Каждая из этих тем варьируется. Звучит так, как будто композитор просто импровизирует. Защита - ученик 2: Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошки вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Дж. Гершвин смог совершить чудо. Он – принц, который взяв Золушку за руку, открыто, объявил о ней перед всем миром как о принцессе, к немалой ярости завистливых ее сестер.
Защита - ученик 3: Тема Рапсодии, не теряя родства с джазовой музыкой, представляются нам как сгусток упругой энергии, как и в сонатной форме. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность к кульминации. Джаз был поднят на новый уровень, и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз.
Учитель- судья: Обвинение, вы согласны с защитой? Есть ли у защиты ещё доводы?
Защита - ученик 4: О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна!
Учитель- судья: Приступаем к опросу свидетелей по данному делу. Вызывается 1-й свидетель. Представьтесь. Что вы можете сказать по данному вопросу?
1-й свидетель: Я…… Как у гражданина России, у меня вызывает чувство сопричастности к истории своего народа, когда я слушаю и смотрю оперу «Иван Сусанин», где прослеживается основная идея- любовь к Отечеству. Джордж Гершвин нашёл героев для своей оперы «Порги и Бесс» среди самых бесправных граждан США - негров. Большую роль в опере играет хор, который олицетворяет народ: страдают, смеются, тоскуют. Это первая национальная американская опера, которая не оставит равнодушными слушателей. В доказательство я попрошу вас послушать главного героя оперы Порги.
Учитель- судья: Секретарь предоставьте суду запись для прослушивания.
Слушание фрагмента арии Порги
Учитель- судья: Спасибо. Приступаем к опросу следующего свидетеля, заявленного защитой. Представьтесь. Что вы можете сказать по данному делу?
2-й Свидетель: Я…….. из музыкальной литературы узнала, что Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыку «чёрного населения» Америки. Он сочинил музыку не только к опере, чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы, песни Гершвина с их запоминающимися мелодиями. «Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20-го века. И конечно никто не останется равнодушным к мюзиклу «Американец в Париже». Разрешите Ваша честь посмотреть фрагмент.
Учитель- судья: Ну что ж я думаю можно. Секретарь попрошу предоставить видео материал.
Просмотр видеофрагмента
Учитель- судья: Обвинение, Вы удовлетворены? Я думаю, что перед оглашением окончательного вердикта нужно дать слово обвиняемому.
Гершвин: Вы можете, конечно, судить меня, но поверьте мне – всё, что я написал, пронизано единой идеей – сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться высокомерно от звучаний улицы песни негритянки стирающей бельё, от доморощенного джаза. Я не хочу возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. Я не сделал ничего безвкусного, безнравственного, пошлого, оскорбительного серьезной музыке. Я положил весь свой талант, все свои силы для того, чтобы поднять музыку американской нации до уровня классики.
Учитель- судья: Итак, пока высказывают своё мнение художники, суд просит подготовиться присяжных вынести вердикт! Расскажите о своих работах.
Комментарии художников, работавших в зале заседаний:
Художник-ученик 1: В своей зарисовке я изобразил обвинительную сторону. Мне кажется, что обвинение не учло огромнейший талант Дж.Гершвина, поэтому все доводы выглядели не совсем убедительно.
Художник-ученик 2: В своей зарисовке я изобразил самого Дж.Гершвина в образах его музыки. Мне показалось, что он сделал классическую музыку намного богаче. Симфоническая музыка зазвучала «по-американски», стильно.
Художник-ученик 3: Я так увлекся Рапсодией, что ничего больше не слышал, кроме этой пульсирующей энергии, сконцентрированной в ней. Я попытался изобразить самого Гершвина, играющего на рояле, музыкантов его оркестра.
Художник-ученик 4: Мне кажется, что саксофон в оркестре – главный джазовый инструмент, поэтому я изобразил группу медных духовых инструментов. Я делал зарисовки с удовольствием, быстро, рука сама бежала по бумаге за музыкой!
Учитель- судья: Предоставляем слово суду присяжных.
-Для обсуждения присяжным были предложены вопросы, на которые, посоветовавшись, мы готовы дать ответы.
1 Вопрос: Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
Ответ: Конечно, будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.
1.Вопрос: Можно ли её назвать классикой?
Ответ 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна. Гершвин осторожно синтезировал джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм.
2.Вопрос: Дал ли джаз почву для развития других музыкальных направлений?
Ответ: Конечно. Это джаз-рок, рок-н-ролл, хард-рок, популярная музыка и другие направления.
3.Вопрос: Настоящее ли это искусство?
Ответ: Да, так как его музыка настоящая, она никого не оставляет равнодушным.
Учитель- судья: Ваш вердикт?
Суд присяжных: Не виновен!
4.Итог урока.
Учитель- судья: Да, искусство джаза Джорджа Гершвина действительно гениально, самобытно, современно. Гершвин «всегда верил в свою звезду». Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино. Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих работ. Я очень благодарна вам за то, что вы так заинтересованно работали над этой проблемой и ваше творчество сподвигло нас с вами на создание этого урока. И хотелось бы закончить наш урок исполнением песни «Хлопай в такт» Дж. Гершвина.
исполняется песня «Хлопай в такт» Дж. Гершвина
5.Рефлексия.
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS – сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить то, как плодотворно он работал.