Конспект урока по музыке «Звуки скрипки так дивно звучали…» (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Конспект урока по музыке «Звуки скрипки так дивно звучали…» (5 класс)Урок с применением технологии развития критического мышления.Цель урока: Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.Р...


Конспект урока по музыке (5 класс)

Разработала: учитель музыки Никитина Марианна Валерьевна

Тема урока: «Звуки скрипки так дивно звучали…»

Цель урока: Расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки, её создателях и исполнительском мастерстве скрипачей.

Задачи:

  1. Продолжать учить учащихся активному слушанию музыки, её анализу;

  2. Развивать умение находить проблемную ситуацию, планировать и анализировать собственную деятельность для её решения;

  3. Развивать творческое воображение, образное, логическое мышление.

  4. Формировать чувство уважения к музыке как к искусству; навыки совместной деятельности в дуэте, квартете, в классе.

  5. Формировать внутреннюю мотивацию к обучению.

Тип урока: Урок закрепления и коррекции знаний.

Вид урока: Урок с применением технологии развития критического мышления.

Форма обучения: Фронтальная, групповая.

Оборудование: Диски с музыкальными произведениями, фортепиано, текст песни, стихов, портреты скрипачей, композиторов.

Модель урока – эмоционально-интеллектуальная.

Методы и приемы, используемые на уроке:

Метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: учебная дискуссия; интерактивный тренинг «Общий галдеж»:

Методы организации и осуществления учебных действий: интонационно-стилевое постижение музыки; размышления о музыке; слушание с остановками: метод «продвинутая лекция».

Метод контроля и самоконтроля: синквейн; инсерпт; эссе; интерактивная игра «Верно ли?»

Данному уроку должна предшествовать предварительная подготовка.

Этап предварительной подготовки.

На предыдущем уроке учащиеся знакомятся с текстом и музыкой песни «Музыкант», разучивают ее, дети должны иметь представление о синквейне, инсерпте, писать небольшие по объему творческие работы – эссе, иметь представление о появлении скрипки, о её значимости в оркестре.

1.Стадия урока «Вызов»

Цель этой стадии: Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса и мотивации к обсуждению  предлагаемой темы.

Действия учителя

Вступительное слово:

Сегодня мы с вами опять вместе. Я этому очень рада. Мы будем проводить урок по принципу сотрудничества. Неправильных ответов у нас не будет, потому что каждый человек воспринимает музыку по-своему, по-особенному. И это очень важно, ведь все мы - Индивидуальности!

Давайте проведем небольшой тренинг. Он называется «Общий галдеж»

Учащимся дается задание: Сесть спиной друг к другу и рассказывать своему собеседнику как сегодня начался для вас день. Очень важно - говорить надо так, чтобы ваш собеседник вас услышал.

Действия учеников. Дети участвуют в диалоге с учителем, отвечают на вопросы:

Не получается? А почему?

Потому что надо повернуться к своему собеседнику лицом. И выслушать его, ведь он хочет сказать вам что-то очень важное.

Вот так и с музыкой, она очень многое может нам рассказать, надо только повернуться к ней и внимательно её выслушать как друга, собеседника.

Слушание В.А.Моцарт «Симфония № 40» (фрагмент)

Учитель. Музыка, какого композитора сейчас прозвучала? Ученики: В.А.Моцарта Учитель. Какие инструменты исполнили это произведение? Ученики: Симфонический оркестр Учитель. А кто изображен на обложке вашего учебника? Ученики: Маленький В.А.Моцарт Учитель. Что вы знаете об этом композиторе? (ответы детей) Учитель. Какой инструмент у него в руках? Ученики. Скрипка. Учитель. А какой у неё звук? Ученики. У скрипки звук высокий, ясный, светлый. Учитель. Правильно, за необычный звук её называют «Королевой оркестра». Посмотрите, ребята, внимательно, какой это замечательный инструмент. (Дети рассматривают). А как называется вот эта палочка, которой водят по скрипке? Ученики. Смычок. Учитель. А из чего он сделан? Ученики. Из конского волоса. Учитель. Благодаря этому смычку у скрипки протяжный, певучий звук. Недаром про неё говорят что она “поёт” человеческим голосом. Поэтому в оркестре она главная.

Учитель. Как вы думаете, какому инструменту мы посвятим наш урок? Ученики. Скрипки

Учитель. Верно, сегодня мы поговорим о скрипке. Итак, тема урока «Звуки скрипки так дивно звучали…» Сегодня на уроке мы послушаем музыку скрипки и ответим на вопрос: «Что же для нас значит этот музыкальный инструмент, какое место он занимает в наших сердцах».

А сейчас давайте послушаем этот прекрасный, певучий инструмент. Слушание Антонио Вивальди «Времена года», концерт «Зима».

Действия учителя.

Учитель предлагает во время слушания записать все, что известно об этом музыкальном произведении. Работа в парах – запись информации, затем объединяются в четверки «квартеты».

- В какой период времени написана эта музыка? - О чем рассказала вам эта музыка?

- Состав исполнителей?

- Как бы эта музыка звучала без скрипки?

- Это музыка «легкая» или «серьезная»? Действия учеников. Дети анализируют музыку, записывают информацию.

Метод «Продвинутая лекция»

Первые скрипки появились во Франции и Италии в XV веке. Вскоре их стали изготовлять по всей Европе. Но лучшими скрипками славилась Италия, давшая миру выдающихся скрипичных мастеров: Н. Амати, А. Гварнери, А. Страдивари. Их скрипки из хорошо высушенных, покрытых лаком пластинок клена и ели запели красивее самых прекрасных голосов. На инструментах, созданных руками этих гениальных мастеров-волшебников, играли выдающиеся скрипачи мира.
Давид Ойстрах Его называли «чародеем скрипки», «виртуозом, смеявшимся над виртуозностью», «Царём Давидом». Он выступал с лучшими оркестрами планеты. Его слышали жители Европы и Северной Америки, Японии, Австралии и Новой Зеландии.

Владимир Спиваков выдающийся скрипач, руководитель Национального симфонического оркестра «Виртуозы Москвы». Ему принадлежат прекрасные слова о скрипке:

У скрипки свой голос — неповторимый, единственный, поэтичный, страдающий, откровенный, тайный, иногда белый, иногда черный, иногда божественный, иногда дьявольский, — потому что это голос ….

Высказывание осталось незаконченным, и мы вернемся к нему в конце урока, чтобы узнать окончание фразы.

Скрипка имеет 4 струны, каждая из которых обладает своей неповторимой звуковой окраской. У верхней она блестящая и яркая, две средние струны имеют нежный, поэтичный тон, а нижняя — «басок» — обладает сочностью тембра и силой. Технические возможности скрипки велики: она — самый подвижный и гибкий инструмент среди смычковых.

Учитель показывает инструмент и рассказывает из каких деталей он сделан. Звучит стихотворение Натальи Манушкиной – “Скрипка».

Не торопливо, не спеша
Скрипичный мастер скрипку ладит.
Прорежет эфы, чуть дыша, смычок подтянет, гриф погладит,
Поправит деку, завиток,
Покроет лаком осторожно.
Теперь он сделал всё, что мог
Теперь играть на скрипке можно!
Пой, королева, смейся, плач,
Твой голос и стан твой строен.
Какой счастливчик твой скрипач
Пусть будет он тебя достоин!

Замечательные сочинения для скрипки создали композиторы (Дети должны назвать фамилии композиторов) - А. Вивальди, И. С. Бах и В. А. Моцарт, Л. Бетховен и И. Брамс, П. И. Чайковский и А. К. Глазунов.

Особенно сильно расширил возможности инструмента итальянец Никколо Паганини. Великий скрипач и композитор. Его мастерство игры на скрипке было настолько совершенно и неподражаемо, что ходили слухи, будто исполнять труднейшие пассажи своих произведений ему помогает нечистая сила.

Всему миру известны великие имена российских музыкантов, владеющих скрипкой.

Скрипка - один из инструментов Вселенной, и только одухотворенный любящий ее человек способен сыграть на ней поистине чистую и прекрасную музыку.

2. Стадия «Осмысление»

Цель этой стадии: Знакомство с новой информацией. Организация активной работы. Удовлетворение познавательных запросов, формирование отношения к теме.

1)Работа с текстом. Прием «Пометки на полях»

Текст. Рассказ К.Паустовского «Струна» в творческой тетради стр.34-36

 2) Анализ текста.

Учитель. О чем рассказ К.Паустовского? (ответы детей)

- С каким великим музыкантом бойцы сравнили Егорова? (Н.Паганини)

- На каком инструменте играл музыкант? (Скрипка)

- Что произошло с инструментом? (струны порвались)

- Что помогло музыканту довести до конца своё выступление на единственной оставшейся струне скрипки?

- Какая мелодия из знакомых вам сочинений П.Чайковского могла звучать на ночном концерте?

Слушание «Мелодия» для скрипки и фортепиано П.И.Чайковского – пример лирико-драматического образа. Это сочинение имеет авторский подзаголовок «Воспоминание о родном месте»

Учитель. Вспомните литературные произведения, в которых музыка – одно из главных действующих лиц («Старый повар» К.Паустовского, «Квартет» С.Крылова)

Действия учителя. Предлагает посмотреть в учебнике (стр.112-117) и творческой тетради (стр.34) репродукции с изображениями скрипок и ответить на вопросы:

- Глядя на эти картины, каждый слышит разную музыку. Какую? - Что объединяет эти портреты друг с другом? - Что объединяет эти сюжеты с темой урока? - Есть ли общие черты в музыке и живописном полотне? Часто художники, скульпторы, писатели в своих произведениях изображают музыкантов и музыкальные инструменты.

Предложить прочитать кому-либо из учащихся стихи «Звуки пели, дрожали так звонко…» А.Толстого и «Не соловей – то скрипка пела…» А.Блока (стр.113)

Учитель. Какому музыкальному и художественному произведению эти стихи созвучны? Найдите сходные и различные черты этих произведений?

Действия учеников. Ученики размышляют, сопоставляют, анализируют и отвечают на вопросы.

Учитель. Какие песни вы знаете, в которых рассказывается о скрипке и скрипачах? («Музыкант» Е.Зарицкой, сл.В.Орлова; «Волшебный смычок» норвежская народная песня; «Музыкант» слова и музыка Б.Окуджавы; «Скрипка» Р.Бойко)

Некоторые из них могут быть спеты солистами.

Разучивание песня «Маленький кузнечик» музыка В.Щукина, слова С.Козлова.

Работа над текстом. Использование техник РКМ - Инсерпт: при разучивании песни используем цветные ручки для работы с текстом (обозначаем паузы, повышение интонациии, понижение, акценты, ит.д.)

Учитель. - Назовите главную мысль песни. - Часто ли мы в жизни сталкиваемся с такой ситуацией.

Стадия «Рефлексия»

Цель этой стадии: Получение от учеников  обратной связи.

Сопоставление прошлого и настоящего материала. Обобщение изученного, определение материала для дальнейшего изучения.

Действие учителя: Предлагает поиграть. Игра «Верно»?

Действие учеников: Дети становятся около доски в центре. По краям доски пишется «Да», «Нет». Учитель читает вопросы, учащиеся должны перейти к тому ответу, который они считают правильным, затем опять встать к центру доски.

Вопросы:

Верно ли, что форма скрипки напоминает женскую фигуру?

Верно ли, что скрипку мастерят из дуба?

Верно ли, что скрипка струнно-смычковый инструмент?

Верно ли, что скрипка появилась на свет в Америке?

Верно ли, что Бах писал музыку для скрипки?

Верно ли, что Н.Паганини – скрипач?

Верно ли, что у скрипки 5 струн?

Верно ли, что голос скрипки часто сравнивают с человеческим?

Вернуться к высказыванию В.Спивакова.

У скрипки свой голос — неповторимый, единственный, поэтичный, страдающий, откровенный, тайный, иногда белый, иногда черный, иногда божественный, иногда дьявольский, — потому что это голос жизни.

Определение продолжения темы.

Действие учителя. Ребята, а что бы вы хотели ещё узнать о скрипке, о скрипачах?

Предлагает сделать вывод о том, «Что же для нас значит этот музыкальный инструмент, какое место он занимает в наших сердцах»

Действие учеников. Составляют синквейн на тему «Скрипка» под скрипичную музыку. Эссе на тему: «Что я хочу рассказать о скрипке» (может быть домашним заданием)

Домашнее задание. Выполнить задания в творческой тетради на развороте «Волшебный смычок» (стр.72-73)





[pic]







СКРИПКА









Во время слушания запишите все,

что известно об этом музыкальном произведении.
























































Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
    * тема, выраженная одним словом – существительным.
    * описание темы в двух словах – прилагательные.
    * описание действия тремя словами – глаголами.
    * фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    * одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.


Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
    * тема, выраженная одним словом – существительным.
    * описание темы в двух словах – прилагательные.
    * описание действия тремя словами – глаголами.
    * фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    * одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.


Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
    * тема, выраженная одним словом – существительным.
    * описание темы в двух словах – прилагательные.
    * описание действия тремя словами – глаголами.
    * фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    * одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.


Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
    * тема, выраженная одним словом – существительным.
    * описание темы в двух словах – прилагательные.
    * описание действия тремя словами – глаголами.
    * фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    * одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.


Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
    * тема, выраженная одним словом – существительным.
    * описание темы в двух словах – прилагательные.
    * описание действия тремя словами – глаголами.
    * фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    * одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.


Строгие правила составления “синквейнов” таковы:
    * тема, выраженная одним словом – существительным.
    * описание темы в двух словах – прилагательные.
    * описание действия тремя словами – глаголами.
    * фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.
    * одно слово – синоним к первому, на эмоциональном отклике автора.