиана. Воплощение мира восточных цивилизаций в «Турангалиле-

симфонии» (полисемичность термина

турангалила, космические идеи и символы,

специфика музыкального языка).

Музыкальный материал:

О.Мессиан. Ликование звезд. V часть;

Сад сна любви. VI часть. Из «Турангалилы-

симфонии» (слушание)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях (частях музыкального произведения).

3. Наблюдать за сопоставлением

контрастных музыкальных образов.

4. Понимать характерные особенности музыкального языка.

5. Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и содержания.

6. Находить ассоциативные связи

между художественными образами музыки и живописи

Уважение к достижениям и творческим традициям в музыке.

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства

Уметь размышлять о музыке, применять знания полученные на музыкальных уроках



29. 30. Новые области в музыке XX века (джазовая и эстрадная музыка) (2ч)

Джаз: истоки возникновения, условия бытования, композиционно-стилистические и исполнительские особенности. Взаимодействие афроамериканской джазовой культуры и европейских традиций в «Рапсодии в стиле блюз» Дж. Гершвина.

Музыкальный материал:

Д. Гершвин. Привет, Долли! (слушание, участие в исполнении);

Дж. Гершвин. Рапсодия в стиле блюз для фортепиано, джаз-бэнда и оркестра

(слушание);

А. Лепин, стихи В. Коростылева.

Песенка о хорошем настроении (пение)

1. Ориентироваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся композиторов и исполнителей.

2. Высказывать собственное мнение

о художественной ценности джазовой музыки.

3. Самостоятельно исследовать вопросы, связанные с историей, исполнением джазовой музыки.

4. Использовать образовательные ресурсы сети Интернет для поиска информации к изучаемой теме

Проявление интереса к музыке разных стилей и направлений.

К:прнимать различные точки зрения, научиться сотрудничать в ходе решения коллективных музыкально-творческих проектов решения различных творческих задач.

П:использовать различные источники информации. К:высказывать свое мнение.

Знать определение джазовой и эстрадной музыки, особенности звучания этих направлений. Знать информацию о музыкантах и композиторах джазового и эстрадного искусства



31. 32. Лирические страницы советской музыки (2ч)

Мотивы памяти, грусти, любви в музыке

Второй симфонии А. Эшпая. Соединение

грозных и нежно-поэтических образов-символов в романсе С. Слонимского «Я недаром

печальной слывут...»

Музыкальный материал:

А. Эшпай. Симфония № 2. II часть.

Фрагмент (слушание);

С. Слонимский, стихи А. Ахматовой.

Я недаром печальной слыву... Из вокального

цикла «Шесть стихотворений Анны Ахматовой» (слушание);

И. С. Бах, русский текст К. Алемасовой.

Желанный час (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

3. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с точки зрения единства содержания и формы.

4. Выявлять и сравнивать круг музыкальных образов в различных музыкальных произведениях (с учетом

критериев, представленных в учебнике).

Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке.

Р: предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитие и взаимодействию музыкального произведения

Знать особенности периода советской музыки, представителей, композиторов, музыкантов



33. Диалог времен в музыке А. Шнитке (1ч)

Полистилистика в музыке А.Шнитке:

противопоставление и связь образов прошлого и настоящего (на примере фрагментов

из «Cоnсеrtо grоssо» № 1). Классические

реминисценции в современной музыке:

их идеи, смыслы, образы.

Музыкальный материал:

А. Шнитке. Рrеludio; Тоссаtа. Из «Cоnсеrtо

grоssо» № 1 для двух скрипок, клавесина,

препарированного фортепиано и струнного

оркестра (слушание)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

3. Ориентироваться в основных жанрах западноевропейских и отечественных композиторов (с учетом требований учебника).

4. Самостоятельно исследовать художественные явления и факты в музыке XX века (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Находить продуктивное сотрудничество с музыкой разных времен.

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими.

Уметь проникаться эмоциональным содержанием музыки.



34. «Любовь никогда не перестанет» (1ч)

Возрождение в современной музыке культурно-музыкальных традиций, воплощающих образ святой Руси. Понимание смысла

слов апостола Павла: «Любовь никогда не

перестанет» (любовь как выражение милосердия, созидания, святости). Воплощение

идеи «любви святой» в музыке Г. Свиридова.

Музыкальный материал:

Г. Свиридов. Любовь святая. Из цикла

«Три хора из музыки к трагедии»

А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»

(слушание);

Ю. Чичков, стихи Ю. Разумовского.

Россия, Россия (пение)

1. Анализировать стилевое многообразие музыки XX века.

2. Рассуждать о своеобразии духовной и светской музыкальной культуры прошлого и настоящего (с учетом

критериев, представленных в учебнике).

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку

отдельных выдающихся композиторов (Г.Свиридова)

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства.

Р:проявлять творческую инициативу.

П:использовать различные источники информации.

Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные на музыкальных уроках



35. Музыка всегда остается (1ч)

Музыкальная викторина

1. Высказывать собственное мнение

о художественных достоинствах отдельных музыкальных стилей.

2. Выявлять круг музыкальных образов в различных музыкальных

произведениях (частях музыкального произведения).

3. Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, ладогармоническим особенностям) музыку

отдельных выдающихся композиторов.

Эмоциональное восприятие содержания музыки.

К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественных и творческих задач.

Знать о роли музыки в жизни человека.



36. Заключитель-ный урок по теме «Традиции и современность в музыке» (1ч)

Итоговое обсуждение содержания темы года

«Традиция и современность в музыке». Претворение в музыке вечных проблем, связанных с мифопоэтическими представлениями,

миром человеческих чувств, духовно-музыкальной традицией. Музыкальный материал:

А. Флярковский, стихи А. Дидурова.

Прощальный вальс (пение);

И. Грибулина. Прощальная. Обработка

Ю. Алиева (пение)

1. Осознавать значение музыкального искусства в жизни современного

человека.

2. Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества

в музыкальном искусстве.

3. Сотрудничать со сверстниками

в процессе обсуждения проблемных

вопросов учебника (отстаивать собственную точку зрения, учитывать

мнения товарищей)

Усовершенствованный художественный вкус, устойчивый в области эстетически ценных произведений музыкального искусства. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в процессе познания музыки

К:применять полученные знания о музыке, как виде искусства для решения разнообразных художественных и творческих задач.

Р: проявлять творческую инициативу и самостоятельность в процессе овладения учебными действиями

П:размышлять о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими.

Знать о роли музыки в жизни человека. Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные на музыкальных уроках. Закрепление вокально-хоровых навыков.