Пояснительная записка
Основание составления рабочей программы:
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 7 класса разработана в соответствии с требованиями компонента Федерального Государственного образовательного стандарта.
- Примерной программы по Музыке (авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина)
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки Республики Татарстан от 18.01.07 № 252/7 Об особенностях преподавания учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования
Цели и задачи учебного предмета «Музыка»
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
-метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-метод художественного контекста;
-метод создания «композиций»;
-метод перспективы и ретроспективы.
Место учебного предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом на 2016-2017 учебный год на предмет «Музыка» отведен1 час в неделю, 35 недель, всего в год 35 часов.
Основное содержание программы:
Раздел 1. « Особенности музыкальной драматургии сценической музыки»
(18ч)
1четверть: «Что значит современность в музыке?»
1.Классика и современность. Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
2.Авторская песня. Барды. История возникновения бардов.
3.Современность бардовской песни. Грушинский фестиваль.
4.Особенности венской классической школы. История одной любви. Бетховен Соната №14 –«Лунная».
5.Музыкальная драматургия творчества Бетховена.
6.Гете и Бетховен. Создание великого произведения: Увертюра «Эгмонт».
7.Симфонизм в творчестве Бетховена. Современность темы симфонии №5- «Так судьба стучится в дверь».
8.Героическая тема в русской музыке.
9.В музыкальном театре. Обобщающий урок четверти.
2-я четверть « Музыка серьезная и легкая» (7ч)
1. Классицизм и романтизм западно-европейской музыки. Гешвин «Мой народ американци»
2.История возникновения джаза. Симфоджаз.
3.Джаз в России.
4.Балет щедрина «Кармен»
5.Опера Бизе «Кармен»
6.Рок опера «Иисус Христос – суперзвезда
7.Мы желаем счастья вам! Обобщающий урок четверти.
Раздел 2. « Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (16 ч)
3-я четверть. « Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки.
1.Искусство эстрадной обработки классики.
2.История создания эстрадно –симфонического оркестра Поля Мориа.
3.Сюита Шнитке «Гоголь» к спектаклю «Ревизорская сказка»
4.Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»
5.Особенности эпохи возрождения и Барокко. Нестареющая музыка Баха.
6.Западно- европейская музыка эпохи возрождения вилансила, мадригал ,монет. (О.Россо, Д.Палестина.)
7.Образ матери в музыке. Шуберт «Аве Мария»
8.В органном зале.
9. Два направления музыкальной культуры – светская и духовная музыка. Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своебразие.
10.Обобщающий урок четверти.
4-я четверть «Наши великие современники»
1.Искусство объединяет все человечество.
2.Галерея героических образов в русской музыке. Музыкальная культура 19 века.
3.Основные жанры профессиональной музыки. Самая популерная опера в мире – опера «Кармен».
4.Рок- опера «Иисус Христос – суперзвезда».Многообразие современной популярной музыки.
5.Музы вели в бой. Музы вели в бой. Творчество отечественных композиторов- песенников, ставшее музыкальным символом своего времени.
6.Музыка весны – песни победы!
7.Проектная работа по теме «Искусство объединяет все человечество»
8.К истокам искусства. Обобщающий урок.
Требования к результату обучения:
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность
• понимать роль музыки в жизни человека;
совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора;
понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, средствах музыкальной выразител ьности;
знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации;
исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений;
творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации; ориентироваться в нотной записи как средстве фиксации музыкальной речи;
использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования, выполнять творческие задания, участвовать в исследовательских проектах;
проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.);
выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом;
совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.
Календарно - тематическое планирование для 7-го класса.
№№
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
план
факт
Особенности драматургии сценической музыки
Что значит современность в музыке?
1
1
Классика и современность.
Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки.
1
8.09
22
Авторская песня – барды.
1
15.09
33
Современность бардовской песни. Грушинский фестиваль.
1
22.09
44
Особенности венской классической школы. История одной любви. Бетховен. Соната №14. «Лунная».
1
29.09
55
Музыкальная драматургия творчества Бетховена.
1
6.10
66
Гёте и Бетховен. Создание великого произведения - увертюра "Эгмонт".
1
13.10
77
Симфонизм в творчестве Бетховена. Современность темы Симфонии №5- «Так судьба стучится в дверь».
1
20.10
88
Героическая тема в русской. музыке.
1
27.10
Музыка серьёзная и музыка лёгкая. (2-я четверть)
110.
Классицизм и романтизм западно-европейской музыки.Гершвин « Мой народ – американцы»
1
10.11
111.
История возникновения джаза. Симфоджаз.
1
17.11
112.
Джаз в России.
1
24.11
113.
Балет Щедрина «Кармен»
1
1.12
114.
Опера Бизе «Кармен»
1
8.12
115.
Рок- опера «Иисус Христос- суперзвезда»
1
15.12
616.
Мы желаем счастья вам. Обобщающий урок четверти.
1
22.12
Особенности драматургии камерной сценической музыки.
Взаимопроникновение лёгкой и серьёзной музыки. (3-я четверть)
117.
Искусство эстрадной обработки классики.
1
12.01
118.
История создания эстрадно – симфонического оркестра под руководством Поля Мориа.
1
19.01
119.
Сюита Шнитке «Гоголь» к спектаклю «Ревизорская сказка»
1
26.01
220.
Музыка к драматическому спектаклю Кабалевского «Ромео и Джульетта»
1
2.02
221.
Особенности эпохи возрождения и Барокко. Нестареющая музыка Баха.
1
9.02
222.
Западно- европейская музыка эпохи возрождения вилансила,мадригал ,матет (О.Россо, Д.Палестина.)
1
16.02
223.
Образ матери в музыке. Шуберт « Аве Мария»
1
23.02
224.
В органном зале.
1
1.03
225.
Два направления музыкальной культуры – светская и духовная музыка. Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своебразие.
1
8.03
226.
Обобщающий урок четверти.
1
15.03
Наши великие современники. (4-я четверть)
227.
Искусство объединяет всё человечество.
1
5.04
228.
Галерея героических образов в русской музыке. Музыкальная культура 19 века.
1
12.04
229.
Основные жанры професси ональной музыки. Самая популярная опера в мире – опера "Кармен".
1
19.04
330.
Рок-опера "Иисус Христос - суперзвезда". Многообразие современной популярной музыки.
1
26.04
331.
Музы вели в бой. Творчество отечественных композиторов- песенников, ставшее музыкальным символом своего времени.
1
2.05
332.
Музыка весны – песни победы.
1
10.05
333.
Проектная работа по теме «Искусство объединяет человечество».
1
17.05
334.
К истокам искусства – обобщающий урок.
1
24.05
335.
Экскурсия в ДШИ на концерт ансамбля «Скипунелла»
1
31.05
Учебно-методическая литература:
Учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2009г.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
Методическое пособие для учителя «Музыка 7 классы», М., Просвещение, 2005г.
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2005г
фонохрестоматия для 7 класса (6 аудио кассет)
Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.
учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2006г.
«Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2006 г.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CD ROM)
2. Мультимедийная программа «Соната» Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
11.Единая коллекция - [link]
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CD ROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Критерии оценки
Критериальная характеристика уровней сформированности творческой деятельности.
Критерии творчества: низкий уровень
средний уровень
высокий уровень
/. Самостоятельность.
Частичная.
Частичная или полная.
Полная.
2. Поиск и перебор возможных вариантов движения к цели.
В частичном объеме с помощью учителя.
В полном качественном виде.
Функция оценки - учет знаний.
Проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции).
Умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «5» ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание со своей жизненной позиции);
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «4» ставится:
если присутствует интерес (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
проявление музыкальных способностей и стремление их проявить;
умение пользоваться ключевыми и частными знаниями.
Отметка «3» ставится:
проявление интереса (эмоциональный отклик, высказывание своей
жизненной позиции);
или в умение пользоваться ключевыми или частными знаниями;
или: проявление музыкальных способностей и стремление их проявить.
Отметка «2» ставится:
нет интереса, эмоционального отклика;
неумение пользоваться ключевыми и частными знаниями;
нет проявления музыкальных способностей и нет стремления их проявлять.