Урок №
Дата.
Тема урока: Балет «Петрушка»
Жанр урока: тематический
Вид урока: урок изучения нового материала, с элементами закрепления ранее изучаемого материала
Цель урока: знакомство музыкальным жанром — балет.
Оборудование: презентация; видеоматериал; учебник музыки по программе «Перспектива» для 4 класса, перчаточная кукла «Петрушка», раздаточный материал.
Музыкальный материал: фрагменты балета «Петрушка», песни: русские народные «Едет масленица», «Блины».
Метапредметные результаты: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата
Предметные результаты: знакомство с жизнью и творчеством композитора И.Ф. Стравинского, актуализация знаний обучающихся о балете, на примере балета “Петрушка”, знакомство с историей создания этого балета, его сюжетом, действующими лицами, развивать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью на примере музыкального фрагмента из балета «Петрушка» И.Ф.Стравинского.
Личностные результаты: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов.
Действия учителя Действия обучающихся
Диагностика метапредметного результата
Организационный момент. 1-2 мин. Учитель организует подготовку к уроку, настраивает детей на работу. Организует работу по воссозданию в памяти детей композиторов, изучавшихся на предыдущих уроках.
- Назовите композиторов, которые в своих произведениях отобразили русский праздник «масленицу?
Дети ориентируются в пространстве урока, проверяют готовность к уроку.
Повторяют тех композиторов, которых изучали на предыдущем уроке. (П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков)
Как Вы думаете, почему люди становятся композиторами? 3 мин.
Дети формулируют возможные варианты, что является предварительным планом для работы с последующей информацией. (любовь к музыке, музыка постоянно звучит, судьба, влияние родителей, влияние учителя, детские впечатления)
Обучающийся не только формулирует вариант, но и может его устно обосновать, основываясь на предыдущем опыте.
Интересно, как изменится Ваше представление о том, почему люди становятся композиторами.
Мини-лекция о И. Стравинском.
Учитель, используя слайд-шоу (5-6 слайдов), рассказывает о биографии И. Стравинского.
10 мин.
Игорь Федорович Стравинский - русский композитор, дирижёр и пианист, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века. Гражданин Франции (1934) и США (1945).
Игорь Стравинский родился в 1882 году на Швейцарской улице в Ораниенбауме на даче, которую купил его отец, Фёдор Игнатьевич Стравинский — русский певец, солист Мариинского театра. Мать будущего композитора — одарённая пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская (11.08.1854 — 7.06.1939), была постоянным концертмейстером на концертах мужа. В доме Стравинских в Петербурге принимали музыкантов, артистов, писателей, в числе которых был и Фёдор Достоевский.
Среди разнообразных музыкальных впечатлений детских лет будущего композитора видное место заняли оперные произведения, с которыми он имел возможность знакомиться благодаря профессии отца. Много лет спустя Стравинский вспоминал о первом посещении оперного спектакля — «Ивана Сусанина» М. Глинки. «Тогда-то я впервые услыхал оркестр — да и какой оркестр! Оркестр, исполнявший Глинку! Впечатление было незабываемое...»,— писал он в мемуарах «Хроника моей жизни». Рано вошла в его сознание также и народная песня, которую он слышал в деревне, где семья проводила летние месяцы. В возрасте девяти лет Стравинский начал заниматься фортепианной игрой. Вскоре он увлекается импровизацией, еще не умея записывать свои музыкальные мысли. Годам к шестнадцати относятся первые сохранившиеся попытки сочинения.
В 19 лет после окончания гимназии Гуревича, по настоянию родителей, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, одновременно приступив к самостоятельному изучению музыкально-теоретических дисциплин. С 1904 по 1906 год Игорь Стравинский брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, который предложил Стравинскому занятия два раза в неделю. Это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел профессией в совершенстве.
Под руководством Римского-Корсакова были написаны первые сочинения — скерцо и соната для фортепиано, сюита для голоса с оркестром «Фавн и пастушка» и т. д. На премьере последнего присутствовал Сергей Дягилев, высоко оценивший талант молодого композитора. Через некоторое время Дягилев предложил ему написать балет для постановки в «Русских сезонах» в Париже. В течение трёх лет сотрудничества с труппой Дягилева Стравинский написал три балета, принёсших ему мировую известность — «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913). В эти годы Стравинский периодически ездит из России в Париж и обратно.
В начале 1914 года, перед началом Первой мировой войны, выехал с семьёй в Швейцарию. Из-за начавшейся войны Стравинские в Россию не вернулись. С весны 1915 года композитор жил с семьёй в Морже близ Лозанны, с 1920 — преимущественно в Париже.
После окончания войны Стравинский принял решение не возвращаться в Россию и спустя некоторое время переехал во Францию. В 1919 году композитор по заказу Дягилева написал балет «Пульчинелла», поставленный год спустя.
Стравинский жил во Франции до 1940 года.
В 1945 году он становится американским гражданином.
Апофеозом всего творчества Стравинского является Requiem Canticles («Заупокойные песнопения», Реквием)
Осенью 1962 года впервые после долгого перерыва он приезжал на гастроли в СССР, дирижировал своими сочинениями в Москве и Ленинграде. Стравинский умер 6 апреля 1971 года от сердечной недостаточности. Похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции (Италия), на так называемой «русской» его части, недалеко от могилы Сергея Дягилева.
Дети в умственном плане сопоставляют воспринимаемый материал с изначальными представлениями.
Возвращаемся к изначальному списку наших ответов. Что изменилось?
Дети добавляют к своим вариантам информацию, полученную из мини-лекции.
По тому, что дети записали, мы можем судить о степени их умения контролировать свои действия.
-Что такое балет? Кто такой Петрушка?
История создания балета «Петрушка».
Беседуя о вариантах ответа на вопрос о причинах выбора профессии композитора, учитель делает переход к небольшому сообщению об истории балета «Петрушка».
Первая картина. Народные гулянья на масленой. Адмиралтейская площадь в Петербурге, яркий зимний день. В центре сцены — театрик Фокусника. Тут же раешник, карусели, перекидные качели, ледяные горы, лавки со сластями. Проходит группа подвыпивших гуляк. Балаганный дед потешает толпу. Появляется шарманщик с уличной танцовщицей. Одновременно с противоположной стороны слышны звуки музыкального ящика. Около него пляшет другая танцовщица. Выходит старый Фокусник. Занавес театрика задвигается, показывая трёх кукол — Петрушку,Балерину и Арапа. Фокусник оживляет их прикосновением флейты, и они пускаются в пляс.
Вторая картина.
У Петрушки. Комната Петрушки с картонными стенами, окрашенными в чёрный цвет, со звёздами и месяцем, с грозным портретом Фокусника на одной из стен. Чья-то нога грубо вталкивает Петрушку в дверь. Он падает, затем приходит в себя и разражается проклятиями. Появляется Балерина, Петрушка радостно бросается к ней, но она скоро уходит. Петрушка предаётся отчаянию.
Третья картина. У Арапа. Комната Арапа. Красные обои с зелёными пальмами и фантастическими фруктами. Арап в роскошном одеянии лежит на оттоманке и играет кокосовым орехом. Входит Балерина, танцует сперва соло, затем вместе с Арапом. Врывается Петрушка, происходит схватка его с Арапом. Балерина падает в обморок. В конце концов Арап выталкивает Петрушку.
Четвёртая картина. Народные гулянья на масленой (под вечер). Декорация первой картины. Последовательно проходит ряд эпизодов. Танцующих кормилиц сменяет мужик с медведем, который ходит на задних лапах под звуки дудки. Появляется ухарь-купец с двумя цыганками. Он разбрасывает ассигнации, играет на гармонике, цыганки пляшут. В лихой пляске выступают кучера и конюхи, к которым присоединяются кормилицы. Постепенно наступают сумерки, зажигаются разноцветные бенгальские огни. Появляются ряженые — чёрт, коза, свинья. Они балагурят и танцуют. Пляска становится общей. Внезапно из театрика доносятся крики — выбегает Петрушка, преследуемый Арапом. Взбешённый Арап ударом сабли убивает Петрушку (к этому времени темнота сгущается и начинает идти снег). Окружённый толпой Петрушка умирает. Приходит Фокусник, поднимает труп Петрушки и трясёт его, показывает, что это только кукла, из которой сыплются опилки. Толпа расходится, Фокусник тащит куклу в театрик. Неожиданно над театриком появляется тень Петрушки, грозящая Фокуснику и показывающая ему длинный нос. Фокусник в ужасе выпускает из рук куклу и поспешно уходит.
Дети дают определение термина «балет». Дают ответы на вопрос о Петрушке.
Дети читают в учебнике на стр. 106 содержание первой картины балета
- Представьте себя композитором и подумайте,
как должна звучать музыка этой сцены?
1. Какое настроение будет у нашего произведения?
2. Какие средства музыкальной выразительности вы, как композиторы, используете в музыке?
Просмотр фрагмента из балета «Петрушка» (мелодия Фокусника и «Русская». Что мы можем сказать о музыкальном произведении?
5-6 мин.
Дети предлагают варианты ответа на вопрос, основываясь на изученном ранее материале. В беседе с учителем варианты уточняются. (характер музыки,мелодия, лад, регистр, темп, динамика, музыкальные интрументы).
Дети формулируют план анализа музыкального произведения.
Прослушивание фрагмента из балета.
Обсуждение, сопоставление с ранее сформулированным планом.
8-10 мин.
После прослушивания дети уточняют план прослушивания, поясняют свои варианты.
Оценивается умение контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Физкультминутка
Краткое обсуждение фольклорных мотивов в балете. «Русская» - это колкая, механически ритмичная музыка с преобладанием тембра фортепиано. В ней можно узнать тему русской песни «Ай, во поле липенька».
. Вокальная импровизация «Сочини мелодию»
(перчаточная кукла Скоморох)
Внимание! Внимание! Внимание!
Подходит к завершению веселое гуляние!
Торопись, честной народ,
Песню сочинить зовет!
- На экране вы видите текст, который нужно пропеть.
Сочините каждый свою мелодию.
Я вам даю 1 минуту на сочинение.
Пришла пора нам с ярмаркой прощаться
И ей мы До свиданья говорим.
За добрый смех и за участье
Друг друга мы благодарим!
Хор.
Предметные
развитие вокально-хоровых навыков.